Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 024/01/11-911/2019 от 10 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

_________                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Курагинский ТеплоВодоканал»

ул. Вокзальная, 10 А,

пгт. Курагино, Курагинский район, Красноярский край, 662912

 

АО «Русский Уголь»

ул. Петровка, д. 10, г. Москва, 107031

 

Администрация Курагинского района

ул. Партизанская, д. 183,

пгт. Курагино, Курагинский район,

Красноярский край, 662910

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 024/01/11-911/2019

 

10 марта 2020 года

 

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - <…>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <…>, начальник отдела естественных монополий, <…>, главный специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/11-911/2019 по признакам нарушения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (662913, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Вокзальная, 10 А) и АО «Русский Уголь» (107031, г. Москва, ул. Петровка, 10) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; по признакам нарушения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (662912, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Курагино, ул. Вокзальная, 10 А) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии представителей АО «Русский Уголь» по доверенности от 03.02.2020 <…>, по доверенности от 03.02.2020 <…>, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и имеющиеся материалы, полученные последним в рамках рассмотрения обращения Администрации Курагинского района на действия АО «Русский Уголь», АО «СУЭК-Красноярск» по увеличению стоимости угля для ресурсоснабжающих организаций Курагинского района – ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», ООО «Краснокаменские Энергосети», ООО «Кошурниковские Энергосети».

Из содержания заявления Администрации Курагинского района следует, что АО «Русский Уголь», АО «СУЭК-Красноярск» необоснованно увеличили стоимость поставленного ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», ООО «Краснокаменские Энергосети», ООО «Кошурниковские Энергосети» угля в сентябре 2018 года, в результате чего цены на уголь увеличились в среднем на 14%, и 01.01.2019 – цены на уголь увеличились в среднем на 10%.

По результатам рассмотрения указанного заявления Красноярское УФАС России приняло решение о возбуждении дела № 024/01/11-911/2019 по признакам нарушения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» и АО «Русский Уголь» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; по признакам нарушения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 24.10.2005 за государственным регистрационным номером 1052423020154. Основным видом деятельности общества зарегистрировано обеспечение работоспособности тепловых сетей, дополнительными - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Общество является ресурсоснабжающей организацией – оказывает услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории п. Курагино Красноярского края.

Долгосрочные тарифы на горячую воду, поставляемую ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), на тепловую энергию, на теплоноситель, на водоотведение, на питьевую воду для потребителей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» на 2016-2018 годы были утверждены приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2015 № 573-п, от 11.11.2015 № 166-п, от 16.12.2015 № 572-п, от 08.12.2015 № 516-в, от 08.12.2015 № 514-в.

Для потребителей услуг ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» в сферах теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения, водоотведения тарифы на 2019 год были утверждены приказами Министерства тарифной политики Красноярского края от 12.12.2018 № 240-п, от 12.12.2018 № 242-п, от 12.12.2018 № 241-п, от 29.11.2018 № 452-в, от 29.11.2018 № 450-в.

Поскольку ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на территории п. Курагино, в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» обязано осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Решением общего собрания учредителей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» 20.11.2013 (протокол № 35) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (далее – Положение о закупках от 20.11.2013), которое до 28.12.2015 года определяло общие принципы  закупки товаров, работ и услуг (далее – закупка), основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки товаров, работ и услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал».

Целями Положения о закупках от 20.11.2013 являлись, в том числе – обеспечение информационной открытости закупок товаров, работ и услуг посредством публикации информации о закупках в степени, достаточной для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недопущения дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; расширение возможностей для участия юридических и физических лиц в закупках; обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки  (пункт 1.2 Положения о закупках от 20.11.2013).

Согласно пункту 4.3 Положения о закупках от 20.11.2013 закупка могла осуществляться путем проведения следующих процедур: открытый конкурс; аукцион, в том числе открытый аукцион в электронной форме; запрос ценовых  котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с пунктом 11.1 Положения о закупках от 20.11.2013 при проведении прямых закупок ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» имело право заключать договор с поставщиком без проведения процедур привлечения и сопоставления предложений других поставщиков. В рамках подготовки и проведения прямой закупки определяется возможность применения того или иного основания для прямой закупки и определяется потенциальный контрагент.

Прямые закупки без проведения привлечения и сопоставления предложений других поставщиков закупки могли проводиться, в том числе в следующих случаях:

- договор заключается с лицами, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению закупок, ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» заключались договоры с таким же предметом закупки, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений (подпункт 11 пункта 11.3 Положения о закупках от 20.11.2013);

- у ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» имеется заинтересованность в поддержании сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов (подпункт 12 пункта 11.3 Положения о закупках от 20.11.2013).

Решением общего собрания учредителей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» 28.12.2015 (протокол № 38) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (далее – Положение о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6), которое до 28.12.2018 года регулировало отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», определяло порядок подготовки и проведения процедур закупок.

Целями Положения о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6 являлись, в том числе – расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг (далее также – закупки) и стимулирования такого участия; развитие добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности закупок; предотвращение коррупции и других злоупотреблений (пункт 1.3 Положения о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6).

Согласно пункту 5.1 Положения о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6 закупка могла осуществляться путем проведения торгов (конкурс, аукцион), без проведения торгов (запрос котировок, запрос предложений), закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), проведения прямой безальтернативной закупки, малой закупки.

На основании пункта 6.8.12 Положения о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6 ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» вправе было применять процедуру закупки у единственного поставщика, в том числе – с лицами, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению закупки, заключались договоры с таким же предметом закупки, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений и у заказчика имеется заинтересованность в поддержании сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов (пункт).

Решением общего собрания учредителей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» 28.12.2018 (протокол № 46) было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (далее – Положение о закупках от 28.12.2018 в редакции № 7), которое до 08.11.2019 года регулировало отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», определяло порядок подготовки и проведения процедур закупок, в том числе требования к закупке.

Согласно пункту 1.3 Положения о закупках от 28.12.2018 в редакции № 7 указанное положение регулировало отношения по закупкам, в том числе – в целях эффективного использования денежных средств; расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг и стимулирования такого участия; развития добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности закупок; предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 5 Положения о закупках от 28.12.2018 в редакции № 7 предусмотрены следующие способы закупок: конкурентные способы закупки – путём проведения торгов (конкурс, аукцион), без проведения торгов (запрос предложений, запрос котировок); неконкурентные способы закупки (закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), прямая безальтернативная закупка, малая закупка).

Согласно пункту 6.8 Положения о закупках от 28.12.2018 ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе – заключить договор с лицами, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению закупки, заключались договоры с таким же предметом закупки, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений и у заказчика имеется заинтересованность в поддержании сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов.

Решением общего собрания учредителей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» 08.11.2019 (протокол № 49) было утверждено действующее Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» (далее – Положение о закупках от 08.11.2019), которое регулирует отношения по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», определяет порядок подготовки и проведения процедур закупок, в том числе требования к закупке: порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

Согласно пункту 1.3 Положения о закупках от 08.11.2019 указанное положение регулирует отношения по закупкам в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности; эффективного использования денежных средств; расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг и стимулирования такого участия; развития добросовестной конкуренции; обеспечения гласности и прозрачности закупок; предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» руководствуется следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 2.1 Положения о закупках от 08.11.2019 предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (при проведении конкурса, аукциона на право заключить договор), Федеральным законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (при проведении торгов, запроса котировок (запроса цен), запроса предложений), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением о закупке.

Положением о закупках от 08.11.2019 предусмотрены следующие способы закупок: конкурентные способы закупки с проведением торгов (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений, открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), неконкурентные способы закупки (закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), прямая безальтернативная закупка, малая закупка).

Согласно пункту 6.8. Положения о закупках от 08.11.2019 ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» вправе применять процедуру закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в следующих случаях:

- вследствие чрезвычайного события, документально подтверждённого, либо для его предотвращения, возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

- закупка товаров, либо закупка работ, услуг не превышает 1 миллиона рублей в квартал (по итогам голосования членов закупочной комиссии);

- необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более 50 процентов первоначального объёма в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым;

- приобретаются товары, работы, услуги необходимые для выполнения заказчиком обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам по результатам проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- в целях исполнения обязательств заказчика по заключенным государственным и муниципальным контрактам, если возникла необходимость привлечения субподрядных организаций;

- возникновение потребности в продукции для исполнения обязательств по договору, в соответствии с которым заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и приобретение которой путём проведения конкурентных процедур  закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по такому договору сроки невозможно;

- расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по договору. При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения договора. Если до расторжения договора поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, должны быть уменьшены с учётом количества поставленного товара, объёма выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору с пропорциональным уменьшением цены договора;

- при закупке товаров, работ, услуг по существенно сниженным ценам, значительно меньшим, чем обычные рыночные цены (в том числе распродажи, приобретение у поставщика, ликвидирующего свою хозяйственную деятельность, реализация имущества конкурсными управляющими при банкротстве и т.п.), когда такая возможность существует в течение короткого промежутка времени, в связи с чем, применение иных процедур закупки нецелесообразно ввиду экономии времени;

- закупка осуществляется путём участия заказчика в аукционах, конкурсах или иных процедурах, организуемых самим продавцом товаров, работ, услуг на условиях и в порядке, не противоречащих настоящему Положению, действующим нормативным правовым актам Российской Федерации;

- заключении договоров на проведение лабораторно-инструментальных исследований параметров вредных производственных факторов, анализов, лабораторного контроля качества питьевой воды из объектов водоснабжения и других исследований, проводимых в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, на оказание услуг по проведению профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ на стационарных объектах, открытой территории;

- заключения гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

- закупки услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

- заключения договора на участие в выставке, конференции, семинаре, повышении квалификации и профессиональной переподготовке, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;

- договор заключается с лицами, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению закупки, заключались договоры с таким же предметом закупки, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений и у заказчика имеется заинтересованность в поддержании сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов;

- приобретаются юридические и консультационные услуги, услуги по обучению, повышению квалификации работников заказчика, профессиональной переподготовке, стажировке, а также иные услуги в области образования;

- приобретаются  услуги, связанные с направлением работника заказчика в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

- заключение гражданско-правовых договоров на оказание услуг, выполнения работ для обеспечения эксплуатации сетей связи и/или предоставления услуг связи, обеспечивающих технологические и корпоративные процессы заказчика, в том числе, услуги по установке, техническому обслуживанию, ремонту, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов, оборудования сетевой инфраструктуры, оборудования телефонной связи, электронно-вычислительной техники, технических систем обеспечения безопасности объектов заказчика;

- осуществляется оказание услуг по  организации расчётно-кассового обслуживания заказчика, оказание услуг  финансовых и кредитных организаций, в том числе услуги страхования и услуги по предоставлению техники в лизинг;

- приобретаются товары  с целью их дальнейшей реализации через розничную сеть заказчика;

- заключение договоров  на приобретение,  техническое обслуживание  и ремонт транспортных средств заказчика, включая запасные части и расходные материалы к ним;

- заключается договор аренды, субаренды, купли-продажи  объектов  недвижимого имущества и связанного с ним движимого имущества;

- заключение договора на обслуживание продукции, являющейся результатом работ, услуг оказанных заказчику по ранее заключенным договорам;

- поставщик является единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

- поставщик является единственным официальным дилером производителя, чему имеется документальное подтверждение;

- заключение договоров с организациями, уполномоченными органом государственной власти на оказание конкретного вида работ, услуг, при наличии подтверждающего документа;

- в случае исполнения требований надзорных органов, приобретение товаров, работ, услуг в целях реализации актов органов власти, федеральных законов, в том числе Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подзаконных актов и иных правовых актов;

- приобретаются стратегически необходимые ресурсы (хлор, уголь, ГСМ) для бесперебойной работы системы жизнеобеспечения пгт. Курагино;

- конкурентная процедура закупки товаров, работ, услуг, проведенная ранее, была признана несостоявшейся (ни один участник не подал заявку).

Порядок закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрен пунктом 23 Положения о закупках от 08.11.2019. В целях закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) необходимо заключить договор с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Решение о выборе единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) оформляется протоколом заседания комиссии по закупкам заказчика. Информация о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в единой информационной системе не размещается.

При анализе договоров поставки угля для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» установлено следующее.

Между ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» и ООО «Русский Уголь» 30.01.2015 был заключен договор поставки угля № 80068-011/2015/01-0021. Конкурсные процедуры в целях определения поставщика не проводились.

Срок действия договора № 80068-011/2015/01-0021 от 30.01.2015 был продлен до 31.12.2016 Дополнительным соглашением № 1/16 от 31.12.2015 на основании протокола заседания комиссии по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» № 02/2016 от 31.12.2015, согласно которому было принято решение о заключении договора на поставку угля  для нужд общества с ООО «Русский Уголь» с целью поддержания сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиком, зарекомендовавшим себя в качестве добросовестного контрагента, с которым в течение длительного времени заключались и исполнялись без нарушений договоры с таким же предметом закупки. Конкурсные процедуры в целях определения поставщика не проводились.

Дополнительным соглашением № 1/17 от 14.12.2016 срок действия договора № 80068-011/2015/01-0021 от 30.01.2015 продлен до 31.12.2017.

Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» № 01/2017 от 16.01.2017 комиссией по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» было принято решение о заключении договора на поставку угля для нужд общества с ООО «Русский Уголь» с целью поддержания сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиком, зарекомендовавшим себя в качестве добросовестного контрагента, с которым в течение длительного времени заключались и исполнялись без нарушений договоры с таким же предметом закупки. Конкурсные процедуры в целях определения поставщика не проводились.

Дополнительным соглашением № 1/18 от 18.12.2017 срок действия договора № 80068-011/2015/01-0021 от 30.01.2015 продлен до 31.12.2018.

Согласно протоколу заседания комиссии по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» № 06/2018 от 31.01.2018 комиссией по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» было принято решение о подписании дополнительного соглашения о продлении срока действия договора № 80068-011/2015/01-0021 от 30.01.2015 с целью поддержания сложившихся устойчивых хозяйственных связей с ООО «Русский Уголь», зарекомендовавшим себя в качестве добросовестного контрагента, с которым в течение длительного времени заключались и исполнялись без нарушений договоры с таким же предметом закупки. Конкурсные процедуры в целях определения поставщика не проводились.

Дополнительным соглашением № 1/19 от 28.12.2018 срок действия договора № 80068-011/2015/01-0021 от 30.01.2015 продлен до 31.01.2019.

В связи с изменением финансового положения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» и возникновении потребности в дополнительном объеме угля марки 3БР без проведения конкурсной процедуры, на основании протокола заседания комиссии по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» от 27.09.2016 между обществом и ООО «СибСульфур» был заключен договор на поставку топлива от 03.10.2016. Срок действия договора был согласован сторонами до 31.12.2016. Конкурсные процедуры в целях определения поставщика не проводились.

Из вышеизложенного на протяжении 2015-2018 годов и в январе 2019 года поставку угля для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» осуществляли АО «Русский Уголь» и ООО «СибСульфур». В целях определения поставщика конкурсные процедуры не проводились.

На основании протокола заседании комиссии по закупкам ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» от 15.01.2019 № 02/2019 в связи с изменением потребности общества в угольной продукции были внесены изменения в план закупок общества – уголь марки 3БР был заменен на уголь марки 2 БР, 22.01.2019 был заключен договор № СУЭК-КРА-19/95С на отпуск угольной продукции марки 2БР с АО «СУЭК-Красноярск». В целях определения поставщика конкурсные процедуры не проводились.

В целях приобретения угля марки 2БР в 2020 году ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» был проведен конкурс в форме запроса котировок, участие в котором приняли АО «СУЭК-Красноярск», АО «Русский Уголь» (победитель). Заявка ООО «СК-ЭВЕРЕСТ» признана несоответствующей требованиям документации закупки.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории п. Курагино в границах расположения сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров (работ, услуг) при выборе лиц, с которыми могут быть заключены договоры на поставку товаров (работ, услуг) для нужд ООО «Курагинский ТеплоВодоканал», а именно определять объемы закупки угля у АО «Русский Уголь», АО «СУЭК-Красноярск», иных организаций.

Следовательно, на ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» распространяются положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что не позволяет обществу осуществлять действия (бездействие), которые приводят к устранению, ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц, или могут привести к указанным последствиям.

Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции введен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Закона о защите конкуренции. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках). Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Комиссия приходит к выводу о том, что предусмотренное Положением о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6, Положением о закупках  от 28.12.2018 в редакции № 7, Положением о закупках от 08.11.2019 основание закупки у единственного поставщика «договор заключается с лицами, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению закупки, заключались договоры с таким же предметом закупки, при условии, что указанные договоры были исполнены без нарушений и у заказчика имеется заинтересованность в поддержании сложившихся устойчивых хозяйственных связей с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарекомендовавшими себя в качестве добросовестных контрагентов» противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3 указанных положений о закупках.

Включение ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» в Положение о закупках от 28.12.2015 в редакции № 6, Положение о закупках  от 28.12.2018 в редакции № 7, Положение о закупках от 08.11.2019 способа закупки у единственного поставщика по указанному основанию создает препятствие к доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам, и, как следствие, нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Признаки нарушения ООО «Курагинский ТеплоВодоканал» и АО «Русский Уголь» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлены.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны