Письмо №ЕК/12795/23 РЕШЕНИЕ 024/01/10-2267/2021 от 28 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

024/01/10-2267/2021 от 28 июля 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Е.В. Куштысева, заместитель руководителя управления, члены комиссии: И.А. Сергань, начальник отдела естественных монополий, Ю.Н. Миклашевская, главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрев дело № 024/01/10-2267/2021 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления поступило заявление Центрального банка России (вх. №11089 от 11.06.2021) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, установлении факта неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии и составлении соответствующего акта №2410500288 от 19.05.2021.

Приказом Красноярского УФАС России от № 188 от 03.09.2021 в отношении ПАО «Россети Сибирь» возбуждено дело №024/01/10-2267/2021 по признакам нарушения статьи части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении 19.05.2021 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 70, посредством составления акта №2410500288 от 19.05.2021 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии.

Определением от 09.09.2021 рассмотрение дела №024/01/10-2267/2021 назначено на 13.10.2021 в 11:00, которым к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве:

ответчика: ПАО «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А);

заявителя: Центральный Банк России (ИНН/КПП 7702235133/246643001, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12);

заинтересованного лица: ПАО «Красноярскэнергосбыт» (ИНН 2466132221, КПП 246601001, 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43).

Определением от 13.10.2021 рассмотрение дела № 024/01/10-2267/2021 отложено на 18.11.2021 в 12:00.

Определением от 18.11.2021 рассмотрение дела № 024/01/10-2267/2021 отложено на 25.01.2022 в 12:00 в связи принятием заключения об обстоятельствах дела.

В заключении об обстоятельствах дела № 024/01/10-2267/2021 от 18.11.2021 Комиссия установила, что действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в неправомерном установлении факта неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии и составлении соответствующего акта №2410500288 от 19.05.2021, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.12.2021 срок рассмотрения дела № 024/01/10-2267/2021 продлен до 09.06.2022.

Лица, участвующие в деле, представили пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 024/01/10-2267/2021 от 18.11.2021, согласно которым ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. от 10.01.2022 № 98) и Центральный банк России (вх. от 18.01.2022 № 696) считают выводы Комиссии, изложенные в заключении, правомерными, подтвержденными материалами дела. ПАО «Россети Сибирь» полагает, что рассматриваемые обстоятельства не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, проверка расчетных приборов потребителя была проведена правомерно и без нарушения процедуры ее проведения, сетевая организация действовала в допустимых пределах осуществления гражданских прав (вх. от 12.01.2022 № 261).

В рамках рассмотрения дела № 024/01/10-2267/2021 ПАО «Россети Сибирь» заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 024/01/10-2267/2021 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-20685/2021, в рамках которого судом будут установлены рассматриваемые в рамках дела № 024/01/10-2267/2021 обстоятельства безучетного потребления заявителем электрической энергии.

Представитель Центрального банка России возражал против удовлетворения ходатайства в связи с тем, что судом в рамках рассмотрения вышеуказанного дела не будут исследованы фактические обстоятельства, связанные с нарушением ПАО «Россети Сибирь» антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, Комиссия установила, что выводы Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-20685/2021 имеют значение для полного и всестороннего рассмотрения дела № 024/01/10-2267/2021, руководствуясь частями 3, 5 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», комиссия 25.01.2022 приняла решение о приостановлении рассмотрения дела № 024/01/10-2267/2021 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-20685/2021.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.03.2023 по делу № А33-20685/2021 были выделены в отдельное производство по встречному иску исковые требования ПАО «Россети Сибирь» к ПАО «Красноярскэнергосбыт» по разногласию в объёме 1 849 306 кВт/час на сумму 5 207 630 руб. 90 коп. в части акта о безучётном потреблении электроэнергии, составленного в отношении отделения по Красноярскому краю Сибирского ГУ ЦБ РФ, присвоен делу номер А33-5586/2023. Указанный предмет является предметом рассмотрения дела №024/01/10-2267/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 23.03.2023 по делу № А33-5586/2023 Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении исковых требований ПАО «Россети Сибирь» было отказано. Суд указал о том, что наличие провода, питающего группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП-115, не может быть квалифицировано как нарушение и основание для расчёта безучётного потребления электроэнергии. Указанное решение вступило в законную силу 24.04.2023.

В связи с вышеуказанным, в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство Центрального Банка России (вх. №12860/23 от 23.06.2023) о возобновлении рассмотрения дела №024/01/10-2267/2021.

Определением от 10.07.2023 рассмотрение дела №024/01/10-2267/2021 было было возобновлено и назначено к рассмотрению на 25.07.2023 в 16:00.

Определение о возобновлении рассмотрения дела от 10.07.2023 получено Центральным Банком России 20.07.2023 (почтовый идентификатор 80091186167454), Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России – 14.07.2023 (почтовый идентификатор 80091186167461), ПАО «Красноярскэнергосбыт» - 18.07.2023 (почтовый идентификатор 80091186167478), ПАО «Россети Сибирь» - 18.07.2023 (почтовый идентификатор 80091186167751). Таким образом, стороны считаются уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №024/01/10-2267/2021.

В рассмотрении дела №024/01/10-2267/2021 приняли участие представитель Центрального Банка России Шмыгин С.И. (доверенность 24АА 3987090 от 11.06.2020), представитель ПАО «Россети Сибирь» Чижова К.Р. (доверенность 24/79 от 05.06.2023). Представитель ПАО «Красноярскэнергосбыт» в рассмотрении дела участия не принял, ходатайства в адрес управления не поступали.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Центральным банком Российской Федерации заключен договор №717 от 01.11.2008 на энергоснабжение (далее – Договор). Согласно Приложению №3 к Договору энергоснабжение осуществляется в отношении объекта (нежилое здание, главное управление), расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 70 (далее – Объект). Объем максимальной мощности составляет 556,5 кВт. Сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии на Объект, является ПАО «Россети Сибирь».

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленным и подписанным между ПАО «Россети Сибирь» и Центральным банком России (дата не указана), электроснабжение производится от сетей ПАО «Россети Сибирь» от трансформаторных подстанций №195 (яч. №1), №196, №192, №12 (яч. №4), которые находятся на балансе сетевой организации. На балансе Центрального банка России находятся кабельные линии от ТП №195 (яч. №1), №196, №192 до ТП №1115, ТП №1115, кабельная линия от ТП №1115 до №12 (яч. №4), кабельная линия от ТП №1115 до Объекта. Кроме того, Центральным банком Российской Федерации в материалы дела были представлены акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности от 01.03.2000 и 29.05.2000, составленные и подписанные потребителем (Центральным банком Российской Федерации) представителем Горэлектросети ОАО «Красноярскэнерго» и представителем Энергосбыта ОАО «Красноярскэнерго».

Граница балансовой принадлежности проходит по зажимам крепления кабеля в указанных трансформаторных подстанция сетевой организации.

Расчетными приборами учета являются приборы учета №0603100383 (акт №2503 допуска прибора учета в эксплуатацию от 18.06.2018, акт №2866 допуска прибора учета в эксплуатацию от 27.09.2018), №0603100985 (акт №2502 допуска прибора учета в эксплуатацию от 19.06.2018), №0603100605 (акт №2501 допуска прибора учета в эксплуатацию от 19.06.2018), №0603100957 (акт №2500 допуска прибора учета в эксплуатацию от 19.06.2018), №0603100454 (акт №2499 допуска прибора учета в эксплуатацию от 18.06.2018). Все приборы учета установлены в ВРУ-0,4 кВ нежилого здания.

Указанные приборы учета были допущены в эксплуатацию ПАО «Красноярскэнергосбыт».

ПАО «Россети Сибирь» 29.04.2021 в адрес отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ было направлено уведомление (исх. №1.3/57/2251-исх-рэс) о проведении 19.05.2021 плановой проверки в отношении приборов учета №0603100383, №0603100605, №0603100985, №0603100957, №0603100454. Уведомление было получено 29.04.2021 (вх. №6-34037). Также о предстоящей проверке потребитель был уведомлен телефонограммой №482 от 18.04.2021.

Проверка была проведена в присутствии представителя отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ Чертищева А.С., действующего на основании доверенности от 19.05.2021 №17.

По результатам проведенной проверки были составлены акты проверки расчетных проборов учета №С1-1-130, №С1-1-131, №С1-1-132, №С1-1-133, №С1-1-134 от 19.05.2021.

В соответствии с актом №С1-1-130 прибор учета №0603100605 признан пригодным для осуществления расчетов, соответствующим требованиям нормативно-технической документации. Установлено безучетное потребление электроэнергии. Зафиксировано нарушение: до прибора учета №0603100605 ВРУ-0,4 кВ ТП №1115 от рубильника №8 подключен алюминиевый провод сечения 2,5 мм2, находящийся под напряжением и питающий группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП №1115, нарушение устранено на месте.

В соответствии с актом №С1-1-131 прибор учета №0603100985 признан пригодным для осуществления расчетов, соответствующим требованиям нормативно-технической документации. Установлено безучетное потребление электроэнергии. Зафиксировано нарушение: до прибора учета №0603100985 ВРУ-0,4 кВ ТП №1115 от рубильника №8 подключен алюминиевый провод сечения 2,5 мм2, находящийся под напряжением и питающий группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП №1115, нарушение устранено на месте.

В соответствии с актом №С1-1-132 прибор учета №0603100957 признан непригодным для осуществления расчетов, несоответствующим требованиям нормативно-технической документации. Установлено безучетное потребление электроэнергии. Зафиксировано нарушение: погрешность измерительного комплекса составила 11,36%, что не соответствует погрешности, указанной в паспорте завода изготовителя; до прибора учета №0603100957 ВРУ-0,4 кВ ТП №1115 от рубильника №8 подключен алюминиевый провод сечения 2,5 мм2, находящийся по напряжением и питающий группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП №1115, нарушение устранено на месте; необходимо обеспечить доступ для осмотра и установки системы учета в РУ-0,4 кВ ТП №1115, сроком до 02.06.2021.

В соответствии с актом №С1-1-133 прибор учета №0603100454 признан непригодным для осуществления расчетов, несоответствующим требованиям нормативно-технической документации. Установлено безучетное потребление электроэнергии. Зафиксировано нарушение: погрешность измерительного комплекса составила 3,11%, что не соответствует погрешности, указанной в паспорте завода изготовителя; до прибора учета №0603100454 ВРУ-0,4 кВ ТП 1115 от рубильника №8 подключен алюминиевый провод сечения 2,5 мм2, находящийся по напряжением и питающий группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП №1115, нарушение устранено на месте; необходимо обеспечить доступ для осмотра и установки системы учета в РУ-0,4 кВ ТП №1115, сроком до 02.06.2021.

В соответствии с актом №С1-1-134 прибор учета №0603100383 признан пригодным для осуществления расчетов, соответствующим требованиям нормативно-технической документации. Установлено безучетное потребление электроэнергии. Зафиксировано нарушение: до прибора учета №0603100383 ВРУ-0,4 кВ ТП №1115 от рубильника №8 подключен алюминиевый провод сечения 2,5 мм2, находящийся под напряжением и питающий группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП №1115, нарушение устранено на месте.

Физических повреждений приборов учета, нарушения целостности пломб, знаков визуального контроля в ходе проверки не установлено.

Ввиду установления безучетного потребления ПАО «Россети Сибирь» был составлен соответствующий акт №2410500288 от 19.05.2021. Указанный акт был получен по результатам проведенной проверки представителем отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ Чертищевым А.С., о чем содержатся сведения в акте.

Указанные акты, составленные в ходе проверки, были направлены сетевой организацией в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» письмом от 20.05.2021 (исх. №1.3/57/2549 от 20.05.2023).

Согласно сведениям, изложенным в заявлении Центрального банка России, предыдущая проверка указанных приборов учета проводилась ПАО «Россети Сибирь» 09.10.2018. Согласно актам проверки приборов учета №С1-7-586, №С1-7-587, №С1-7-588, №С1-7-589, №С1-7-590 нарушений установлено не было.

Также Центральным банком России представлен генплан, утвержденный в 1995 году, на строительство пристройки (трансформаторной подстанции) к Объекту. На указанном генплане проставлены отметки о согласовании генплана РЭС-1, Горэлектросетью, Энергонадзором «Красноярскэнерго». Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Красноярскэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.04.1994. После завершения процедуры реорганизации в 2005 году правопреемниками юридического лица являются, в том числе ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибирь» (в настоящее время ПАО «Россети Сибирь»).

Объекты электросетевого хозяйства, документы о технологическом присоединении объектов и иные документы, необходимые для оказания услуг по передаче электрической энергии, подлежали передаче сетевой организации.

Наличие указанных отношений по правопреемству было подтверждено представителем ПАО «Россети Сибирь» в ходе рассмотрения дела.

Провод, запитанный до приборов учета, для освещения ТП №1115 был согласован в схеме проектно-сметной документацией от 1996 года на строительство пристройки к зданию Главного управления Центрального банка России по Красноярскому краю по ул. Дубровинского, 70 (дело №8/8 ТЭО Том I (Книга 2) «Общая пояснительная записка и основные чертежи (инв. 71574)» ШИФР 80068-94/96.7).

Центральный банк России указал, что освещение ТП №1115 используется только при проведении проверок сетевой организацией, гарантирующим поставщиком, в случае ликвидации последствий аварий.

На Объекте 02.06.2021 произведена замена указанных выше проборов учета на приборы учета АСКУЭ №04914031, №04915308, о чем были составлены акты допуска приборов учета в эксплуатацию №С-1-7227, №С-1-7228. Соглашением о внесении изменений в Договор от 07.07.2021 указанные приборы учета были включены в Договор. Указанные приборы учета в соответствии с соглашением установлены в границах Объекта потребителя в РУ-0,4 кВ ТП-1115 (10/0,4) кВ ввод №1, ввод №2.

Согласно пояснениям ПАО «Красноярскэенргосбыт», акт безучетного электроэнергии №2410500288 от 19.05.2021 не был принят гарантирующим поставщиком, так как после проведенной 19.05.2021 проверки в адрес ПАО «Красноярскэенргосбыт» от Центрального банка России поступили документы, подтверждающие согласование подключение провода, питающего группу автоматов для освещения шкафов в РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ Объекта.

Задолженность за потребленную электрическую энергию по Договору отсутствует.

В решении Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5586/2023 от 23.03.2023 также указано, что ПАО «Красноярскэенргосбыт» акт безучетного электроэнергии №2410500288 от 19.05.2021 не был принят.

ПАО «Россети Сибирь» в своих пояснениях указало, что при проведении 19.05.2021 проверки приборов учета потребителем техническая документация либо проект, в котором было бы указано подключение провода для освещения РУ-10/0,4 кВ ТП №1115, сотрудникам ПАО «Россети Сибирь» не представлялись. Схема подключения не соответствует указанной в проекте схеме, а именно в проекте подключение должно осуществляться от ввода в РУ-0,4 кВ ТП №1115, фактически подключение осуществлено от РУ-0,4 кВ 1-секция шин руб. 8.

Согласно правилам устройства электроустановок, данное подключение не допускается, документы, обосновывающие законность данного присоединения, в ходе проверки потребителем не представлены ПАО «Россети Сибирь».

Центральным банком России дополнительно были представлены сведения о том, что на основании акта безучетного электроэнергии №2410500288 от 19.05.2021 ПАО «Россети Сибирь» обратилось в МУ МВД России «Красноярское» с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка по пункту «б» части 2 статьи 165 УК РФ. По итогу проведения проверки МУ МВД России «Красноярское» материалы обращения ПАО «Россети Сибирь» были направлены Енисейскому управлению Ростехнадзора.

03.08.2021 в адрес Центрального банка России поступило уведомление Енисейского управления Ростехнадзора о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 7.19 КоАП (исх. №361-15419 от 26.07.2021). Согласно устным пояснениям представителя Центрального банка России производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП).

Согласно дополнительным пояснениям заявителя (вх. № 16215 от 01.09.2021), отказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» в принятии акта о безучетном потреблении (письмо ПАО «Красноярскэнергосбыт» от 19.07.2021 № 91708) фактически свидетельствует о неоплате услуг по передаче электроэнергии Банку России и имевшихся спорных правоотношениях между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком по объекту.

Согласно пояснениям ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. №17326 от 20.09.2021), гарантирующий поставщик не принял указанный акт, в связи с чем, объем электрической энергии, потребленный Объектом в размере 1 849 306 кВт, явился предметом дела №А33-20685/2021, находящегося в производстве Арбитражного суда Красноярского края. Имеющийся спор разрешен решением Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5586/2023 от 23.03.2023.

Согласно пояснениям ПАО «Россети Сибирь» (вх. №20857 от 16.11.2021), в ходе рассмотрения проектной документации Объекта сотрудниками ПАО «Россети Сибирь» было обнаружено несоответствие проекта с фактическими обстоятельствами при осмотре ТП-1115, а именно:

- в проекте указано, что ТП-1115 является пристройкой к зданию, расположенной по адресу ул. Дубровинского 70. Однако ТП стоит отдельно от здания;

- согласно проекту, освещение РУ 0,4 кВ осуществляется от вводных ячеек ТП- 1115. На момент проверки данная кабельная линия отсутствовала;

- кабельная линия, выявленная при осмотре, подключена отдельно от рубильника, а не от вводной ячейки;

- потребителем не были предоставлены замечания о несогласии с актом о безучетном потреблении электрической энергии или проведенной проверкой, следовательно, потребитель на момент проверки согласился с выявленным нарушением;

- правила устройств электроустановок (ПУЭ) не предусматривают освещение всей РУ 0,4 кВ, а только ее части, а именно панели, в которой необходимо проводить работы.

Провод, запитанный до приборов учета, для освещения ТП №1115 был согласован в схеме проектно-сметной документацией от 1996 года. Согласно пункту 4.1.27. Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание, утвержденные Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (далее – ПУЭ), установка комплектных распределительных устройств и подстанций (КРУ, КТП) должна соответствовать требованиям, приведенным в главе 4.2 для КРУ и КТП выше 1 кВ.

В соответствии с пунктом 4.2.31 ПУЭ, распределительные устройства и подстанции должны быть оборудованы электрическим освещением. Осветительная арматура должна быть установлена таким образом, чтобы было обеспечено ее безопасное обслуживание.

ПАО «Россети Сибирь» в своих пояснениях указало, что что акт № 2410500288 от 19.05.2021 сетевой организацией не отзывался, поскольку не предъявлялся потребителю. Составление указанного акта не повлекло для Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России материальных и иных негативных последствий, так как ПАО «Красноярскэнергосбыт» не приняло указанный акт к расчету, не направило его потребителю для оплаты, задолженность по оплате электрической энергии у Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России перед гарантирующим поставщиком отсутствует, ограничения электроэнергии на объектах потребителя не производились.

В рамках гражданско-правового спора в деле №А33-5586/2023, в котором были рассмотрены требования ПАО «Россети Сибирь» к ПАО «Красноярскэнергосбыт» по разногласию в объёме 1 849 306 кВт/час на сумму 5 207 630 руб. 90 коп. в части акта о безучётном потреблении Объектом Центрального Банка России электрической энергии, арбитражный суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

ПАО «Россети Сибирь» в пояснениях также указало, что вопрос обоснованности факта наличия безучетного потребления электроэнергии является предметом гражданско-правового спора, который не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства (аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации № 304-ЭС21-21827 по делу № А27-1049/2020). Процедура проведения проверки расчетных приборов учета в отношении Объекта потребителя, а также его права при ее проведении не были нарушены. При обнаружении и фиксации безучетного потребления электрической энергии сетевая организация действовала в допустимых пределах осуществления своих гражданских прав и обязанностей как сетевой организации, не допуская злоупотребления доминирующим положением, в связи с чем нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренное частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ПАО «Россети Сибирь», отсутствует.

Центральный банк России указал, что до настоящего момента сведения об отзыве ПАО «Россети Сибирь» акта №2410500288 от 19.05.2021 в адерс Банка России не поступало.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия по рассмотрению дела №024/01/10-2276/2021 пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4.2.31 ПУЭ, распределительные устройства и подстанции должны быть оборудованы электрическим освещением. Осветительная арматура должна быть установлена таким образом, чтобы было обеспечено ее безопасное обслуживание.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442), безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

В соответствии с пунктом 177 Постановления № 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно пункту 170 Постановления № 442, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Для целей настоящего документа под инструментальной проверкой понимается процесс оценки работоспособности прибора учета (измерительных трансформаторов и других элементов), заключающийся в проведении визуальной проверки и проверки характеристик элементов измерительного комплекса, устройств сбора и передачи данных, схемы их соединения с помощью инструментов и дополнительного оборудования.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в настоящем документе, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

Таким образом, понятие безучетного потребления электроэнергии говорит о необходимости установления виновных действий потребителя, направленных на искажение сведений о количестве потребляемой электроэнергии. Осуществление освещения ТП №1115 проводом, запитанным до приборов учета, в соответствии с согласованной проектной документацией от 1996 года, не может свидетельствовать о направленности действий Центрального банка России на искажение сведений о количестве потребляемой электроэнергии.

Кроме того, на ПАО «Россети Сибирь» возложена обязанность по проведению проверки приборов учета не реже одного раза в год. В случае установления наличия необходимости приведения схемы электроснабжения Объекта заявителя в соответствие с требованиями действующего законодательства, сетевой организации необходимо было принять меры, направленные на внесение изменений в документацию и схему электроснабжения либо уведомить потребителя о необходимости внесения указанных изменений.

Проведенная ПАО «Россети Сибирь» 19.05.2021 проверка в отношении приборов учета (№0603100383, №0603100605, №0603100985, №0603100957, №0603100454) Объекта являлось плановой. То есть ПАО «Россети Сибирь» осуществляло обязанность по проведению проверок приборов учета, возложенную на Общество в силу наличия статуса сетевой организации.

Верховный суд РФ в пункте 12 Постановления Пленума от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отметил, что при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Таким образом, в случае отсутствия статуса сетевой организации для ПАО «Россети Сибирь» означало отсутствие правовых оснований для проведения проверки приборов учета Объекта, в частности указывало на невозможность установления факта безучетного потребления электрической энергии и принятия соответствующих мер реагирования.

Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что рассматриваемые действия являются предметом гражданско-правового спора, не может быть принят ввиду того обстоятельства, рассматриваемые действия были совершены ПАО «Россети Сибирь» в рамках исполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности сетевой организации в силу наличия этого статуса.

Также ПАО «Россети Сибирь» как правопреемник ОАО «Красноярскэнерго», лицо согласовавшее в проектной документацией от 1996 года провод, запитанный до приборов учета, не могло не обладать сведениями об указанном обстоятельства, что также подтверждается проведенной в 2018 году проверкой, по результатам которой каких-либо нарушений не было выявлено.

Также согласно решению Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5586/2023 от 23.03.2023 ПАО «Россети Сибирь» не предоставлено доказательств того, что ранее освещение ВРУ было выполнено потребителем по иной схеме. Возражение сетевой организации о несоответствии подключения провода проекту не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку фактическое подключение провода и схема его подключения согласно проекту предполагает его расположение до прибора учёта.

С учётом конкретных обстоятельств рассмотренного судом спора, арбитражный суд пришел к выводу о том, что наличие провода, питающего группу автоматов, от которых подключено освещение РУ-0,4 кВ и РУ-10 кВ ТП-115, не может быть квалифицировано как нарушение и основание для расчёта безучётного потребления электроэнергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в редакции Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ПАО «Россети Сибирь» при установлении факта безучетного потребления необходимо было оценить наличие в действиях потребителя направленности на искажение данных об объеме потребленной электроэнергии. У сетевой организации в ходе проведения проверки имелась возможность установления отсутствия умысла у заявителя, направленного на искажение указанных сведений, так как на ответчика, имеющего статус сетевой организации, возложена обязанность по хранению документов о технологическом присоединении, в том числе о согласованной схеме электроснабжения.

Объективные причины, с учетом согласованной сетевой организацией (ранее ОАО «Красноярскэнерго») схемы, для установления факта безучетного потребления Объектом электрической энергии у ПАО «Россети Сибирь» отсутствовали. То есть действия ПАО «Россети Сибирь» были направлены на получение выгоды в части получения денежных средств за передачу электрической энергии в рамках установленного факта безучетного потребления электрической энергии, так как установление факта безучетного потребления электроэнергии влечет произведение расчета ее стоимости с учетом максимальной мощности.

Кроме того, наличие спора между ПАО «Россети Сибирь» и ПАО «Красноярскэнергосбыт», являющимся предметом дела №А33-5586/2023, свидетельствует об имевшемся намерении ПАО «Россети Сибирь» получения от гарантирующего поставщика оплаты стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии, в том числе в связи с выявлением факта безучетного потребления электрической энергии, что свидетельствовало о возможных последствиях и для Центрального Банка России (потребителя).

Также составление ПАО «Россети Сибирь» акта безучетного потребления электроэнергии №2410500288 от 19.05.2021 могло впоследствии повлечь уголовную или административную ответственность для Центрального Банка России.

Центральный банк России является хозяйствующим субъектом, таким образом, действия сетевой организации в части установления факта безучетного потребления и совершения действий, которые должны были повлечь расчет стоимости безучетно потребленной электроэнергии и выставление соответствующего счета для оплаты, влекут ущемление интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

ПАО «Красноярскэенргосбыт» акт безучетного электроэнергии №2410500288 от 19.05.2021 не был принят и не был возвращен в адрес сетевой организации. Указанное обстоятельство не позволяет прийти к выводу о невозможности принятия акта к расчету и выставления соответствующего счета заявителю, что может повлечь ущемление его интересов.

В соответствии с требованиями действующего законодательства на ПАО «Красноярскэнергосбыт» возложена обязанность по произведению расчета стоимости потребленной электроэнергии, в том числе, с учетом установленных сетевой организацией фактов безучетного потребления.

На Гарантирующего поставщика возложена обязанность по рассмотрению актов о безучетном потреблении и произведении соответствующего расчета стоимости потребленной электроэнергии. При рассмотрении исследуемого акта ПАО «Красноярскэнергосбыт» приняло все меры, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства, так как приняло меры, направленные на выяснение обстоятельств, вызывающих сомнение в обоснованности факта установления безучетного потребления.

С учетом отсутствия у Гарантирующего поставщика вышеуказанного генплана, в случае его непредставления заявителем, отказ ПАО «Красноярскэнергосбыт» в принятии акта к расчету мог являться самостоятельным предметом для рассмотрения вопроса о соблюдении Гарантирующим поставщиком антимонопольного законодательства, что могло повлечь ущемление интересов ПАО «Красноярскэнергосбыт».

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.6 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) (далее – Порядок № 220) проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Красноярска.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, установлено следующее.

  1. Временной интервал исследования: с 01.09.2020 по 01.09.2021.

  2. Продуктовые границы: услуги по передаче электрической энергии.

  3. Географические границы исследования: г. Красноярск.

Учитывая вышеизложенное, действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в неправомерном установлении факта неучтенного (безучетного) потребления электрической энергии и составлении соответствующего акта №2410500288 от 19.05.2021, содержат состав нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №024/01/10-2276/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту неправомерного установления 19.05.2021 факта безучетного потребления электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 70, посредством составления акта №2410500288 от 19.05.2021 о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии.

2. Выдать ПАО «Россети Сибирь» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО «Красноярскэнергосбыт»
ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692
Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020
Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327