Решение б/н Решение от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

АО «Канская ТЭЦ»

 

ул.Бограда, 144а

г.Красноярск, 660021

 

 

ООО «Лето»

 

ул.40 лет Октября, д.38Б, корп.5

г.Канск, Красноярский край, 663604

 

 

ООО «Водоканал-Сервис»

 

ул.Урицкого, 100, пом. 1.07

г.Красноярск, 660049

 

РЕШЕНИЕ

 

«28» декабря 2016 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2016 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – О.П. Харченко, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Т.Н. Мосина, начальник отдела естественных монополий, Н.Н. Терскова, главный специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело №  92-10-16 по признакам нарушения ООО «Лето» (ОГРН 1132450000220; 663604, Красноярский край, г.Канск, ул. 40 лет Октября, 38 «Б», строение 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление АО «Канская ТЭЦ» на действия ООО «Лето», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части увеличения стоимости услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков, а также в нарушении установленного действующим законодательством порядка ценообразования при формировании платы за услуги по приему и перекачиванию канализационных стоков (услуги по приему и транспортировке сточных вод) (далее – Заявление).

По обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения Заявления, приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 11.08.2016 № 215 было возбуждено дело №  92-10-16 по признакам нарушения ООО «Лето» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 92-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению было установлено следующее.

Между ООО «Водоканал-Сервис» и АО «Канская ТЭЦ» заключен Договор № 3193 от 01.01.2010 на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому ООО «Водоканал-Сервис» обязуется оказывать АО «Канская ТЭЦ» услуги водоснабжения и водоотведения. Между объектами водоотведения АО «Канская ТЭЦ» и канализационными сетями ООО «Водоканал-Сервис» расположены объекты водоотведения ООО «Лето». Между АО «Канская ТЭЦ» и ООО «Лето» заключен Договор возмездного оказания услуг № 14/01-102-11 от 30.01.2014, согласно которому ООО «Лето» обязуется оказывать АО «Канская ТЭЦ» услуги по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (далее – Услуги) (далее – Договор). В соответствии с пунктом 4.1 Договора стоимость Услуг определяется в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков Канской ТЭЦ на 01.01.2014 в Приложении № 3 к Договору, и составляет 684 000 руб. ООО «Лето» направило в адрес АО «Канская ТЭЦ» для подписания Дополнительное соглашение № 1 от 01.01.2016 к Договору, согласно которому с 01.02.2016 стоимость Услуг определяется в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков Канской ТЭЦ на 01.02.2016 в Приложении № 7 к Договору, и составляет 1 311 000 руб. АО «Канская ТЭЦ» не согласилось с положениями Дополнительного соглашения № 1 от 01.01.2016 к Договору и отказалось от подписания указанного дополнительного соглашения. В связи с отказом АО «Канская ТЭЦ» от подписания Дополнительного соглашения № 1 от 01.01.2016 к Договору ООО «Лето» письмом исх. б/н от 27.04.2016 сообщило АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания Услуг через 20 календарных дней со дня уведомления. Действия ООО «Лето», как собственника объектов водоотведения, по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания Услуг создают угрозу возникновения препятствий для оказания ООО «Водоканал-Сервис» услуг водоотведения АО «Канская ТЭЦ». Для ООО «Лето» не установлен тариф на транспортировку сточных вод с использованием объектов водоотведения ООО «Лето». Для расчетов за оказываемые услуги по транспортировке сточных вод ООО «Лето»  использует тарифы, определенные в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков. В действиях ООО «Лето» по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по транспортировке сточных вод, а также в действиях ООО «Лето» по не установлению тарифа на транспортировку сточных вод имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения дела №  92-10-16 были установлены следующие обстоятельства.

Согласно Постановлению Администрации города Канска Красноярского края № 1169 от 03.09.2013 «О признании статуса гарантирующей организации» ООО «Водоканал-Сервис» с 01.07.2013 присвоен статус гарантирующей организации для осуществления холодного водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования город Канск.

Между ООО «Водоканал-Сервис» и АО «Канская ТЭЦ» заключен Договор № 3193 от 01.01.2010 на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно которому ООО «Водоканал-Сервис» обязуется оказывать АО «Канская ТЭЦ» услуги водоснабжения и водоотведения (далее – Договор № 3193 от 01.01.2010).

ООО «Лето» на праве собственности принадлежат следующие объекты водоотведения: 1-этажное нежилое здание (КНС) общей площадью 147 кв. м, расположенное по адресу – Красноярский край, г.Канск, ул.40 лет Октября, зд.60, строение 26 (свидетельство о государственной регистрации права № 24 ЕЛ 208057 от 23.01.2014); сооружение нежилое протяженностью 753 м,  расположенное по адресу – Красноярский край, г.Канск, ул.40 лет Октября, № 60, сооружение 9 к строению 2 (свидетельство о государственной регистрации права № 24 ЕЛ 208065 от 23.01.2014) (далее – Объекты).

Согласно Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Канска на период с 2014 до 2024 года, утвержденной Постановлением Администрации города Канска Красноярского края № 538 от 14.04.2014, ООО «Лето» осуществляет прием и транспортировку стоков, поступающих от Канской ТЭЦ, Комбината строительных конструкций и ряда небольших предприятий, расположенных на территории бывшего ХБК. Зона эксплуатационной ответственности ООО «Лето» включает в себя одну КНС № 5, расположенную в городе Канске по ул.40 лет Октября, 60, стр.2,  и канализационные сети протяженностью 1200 м.

В соответствии с пояснениями ООО «Водоканал-Сервис», представленными в рамках рассмотрения дела письмом исх. б\н б\д (вх. № 12698 от 22.07.2016), Объекты ООО «Лето» в рамках заключенного с АО «Канская ТЭЦ» Договора  № 3193 от 01.01.2010 не учтены, затрат на перекачку сточных вод от безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» до напорного канализационного коллектора ООО «Водоканал-Сервис» не несет.

Между АО «Канская ТЭЦ» и ООО «Лето» был заключен Договор возмездного оказания услуг № 14/01-102-11 от 30.01.2014, согласно которому ООО «Лето» обязуется оказывать АО «Канская ТЭЦ» услуги по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (далее – Услуги) (далее – Договор № 14/01-102-11 от 30.01.2014).

В соответствии с пунктом 4.1 Договора № 14/01-102-11 от 30.01.2014 стоимость Услуг определяется в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков Канской ТЭЦ на 01.01.2014 в Приложении № 3 к Договору, и составляет 684 000 руб. (57 000 руб. в месяц).

ООО «Лето» письмом исх. б\н от 29.12.2015 уведомило АО «Канская ТЭЦ» о повышении с 01.02.2016 тарифа на услуги за прием и перекачивание канализационных стоков до 114 000 руб. в месяц, а также направило в адрес АО «Канская ТЭЦ» для подписания Дополнительное соглашение № 1 от 01.01.2016 к Договору № 14/01-102-11 от 30.01.2014, согласно которому с 01.02.2016 стоимость Услуг определяется в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков Канской ТЭЦ на 01.02.2016 в Приложении № 7 к Договору № 14/01-102-11 от 30.01.2014, и составляет 1 311 000 руб. (114 000 руб. в месяц).

Также письмом исх. б\н от 29.12.2015 ООО «Лето» указало на необходимость уведомления ООО «Лето» о расторжении Договора № 14/01-102-11 от 30.01.2014 в случае несогласия АО «Канская ТЭЦ» с повышением цены на Услуги.

Рассмотрев письмо ООО «Лето» исх. б\н от 29.12.2015 АО «Канская ТЭЦ» письмом исх. № Исх-2-3/07-1629/16-0-0 от 18.01.2016 попросило ООО «Лето» представить в адрес АО «Канская ТЭЦ» для решения вопроса об оплате за перекачивание стоков калькуляцию затрат, согласно которой рассчитан тариф.

Письмами исх. № Исх-2-3/12-7751/16-0-0 от 17.02.2016, исх. № Исх-2-3/12-10781/16-0-0 от 03.03.2016 АО «Канская ТЭЦ» не согласилось с повышением тарифа на Услуги, предусмотренным Дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2016 к Договору № 14/01-102-11 от 30.01.2014, а также отказалось от расторжения Договора № 14/01-102-11 от 30.01.2014, ввиду осуществления АО «Канская ТЭЦ» регулируемых видов деятельности, для которых Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 420-п от 16.12.2015 установлены тарифы сроком действия на 3 года, в которые входят затраты по Договору  № 14/01-102-11 от 30.01.2014 без учета увеличения тарифа.

В связи с отказом АО «Канская ТЭЦ» от подписания Дополнительного соглашения № 1 от 01.01.2016 к Договору № 14/01-102-11 от 30.01.2014 ООО «Лето» письмом исх. б/н от 27.04.2016 уведомило АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков Каннской ТЭЦ в напорный канализационный коллектор через 20 календарных дней со дня уведомления.

Доказательств фактического прекращения осуществления ООО «Лето» деятельности  по приему и перекачиванию канализационных стоков Каннской ТЭЦ в напорный канализационный коллектор (деятельности по транспортировке сточных вод с использованием Объектов) в период с даты направления уведомления о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков Каннской ТЭЦ в напорный канализационный коллектор (27.04.2016) до даты вынесения настоящего заключения об обстоятельствах дела № 92-10-16 не установлено.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Частью 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены следующие понятия в сфере водоотведения:

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Из трактовки вышеуказанных понятий следует, что услуга водоотведения является комплексной услугой, включающей в себя сбор, прием, транспортировку сточных вод по централизованной системе канализации от объектов абонентов, а также их последующую очистку.

Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении  к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:

1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;

2) прием и транспортировка сточных вод;

3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, ООО «Лето», в связи с приобретением в собственность расположенных на территории города Канска Объектов, предназначенных для транспортировки стоков, осуществляет на территории города Канска Красноярского края регулируемую деятельность по транспортировке сточных вод, которая входит в состав услуги водоотведения

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно требованиям части 4 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении.

Статьей 11 Закона о водоснабжении и водоотведении установлен порядок взаимодействия организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 3 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Действия ООО «Лето», как собственника Объектов водоотведения, по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод) создают угрозу возникновения препятствий для оказания ООО «Водоканал-Сервис» услуг водоотведения АО «Канская ТЭЦ».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесено к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО «Лето» на территории города Канска Красноярского края в границах принадлежащих ООО «Лето» на праве собственности Объектов водоотведения осуществляет деятельность по транспортировке сточных вод, входящую в состав услуги водоотведения. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, ООО «Лето»  занимает доминирующее положение на товарном рынке транспортировки сточных вод,  входящих в состав услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории города Канска Красноярского края в границах принадлежащих ООО «Лето» на праве собственности Объектов водоотведения.

Таким образом, в действиях ООО «Лето» по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод), имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая наличие доминирующего положения ООО «Лето» на  товарном рынке транспортировки сточных вод,  входящих в состав услуги водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории города Канска Красноярского края в границах принадлежащих ООО «Лето» на праве собственности Объектов водоотведения, АО «Канская ТЭЦ» не имеет возможности получения услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод), минуя Объекты водоотведения ООО «Лето».

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что действия ООО «Лето» по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод) не были обусловлены объективными причинами. Указанные действия свидетельствуют о выходе ООО «Лето» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, о возможном наложении на АО «Канская ТЭЦ» ограничений в получении услуг по транспортировке сточных вод, и как следствие об ущемлении интересов АО «Канская ТЭЦ».

Комиссией установлено, что действия ООО «Лето» по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод), образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ввиду фактического оказания ООО «Лето» услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод)   при осуществлении ООО «Лето» действий по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по транспортировке сточных вод, основания для выдачи ООО «Лето» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении  регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:

1) тариф на водоотведение;

2) тариф на транспортировку сточных вод;

3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено регулирование деятельности по транспортировке сточных вод путем установления отдельного тарифа на услуги по транспортировке сточных вод.

Для ООО «Лето» не установлен тариф на транспортировку сточных вод с использованием Объектов. Для расчетов за оказываемые услуги по транспортировке сточных вод ООО «Лето»  использовало тарифы, определенные в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В рамках рассмотрения дела № 92-10-16 представлено Соглашение от 21.11.2016 к Договору возмездного оказания услуг № 14/01-102-11 от 30.01.2014, заключенное между ООО «Лето» и АО «Канская ТЭЦ» (далее – Соглашение от 21.11.2016), согласно которому стороны пришли к соглашению о недействительности Договора возмездного оказания услуг № 14/01-102-11 от 30.01.2014 с момента его заключения ввиду его несоответствия нормам действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Ввиду признания Договора № 14/01-102-11 от 30.01.2014 недействительным с момента его заключения (ввиду ничтожности сделки) действия ООО «Лето» по не установлению тарифа на транспортировку сточных вод с использованием Объектов, а также по использованию для расчетов за оказываемые по Договору № 14/01-102-11 от 30.01.2014 услуги по транспортировке сточных вод тарифов, определенных в соответствии со сметой затрат по приему и перекачиванию канализационных стоков, не могут быть квалифицированы в качестве нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Лето» (ОГРН 1132450000220; 663604, Красноярский край, г.Канск, ул. 40 лет Октября, 38 «Б», строение 5) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту осуществления ООО «Лето» действий по уведомлению АО «Канская ТЭЦ» о прекращении оказания услуг по приему и перекачиванию канализационных стоков из безнапорного канализационного коллектора АО «Канская ТЭЦ» в напорный канализационный коллектор (услуг по транспортировке сточных вод).

2. Не выдавать ООО «Лето» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                 О.П. Харченко

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 Т.Н. Мосина

 

                                                                                                                                              Н.Н. Терскова

 

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны