Письмо №ВМ/17398/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 024/01/16-2884/2023 о наруше... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 024/01/16-2884/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

16 октября 2023 года

г. Красноярск

 

 

Председатель Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, на основании приказа Красноярского УФАС России № 279/23 от 12.10.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 024/01/16-2884/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с выявлением в действиях Министерства спорта Красноярского края (ИНН 2466213960, место нахождения: 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Армии, д. 3), социально ориентированной некоммерческой организации Красноярская региональная общественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» (ИНН 2465081694, место нахождения: 660032, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубенского, д. 6; далее – СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца») и ООО «Современное производство» (ИНН 2460219998, место нахождения: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 114) признаков нарушения, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к предоставлению преимущественных условий для ООО «Современное производство» при организации и проведении торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта в 2021 году, а также привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по организации и проведению торжественных мероприятий иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам этого рынка,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Красноярского УФАС России потупили материалы Первого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия (исх. № 203/1-4-23 от 09.06.2023, вх. № 11956-ЭП/23 от 13.06.2023) о проведении проверки на предмет наличия признаков
нарушения антимонопольного законодательства действий сотрудников Министерства спорта Красноярского края, президента социально ориентированной некоммерческой организации Красноярская региональная общественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» (далее – СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца»), директора и заместителя директора ООО «Современное производство» при проведении конкурсного обора социально ориентированных некоммерческих организаций с целью предоставления субсидии на финансирование расходов, на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта в 2021 году.

В ходе анализа представленной информации установлено следующее.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта» (ред. от 25.05.2021).

В рамках указанной государственной программы установлен перечень подпрограмм и отдельных мероприятий, в том числе – подпрограмма «Развитие массовой физической культуры и спорта», целью которой является обеспечение развития массовой физической культуры на территории Красноярского края, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе строительство спортивных объектов шаговой доступности (приложение № 1 к подпрограмме «Развитие массовой физической культуры и спорта»).

Задачи подпрограммы:

1) развитие устойчивой потребности всех категорий населения Красноярского края в здоровом образе жизни, формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством проведения, участия в организации официальных физкультурных, спортивных мероприятий на территории Красноярского края;

2) выявление и поддержка успешного опыта по организации массовой физкультурно-спортивной работы среди населения;

3) развитие и совершенствование инфраструктуры физической культуры и спорта в «шаговой» доступности.

Приложением № 2 к данной подпрограмме установлен перечень мероприятий, реализуемый в рамках достижения поставленной цели и решения задач.

В частности, для выполнения задачи выявления и поддержки успешного опыта по организации массовой физкультурно-спортивной работы среди населения пунктом 2.3 утверждено мероприятие – предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе на проведение краевых мероприятий (в ред. Постановления от 16.05.2023 указанное мероприятие исключено из перечня).

Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе на проведение краевых мероприятий утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2021 № 534-п (далее – Порядок предоставления субсидий СОНКО).

Согласно пункту 1.3 раздела 1 «Общие положения о предоставлении субсидий» Порядка предоставления субсидий СОНКО, целью предоставления субсидии является финансирование расходов, связанных с проведением краевых мероприятий, реализуемых в рамках пункта 2.3 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие массовой физической культуры и спорта» государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 518-п.

Субсидия предоставляется по результатам конкурсного отбора СОНКО. По каждому проекту (мероприятию) по пропаганде физической культуры и спорта проводится отдельный конкурсный отбор (пункт 1.6 раздела 1 «Общие положения о предоставлении субсидий» Порядка предоставления субсидий СОНКО).

Перечень проектов (мероприятий) по пропаганде физической культуры и спорта, на реализацию которых предоставляются субсидии, а также техническое задание по каждому из проектов (мероприятий) по пропаганде физической культуры и спорта утверждаются приказом министерства и размещаются на едином краевом портале «Красноярский край» с адресом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.krskstate.ru ежегодно до 1 марта года, в котором проводится конкурсный отбор (в 2021 году – до 9 августа) (пункт 2.1 раздела 2 «Порядок проведения конкурсного отбора получателей для предоставления субсидий» Порядка предоставления субсидий СОНКО).

Пунктом 2.4 указанного Порядка также определено, что СОНКО, участвующие в конкурсном отборе, на первое число месяца размещения министерством объявления о проведении конкурсного отбора заявки должны соответствовать ряду критериев, в том числе – наличию у СОНКО помещений (собственных и (или) находящихся на ином законном основании), оборудования, транспорта, иного имущества, необходимого для оказания услуг либо иных договоров с собственниками имущества, подтверждающих возможность проведения мероприятия с использованием указанного имущества.

В ином случае, несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 2.3, 2.4 Порядка, является основанием для отклонения заявки участника в конкурсном отборе и возврата заявки (пункт 2.20 Порядка предоставления субсидий СОНКО).

В 2021 году Приказом Министерства спорта Красноярского края от 06.08.2021 № 351п, в соответствии с пунктом 2.3 перечня мероприятий подпрограммы «Развитие массовой физической культуры и спорта», утвержден перечень проектов (мероприятий) по пропаганде физической культуры и спорта, на реализацию которых в 2021 году предоставляются субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе на проведение краевых мероприятий, согласно приложению к приказу:

1. Пре-шоу мероприятия «Битва двух берегов».

2. Торжественная церемония награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта.

Как следует из письменных пояснений Министерства спорта Красноярского края (исх. № 81-1549-4 от 14.07.2023, вх. № 14389-ЭП/23 от 17.07.2023), а также Администрации Губернатора Красноярского края (вх. № 17130/23 от 24.08.2023), 10.09.2021 объявление о проведении конкурсного отбора СОНКО с целью предоставления субсидий на финансирование расходов, на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта в 2021 году и техническое задание на оказание услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта были направлены Министерством в управление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края по электронной почте. В день поступления документации по электронной почте, 10.09.2021, документы были размещены на официальном сайте Красноярского края по адресу: http://www.krskstate.ru/sport/obyvleniya//0/id/52181.

Размещенное техническое задание на оказание услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта включает в себя:

1) Услугу по разработке детализированного сценария торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта;

2) Услугу подбора музыкального сопровождения;

3) Услугу по организации работы VJ;

4) Услугу по организации работы ведущего;

5) Услугу по обеспечению фотосъемки мероприятия;

6) Услугу по предоставлению сцены;

7) Услугу по организации дежурства скорой помощи (2 экипажа);

8) Услугу по организации концертной программы для одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта.

Кроме того, техническим заданием предусмотрено, что местом проведения должен являться многофункциональный спортивный комплекс вместимостью 3000 человек, расположенный в г. Красноярске.

Подпунктом 1.1 пункта 1 Приказа Министерства спорта Красноярского края от 07.09.2021 № 391п утверждено проведение конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций на предоставление субсидии на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта (далее – Конкурс).

Контроль за исполнением приказа возложен на первого заместителя министра Сотникова Р.Б. (пункт 3 данного Приказа).

В период проведения конкурсного отбора с 11.09.2021 до 11.10.2021 (включительно) в Министерство спорта Красноярского края потупила только одна заявка. Так, согласно журналу регистрации заявок в 2021 году, заявка поступила от КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» от 08.10.2021 и зарегистрирована 11.10.2021 под № 81-61-59.

Приказом Министерства спорта Красноярского края от 22.10.2021 № 468п заявка КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» допущена к участию в конкурсе.

Согласно протоколу № 1 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в 2021 году по распределению субсидии СОНКО на финансирование расходов на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта от 09.11.2021, единственная поступившая заявка от КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» рассмотрена, определен победитель в лице КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» и определен объем субсидии в размере 5 500 тыс. руб.

Приказом Министерства спорта Красноярского края от 16.11.2021 № 491п по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе в 2021 году по распределению субсидии СОНКО на финансирование расходов на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» признана победителем.

Установлено, что в целях организации и проведения торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» заключило договор № 30-11/21 от 30.11.2021 с ООО «Современное производство» на оказание услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта Красноярского края в 2021 году в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) на общую сумму 1 128 000 рублей.

Согласно приложению № 1 Обществу необходимо было оказать следующие услуги:

1) Услуги по разработке концепции и сценария;

2) Оформление зала награждения;

3) Услуги по обеспечению светодиодными видеоэкранами площадки проведения;

4) Услуги по предоставлению звукового и светового оборудования;

5) Услуги режиссера;

6) Услуги фотографа;

7) Услуги администратора;

8) Услуги ведущего;

9) Услуги группы награждения;

10) Услуги вокально-танцевального выступления;

11) Услуги подготовки видео заставок.

24.01.2022 от КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» исполняющему обязанности министра спорта Сотникову Р.Б. направлены отчетные документы по соглашению о предоставлении субсидии СОНКО на конкурсной основе на проведение краевых мероприятий от 26.11.2021 на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта.

Вместе с тем, из анализа представленных Первым следственным отделом второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия материалов, а также положений действующего законодательства следует, что органом государственной власти Красноярского края созданы для ООО «Современное производство» преимущества в получении доступа на товарный рынок оказания услуг по организации и проведению торжественных мероприятий в обход требований действующего законодательства, что подтверждается следующим:

1. Умышленный отказ от выбора на конкурсной основе коммерческой организации, оказывающей услуги, необходимые для организации и проведении торжественных мероприятий (услуги фото и видеосъемки, предоставления помещений, звукового, светового и иного оборудования, поставка подарков и т.д.).

На территории Красноярского края и Российской Федерации имеется большое количество лиц, осуществляющих деятельность на рассматриваемых товарных рынках по организации и проведению торжественных мероприятий, имеющих возможность участвовать в торгах, ограниченных только территориальными границами анализируемых рынков.

Соответственно, учитывая, что рассматриваемый товарный рынок является высококонкурентным, то эффективное расходование бюджетных средств могло быть достигнуто только при проведении публичных процедур между коммерческими организациями, а не между некоммерческими.

Учитывая обстоятельства, с коммерческой организацией в лице ООО «Современное производство» контракт был заключен, по сути, в обход торгов.

2. Предмет конкурса сформирован таким образом, что участие СОНКО исключается, поскольку оказание необходимых для торжественных мероприятий услуг оказываются коммерческими организациями и такой вид деятельности не предусмотрен уставом СОНКО.

Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Красноярским УФАС России в целях установления потенциальной возможности иным СОНКО принять участие в указанном конкурсе на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры искусства, образования, физической культуры и спорта в 2021 году были направлены соответствующие запросы.

Согласно поступившим ответам АНО САДОР «ТВОЙ СТАРТ» (вх. № 13785-ЭП/23 от 05.07.2023), КРОМЭО «Зеленый кошелек» (вх. № 13390-ЭП/23 от 30.06.2023), АНО «ЦРиСА «Енисей» (вх. № 13133-ЭП/23 от 27.06.2023), РОО «Красноярский центр лечебной педагогики» (вх. № 13068-ЭП/23 от 27.06.2023). АНО КЦСОН «Жизнь» (вх. № 13126-ЭП/23 от 27.06.2023), КРОО «Агентство общественных инициатив» (вх. № 13468-ЭП/23 от 03.07.2023), ПСЭРСТИК «РОСТ» (вх. № 16665-ЭП/23 от 17.08.2023), «Красноярская библиотечная ассоциация» (вх. № 1405-ЭП/23 от 10.07.2023), БФ «Феникс» (вх. № 14264-ЭП/23 от 13.07.2023), КРОО Центр медиации «Территория согласия» (вх. № 14061-ЭП/23 от 11.07.2023), БФ «Добро24.ру» (вх. № 14691-ЭП/23 от 19.07.2023), АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» (вх. № 14360-ЭП/23 от 14.07.2023) – данные некоммерческие организации не подавали заявки на участие в рассматриваемом конкурсе по причине того, что оказание услуг, предусмотренных техническим заданием, не относится к их уставному виду деятельности.

Таким образом, антимонопольным органом не установлены СОНКО, которые исходя из предусмотренных их уставами видов деятельности, могли бы оказать услуги, необходимые для организации и проведении торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры искусства, образования, физической культуры и спорта (услуги фото и видеосъемки, предоставления помещений, звукового, светового и иного оборудования, поставка подарков и т.д.).

3. Допуск заявки КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» до участия в конкурсе и признание организации победителем, не смотря на ее несоответствие условиям конкурсной документации.

Так, не смотря на указание в заявке на Конкурс КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» наличия у организации соответствующего помещения, документы, подтверждающие данное требование в Красноярское УФАС России в составе заявки представлены Министерством не были.

Кроме того, согласно пункту 2.1 раздела 2 Устава КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», утвержденного протоколом № 3 от 20.09.2014, организация создана в целях защиты прав и законных интересов детей и молодых людей с ограниченными возможностями, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной и социальной интеграции и индивидуального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 2.3 рассматриваемого Устава, в целях реализации основных целей и задач, Организация осуществляет следующую деятельность:

- правовую (подпункт 2.3.1): представление интересов и защита прав детей и молодых людей с ограниченными возможностями; разработка и практическая реализация совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями любых форм собственности программ по социальной интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями в следующих областях: обучение и образование, профессиональная ориентация, трудоустройство и трудовая адаптация, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная реабилитация; социально-бытовая адаптация; разработка организационных форм помощи детям и молодым людям с ограниченными возможностями; взаимодействие с организациями, деятельность которых соответствует профилю деятельности Организации;

- информационно-просветительскую (подпункт 2.3.2): содействие организации, проведению лекций и семинаров по актуальным вопросам интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями (в том числе по вопросам организации образовательного пространства и поддерживаемого проживания) для родителей и специалистов, либо участие в таких мероприятиях; содействие в организации отечественных, зарубежных и международных конференций, симпозиумов, семинаров, и иных массовых мероприятий, соответствующих профилю деятельности Организации; осуществление информационной деятельности в электронных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определяемом действующим законодательством); содействие обмену опытом и результатами научных исследований в направлениях, отвечающих достижению уставных целей и задач Организации, в том числе путем организации либо содействии в организации стажировок для специалистов и/или членов Организации; организация, проведение встреч, совместных мероприятий с заинтересованными лицами (физическими и/или юридическими) по вопросам социальной интеграции в обществе детей и молодых людей с ограниченными возможностями либо участие в таких мероприятиях;

- спортивную (подпункт 2.3.3): организация и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий для детей и молодых людей с ограниченными возможностями (и их семей), либо участие в таких мероприятиях; разработка и распространение индивидуальных и групповых рекомендаций, программ, комплексов для занятий физической культурой и спортом для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих таких лиц; пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение обучающих мероприятий для семей, воспитывающих детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, навыкам спорта и развитию физических качеств;

- деятельность по организации отдыха, культуры и развлечений (подпункт 2.3.4): организация, проведение поездок и экскурсий для членов Организации по России и зарубежным странам в целях обмена опытом в решении уставных задач, либо участие в таких мероприятиях; организация, проведение выставок, экскурсий, праздничных мероприятий для детей, молодых людей с ограниченными возможностями и их семей, либо участие в таких мероприятиях;

- деятельность по предоставлению социальных услуг (подпункт 2.3.5): организационно-методическое и консультативно-информационное обеспечение членов Организации по правовым, педагогическим, психологическим и иным вопросам, возникающим у членов Организации в процессе воспитания и социальной адаптации детей и молодых людей с ограниченными возможностями; приобретение технических и иных средств реабилитации для передачи их в безвозмездное пользование членам Организации; содействие членам Организации и семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в приобретении в собственность либо в передаче во временное пользование на льготных условиях технических и иных средств реабилитации. организация досуга детей и молодых людей с ограниченными возможностями, развитие их способностей и дарований;

- благотворительную деятельность (подпункт 2.3.6).

Соответственно, предусмотренные техническим заданием Конкурса услуги не могут быть самостоятельно осуществлены КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», так как не соотносятся с уставной деятельностью организации.

Подтверждением данного вывода является и то обстоятельство, что оказание всех предусмотренных техническим заданием услуг было передано КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» на исполнение ООО «Современное производство».

4. Документация составлена с нарушением бюджетного законодательства.

Так, в соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона № 7-ФЗ, социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

В частности, пунктом 9 части 1 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ установлено, что органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Соответственно, задача по выявлению и поддержке успешного опыта по организации массовой физкультурно-спортивной работы среди населения, предусмотренная подпрограммой «Развитие массовой физической культуры и спорта», в рамках которой предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе, подпадает под цели, указанные в подпункте 9 пункта 1 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ.

Между тем, техническим заданием рассматриваемого Конкурса предусмотрено оказание услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения одаренных детей не только в области физической культуры и спорта, но также и в области культуры и искусства, образования, что не предусмотрено подпрограммой «Развитие массовой физической культуры и спорта».

Учитывая, что субсидия имеет строго целевой характер (то есть предусмотрено исполнение задания, на которое выделены средства, в установленный срок и в полном объеме), и менять назначение средств нельзя, то реализация рассматриваемого мероприятия по проведению торжественной церемонии в рамках выделенной субсидии указывает на признаки нарушения действующего бюджетного законодательства.

4. Показания работников Министерства спорта Красноярского края и руководства ООО «Современное производство», СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», свидетельствующие о наличии устной договоренности по порядку участия в конкурсе, заключению контрактов и их исполнению.

Учитывая вышеизложенную совокупность фактических обстоятельств следует, что Министерство спорта Красноярского края в лице первого заместителя министра Сотникова Р.Б. и ООО «Современное производство» в лице директора Гуревича М.Ю. и его заместителя Романюк Е.А. за долго до проведения конкурсного отбора СОНКО с целью предоставления субсидий на финансирование расходов, на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта достигли устной договоренности о том, что данные услуги фактически будут оказаны ООО «Современное производство».

В дальнейшем указанные лица реализовали антиконкурентное соглашение посредством привлечения КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» в качестве формального и единственного участника конкурса с целью дальнейшей передачи обязательств по проведению данных мероприятий заранее определенным хозяйствующим субъектам и денежных средств, предусмотренных субсидией, в полном объеме.

В связи с чем Министерством спорта Красноярского края, через организацию формального конкурса по отбору СОНКО и привлечение КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», реализованы полномочия для удовлетворения государственной нужды по закупке соответствующих услуг без проведения публичных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, у заранее определенных хозяйствующих субъектов.

Частью 1 статьи 3 Закона № 135-ФЗ установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закон № 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 7 статьи 4 Закон № 135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закон № 135-ФЗ запрещаются соглашения между государственными внебюджетными фондами и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закон № 135-ФЗ, понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

При этом соглашение является согласованным выражением воли двух или более участников. Согласованность выражения воли означает осведомленность каждого из участников о намерении каждого другого участника действовать определенным образом, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами и органами власти, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Аналогичная позиция изложена в Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах».

Кроме того, исходя из Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательства, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, прихожу к выводу, что в 2021 году между органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерством спорта Красноярского края (в лице первого заместителя министра спорта Сотникова Р.Б.) и хозяйствующими субъектами: СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» (в лице президента Нига Е.С.) и ООО «Современное производство» (в лице директора Гуревича М.Ю. и заместителя директора Романюк Е.А.) была достигнута устная договоренность (соглашение) о предоставлении ООО «Современное производство» посредством использования, по сути, посреднической организации доступа на товарный рынок оказания услуг по организации и проведению торжественных мероприятий в обход установленных законом процедур.

Данная договоренность была реализована посредством совокупности действий каждого из участников, направленных на достижение одной цели и объединенных одним умыслом – предоставить конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Современное производство» доступ на соответствующий товарный рынок и извлечение последующей прибыли.

С учетом проанализированных обстоятельств, заключение ограничивающего конкуренцию соглашения подтверждается совокупностью следующих доказательств:

1) Объявление первым заместителем министра спорта Красноярского края Сотниковым Р.Б. на рабочем совещании, проведенном в Министерстве примерно в конце августа 2021 года (прим. – в период действия подпрограммы «Развитие массовой физической культуры и спорта» в ред. от 25.05.2021), что организацией и проведением церемонии награждения одаренных детей будет заниматься Гуревич М.Ю., директор ООО «Современное производство»;

2) Устная договоренность между первым заместителем министра спорта Красноярского края Сотниковым Р.Б. и директором ООО «Современное производство» Гуревичем М.Ю. о подборе последним СОНКО для формального участия в Конкурсе;

3) Устная договоренность между президентом КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» Нига Е.С. и директором ООО «Современное производство» Гуревичем М.Ю. о принятии формального участия СОНКО в проводимом Министерством спорта Красноярского края Конкурсе и последующем фактическом предоставлении услуг в полном объеме ООО «Современное производство»;

4) Подготовка и подача необходимых документов для участия в Конкурсе от лица КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» заместителем директора ООО «Современное производство» Романюк Е.А.;

5) Проверка сотрудниками Министерства спорта Красноярского края Ларионовой О.В. и Таймулиной Ю.В. в августе 2021 года до официального объявления Конкурса документов КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», представленных директором ООО «Современное производство» Гуревичем М.Ю., на соответствие критериям, установленным Порядком определения объема и предоставления субсидий СОНКО на конкурсной основе;

6) Формирование Министерством спорта Красноярского края предмета конкурса, при котором участие иных, не находящихся в антиконкурентном сговоре, СОНКО исключается, поскольку оказание необходимых для торжественных мероприятий услуг оказываются коммерческими организациями и такой вид деятельности не предусмотрен уставом СОНКО;

7) Допуск заявки КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» до участия в конкурсе и признание организации победителем не смотря на ее несоответствие условиям конкурсной документации. Дальнейшее осуществление поиска места проведения торжественной церемонии, а также места размещения/хранения подарков для торжественной церемонии и транспортного средства по их доставке сотрудником Министерства Ларионовой О.В., учитывая, что, в соответствии с требованиями пункта 2.4 Порядка определения объема и предоставления субсидий СОНКО на конкурсной основе, у СОНКО должно иметься в наличии помещение (собственное и (или) находящееся на ином законном основании), оборудование, транспорт, иное имущество, необходимое для оказания услуг либо иных договоров с собственниками имущества, подтверждающих возможность проведения мероприятия с использованием указанного имущества;

8) Заключение КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» с ООО «Современное производство» договора на оказание всех предусмотренных техническим заданием Конкурса услуг с последующим переводом полученных средств субсидии в адрес ООО «Современное производство».

Данные обстоятельства свидетельствуют о формальном проведении конкурентного отбора и о заранее предопределенном результате его проведения.

При указанной совокупности фактических обстоятельств, действия Министерства спорта Красноярского края, СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», ООО «Современное производство», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, социально ориентированной некоммерческой организацией и хозяйствующим субъектом, привели к предоставлению преимущественных условий для ООО «Современное производство» при организации и проведении торжественной церемонии награждения одаренных детей в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта в 2021 году, а также привели или могли привести к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по организации и проведению торжественных мероприятий иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам этого рынка.

Подобные действия образуют нарушение запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем приказом Красноярского УФАС России № 279/23 от 12.10.2023 возбуждено настоящее дело.

Руководствуясь частью 15 статьи 44 Закона № 135-ФЗ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 024/01/16-2884/2023 к рассмотрению на 16.11.2023 в 11 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д» (каб. 6а).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/16-2884/2023 в качестве ответчика Министерство спорта Красноярского края (ИНН 2466213960, место нахождения: 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Армии, д. 3).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/16-2884/2023 в качестве ответчика социально ориентированную некоммерческую организацию Красноярская региональная общественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца» (ИНН 2465081694, место нахождения: 660032, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубенского, д. 6).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/16-2884/2023 в качестве ответчика ООО «Современное производство» (ИНН 2460219998, место нахождения: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 114)

5. Министерству спорта Красноярского края в срок до 14 ноября 2023 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения с нормативно-правовым обоснованием;

- письменные пояснения относительно порядка, в котором в 2022-2023 году проводились закупки на организацию и проведение торжественной церемонии награждения одаренных детей в области физической культуры и спорта (если закупки проводилась посредством публичной процедуры, то указать номера извещений);

- письменные пояснения относительно объединения в одну закупку услуг по организации и проведению торжественной церемонии награждения одаренных детей в следующих сферах: культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, учитывая целевой характер выделенных бюджетных средств в рамках подпрограммы «Развитие массовой физической культуры и спорта»;

- иную информацию, имеющую, по мнению Министерства спорта Красноярского края, значение для рассмотрения дела.

6. СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца» в срок до 14 ноября 2023 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения с нормативно-правовым обоснованием;

- иную информацию, имеющую, по мнению СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца», значение для рассмотрения дела.

7. ООО «Современное производство» в срок до 14 ноября 2023 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения с нормативно-правовым обоснованием;

- иную информацию, имеющую, по мнению ООО «Современное производство», значение для рассмотрения дела.

 

Представить пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств дела и запрошенную информацию возможно посредством направления ее нарочно либо на электронный (to24@fas.gov.ru), почтовый адрес Красноярского УФАС России.

 

Лицо, участвующее в деле, на основании статьи 43 Закона № 135-ФЗ, вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направив его на вышеуказанную электронную почту Красноярского УФАС России.

 

В случае направления лицом, участвующим в деле, представителя на рассмотрение дела № 024/01/16-2884/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, представителю при себе надлежит иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность на право представления интересов лица, участвующего в деле, в органах Федеральной антимонопольной службы с указанием в ней права на участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

СОНКО КРООР ЗПДОВ «Открытые сердца»
ИНН 2465081694, ОГРН 1042400001236
ООО «Современное производство»
ИНН 2460219998, ОГРН 1092468052555
Министерство спорта Красноярского края
ИНН 2466213960, ОГРН 1082468047309