Письмо №ЕК/9315/23 по делу № 024/01/10-2216/2022 от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 мая 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-2216/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии  (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-2216/2022 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, ул. Бограда, д. 144А, г. Красноярск, 660021) (далее – ПАО «Россети Сибирь», сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 024/01/10-2216/2022 возбуждено приказом Красноярского УФАС России от 29.08.2022 № 231 по признакам нарушения ПАО «Россети Сибирь» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии в части непринятия мер по реализации своего права на обращение в Министерство тарифной политики Красноярского края с предложением об установлении не утвержденных приказами Министерства от 29.12.2021 № 99-э, от 04.02.2022 № 5-э, от 04.08.2022 № 40-э ставок платы за технологическое присоединение (в том числе ставки платы за единицу максимальной мощности на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) при напряжении 1-20 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов).

Определением от 30.08.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-2216/2022 назначено на 19.10.2022 в 15:00. К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено Министерство тарифной политики Красноярского края (660049, г. Красноярск, пр. Мира, 10).

Определением от 19.10.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-2216/2022 отложено на 23.11.2022 в 15:00, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены КГБУЗ «Партизанская районная больница» (662521, Красноярский край, Березовский район, р.п. Березовка, ул. Полевая, 1а, пом. 2), ООО «Торговый дом Ангара» (662521, Красноярский край, Березовский район, р.п. Березовка, ул. Полевая, 1а), ООО «Изумруд» (662521, Красноярский край, Березовский район, р.п. Березовка, ул. Полевая, 1а).

Определением от 23.11.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-2216/2022 отложено на 31.01.2023 в 15:00.

Определением от 05.04.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-2216/2022 отложено на 18.05.2023 в 15:00.

Указанное определение было получено ПАО «Россети Сибирь» 17.04.2023 (почтовое уведомление № 80091583945877), ООО «Торговый дом Ангара» 19.04.2023 (почтовое уведомление № 80091583945150), ООО «Изумруд» 19.04.2023 (почтовое уведомление № 80091583945617), почтовое определение № 80104778975006, направленное КГБУЗ «Партизанская районная больница» 19.04.2023 (почтовое уведомление № 80091583945624).

Рассмотрение дела состоялось 18.05.2023 в присутствии представителя ПАО «Россети Сибирь» Селиванова А.А. (доверенность № 24/103 от 19.04.2022), который поддержал ранее представленные письменные пояснения, а также указал на отсутствие злоупотребления обществом доминирующим положением в связи с тем обстоятельством, что обращение в регулирующий орган за установлением отсутствующей ставки платы является правом, а не обязанностью сетевой организации.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующие обстоятельства.

Должностным лицом Красноярского УФАС России рассмотрено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-792/2022 в отношении ПАО «Россети Сибирь» по факту нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП), выразившегося в направлении 02.02.2022 в адрес КГБУЗ «Партизанская районная больница» технических условий, содержание которых не обеспечивает возможность самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение, а также в нарушении срока представления заявителю новой редакции проекта договора для подписания и технических условий.

Постановлением № 024/04/9.21-792/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 23.11.2022 ПАО «Россети Сибирь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей. Вместе с тем, в ПАО «Россети Сибирь» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым законному представителю общества надлежит принять меры по соблюдению Правил № 861 при рассмотрении заявки КГБУЗ «Партизанская районная больница» от 27.01.2022 на технологическое присоединение объекта КГБУЗ «Партизанская районная больница» к электрическим сетям путем повторного рассмотрения заявки в соответствии с нормами, действующими на момент ее поступления в сетевую организацию, учитывая выводы антимонопольного органа о неправомерности действий ПАО «Россети Сибирь».

В рамках рассмотрения дела управление установило, что КГБУЗ «Партизанская районная больница» 27.01.2022 обратилось в адрес ПАО «Россети Сибирь» с заявкой на технологическое присоединение Объекта (максимальная мощность 70 кВт при напряжении 10 кВ, категория надежности III).

ПАО «Россети Сибирь» 02.02.2022 направило в адрес заявителя условия типового договора № 20.2400.767.220 об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям (далее – Договор) и технические условия № 8000485934.

Пунктом 11 Договора определено, что ПАО «Россети Сибирь» сформирована плата за оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям Объекта в размере 637785, 91 (шестьсот тридцать семь тысяч семьсот восемьдесят пять рублей 91 копейка), в том числе НДС 20% в сумме 106297,65 рублей (сто шесть тысяч двести девяносто семь рублей 65 копеек).

Как сообщило в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «Россети Сибирь» (в том числе, вх. № 12266 от 11.07.2022), размер платы за технологическое присоединение определен по стандартизированным тарифным ставкам в соответствии с Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 99-э с изменениями, внесенными Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 04.02.2022 № 5-э и составляет 633 914,40 руб., в том числе НДС 20% в сумме 105 652,40 руб. При этом ставка платы за единицу максимальной мощности на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (на напряжении 1-20 кВ) на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов, регулирующим органом не утверждена. В связи с чем, возможность выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение сетевой организацией предоставлена быть не может.

Бездействие ПАО «Россети Сибирь» по реализации своего права на обращение в Министерство тарифной политики Красноярского края (далее – Министерство) с предложением об установлении не утвержденных приказами Министерства от 29.12.2021 № 99-э, от 04.02.2022 № 5-э, от 04.08.2022 № 40-э ставок платы за технологическое присоединение (в том числе ставки платы за единицу максимальной мощности на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) при напряжении 1-20 кВ на территориях, не относящихся к территориям городских населенных пунктов), явилось поводом к возбуждению настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Красноярским УФАС России рассмотрены также дела №№ 024/04/9.21-2143/2022, 024/04/9.21-1568/2022, возбужденные в отношении ПАО «Россети Сибирь» по заявлениям ООО «Торговый дом Ангара», ООО «Изумруд» по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП, выразившимся, в том числе в направлении в адрес заявителя технических условий, содержание которых не обеспечивает возможность самостоятельного выбора заявителем ставки платы за технологическое присоединение.

Как сообщило Министерство (исх. № 72/2507 от 30.09.2022), расчет стандартизированных тарифных ставок производится Министерством по формулам на основании информации, представленной сетевыми организациями. Инициативный порядок установления ставок регулирующим органом не предусмотрен.

Министерством также представлены копии направленных ПАО «Россети Сибирь» в 2022 году в адрес Министерства заявлений об установлении дополнительных стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение с приложением копий заявок на технологическое присоединение, поступивших в сетевую организацию.

ПАО «Россети Сибирь» (исх. № 1.3/29.2/871-пд от 01.03.2023) представлен реестр направленных сетевой организацией в адрес Министерства предложений по установлению отсутствующих стандартизированных ставок в период с 31.01.2020 по 23.08.2022. В ходе анализа поступивших данных установлено, что срок установления Министерством стандартизированных ставок составлял около одного-полутора календарных месяцев.

Заявления об установлении стандартизированных тарифных ставок в целях технологического присоединения объектов заинтересованных лиц сетевой организацией не направлялись, что ПАО «Россети Сибирь» не оспаривается.

Министерство (исх. № 72/3567 от 09.12.2022) также указало, что в случае, если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов «последней мили», по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней с даты обращения территориальной сетевой организации регулирующим органом.

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил.

Пунктом 6 Правил № 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил (пункт 8 Правил № 861).

Рассмотрение сетевой организации заявки осуществляется в соответствии с пунктом 15 Правил № 861.

Исходя из пункта 16 Правил № 861, размер платы за технологическое присоединение является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) (в редакции, действовавшей на момент подачи заявки на технологическое присоединение), предусмотрено, что лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29.08.2017 №1135/17 (далее – Методические указания; утратили силу с 02.09.2022 в связи с изданием Приказа ФАС России от 30.06.2022 № 490/22), определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии.

Согласно пункту 7 Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются: 1) плата для Заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в размере не более 550 рублей, в соответствии с особенностями, указанными в пункте 9; 2) на период регулирования: стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний; ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний; - формула платы за технологическое присоединение.

Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется Заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

В случае если Заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.

Согласно правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в Постановлении от 16.07.2021 № Ф02-3388/2021 по делу № А74-6709/2020, на этапе заключения договора технологического присоединения возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение должна быть объективно предоставлена ему сетевой организацией. И только при предоставлении заявителю выбора в случае, когда он им не воспользовался, сетевая организация вправе выбрать ставку самостоятельно и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение. Предусмотренный Правилами технологического присоединения порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения устанавливает обязанность сетевой организации обеспечить возможность выбора вида ставки платы за технологическое присоединение. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08 ноября 2018 года № 309-АД18-17881.

Пунктом 30 Методических указаний установлено, что в случае если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов «последней мили», для которых не устанавливались стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, соответствующие стандартизированные тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.

Данных обращений по установлению отсутствующих ставок платы, необходимых для рассмотрения заявок на технологическое присоединение объектов заинтересованных лиц ПАО «Россети Сибирь» в Министерство не направляло.

Отсутствие утвержденных тарифных ставок привело к необеспечению сетевой организацией возможности выбора заинтересованными лицами по настоящему делу ставок платы за технологическое присоединение, что привело к ущемлению их прав и законных интересов. В связи с отсутствием значительного количества утвержденных ставок потребители городских населенных пунктов и территорий, не относящихся к ним, лишены возможности реализации (до 02.09.2022) права на самостоятельное определение ставки платы за технологическое присоединение, исходя из фактических условий подключения, что, в свою очередь, может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, восстановление нарушенных прав потребителей будет осуществляться путем возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП, по факту нарушения сетевой организацией установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с нижеследующим.

Так, согласно пункту 14 Методических указаний в случае, если выданные технические условия предусматривают мероприятия по строительству объектов «последней мили» по которым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов стандартизированные тарифные ставки на период регулирования не установлены, то соответствующие стандартизированные тарифные ставки дополнительно устанавливаются в течение 30 рабочих дней с даты обращения территориальной сетевой организации регулирующим органом.

При этом в силу пункта 105 Правил № 861 срок размещения сетевой организацией в личном кабинете заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861 (к которым относятся заинтересованные лица), документов, в том числе договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявки.

При этом технические условия в силу пункта 7 Методических указаний должны (до 02.09.2022) обеспечивать возможность выбора заявителем вида ставки платы за технологическое присоединение.

Согласно представленному ПАО «Россети Сибирь» реестру направленных в Министерство заявлений об установлении тарифных ставок (исх. № 1.3/29.2/871-пд от 01.03.2023) срок утверждения Министерством ставок платы существенно превышает срок, установленный для направления документов, предусмотренных пунктом 105 Правил № 861.

Таким образом, в период до 02.09.2022 в случае отсутствия утвержденной тарифной ставки сетевой организацией в целях обеспечения права лица, обратившегося с заявкой на технологическое присоединение, на выбор ставки платы за технологическое присоединение надлежало обратиться в регулирующий орган для ее установления. При этом размещение в личном кабинете заявителя проекта договора об осуществлении технологического присоединения было бы осуществлено сетевой организацией за пределами установленного пунктом 105 Правил № 861 срока, что нарушает установленный порядок технологического присоединения к электрическим сетям.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Административная ответственность за нарушение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрена статьей 14.31 КоАП.

Как следует из диспозиций частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП, административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 КоАП, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП.

Таким образом, статья 9.21 КоАП является специальной нормой по отношению к статье 14.31 КоАП. Указанный вывод согласуется с правовой позицией ФАС России, изложенной в Разъяснении Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17), а также в Разъяснении Президиума ФАС России № 7 «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15).

При этом подлежит учету правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой при квалификации административных правонарушений необходимо учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП перед ее общими нормами (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом согласно части 5 статьи 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Следовательно, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, при выявлении факта нарушения Правил № 861, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, учитывая специальный характер статьи 9.21 КоАП, противоречит требованиям статей 4.1 и 28.5 КоАП.

Кроме того, согласно части 1 статьи 29.13 КоАП должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Меры, направленные на восстановление нарушенных прав заинтересованных лиц в связи с нарушением ПАО «Россети Сибирь» установленного порядка технологического присоединения, были приняты Красноярским УФАС России по итогам рассмотрения дел об административном правонарушении №№ 024/04/9.21-792/2022, 024/04/9.21-2143/2022, 024/04/9.21-1568/2022.

При этом, как сообщило Министерство (исх. № 72/3567 от 09.12.2022), в связи со вступлением в силу с 02.09.2022 новых Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 30.06.2022 № 490/22, в соответствии с которыми ставка платы за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не предусмотрена, у Министерства отсутствуют основания для установления соответствующих ставок.

При таких обстоятельствах признаки состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в бездействии ПАО «Россети Сибирь», явившемся поводом к возбуждению настоящего дела, отсутствуют.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 024/01/10-2216/2022 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Изумруд"
ИНН 1111111111, ОГРН 1111111111111
КГБУЗ «Партизанская районная больница»
ИНН 2524001397, ОГРН 1022501027064
ООО "Торговый дом Ангара"
ИНН 1111111111, ОГРН 1111111111111
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327