Письмо №ВМ/8761/23 РЕШЕНИЕ № №024/07/3-1295/2023 от 25 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ № №024/07/3-1295/2023
22 мая 2023 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Строительная Компания «Сибирь» на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме № 152-23/А/эф по выбору подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений: «Восьмой этаж здания института торговли и сферы услуг» для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (извещение № 32312269498) (далее - закупка),
при участии: от организатора торгов Т. (доверенность от 04.05.2023), в отсутствие заявителя, направившего ходатайство о рассмотрении его жалобы в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 11.05.2023 поступила жалоба ООО «Строительная Компания «Сибирь» на действия организатора торгов, закупочной комиссии, выразившиеся в проведении закупки с нарушениями законодательства Российской Федерации.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводам жалобы заявка заявителя, соответствующая требованиям закупочной документации, неправомерно отклонена по причинам, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023.
Также из доводов жалобы следует, что требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений незаконно, поскольку подрядчик, согласно условиям договора, вправе привлечь к исполнению обязательств по договору иных лиц, обладающих такой лицензией.
Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, в которых указал, что заявка заявителя отклонена закупочной комиссией за непредставление документов, требование о предоставлении которых установлено в разделе 3 закупочной документации, в частности, в составе заявки заявителя отсутствуют:
- копия выписки из реестра членов саморегулируемых организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.12.2022 № 424, подтверждающая наличие у участника закупки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров;
- копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Также организатор закупки в своих письменных возражениях ссылается на законность установления в закупочной документации обжалуемого заявителем требования о наличии у участника закупки соответствующей предмету закупки лицензии.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ закупочная документация должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
На основании вышеуказанных положений Закона № 223-ФЗ организатором торгов в разделе 2 закупочной документации установлены требования к участникам закупки, в числе которых: «соответствие требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки».
Перечень документов, представляемых участниками аукциона в электронной форме для подтверждения их соответствия требованиям, установлен в разделе 3 документации об аукционе.
Так, в пункте 3 раздела 3 закупочной документации определен перечень документов, представляемых участниками аукциона в электронной форме для подтверждения их соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим работы, являющиеся предметом закупки. В частности, в составе заявки должны быть представлены копии:
- выписки из реестра членов саморегулируемых организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.12.2022 № 424, подтверждающая наличие у участника закупки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров.
- лицензии на осуществление следующих видов деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4) монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023 заявка заявителя отклонена закупочной комиссией по следующим основаниям: «в составе документов заявки, поданных на участие в аукционе, участник закупки не предоставил сведения и документы (отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренные разделом 3 документации аукциона).
Из анализа заявки заявителя, представленной организатором торгов в материалы жалобы, доводов жалобы следует, что копии выписки из реестра членов саморегулируемых организаций, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в составе заявки заявителя отсутствуют.
Таким образом, требования закупочной документации, в части предоставления в составе заявки вышеуказанных документов, заявителем не соблюдены.
Согласно пункту 13 закупочной документации аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и проверяет соответствие участников закупки требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. Требования, предъявляемые к участникам аукциона, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения контракта, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения контракта.
В случае если заявка участника или сам участник не отвечают какому–либо из требований, установленных документацией об аукционе в электронной форме, аукционная комиссия отказывает участнику в допуске к участию в аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о правомерности действий закупочной комиссии по отклонению заявки заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023.
Как указывалось выше, закупочная документация содержит обязательное условие о соответствии участника закупки требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Одним из документов, подтверждающих такое соответствие участника закупки, является лицензия на осуществление видов деятельности, поименованных в закупочной документации, которая должна быть представлена, согласно положениям закупочной документации, в составе заявки участника закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Частью 2 статьи 706 гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Аналогичные положения установлены в пункте 4.2 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, а именно:
«в случае необходимости привлекает к исполнению обязательств по настоящему контракту других лиц, обладающих специальными знаниями, навыками, разрешениями, лицензиями, допусками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. При этом Подрядчик предоставляет Заказчику копии документов, подтверждающих соответствие привлеченных лиц требованиям, устанавливаемым действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта, осуществляет также координацию, организацию работ, осуществляемых привлеченными лицами, и несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств такими лицами».
Вышеуказанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации, проекта договора свидетельствуют о том, что подрядчик (победитель закупки) имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору, заключенному по результатам закупки, других лиц (субподрядчиков), в частности лиц, обладающих требуемой лицензией для выполнения лицензируемых видов работ.
Указанное в проекте договора право подрядчика свидетельствует о том, что участник закупки, который в случае победы в закупке планирует привлекать для выполнения работ, требующих наличие лицензии, субподрядчика, не может и не должен обладать такой лицензией на стадии подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанное требование закупочной документации, предъявляемое именно к участнику закупки (а не к подрядчику), с обязательным предоставлением в составе заявки подтверждающего документа – копии лицензии, при условии наличия в проекте договора положений, свидетельствующих о возможности исполнения договора с привлечением субподрядчиков, имеющих соответствующие разрешительные документы, не отвечает принципу проведения закупки, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, так как участник закупки, не обладающий соответствующей лицензией, и имеющий право и намерение исполнять договор с привлечением субподрядчиков, по условиям закупочной документации не может быть признан участникам такой закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что организатор торгов, установив вышеуказанное требование к участнику закупки, нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и, как следствие, часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Строительная Компания «Сибирь» на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме № 152-23/А/эф по выбору подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений: «Восьмой этаж здания института торговли и сферы услуг» для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (извещение № 32312269498) (далее - закупка) обоснованной.
2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.
3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|