Решение б/н Решение по делу № 97-15-17 от 15.12.2017 от 2 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва

пр. Мира, 63, г. Красноярск, 660049

 

ООО «Целина»

ул. Дубровинского, 52 а - 24,

г. Красноярск, 660049

 

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края

ул. Ленина, 125, г. Красноярск, 6600017

 

 

 

  

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «25» декабря  2017 

по делу № 97-15-17                                                                                                            г. Красноярск

 

  Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 20 декабря 2017 года.

  В полном объеме решение изготовлено 25 декабря  2017 года.

  Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 97-15-17,  возбужденное в отношении  МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по факту неисполнения предупреждения Красноярского УФАС России от 17.07.2017,  выданного в целях  пресечения признаков  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившихся  в отказах от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183  ООО «Целина»  в предварительном согласовании предоставления земельных участков в целях недропользования,  что не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ООО «Целина»  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, влияет на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, и соответственно,  повлекло (могло повлечь)    ограничение конкуренции.

    Настоящее дело рассмотрено с участием:

    от МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва

представителей по доверенности: <…>  в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

УСТАНОВИЛА:

   В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение  ООО «Целина»  (вх. № 9787 от 01.06.2017) с просьбой провести проверку на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, связанных с отказом в предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Нарушение законодательства заключалось, по мнению заявителя, в необоснованных  отказах (исх. № 03-51/08/3113 от 12.02.2017 и № 03-51/08/3183) в предварительном согласовании предоставления земельных участков, выразившихся в возложении на заявителя обязанностей по предоставлению сведений и документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Приложенная к обращению информация, анализ действующего законодательства,  позволили антимонопольному органу прийти к следующим выводам.

31 января 2017г. ООО «Целина»  была получена лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песчаников на проявлении Бугачевский. Участок недр расположен на западной окраине г. Красноярска. Предварительная площадь горного отвода проявления Бугачевский составляет 105 га.

Срок окончания действия лицензии 31.01.2027.

Согласно условий лицензионного договора от 3 апреля 2017 года ООО «Целина» обратилось в адрес  МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с 15-ю заявлениями (от 03.04.2017 вх. №№ 4174, 4178, 4179, 4176, 4181, 4182, 4184, 4195, 4198, 4186, 4199, 4200, 4202, 4203, 4204)  аналогичного содержания о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в письмах  от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183 отказало в рассмотрении вопроса о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых земельных участков, вернуло пакет документов заявителю на доработку.

Отказы в рассмотрении вопроса  о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых земельных участков  мотивированы  следующим:

- некорректно указано основание предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов;           

- не представлена исчерпывающая информация об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков;

- отсутствуют документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя;

- не представлены актуальные сведения из информационной системы градостроительной деятельности г. Красноярска о включении вида разрешенного использования «в целях недропользования» для образуемых участков.

Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,  которые предусмотрены в качестве исчерпывающих в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Кроме того, согласно п.п. 6 п.1 ст.39.15 ЗК РФ основанием предоставления земельного участка без проведения торгов являются основания из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

ООО «Целина» в заявлениях был указан, в качестве основания предоставления участков, п.2 ст.39.6. ЗК РФ. Перечень случаев предоставления земельного участка без проведения торгов, указанный в данной статье, является исчерпывающим. В данном случае ООО «Целина» обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп.20 пункта 2 статьи  39.6 ЗК РФ.

Подписантом  заявлений является директор ООО «Целина» (действующий от имени юридического лица без доверенности).

Представление заявителем исчерпывающей информации об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков, актуальных сведений из информационной системы градостроительной деятельности г. Красноярска о включении вида разрешенного использования «в целях недропользования» для образуемых участков, не предусмотрено пунктами 1 и 2  статьи 39.15 ЗК РФ.

Возложение на заявителя обязанностей по предоставлению вышеуказанных сведений  противоречит пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 7 и  п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», является необоснованным препятствием со стороны органов власти  для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, то есть нарушением антимонопольного законодательства, определенным п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Решения  об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка датированные 12 и 14 апреля 2017 года  в нарушение требований  пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ не содержат  указаний на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Учитывая вышеизложенное Красноярское УФАС России  на основании статьи  39.1 ФЗ «О защите конкуренции»  17.07.2017 выдало предупреждение  о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью  в срок до 10 августа 2017 года МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва надлежало:

-отозвать отказы  от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183;

-рассмотреть обращения ООО «Целина» от 03.04.2017 вх. №№ 4174, 4178, 4179, 4176, 4181, 4182, 4184, 4195, 4198, 4186, 4199, 4200, 4202, 4203, 4204) о предварительном согласовании предоставления земельного участка повторно, с учетом требований действующего законодательства, выводов, содержащихся в настоящем предупреждении и  в случае отсутствия иных объективных причин для отказа, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

 О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение было получено МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  20 июля 2017 года.

09 августа 2017 года в адрес Красноярского УФАС России поступила информация от МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  о несогласии с выданным предупреждением, а также о том, что вопрос о правомерности отказов рассматривается Арбитражным судом Красноярского края по заявлению ООО «Целина».

Таким  образом, данная информация  свидетельствует о неисполнении предупреждения Красноярского УФАС России.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По факту неисполнения предупреждения  Красноярским УФАС России на основании приказа  № 208 от 11.08.2017   было возбуждено дело № 97-15-17.

В рамках  рассмотрения дела ответчик - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва   поддержало позицию, изложенную ранее в ответ на рассмотрение предупреждения (исх.№ 03-30/08/7783),  согласно которой не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку заявителем не был представлен необходимы пакет документов, кроме того  недропользователь – ООО «Целина» обратилось  в уполномоченный орган не выполнив условия лицензионного договора  (не провело геологическое изучение), что является безусловным основанием для прекращения действия лицензии на право пользования недрами и,  соответственно,  у него нет права  для обращения за предоставлением земельных участков.

На заседании комиссии  16 октября 2017 представителями ответчика дополнительно даны пояснения о том, что управлением повторно рассмотрены обращения заявителя и выявлено, что испрашиваемые  заявителем земельные участки  имеют пересечение границ  с земельными участками,  принадлежащими третьим лицам, в  частности ФГУП «Красноярское» на основании решения  Арбитражного суда Красноярского края  от 14 апреля 2015 года по делу № А33-20861/2014, по двум земельным участкам пакет документов направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) для принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых участков площадью  6676,00 кв.м. и 17771,00 кв.м. и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

ООО «Целина» также к моменту рассмотрения дела представило письменную позицию (вх.№ 19403 от 12.10.2017),  заключающуюся в следующем: Общество в период рассмотрения дела антимонопольным органом   повторно обратилось в уполномоченный орган - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  с заявлением в целях предоставления земельных участков, однако  получило отказ от   04 октября 2017 года  в предоставлении земельных участков. Отказ мотивирован  нахождением испрашиваемых земельных участков  в пользовании у иного лица – ФГУП «Красноярское». Полагает, что  отказ является необоснованным по причине того, что испрашиваемые земельные участки подлежат изъятию  у правообладателя для  государственных нужд и должны быть переданы  обществу.

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края также к моменту рассмотрения дела представило письменную позицию (исх. № мпр/1-14062 от 14.09.2017), заключающуюся в следующем. Статьей 8 Закона Красноярского края от 23.05.2013 № 4-1333 «О недропользовании»  (далее- Закона о недропользовании) установлено, что в лицензиях указываются координаты пространственных границ предоставляемых в пользование участков недр местного значения.

В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»), статьей 14 Закона о недропользовании земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом РФ «О недрах» .

При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ, в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, для получения лицензии на пользование недрами, не требуется предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

 14 ноября 2017 года на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 97-15-17 (исх. № 19720) лицам, участвующим в деле, было предложено представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Определением  от 14.11.2017 срок рассмотрения дела продлен до 11.03.2018.

Ответчик не  представил письменную позицию в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. На заседании Комиссии, состоявшемся  14 декабря 2017 года, представитель ответчика, поддержал позицию, изложенную ранее, дополнительно приобщил к материалам дела письмо АИЖК исх. № 22307-АА от 08.12.2017  о передаче полномочий по распоряжению земельными участками в целях решения проблем обманутых дольщиков, полагает, что данное обстоятельство обосновывает позицию уполномоченного органа  по отказу ООО «Целина»  в предоставлении земельных участков.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками  другим лицам на условиях  и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. 

От имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 ГК РФ).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1). На Федеральное агентство возложены полномочия по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.8); по совершению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации, в том числе в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет (пункт 5.37); по принятию решений о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.39).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы.

Исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории Красноярского края, является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, соответственно оно вправе принять решение о передаче в аренду спорных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Отношения, возникающие с использованием недр, регулируются Законом РФ «О недрах».

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона РФ «О недрах»).

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство), в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сферах регулирования отношений недропользования. В компетенцию министерства входит обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; проведение аукционов на право пользования участками недр местного значения, а также оформление, государственная регистрация, выдача и переоформление лицензий на право пользования участками недр местного значения.

В силу абзаца 2 статьи 1.2 Закона РФ  «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Согласно статье 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 17 Закона о недропользовании предусмотрено заключение между уполномоченным органом исполнительной власти края в сфере недропользования, предоставившим право пользования участками недр местного значения, и пользователем недр лицензионного договора, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии и устанавливающего условия пользования участком недр местного значения, а также права и обязанности сторон по выполнению указанного договора.

Статьей 8 Закона о недропользовании установлено, что в лицензиях указываются координаты пространственных границ предоставляемых в пользование участков недр местного значения.

В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ «О недрах», статьей 14 Закона о недропользовании земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом РФ «О недрах».

При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ, в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, для получения лицензии на пользование недрами, не требуется предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно абзацу второму статьи 25.1 Закона РФ  «О недрах», подпункту 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ  земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительные регламенты устанавливаются в Правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 (далее - Правила) земельные участки, в отношении которых выдана лицензия на пользование недрами и находящиеся в собственности РФ большей частью расположена в границах территориальной зоны многоквартирной жилой застройки (Ж-4). Часть территории имеет пересечение с рекреационной лесопарковой территориальной зоной (Р-1), зоной объектов физической культуры и  спорта (Р-5). Незначительная часть имеет пересечение с зоной городских лесов (ГЛ) и зоной автомобильного транспорта (ИТ).

Статьей  39.14 ЗК РФ определен порядок  предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.

Пунктом 1 статьи 39.15 ЗК РФ установлен перечень сведений и реквизитов,  которые должны содержаться в заявлении.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8  статьи 39.15 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований,  при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного  участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в  утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 ЗК РФ).     

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 31 января 2017 года ООО «Целина»  была получена лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу песчаников на проявлении Бугачевский. Участок недр расположен на западной окраине г. Красноярска. Предварительная площадь горного отвода проявления Бугачевский составляет 105 га.

Срок окончания действия лицензии 31.01.2027.

Согласно условиям лицензионного договора 3 апреля 2017 года ООО «Целина» обратилось в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с 15-ю заявлениями (от 03.04.2017 вх. №№ 4174, 4178, 4179, 4176, 4181, 4182, 4184, 4195, 4198, 4186, 4199, 4200, 4202, 4203, 4204)  о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в письмах  от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183 отказало в рассмотрении вопроса о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых земельных участков, вернуло пакет документов заявителю на доработку.

Отказы в рассмотрении вопроса  о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых земельных участков  мотивированы  следующим:

- некорректно указано основание предоставления испрашиваемого участка без проведения торгов;           

- не представлена исчерпывающая информация об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков;

- отсутствуют документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя;

 - не представлены актуальные сведения из информационной системы градостроительной деятельности г. Красноярска о включении вида разрешенного использования «в целях недропользования» для образуемых участков.

Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,   которые предусмотрены в качестве исчерпывающих в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Кроме того, согласно п.п. 6 п.1 ст.39.15 основанием предоставления земельного участка без проведения торгов являются основания из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5. пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

ООО «Целина» в заявлениях был указан, в качестве основания предоставления участков, п.2 ст.39.6. ЗК РФ. Перечень случаев предоставления земельного участка без проведения торгов, указанный в данной статье, является исчерпывающим. В данном случае ООО «Целина» обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.20 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Подписантом  заявлений является директор ООО «Целина (действующий от имени юридического лица без доверенности).

Представление заявителем исчерпывающей информации об отсутствии проекта межевания территории в отношении испрашиваемых земельных участков, актуальных сведений из информационной системы градостроительной деятельности г. Красноярска о включении вида разрешенного использования «в целях недропользования» для образуемых участков, не предусмотрено пунктами 1 и 2  статьи 39.15 ЗК РФ.

Возложение на заявителя обязанностей по предоставлению вышеуказанных сведений  противоречит пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 7 и  п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», является необоснованным препятствием со стороны органов власти  для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, то есть нарушением антимонопольного законодательства, определенным п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Решения  об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, датированные 12 и 14 апреля 2017 года,   в нарушение требований  пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ не содержат  указаний на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Данная позиция подтверждена также имеющимся в материалах делах письмом  Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (исх. № 12308-ги от 17.05.2017).

Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.

Таким образом, отказы  МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, выраженные  в письмах  от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183 являются  необоснованными, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ООО «Целина»  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, влияют на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта, что указывает на нарушение пункта 2  части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В период рассмотрения дела уполномоченным органом МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  повторно рассмотрены заявления ООО «Целина», а именно:

 

 

 

Номер обращении я

Кадастровый номер условного участка

Кадастровый номер I самостоятельного участка

Правообладатель

Площадь испрашиваемого участка

Результат рассмотрения

№4199 от 04.04.2017

24:50:0100481:21

24:50:0000000:167

Собственность РФ.

Передан в долгосрочную

аренду ФГУП

«Красноярское» РАСН

49665

Отказ

(письмо от

04.10.2017 №03-

45/08/9986)

24:50:0100191:86

№4198 от 04.04.2017

24:50:0100191:91

24:50:0000000:173

Собственность РФ.

Переданы в долгосрочную

аренду ФГУП

«Красноярское» РАСН

158814

Отказ

(письмо от

04.10.2017 №03-

45/08/9986)

24:50:0100481:25

24:50:0100191:86

24:50:0000000:167

№4195 от 04.04.2017

24:50:0100191:88

24:50:0000000:169

Собственность РФ.

Казна.

94482

Отказ

(письмо от

04.10.2017 №03-

45/08/9986)

Испрашиваемый

Участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной

арендой

24:50:0100481:24

24:50:0100191:86

24:50:0000000:167

Собственность РФ.

Переданы в долгосрочную

аренду ФГУП

«Красноярское» РАСН

24:50:0100191:91

24:50:0000000:173

 

№4176 от 03.04.2017

24:50:0100191:86

24:50:0000000:167

Собственность Переданы в долгосрочную аренду ФГУП

«Красноярское» РАСН

32387

 

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03- 45/08/9986)

 

24:50:0100191:94

24:50:0000000:176

4178 от 03.04.2017

24:50:0100191:91

24:50:0000000:173

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

66155

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03- 45/08/9986) Испрашиваемый участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной арендой

24:50:0100191:86

24:50:0000000:167

24:50:0100191:94

24:50:0000000:176

 

24:50:0100191:79

Собственность РФ. Казнa

4179 от 03.04.2017

24:50:0100481:25

24:50:0000000:173

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

43068

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03- 45/08/9986)

24:50:0100191:94

24:50:0000000:176

4181 от 03.04.2017

24:50:0100191:86 24:50:0100191:94

24:50:0000000:167 24:50:0000000:176

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

43110

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986)

Испрашиваемый участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной арендой

 

24:50:0100191:79

Собственность РФ. Казнa

№4184 от 03.04.2017

 

24:50:0100191:89

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

84149

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986) Испрашиваемый участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной арендой

24:50:0100191:94

24:50:0000000:176

 

24:50:0100191:79

Собственность РФ. Казнa

4196 от 03.04.2017

 

24:50:0100191:89

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

26807

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986)

4203 от 04.04.2017

 

24:50:0100191:79

Собственность РФ. Казнa

17771

Направлено в Росимущество письмом от 04.10.2017 №03- 29/08/9988

200 от 04.04.2017

24:50:0100481:21

24:50:0000000:167

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

32478

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986)

24:50:0100191:86

№4182 от 03.04.2017

 

24:50:0100191:89

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

45278

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986) Испрашиваемый участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной арендой

24:50:0100191:79

Собственность РФ. Казнa

24:50:0100191:91

24:50:0000000:173

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

№4174 от 03.04.2017

24:50:0100481:24

24:50:0000000:169

Собственность РФ. Казнa

6676

Направлено в Росимущество письмом от 04.10.2017 №03- 29/08/9988

№4204 от 03.04.2017

24:50:0100481:21

24:50:0000000:167

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

84820

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986) Испрашиваемый участок расположен в границах участка казны и участка, обремененного долгосрочной арендой

24:50:0100481:25

24:50:0000000:173

1

24:50:0100481:24

24:50:0000000:169

Собственность РФ. Казнa

№4202 от04.04.2017

24:50:0100191:91

24:50:0000000:173

Собственность РФ. Переданы в долгосрочную аренду ФГУП «Красноярское» РАСН

181177

Отказ (письмо от 04.10.2017 №03-

45/08/9986)

24:50:0100191:86

24:50:0000000:167

   В рамках рассмотрения установлено, что испрашиваемые участки частично расположены в проекции границ условных участков, входящих в состав участков единого  землепользования, обремененных правами долгосрочной аренды третьих лиц, а также частично расположены в границах условных участков, входящих в состав участков единого землепользования, составляющих Казну РФ.

Учитывая, вышеизложенное  МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, руководствуясь п.п.2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, отказало  в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых участков, расположенных частично в границах земельных участков федеральной собственности, обремененных правами долгосрочной аренды третьего лица -  ФГУП «Красноярское», по двум земельным участкам пакет документов направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) для принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых участков площадью  6676,00кв.м. и 17771,00кв.м. и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако данные обстоятельства подтверждают факт того, что первоначально заявления ООО «Целина» по существу рассмотрены не были.

Вместе с тем, отказы, датированные 12 и 14 апреля 2017 года  являются  необоснованными, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы ООО «Целина»  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, влияют на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта.

В силу статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствие деятельности хозяйствующим субъектам.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.8  Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления права владения и (или) пользования государственным имуществом -  землей на  территории  Красноярского края (аналитический отчет от 10 ноября 2017).

Согласно данным аналитического отчета от 10.11.2017 временной интервал  настоящего исследования определен с 03.04.2017  (дата обращения ООО «Целина» в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с 15-ю заявлениями (от 03.04.2017 вх. №№ 4174, 4178, 4179, 4176, 4181, 4182, 4184, 4195, 4198, 4186, 4199, 4200, 4202, 4203, 4204)  о предварительном согласовании предоставления земельных участков по 10.11.2017 включительно (дата составления аналитического отчета).

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования государственным имуществом  - земельных участков в  целях  указанных в лицензии (добычи недр) показал следующее.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования государственным имуществом – земельными участками  может рассматриваться как товар.

МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва на правах собственника муниципального имущества осуществляется правомочие по распоряжению земельными участками  посредством передачи в аренды (временное владение и пользование) в  различных целях, в том числе для добычи недр.

Предметом договоров является предоставление арендатору во временное владение и пользование муниципального имущества (земельного участка).

Так как товаром является право владения и (или) пользования земельным участком, следовательно, продавцом такого права может быть собственник  в лице  - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.  В связи с тем, что в границах одного субъекта Красноярского края существует только один собственник государственного  имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  выступают единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования государственным имуществом на территории  Красноярского края, в том числе в отношении земельных участков государственной собственности, расположенных на территории города Красноярска.

Учитывая, что государственное  имущество (земельный участок)  должно быть использовано для целей добычи недр на территории Красноярского края,   за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования государственным имуществом (земельными участками)  на территории  Красноярского края в целях недропользования.  

Таким образом, географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования государственным имуществом (земельными участками)  в рассматриваемом случае определены территорией  Красноярского края.

В состав  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность на территории Красноярского края.  Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами Красноярского края.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться государственным  имуществом может только МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования государственным имуществом (земельными участками государственной формы собственности)  на территории  Красноярского края является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок  добычи и реализации  недр (песчаников).  Соответственно, отказы МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, как  продавца права на пользование государственным имуществом, оказывают непосредственное влияние на конкуренцию за право доступа на товарный рынок – добычи и реализации  недр (песчаников)  и условия осуществления деятельности на данном рынке покупателем данного права.

Таким образом, отказы МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва являются барьером для входа ООО «Целина» на рынок добычи и реализации песчаника, что непосредственным образом влияет на количественный состав участников данного рынка и указывает на ограничение конкуренции в смысле пункта 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке добычи и реализации  недр (песчаников)  показал, следующее.

На исследуемом товарном рынке объектом гражданских прав являются услуги индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих добычу и  реализацию  недр (песчаников), имеющих соответствующую лицензию.

Таким образом, продуктовыми границами  анализируемого рынка являются -  услуги (работы) хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу и  реализацию  недр (песчаников) и имеющие лицензию на добычу недр.

С учетом специфики исследуемого рынка и положений действующего законодательства, оказывать услуги добычи и  реализации  недр (песчаников) может любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации и имеющее выданную лицензию.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услугу) на исследуемом товарном рынке.

Согласно данным, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края  по состоянию на 09.11.2017 года  в Реестре действующих лицензий на участках недр местного значения (строительный камень, включая песчаник)  числится 105 лицензий, выданных хозяйствующим субъектам.

Таким образом, рынок по оказанию  услуг добычи и  реализации  недр (песчаников) является конкурентным.

Комиссия принимает во внимание довод Ответчика о том, что «обременение правами долгосрочной аренды третьих лиц -  ФГУП «Красноярское», на основании решения  Арбитражного суда Красноярского края  от 14 апреля 2015 года по делу № А33-20861/2014, является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка», однако констатирует, что данное обстоятельство было установлено лишь при повторном рассмотрении обращения. Отказы от 12 и 14 апреля 2017 года   не содержат данное основание в качестве отказа.

Комиссия принимает во внимание довод Заявителя о том, что «отказы отрицательно повлияют на финансовое состояние общества и соответственно влияют на конкурентноспособность хозяйствующего субъекта», ввиду невозможности осуществления деятельности по добыче недр (песчаника) в связи с отсутствием прав на землю.

Довод Заявителя  о том, что «испрашиваемые земельные участки подлежат изъятию  у правообладателя для  государственных нужд и подлежат передачи  обществу» отклоняется Комиссией как несостоятельный в правовом отношении, поскольку на момент отказа норма статьи 56.3 ЗК РФ не вступила в силу. Кроме того, заявитель не обращался с ходатайством об изъятии земельных участков..

Учитывая, что  заявителю отказано в предоставлении земельных участков для  добычи недр (песчаника) в целях соблюдения условий лицензионного договора (соглашения), использование которых планировалось для осуществления предпринимательской деятельности, вышеуказанные отказы не могут не влиять на конкурентноспособность заявителя и,  соответственно,  на конкуренцию.

Кроме того, после получения отказов в апреле 2017 года заявителем ООО «Целина» понесены дополнительные расходы, связанные с  проведением экспертизы проектов геологического изучения недр, судебные издержки, с внесением регулярных платежей.

Необоснованные отказы создали необоснованные препятствия субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности, а также ограничили права заявителя на получение   земельных  участков  в соответствии с лицензионным договором (соглашением).

Согласно статье 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию "вред конкуренции". 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

         Согласно данной правовой позиции федеральным органам исполнительной власти запрещается совершать любые действия, следствием которых является ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также создание неравных (дискриминационных) условий деятельности для субъектов товарного рынка. При этом нормативно установленный запрет федеральным и муниципальным органам исполнительной власти адресован в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Введение ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий деятельности на соответствующем товарном рынке оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции.

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях ответчика имеет место нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся   в отказах от  12 апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183 в рассмотрении вопроса о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых ООО «Целина» земельных участков, для использования в целях добычи недр (песчаников).

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу:

- об отсутствии оснований  для прекращения производства по делу по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного  в отношении МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва,

- о наличии в действиях МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва  нарушения  пункта 2 части 1  статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

- об отсутствии целесообразности выдачи предписания ввиду того обстоятельства, что  при повторном рассмотрении обращений ООО «Целина»  было установлено, что отельные испрашиваемые земельные участки  обременены правами долгосрочной аренды третьих лиц -  ФГУП «Красноярское» (на основании решения  Арбитражного суда Красноярского края  от 14 апреля 2015 года по делу № А33-20861/2014), что является безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,  а по двум земельным участкам пакет документов МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) для принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых участков площадью  6676,00кв.м. и 17771,00кв.м. и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории,

- о передачи материалов дела № 97-15-17 уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ответчика  к административной ответственности по части 1 статьи  14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва нарушившим пункт 2 части 1  статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части  необоснованных отказов от  12  апреля 2017 года №№ 03-51/08/3113, 03-51/08/3114, 03-51/08/3115, 03-51/08/3116, 03-51/08/3117, 03-51/08/3118, 03-51/08/3119, 03-51/08/3120, 03-51/08/3121, 03-51/08/3122, 03-51/08/3123, 03-51/08/3124, 03-51/08/3125, 03-51/08/3126 и от 14.04.2017 №03-51/08/3183 в рассмотрении вопроса о  предварительном согласовании  предоставления испрашиваемых земельных участков, для использования в целях добычи недр (песчаников),  что непосредственно влияет на конкурентоспособность  ООО «Целина», ограничивает доступ общества на товарный рынок добычи и реализация песчаника (в том числе продукции его переработки) и как следствие  ограничивает конкуренцию на указанном товарном рынке.

2. Ввиду того обстоятельства, что  при повторном рассмотрении обращений ООО «Целина»  было установлено, что отельные испрашиваемые земельные участки  обременены правами долгосрочной аренды третьих лиц -  ФГУП «Красноярское» (на основании решения  Арбитражного суда Красноярского края  от 14 апреля 2015 года по делу № А33-20861/2014), что является безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,  а по двум земельным участкам пакет документов МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) для принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых участков площадью  6676,00кв.м. и 17771,00кв.м. и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории,   обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 97-15-17 уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ответчика  к административной ответственности по части 1 статьи  14.9 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном  статьями 23 и 52 Федерального закона «О защите конкуренции». 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            Е.В. Капсудин

 

Члены Комиссии

 

 

 

                                                                                        

Ю.В. Фомушкина

 

М.А. Дударева

 

 

 

 

 

Согл.Капсудин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны