Постановление №ИС/17846/23 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/9.21-2300/2023 о прекращении производ... от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

16 октября 2023 года г. Красноярск

И.А. Сергань, врио заместителя руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 024/04/9.21-2300/2023, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, Россия, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) (далее – ПАО «Россети Сибирь») по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании части 6 статьи 28.7 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гр. Гоффман Л (вх. № 15967-ИП/23 от 07.08.2023) на действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: г. Красноярск, ул. Загородная, 75, стр. 1, к.н. 24:50:0000000:4236 (далее – Объект).

Определением от 14.08.2023 возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/9.21-2300/2023 и принято решение о проведении административного расследования; гр. Гоффман Л.А. привлечена в качестве потерпевшей.

Определением от 14.09.2023 управлением принято решение о продлении срока проведения административного расследования.

В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.

Как следует из материалов дела, между ПАО «Россети Сибирь» и гр. Гоффман Л.А. 27.03.2014 заключен договор № 20.2400.1962.14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).

Пунктом 1.4 Договора установлено, что технические условия являются его неотъемлемой частью, срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения Договора, то есть до 27.03.2016.

В соответствии с пунктом 1.5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения Договора, то есть до 27.07.2016 включительно.

Исходя из технических условий для присоединения к электрическим сетям максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт (увеличение на 10 кВт); категория надежности: третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение: 0,4 кВ; точка присоединения: опора № 5-3 н/в района № 2 ВЛ-0,4 кВ от ТП № 677, расположенная на расстоянии не далее 25 метров от границы земельного участка заявителя; основной источник питания: ПС 110/10 кВ № 71 «Весна».

Исходя из раздела 10 ТУ сетевая организация осуществляет:

10.1. Подготовку и выдачу технических условий.

10.2. Проверку выполнения технических условий заявителя.

10.3. Допуск в эксплуатацию расчетного прибора учета электроэнергии.

10.4. Фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя.

Согласно разделу 11 ТУ заявитель осуществляет:

11.1. Выполнение ввода от точки присоединения по п. 7 до вводного коммутационного аппарата самонесущим изолированным проводом или кабелем в атмосферостойкой изоляции сечением не менее 16 мм2 открыто, минуя чердаки, подвальные помещения и иные хозяйственные постройки в границах своего земельного участка.

11.2. Установку н/в щита 0,4 кВ с автоматическим выключателем на номинальный ток 32 А.

11.3. Направление в сетевую организацию письменной заявки на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета.

11.4. Требования к расчетному учету электрической энергии:

11.4.1. Организацию учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности, в точке присоединения к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», но не далее границы земельного участка заявителя.

11.4.2. Установку прибора учета прямого включения на ток (5-50)А, (5-60)А, класс точности прибора учета – 2,0 и выше.

11.4.3. Размещение прибора учета в запирающемся шкафу с окошком на уровне циферблата счетчика со степенью защиты IP54.

11.4.4. Установку шкафа учета на жесткой конструкции, предусмотрев возможность съема показаний прибора учета с внешней стороны участка заявителя, на высоте 0,8-1,7 м.

11.4.5. Шкаф учета и другие элементы системы учета электроэнергии должны иметь приспособления для опломбировки в соответствии с п. 2.11.18. ПТЭЭП (Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.

11.4.6. При установке приборов учета необходимо применять приборы учеты, внесенные в государственный реестр средств измерений.

Гр. Гоффман Л.А. приложила к заявлению копию письма ПАО «Россети Сибирь» (исх. № 1.3/20/1844 от 26.10.2022), согласно которому заявитель обращалась в адрес сетевой организации по вопросу продления технических условий № 8000185038 к Договору и внесения изменений в части наименования сетевой организации. Общество указало, что срок действия технических условий истек 27.03.2016, с момента истечения срока действия технических условий прошло более двух лет. ПАО «Россети Сибирь» в указанном письме также отметило, что с учетом специфики Договора обязательства, возложенные на сетевую организацию Договором, возможно исполнить только в пределах срока действия технических условий, в связи с чем действующее законодательство не допускает возможность технологического присоединения за пределами срока действия технических условий. Сетевая организация сообщила, что Договор расторгнут в одностороннем порядке ввиду истечения срока действия технических условий. Как указано Обществом, уведомление об отказе от исполнения Договора и прекращении его действия направлено в адрес гр. Гоффман Л.А. письмом (исх. № 1.3/19/19182-исх от 20.09.2019). ПАО «Россети Сибирь» указало на отсутствие оснований для продления срока действия технических условий и на возможность обращения за технологическим присоединением путем подачи новой заявки.

Вместе с тем, материалы дела не содержат письма гр. Гоффман Л.А., в котором потерпевшая просит ПАО «Россети Сибирь» продлить срок действия технических условий для присоединения к электрическим сетям, являющимся приложением № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.2400.1962.14 от 27.03.2014.

Указанное письмо неоднократно запрашивалось управлением у заявителя в целях установления факта обращения гр. Гоффман Л.А. в адрес сетевой организации с заявлением о продлении срока действия технических условий, его содержания, а также оценки обоснованности действий сетевой организации.

Исходя из представленных ПАО «Россети Сибирь» письменных пояснений (вх. 20217-ЭП/23 от 09.10.2023), как следует из п. 7 Правил № 861 (в ред. от 07.03.2014), сетевая организация при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения вправе по обращению заявителя продлить срок действия технических условий.

Общество обратило внимание на то, что в соответствии с п. 8 Правил № 861 после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, заявитель обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. Однако, как указано в период действия технических условий заявитель за продлением срока ТУ не обращался. Кроме того, уведомления о выполнении со стороны заявителя технических условий в адрес ПАО «Россети Сибирь» не поступали.

ПАО «Россети Сибирь» пояснило, что Обществом 20.09.2019 в адрес заявителя было направлено письмо, согласно которому сетевая организация считает договор № 20.2400.1962.14 прекратившим свое действие, поскольку со стороны заявителя технические условия не исполнены (п.п. 16(5), 16(6) Правил № 861 (в ред. от 22.06.2019). Сетевая организация приобщила в материалы дела документальные доказательства получения вышеуказанного письма заявителем 21.10.2019. После получения уведомления обращений со стороны заявителя не поступало.

Общество пояснило, что правоотношения между заявителем и сетевой организацией в настоящее время отсутствуют. Фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя Обществом не производились в связи с отсутствием необходимости, поскольку объект заявителя от электросетей не отключался, потребление электрической энергии осуществлялось в штатном режиме. На момент подготовки пояснений сведениями о наличии новой заявки на технологическое присоединение Объекта в связи с увеличением максимальной мощности от гр. Гоффман Л.А. Общество не располагает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 24 Правил, срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.

При изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполненные по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.

Выдача новых технических условий в рамках действующего договора заявителям - физическим лицам осуществляется без взимания дополнительной платы.

Согласно пункту 1 письма Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.2011 № АГ/46581 «О рассмотрении обращений» право сетевой организации на продление срока действия ранее выданных технических условий, по своей сути является ее обязанностью, если имеется к тому техническая возможность.

Также в соответствии с судебной практикой (дело № А06-2375/2022, дело №А54-8136/2020) выработана позиция, что по истечении срока действия технических условий основаниями для отказа в продлении срока действия технических условий может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения.

То есть из пункта 27 Правил прямо следует, что по истечении срока действия технических условий основаниями для отказа в продлении срока их действия может быть только отсутствие технической возможности (мощностей) на данной точке присоединения.

Положениями пункта 24 Правил установлен лишь предел действия технических условий при их первоначальной выдаче, а далее факт и период продления действия технических условий определяется наличием технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 16(5) Правил, нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.

Также необходимо учитывать следующие обстоятельства. Договор в соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», является публичным.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.

Если односторонний отказ от исполнения публичного договора совершен в нарушение указанных требований закона, то он не влечет юридических последствий, на которые был направлен.

Процедура его заключения, изменения и расторжения регламентирована нормами Правил, которые являются императивными. Правила не предусматривают возможность отказа сетевой организации от исполнения договора об осуществлении технологического присоединения. Также ГК РФ не предусмотрен односторонний отказ от исполнения обязательств (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» (переименованное в ПАО «Россети Сибирь»), осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Сибирь» было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ввиду того, что в ходе проведения административного правонарушения по настоящему делу управлением не получена неоднократно запрошенная определениями от 14.08.2023, 14.09.2023 переписка между гр. Гоффман Л.А. и ПАО «Россети Сибирь» по вопросу продления срока действия технических условий, в том числе письмо гр. Гоффман Л.А., в котором потерпевшая просит ПАО «Россети Сибирь» продлить срок действия технических условий для присоединения к электрическим сетям, являющимся приложением № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.2400.1962.14 от 27.03.2014, что не позволяет антимонопольному органу установить факт обращения гр. Гоффман Л.А. в адрес сетевой организации с заявлением о продлении срока действия технических условий, его содержания, а также оценки обоснованности действий сетевой организации, в рассматриваемых действиях ПАО «Россети Сибирь» отсутствуют признаки события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 и статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Производство по делу № 024/04/9.21-2300/2023, возбужденному в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН 2460069527, КПП 246001001, 660021, Россия, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А), прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Примечание:

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Гоффман Любовь Александровна
ИНН , ОГРН
Законному представителю ПАО «Россети Сибирь»
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327