Решение б/н Решение по делу № 024/10/18.1-2311/2020 от 26 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 024/10/18.1-2311/2020

26 августа 2020 года                                                                                г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») жалобу ООО «Неразрушающий контроль» на действия организатора закупки – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева»» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку инструментов, приборов и машин для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки (извещение № 0419100000520000007) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Неразрушающий контроль» на действия организатора закупки, выразившиеся в составлении аукционной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось с 16:00 часов 17.08.2020 до 12:30 часов 24.08.2020 и с 12:30 часов 24.08.2020 до 26.08.2020 в связи с необходимостью получения от организатора закупки информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Податель жалобы, организатор закупки, уведомленные о дате и времени рассмотрения жалобы, участие своих представителей в рассмотрении жалобы не обеспечили.

Из доводов поступившей жалобы следует, что требования к техническим характеристика и к размерам товара, установленные в закупочной документации, соответствуют лишь единственному средству измерения на российском рынке – ТИ1-50, что приводит к ограничению конкуренции среди участников электронного аукциона. Кроме того, в техническом задании заказчиком установлено требование к функциональным характеристикам товара: «На лицевой части корпуса течеискателя должен располагаться графический дисплей, с комфортным для восприятия отображением информации о состоянии течеискателя, а также о ходе процесса вакуумных испытаний в текстовой и графической формах», которое является неизмеримым.

Также из доводов жалобы следует, что поставляемый ООО «Неразрушающий контроль» течеискатель МС-4 полностью соответствует техническим характеристикам, установленным заказчиком, но имеет немного отличающиеся габаритные размеры и массу:

– размеры предлагаемого оборудования МС-4: без тележки – 505х400х401; с тележкой – 545х645х1100;

– масса предлагаемого оборудования МС-4: 38 кг.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, из которых следует, что поставка с пуско-наладкой гелиевого масс-спектрометрического течеискателя проводится в целях реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества», осуществляемого по Федеральной целевой программе «Поддержание, развитие и использование глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» во исполнение государственного оборонного заказа.

Реализация инвестиционного проекта направлена на реконструкцию и техническое перевооружение производственной и экспериментально-стендовой базы АО «ИСС» в целях внедрения высокотехнологических процессов изготовления продукции, позволяющих создать условия для разработки и организации производства перспективных КА с расширенными тактико-техническими характеристиками в рамках ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы и в последующие периоды, в том числе техническое перевооружение участка сборки и испытаний трубопроводов, в целях обеспечения изготовления трубопроводов, инженерно-конструкторских макетов (ИКМ) КА и трубопроводов штатных изделий, их испытания на герметичность и рентгеноконтроль сварных соединений.

Задачей инвестиционного проекта является реконструкция и техническое перевооружение производства АО «ИСС», в том числе в части реконструкции и технического перевооружения испытательной базы (цех 056 - корпус №27 пл.61/2).

Техническое перевооружение предусматривает, в частности, приобретение гелиевого масс-спектрометрического течеискателя. Функционально ГМС течеискатель используется при контроле герметичности изделий в вакуумной камере. Данный контроль является обязательным регламентным мероприятием, проводимым в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, предусмотренных внутренними документами и конструкторской документацией на производимые изделия. Согласно установленным техническим регламентам АО «ИСС» контроль герметичности изделий в вакуумной камере предусмотрен с применением ГМС течеискателей марок ТИ1-50И (ТИ1-50), ТИ1-14 (ПТИ-7А, ПТИ-10). Соответственно техническое перевооружение по инвестиционному проекту во исполнение государственного оборонного заказа предусматривает получение ГМС течеискателя с соответствующими техническими характеристиками.

Оснащение с пуско-наладкой гелиевым масс-спектрометрическим течеискателем с заданными функциональными, техническими и массо-габаритными характеристиками для технического перевооружения объекта капитального строительства в рамках реализации инвестиционного проекта «Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-стендовой базы наземной отработки элементов космических аппаратов системы ГЛОНАСС в целях повышения их надежности и качества» предусмотрено проектной документацией по объекту капитального строительства, прошедшей государственную экспертизу и получившую положительное заключение государственной экспертизы №188-14/ГГЭ-9020/03 от 20.02.2014 года. Принятые проектные решения, явившиеся основанием для утверждения Федеральной программы и принятия решения об инвестициях в части объекта капитального строительства, разработаны на основании материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, с учетом фактического состояния конструктивных и объемно-планировочных решений зданий, сооружений, проектного положения существующего технологического оборудования и инженерных сетей объектов капитального строительства, техническое перевооружение которых предусмотрено по проекту, включая требования охраны труда обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при разработке технологических процессов и проектировании объектов.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

Обжалуемая закупка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

На основании статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.

Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки,  исходя  из  своих  потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.

По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.

Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Поскольку в зависимости от своих потребностей заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии Красноярского УФАС России не входит вмешательство в определение потребности заказчика, то действия заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.

Из пояснений организатора закупки следует, что нуждой заказчика является течеискатель с характеристиками, в частности с габаритами и массой товара, установленными в Техническом задании.

Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, выразившихся в установлении в Техническом задании характеристик товара, в том числе габаритов и массы товара, соответствующих, по мнению подателя жалобы, единственному средству измерения на российском рынке - ТИ1-50.

В части установления в разделе 4 «Требования к функциональным характеристикам товара» Технического задания следующего требования: «На лицевой части корпуса течеискателя должен располагаться графический дисплей, с комфортным для восприятия отображением информации о состоянии течеискателя, а также о ходе процесса вакуумных испытаний в текстовой и графической формах», Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что указанное требование является неизмеримым, непозволяющим участнику закупки определить/предложить характеристики товара, которые будут соответствовать требованиям, установленным организатором закупки в Техническом задании.

Также Комиссия Красноярского УФАС России, при анализе Технического задания, пришла к выводу о том, что требования раздела 3 Технического задания, указанные в пунктах 8.1, 8.2, содержащие характеристики - «не хуже», не позволяют определить участнику закупки характеристики товара, отвечающие требованиям, установленным организатором закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что установив неизмеримые требования в Техническом задании, не позволяющие определить участникам закупки характеристики, отвечающие потребностям заказчика, организатор закупки нарушил требование части 2 статьи 33  Закона о контрактной системе.

Из анализа пояснений организатора закупки, представленных в материалы жалобы, можно сделать вывод, о том, что организатор закупки с доводом жалобы о несоответствии требования Технического задания к дисплею течеискателя положениям Закона о контрактной системе согласился, указав на то, что указанное требование при повторном проведении закупки будет изложено в новой редакции.

Также организатор закупки указал на то, что при размещении повторной закупки требования раздела 3 Технического задания будут изложены следующим образом:

           

Наименование параметра

Размерность

Требования

Значение параметра

Технические характеристики турбомолекулярного насоса:

Скорость откачки по гелию

л/с

Не менее

57

Предельное остаточное давление

Па

Не более

5 .10-7

 

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе  участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Таким образом, указание в заявке участника закупки характеристик, в частности размера и массы предлагаемого оборудования, не отвечающих требованиям аукционной документации, является в силу пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием для отклонения заявки участника закупки.

 Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2020 следует, что заявки всех участников закупки были признаны аукционной комиссией несоответствующими требованиям аукционной документации. Выявленные Комиссией Красноярского УФАС России нарушения требований части 2 статьи 33  Закона о контрактной системе на результат рассмотрения заявок не повлияли. Аукцион признан несостоявшимся.  

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России решила следующее.

1. Признать жалобу ООО «Неразрушающий контроль» обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Предписание об устранении выявленного нарушения организатору закупки не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны