Письмо №ВМ/20559/22 Решение №024/07/3-3429/2022 от 19 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Решение №024/07/3-3429/2022

14 декабря 2022 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии  (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) жалобу ООО «АльянсПрофЭко» на действия организатора закупки – АО «Красноярскнефтепродукт» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке и оформлению отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для нужд АО «КНП» (извещение № 32211879226) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 07.12.2022 поступила жалоба ООО «АльянсПрофЭко» на действия организатора закупки, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы организатор закупки неправомерно установил в закупочной документации несколько значений начальной (максимальной) цены договора, порядок оценки заявок участников закупки (цена без НДС) противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Организатор закупки письменные возражения на доводы жалобы не представил. На заседании Комиссии Красноярского УФАС России представитель организатора закупки, участвующий в рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев документы, размещённые на официальном сайте, представленные в материалы жалобы, выслушав представителя организатора закупки, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон №223-ФЗ), Положения о закупках, утвержденного в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

С целью проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке и оформлению отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для нужд АО «КНП», организатором закупки 24.11.2022 в Единой информационной системе (далее – ЕИС) размещена закупочная документация.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 10, пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в извещении о проведении закупки, документации о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при проведении закупочных процедур заказчики должны руководствоваться, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки. Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена договора стоимость НДС.

Согласно информации, размещенной на интерфейсе ЕИС, начальная (максимальная) цена договора составляет 1 195 200,00 рублей.

В пункте 3.1 Извещения о проведении закупки содержатся следующие сведения о начальной (максимальной) цене договора: 1 195 200 (один миллион сто девяносто пять тысяч двести) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20%. Начальная (максимальная) цена договора для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС, составляет 996 000 (девятьсот девяносто шесть тысяч) рублей 00 копеек. Цена включает все расходы, возникающие у исполнителя в процессе исполнения договора, в том числе налоги, сборы и другие обязательные платежи.

Из вышеуказанного следует, что участник, находящийся на общей системе налогообложения, вправе представить ценовое предложение не выше 1 195 200 рублей с учетом НДС, при этом, по такой цене и будет подлежать заключению договор с таким участником закупки в случае его победы в процедуре. В свою очередь, лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения имеет возможность предложить общую цену договора не выше 996 000 рублей. Таким образом, лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения, фактически вынуждено заключить договор по более низкой цене, чем лицо, находящиеся на общей системе налогообложения.

Между тем факт указания Заказчиком начальной (максимальной) цены в извещении с учетом НДС не свидетельствует о том, что у участника закупочной процедуры, находящегося на упрощенной системе налогообложения, появляется обязанность по предоставлению ценового предложения без учета НДС лишь потому, что он не является плательщиком названного налога. Ни одна норма действующего законодательства Российской Федерации не наделяет участников закупки, находящихся на упрощенной системе налогообложения, особым статусом, обязывающем их занижать ценовые предложения при участии в конкурентных процедурах на величину налога на добавленную стоимость лишь в силу того, что они не являются плательщиками налога.

 

 

Ни налоговое законодательство Российской Федерации, ни Закон №223-ФЗ не содержат положений, допускающих предоставление плательщикам НДС преимуществ при участии в закупках. Напротив, Закон №223-ФЗ в статье 3 определил базовые принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, а именно: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, установив в закупочной документации два значения начальной (максимальной) цены договора, организатор закупки нарушил требования пункта 5 части 9 статьи 10, пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ и принципы, определенные частью 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Согласно пункту 14 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ закупочная документация должна содержать, в том числе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В пункте 3 раздела IV «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» закупочной документации установлено, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены предложений участников закупки без учета НДС.

Законом №223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона№223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В свою очередь, приведение заказчиком ценовых предложений участников к единому налоговому базису фактически заставляет участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения, занижать свои предложения с целью конкурентоспособности их ценовых предложений.

При указанных обстоятельствах Комиссия Красноярского УФАС России пришила к выводу, что установленный в закупочной документации порядок оценки ценовых предложений среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создает преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими УСН, что противоречит принципу, закормленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о закупках.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что действия организатора закупки по усыновлению в закупочной документации двух значений начальной (максимальной) цены договора и порядка оценки ценовых предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, без учета НДС требований, не отвечают принципам, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АльянсПрофЭко» на действия организатора закупки – АО «Красноярскнефтепродукт» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке и оформлению отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для нужд АО «КНП» (извещение № 32211879226) обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "АльянсПрофЭко"
ИНН 4720003059, ОГРН 1024702182845
АО «Красноярскнефтепродукт»
ИНН 2460002949, ОГРН 1022401784954