Решение б/н Решение и предписание по делу № 24-15-11, возбужденном в отн... от 12 декабря 2011 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрация города Енисейска ул. Ленина, 113, г. Енисейск, Красноярский край, 663180
Енисейский городской Совет депутатов ул. Ленина, 113, г. Енисейск, Красноярский край, 663180
|
РЕШЕНИЕ
от «12» апреля 2011 года по делу № 24-15-11 | г. Красноярск |
Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 апреля 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Корнилова Т.С., ведущий специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 24-15-11, возбужденное в отношении администрации города Енисейска (ул. Ленина, 113, г. Енисейск, Красноярский край, 663180) и Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края (ул. Ленина, 113, г.Енисейск, Красноярский край, 663180) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
При участии:
От ответчиков: <…> на основании доверенности б/н от 11.01.2011, доверенности № 4 от 21.01.2011;
От заинтересованных лиц: генерального директора ООО «ПК Удача» <…> ,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «ПК «Удача» (исх. б/н от 03.11.2010, вх. № 16308 от 15.11.2010) на действия ООО УК «Наш город» и администрации г.Енисейска, выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, отказе в заключении договора на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
В ходе рассмотрения заявления ООО «ПК «Удача» антимонопольным органом были обнаружены иные признаки нарушения антимонопольного законодательства, не связанные с фактами, указанными в заявлении.
При рассмотрении заявления ООО «ПК «Удача» было выявлено, что администрация города Енисейска, Енисейский городской Совет депутатов необоснованно устанавливают тарифы на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В результате обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации города Енисейска (далее – администрация), Енисейского городского Совета депутатов, на основании приказа о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 24-15-11 по признакам нарушения антимонопольного законодательства № 55 от 01.02.2011 Красноярским УФАС России было возбуждено дело №24-15-11 в отношении администрации города Енисейска, Енисейского городского Совета депутатов по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Администрация города Енисейска Красноярского края издала постановление № 726-п от 15.12.2009 «Об установлении тарифа на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, оказываемых предприятием ООО «Партнёр»». Данным постановлением администрация утвердила ООО «Партнёр» тариф на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов для всех потребителей, оказываемые предприятием ООО «Партнёр» в размере 42 рубля 19 копеек за 1 куб. м. без очистки сточных вод.
На услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, оказываемые ООО «Производственная компания «Удача», администрацией г.Енисейска также утвержден тариф. В соответствии с постановлением № 169-п от 01.07.2010 «Об установлении тарифа на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, оказываемых ООО «Производственная компания «Удача» его размер составил 40 рублей 89 копеек за 1 куб. м. с НДС.
Кроме того тарифы на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов установлены и иным хозяйствующим субъектам.
Постановлением администрации г. Енисейска от 30.04.2010 № 126-п установлен тариф в размере 64 рубля 4 копейки на данные услуги, оказываемые ИП <…> .
Постановлением администрации г. Енисейска от 24.12.2008 № 1208/1-п установлен тариф в размере 58 рублей 54 копейки на услуги, оказываемые ООО «КМК-Партнер».
В ходе рассмотрения дела № 24-15-10 администрацией в качестве правового обоснования издания вышеуказанных актов было предоставлено решение Енисейского городского Совета депутатов № 30-198 от 31.05.2007 «О порядке установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Енисейска», которым был утверждён порядок установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Енисейска (далее – Порядок).
В соответствии с данным Порядком регулированию подлежат тарифы (цены) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления, а также в случаях, когда законодательством не предусмотрен иной (специальный) порядок установления тарифов (цен) на отдельные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, организациями коммунального комплекса и другими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории города.
В соответствии с Порядком, регулирование тарифов – установление тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города; орган регулирования – орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов (цен). Органом регулирования в соответствии с Порядком является администрация города Енисейска.
Согласно данному Порядку администрация осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
- Определяет метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- Устанавливает систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- Согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса;
- Утверждает технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
- Осуществляет расчёт тарифов (цен) для потребителей;
- Устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального и другие.
Также в качестве правового обоснования издания вышеуказанных актов администрацией было предоставлено Постановление № 564-п от 12.07.2007 «О городской комиссии по рассмотрению цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Енисейска», которым было утверждено Положение о городской комиссии по рассмотрению цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Енисейска (далее – Положение). Данным Положением определён порядок деятельности, функции, права и обязанности городской комиссии по рассмотрению цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, организаций коммунального комплекса и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города Енисейска.
В материалы дела № 24-15-11 были предоставлены доказательства того, что перед утверждением администрацией тарифов на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам, последние представляют свой расчёт тарифа на указанные услуги, с указанием всех своих затрат. Хозяйствующими субъектами предоставляются разные суммы своих затрат и, соответственно, администрацией утверждаются разные тарифы на указанные услуги хозяйствующим субъектам.
Из позиции представителя администрации и представленных им документов следует, что услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов ответчик относит к коммунальным, а организации, которые оказывают услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, относится к организациям коммунального комплекса, что не соответствует нормам права.
Также представитель администрации указал на то, что в связи с тем, что администрация должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, соответственно она может и утверждать тарифы на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, что является необоснованным.
Комиссия по рассмотрению дела № 24-15-11, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) и частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 4.1 части 1 статьи 17 ФЗ № 131 органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также регулировать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
Из положений данных норм следует, что к вопросам местного значения относится только организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и на услуги организаций коммунального комплекса.
Организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов не включает в себя и установление тарифов на указанные услуги, к тому же возможность регулирования тарифов должно быть регламентировано нормами законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 приведенной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пп. «д» п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила содержания общего имущества)).
Соответственно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не регулируется.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Из положений данных норм следует, что тарифы на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов не перечислены в качестве регулируемой услуги и, соответственно, не подлежат обязательному государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
Из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочиями по утверждению тарифов на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Изданием постановлений, в которых были утверждёны разные тарифы, администрация г.Енисейска поставила одних хозяйствующих субъектов в преимущественное положение перед другими, поскольку для потенциальных приобретателей услуг по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов тарифы одних являются более выгодными, чем тарифы других.
Регулированием тарифов на услуги по сбору, вывозу жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам, орган местного самоуправления вмешался в их хозяйственную деятельность, предъявил дополнительные требования к услугам по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов. Хозяйствующим субъектам необходимо обратиться в администрацию для установления стоимости оказываемых ими услуг, и получить от администрации утверждение тарифа на оказываемые услуги, вместе с тем, законодательством РФ не предусмотрены подобные требования к данным услугам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам.
Заслушав представителя сторон, участвующих в деле, исследовав полученные в ходе рассмотрения дела доказательства, изучив материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела № 24-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства на основании п. 2 ч.1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» пришла к выводу о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства и наличии нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации города Енисейска по необоснованному установления тарифов на услуги по сбору, транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов хозяйствующим субъектам без полномочий на то, и наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, часть 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Прекратить рассмотрение дела № 24-15-11 в отношении Енисейского городского Совета депутатов по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
- Признать администрацию города Енисейска нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать администрации города Енисейска предписание, согласно которому администрации города Енисейска надлежит отменить акты, устанавливающие хозяйствующим субъектам тарифы на сбор, вывоз транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов, и в дальнейшем не устанавливать хозяйствующим субъектам тарифы на сбор, вывоз транспортировке и выгрузке жидких бытовых отходов.
Председатель Комиссии | Е.Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Н.О. Высотина
Т.С. Корнилова
|
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
| Администрация города Енисейска
ул. Ленина, 113, г. Енисейск, Красноярский край, 663180
|
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ№ 24-15-11
«12» апреля 2011года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Корнилова Т.С., ведущий специалист-эксперт правового отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, на основании своего решения от 12 апреля 2011 года по делу № 24-15-11 о нарушении администрацией города Енисейска пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),
ПРЕДПИСЫВАЕТ
Администрации города Енисейска надлежит отменить акты, устанавливающие хозяйствующим субъектам тарифы на сбор, вывоз транспортировку и выгрузку жидких бытовых отходов в срок до 10 июля 2011 года, и в дальнейшем не устанавливать хозяйствующим субъектам тарифы на сбор, вывоз транспортировку и выгрузку жидких бытовых отходов.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии | Е.Л. Лужбин |
Члены Комиссии |
Н.О. Высотина
Т.С. Корнилова
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.