Решение б/н Решение по делу № 024/07/4-2418/2020 от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №024/07/4-2418/2020

 

02 сентября  2019 года                                                                                    г.Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...> – начальник отдела, <...> – главный государственный инспектор (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») жалобу ООО «БМ Корпорация» на действия организатора закупки – АО «Лесосибирск-Автодор» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автогрейдера ДЗ-98 (извещение № 32009400679) (далее - закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 21.08.2020 поступила жалоба ООО «БМ Корпорация» на действия организатора закупки - АО «Лесосибирск-Автодор», выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в адрес подателя жалобы, организатора закупки было направлено уведомление о поступлении  жалобы.

Рассмотрение жалобы переносилось с 14:30 часов 28.08.2020 до 12:30 часов 02.09.2020 в связи с необходимостью получения от организатора закупки информации, необходимой для принятия решения. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

В рассмотрении жалобы принял участие представитель подателя жалобы.

Из доводов поступившей жалобы следует, что ООО «БМ Корпорация»  планировало принять участие в закупке, однако, не имела возможности этого сделать, так как в закупочной документации  заказчиком определен поставщик - ООО «Карьерные машины», что приводит к ограничению конкуренции.

Поскольку в закупочной документации отсутствовала цена на закупаемый товар, ООО «БМ Корпорация» обратилось непосредственно к поставщику товара                         (ООО «Карьерные машины»), однако, коммерческое предложение ООО «Карьерные машины» оказалось выше начальной (максимальной) цены, установленной в закупочной документации. ООО «БМ Корпорация» также обращалось к организатору закупки, который  не  смог предоставить ответ по стоимости предмета лизинга.

Также из доводов жалобы следует, что обоснование начальной (максимальной) цены в закупочной документации отсутствует.

Организатором закупки представлены возражения на доводы жалобы, из которых следует, что ООО «БМ Корпорация» к ООО «Карьерные машины», организатору закупки не обращалось.

Начальная (максимальная) цена установлена организатором закупки с соблюдением требований Федерального закона о закупках, Положения о закупках.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав пояснения  лиц представителя подателя жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона о закупках, на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Федерального закона о закупках Положения о закупках.

Для проведения запроса предложений в электронной форме по указанной выше закупке организатором закупки разработана и размещена на официальном сайте закупочная документация.

Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках закупочная документация должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Иные требования к начальной (максимальной) цене договора Федеральный закон о закупках не содержит.

Из анализа положений Федерального закона о закупках следует, что порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.

Из подпункта 5 пункта 1.8.2 раздела 1.8 «Документация о конкурентной закупке» Положения о закупках следует, что в документации о закупке обязательно указываются сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо максимальное значение цены договора и формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, либо максимальное значение цены договора и цена единицы товара, работы, услуги.

Из приведенных положений Федерального закона о закупках и Положения о закупках следует, что в закупочной документации указываются сведения либо о начальной (максимальной) цене, либо формула цены, либо цена единицы товара, работы, услуги. Необходимость указания в закупочной документации обоснования начальной (максимальной) цены назваными нормативными актами не предусмотрена.

Пунктом 1.8.18  раздела 1.8 «Документация о конкурентной закупке» Положения о закупках установлено, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик может использовать наименьшую цену, указанную в ценовой информации, или применить  методы указанные в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, т.е. метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод. При этом используются общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) (информация о ценах, содержащаяся в контрактах, договорах, в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, данные государственной статистической отчетности о ценах товаров (работ, услуг), информация о котировках на российских, иностранных биржах и на электронных площадках), информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, а при их отсутствии - однородных товаров (работ, услуг), информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг) в единой информационной системе (на официальном сайте, на сайте заказчика), обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком).

Метод и результат определения начальной (максимальной) цены договора, а также источники информации отражаются в протоколе обоснования начальной (максимальной) цены договора. Названный протокол хранится вместе с остальными протоколами закупки не менее трех лет. Протокол обоснования начальной (максимальной) цены договора может размещаться в ЕИС по усмотрению заказчика.

Организатором закупки в материалы жалобы представлен протокол обоснования начальной (максимальной) цены от 11.08.2020, из которого следует, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчиком использовалась наименьшая цена, указанная в ценовой информации, полученной при мониторинге рынка исполнителей данного вида услуг.

 Также из указанного протокола следует, что организатором закупки при определении цены товара исследовалось три поставщика товара. Наименьшую стоимость товара, в размере 9 068 188,00 рублей, предложило ООО «Карьерные машины». По результатам анализа рынка организаций, предоставляющих финансовые услуги (лизинг),  организатором закупки были проанализированы предложения трех организаций, где наименьшее ценовое предложение, с учетом скидки 15% по госпрограмме льготного лизинга, составило 8 936 181,68 рублей, что соответствует начальной (максимальной) цене договора, указанной в закупочной документации.

Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что при установлении начальной (максимальной) цены договора организатор закупки руководствовался требованиями Положения о закупках. В связи с этим, а также при условии, что определение начальной (максимальной) цены договора  в силу Федерального закона о закупках является прерогативой организатора закупки, Комиссия Красноярского УФАС России в действиях организатора закупки нарушений Федерального закона о закупках не установила.

При рассмотрении жалобы Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в проекте договора поставки (Приложение №7), являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, указан конкретный поставщик предмета лизинга - ООО «Карьерные машины».

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Поставщик предмета лизинга к характеристикам товара, перечисленным в пункте 1 части 10 статьи 4 Федерального закона о закупках, не относится.   

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Федерального закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Предмет лизинга не является уникальным товаром, и может быть поставлен большим кругом поставщиком. Указание наименования поставщика товара, приобретаемого посредствам лизинга, нарушает требования частей 1, 6.1 статьи 3 Федерального закона о закупках, а также  не соответствует целям и принципам, установленным в Федеральном законе о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России решила следующее.

1. Признать жалобы ООО «БМ Корпорация» обоснованными.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования частей 1, 6.1 статьи 3, части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать организатору закупки предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.     

Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех  месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны