Решение №ВМ/4093/24 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-638/2024 от 19 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО ЧОО «Тамерлан ул. Чернышевского, д.104, оф.4, г. Красноярск, 660043,
КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» ул. Юности, 18, г. Красноярск, Красноярский край, 660123, enisey-zakup@mail.ru
|
РЕШЕНИЕ № 024/07/3-638/2024
14 марта 2024 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л. заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО ЧОО «Тамерлан» на действия организатора торгов – КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и имущества КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» (извещение № 32413304459) (далее – конкурс).
с участием представителя организатора торгов – Базарко Ж.П. (доверенность б/н от 13.03.2024), в отсутствие представителя заявителя надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 06.03.2024 поступила жалоба ООО ЧОО «Тамерлан» на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении закупки с нарушением законодательства Российской Федерации.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы состоялось в 15:00 14.03.2024. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводу жалобы организатор торгов составил конкурсную документацию с нарушением законодательства Российской Федерации, а именно: с нарушением принципа пропорциональности при оценке заявок участников конкурса по критерию «Квалификация участника».
Организатор торгов предоставил возражения на довод жалобы, согласно которому документация составлена в соответствии с Положением о закупках, а также законодательством Российской Федерации.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, выслушав лиц участвующих в рассмотрении, изучив документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупах КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ, а также в соответствии с документацией конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и имущества КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» (далее – конкурсная документация).
В силу части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
-критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
-порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Такие критерии и порядок оценки в Законе № 223-ФЗ не определены, и устанавливаются организатором торгов в конкурсной документации в соответствии с Положением о закупках.
Согласно подпункту 11 пункта 2.4.2 раздела 2 Положения о закупках, критерием оценки заявок на участие в конкурсе может быть «Квалификация участников закупки».
На основании вышеизложенных требований Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках организатором торгов в пункте 2.8.5 конкурсной документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки:
цена договора – значимость критерия 60%,
квалификация участника – значимость критерия – 40%.
Присвоение баллов по критерию «Квалификация участника» определен следующим образом:
-0 договоров – 0 баллов;
-1-3 договоров – 50 баллов:
- 4 и более договоров – 100 баллов. Оценка по данному критерию осуществляется на основании предоставленных участником закупки копий договоров/контрактов, услуги которых оказаны в полном объеме, включая все приложения и дополнительные соглашения к ним, подписанных актов выполненных работ/оказанных услуг и копии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, полученных на объекты в рамках представленных договоров. Данные документы предоставляются в сканированном виде: максимальное значение по показателю: 100 баллов.
Проанализировав вышеуказанные положения Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках, конкурсной документации, Комиссия приходит к следующим выводам.
Организатору торгов предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив критерии оценки, позволяющие выявить лучшие условия исполнения договора. Данное право согласуется с целями и задачами Закона 223-ФЗ, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой, а именно, определениями Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423.
Само по себе несогласие заявителя с условиями конкурсной документацией по мотиву предпочтительности установления иных условий (критериев оценки) не может служить основанием для вывода о наличии нарушений в действиях организатора торгов и для вмешательства антимонопольного органа в закупочную деятельность организатора торгов.
Кроме того, в Законе № 223-ФЗ, отсутствуют требования к пропорциональности оценки заявок участников конкурса.
Более того, Комиссия, отмечает, что значимость критериев, указанных в конкурсной документации, дает возможность участвовать в конкурсе участником с небольшим опытом выполнения охранных услуг (при предоставлении 4-х договоров выполнения аналогичных услуг, участник получает 100 баллов по данному критерию), что обеспечивает конкуренцию с более опытными участниками на рынке охранных услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя о проведении конкурса с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а также приходит к выводу о законности указанных в конкурсной документации требований и критериев оценки, поскольку принцип пропорциональности не установлен в Законе № 223-ФЗ, следовательно, требовать соблюдения пропорциональности в значимости критериев оценки в конкурсной документации от организатора торгов является незаконным.
Указанная выше позиция подтверждается судебной практикой, а именно, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 № 09АП-55784/2022 по делу № А40-33194/2022.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО «Тамерлан» на действия организатора торгов – КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказание услуг по охране объектов и имущества КГАУ ДО «СШОР по хоккею с мячом «Енисей» (извещение № 32413304459) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Л. Мерзляков
Члены Комиссии И.А. Чайкун
В.Д. Галимов
2024-4264