Постановление б/н Постановление Третьего Арбитражного апелляционного суда по д... от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

116/2017-2680(3)
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 января 2017 года Дело № А33-23940/2016
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «24» января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «27» января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного
общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «07» декабря 2016 года по делу № А33-23940/2016, принятое судьёй
Раздобреевой И.А.,
установил:
публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая
компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее -
ПАО «МРСК Сибири», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд
Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) (далее -
антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от
03.10.2016 № А562-9.21(1)/16.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от «07» декабря 2016 года
признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной
антимонопольной службы по Красноярскому краю от 03.10.2016 о назначении
административного наказания по делу об административном правонарушении
№ А562-9.21(1)/16 в части размера назначенного наказания. Постановление Управления
Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 03.10.2016 о
назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ А562-9.21(1)/16 изменено в части размера назначенного наказания. Публичному
акционерному обществу «Межрегиональная сетевая компания Сибири» назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий
арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит
обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный
акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие
обстоятельства.
А33-23940/2016
2
- Пункт 16 Правил технологического присоединения предусматривает обязательные
условия для содержания договора технологического присоединения, таким образом,
фактически, нарушая сроки технологического присоединения объекта заявителя, сетевая
организация нарушает условия договора, а не порядок технологического присоединения.
- Подпунктом «в» пункта 16 Правил установлены существенные условия договора, в
соответствии с которыми, предусмотрена обязанность одной из сторон договора, при
нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению,
уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки
неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего
размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Тождественное условие установлено в пункте 17 договора технологического
присоединения № 20.2400.11460.15, заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и
Евдокимовой Т.В.
- Таким образом, антимонопольный орган при рассмотрении обращения заявителя
неправомерно распространил юрисдикцию административных отношений на
взаимоотношения между сетевой организацией и заявителем, которые подлежат оценке в
порядке гражданского судопроизводства. Заявитель может обратиться в суд за
восстановлением нарушенного права в виде компенсации (неустойки) за нарушение
сроков исполнения договора со стороны сетевой организации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его
проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и
размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети
интернет: http://kad.arbitr.ru. Ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие
своих представителей не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в
отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены
следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
В адрес управления антимонопольного органа поступило заявление
Евдокимовой Т.В. на действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в неосуществлении
мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям
электроустановок объекта, расположенного по адресу: Красноярский край,
Емельяновский район, к.н. 24:11:0340102.
В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению указанного
объекта к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» не исполнены, ответчиком в
отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от
15.08.2016 № А562-9.21(1)/16.
Постановлением о назначении административного наказания от 03.10.2016
№ А562-9.21(1)/16 ПАО «МРСК Сибири» привлечено к административной
ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного
штрафа в размере 200 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный
суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их
совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство
осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей
А33-23940/2016
3
65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо,
участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на
основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении
к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств,
послуживших основанием для привлечения к административной ответственности,
возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о
привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном
заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает
наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего
оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к
административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к
ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной
ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 КоАП РФ, пункта 1 приказа
Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180 «О перечне должностных
лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных
составлять протокол об административном правонарушении», арбитражный суд пришел к
выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и
оспариваемое постановление вынесено должностным лицом антимонопольного органа в
пределах предоставленных полномочий.
Содержание протокола, порядок и срок его составления соответствуют положениям
статьи 28.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление отвечает требованиям
статьи 29.10 КоАП РФ.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что
процедура привлечения общества к административной ответственности,
административным органом соблюдена, права лица, привлекаемого к административной
ответственности, антимонопольным органом обеспечены. Данные обстоятельства
общество не оспаривает.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной
ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил
технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения
(технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения
(технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения,
выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта
договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого
хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам
теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических
условий (если получение технических условий требуется в соответствии с
законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при
заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и
предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской
Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32
А33-23940/2016
4
настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков
представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического
присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении
(технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам
водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение
технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской
Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32
настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об
осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства
или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или
системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с названной нормой (в редакции Федерального закона от 13 июля
2015 года № 250-ФЗ, действующей с 10 января 2016 года) административная
ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил
(порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка
подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или)
магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям,
газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным
законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного
доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование
собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных
сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке
сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения,
возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение
правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в
нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю
технических условий.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
Пунктом 1 приказа ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э (под регистрационным
№24.1.58) заявитель включён в реестр субъектов естественных монополий в топливно-
энергетическом комплексе, в раздел I «услуги по передаче электрической и (или)
тепловой энергии», в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Обществу вменено нарушение правил технологического присоединения в части
нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям объекта,
принадлежащего Евдокимовой Т.В.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по
договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту
(потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать
принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее
потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении
энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования,
связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим
Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также
обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и
обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере
А33-23940/2016
5
электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3.
Статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 определено, что
законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 и иных регулирующих
отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента
Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации,
принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
Статьёй 3 названного Закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики
являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе
оказание услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии -
это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или)
производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс
организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-
технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии
через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными
требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация,
оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов
электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое
присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств
потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и
иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об
осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства,
заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный
договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им
федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного
доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил
недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к
услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и
Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861) (здесь и далее в редакции,
действующей на момент обращения Евдокимовой Т.В. с заявлением в адрес общества).
Данные Правила определяют порядок технологического присоединения
энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого
хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют
процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой
организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные
условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим
сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе
А33-23940/2016
6
индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические
условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического
присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих
устройств потребителей посредством перераспределения присоединённой мощности
между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил № 861 установлена обязанность сетевой организации
выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по
технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии
технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение
осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и
юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил № 861 установлено, что под фактическим присоединением
понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих
физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства исполнителя и
объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и
электрических сетей).
Существенные условия договора о технологическом присоединении установлены в
пункте 16 Правил № 861 и включают в себя, в том числе: перечень мероприятий по
технологическому присоединению (определяется в Технических условиях, являющихся
неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок
осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может
превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, в
случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до
20кВ.
В соответствии с пунктом 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому
присоединению включают в себя: проверку выполнения заявителем и сетевой
организацией технических условий, допуск к эксплуатации установленного в процессе
технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также
составление акта допуска прибора учета к эксплуатации; осуществление сетевой
организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и
включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в
положении «включено»).
Согласно пункту 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по
технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой
принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной
ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
При этом, исходя из положений Правил № 861 (в частности пункты 15, 18, 25(1)),
именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет
мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю (подавшему заявку на
технологическое присоединение) и сетевой организации для осуществления такого
технологического присоединения, именно сетевой организацией определяется схема
присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения определен срок
осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных
категорий заявителей.
Как следует из материалов дела, Евдокимова Т.В. относится к категории заявителей,
указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица,
направившие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих
устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно
(с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих
устройств), которые используются для бытовых иных нужд, не связанных с
А33-23940/2016
7
осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых
предусматривается по одному источнику.
Согласно подпункту «6» пункта 16 Правил технологического присоединения срок
осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется
со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в
пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение
осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ
включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого
класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены
присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в
городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном
правонарушении от 15.08.2016 № А562-9.21(1)/16, 13.01.2016 между гр. Евдокимовой Т.В.
и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор № 20.2400.11460.15 об осуществлении
технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок объекта,
расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, к.н. 24:11:0340102.
В соответствии с пунктом 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по
технологическому присоединению составляет шесть месяцев.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению объекта
Евдокимовой Т.В. должны были быть выполнены ПАО «МРСК Сибири» не позднее
13.07.2016.
Согласно приложению № 1 к договору (технические условия № 8000262439), макси-
мальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт.
Класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое
присоединение, составляет 0,40 кВ. Точкой присоединения объекта является опора № 11
ВЛ-0,4 кВ Л-1 КТП-64-8-9, ВЛ-0,4 кВ. Основной источник питания - ПС «Дрокино» № 64
35/10 кВ. Согласно представленной ПАО «МРСК Сибири» информации, расстояние
от опоры № 11 ВЛ-0,4 кВ от КТП 64-8-9 до границ земельного участка заявителя
составляет 34 м.
Согласно пункту 10 технических условий № 8000262439 к мероприятиям,
исполнение которых возложено на ПАО «МРСК Сибири», относятся, в том числе
строительство ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ Л-я КТП-64-8-9 до границ земельного участка
заявителя; выполнение проектной документации.
Вместе с тем указанные мероприятия ни на дату рассмотрения ответчиком дела об
административном правонарушении (03.10.2016), ни на дату рассмотрения настоящего
дела судом (30.11.2016) обществом не осуществлены.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе
протоколом об административном правонарушении от 15.08.2016 № А562-9.21(1)/16,
договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
№ 20.2400.11460.15 от 13.01.2016.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд вслед за судом первой инстанции
приходит к выводу о нарушении ПАО «МРСК Сибири» срока осуществления
мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств
объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, к.н.
24:11:0340102.
Таким образом, апелляционный суд считает, что нарушение обществом порядка
подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта
Евдокимовой Т.В. в части нарушения срока исполнения мероприятий по
технологическому присоединению подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой
инстанции о наличии в действиях общества признаков объективной стороны
правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
А33-23940/2016
8
Тот факт, что спорные вопросы отражены так же в договоре, заключенном между
заявителем и ПАО «МРСК Сибири», не означает, что к нарушению не могут быть
применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. Указанный кодекс защищает разные сферы общественных отношений,
в том числе и в области электроэнергетики. Неустойка, как мера гражданско-правовой
ответственности, не исключает необходимости оценки неправомерных действий со
стороны уполномоченного государственного органа, что осуществляется в рамках
привлечения к публичной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной
ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых
установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в
совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него
имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом
или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их
соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что
выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения
осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об
административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии
возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех
зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств,
предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную
невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от
юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют
объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению обществом требований
антимонопольного законодательства, а заявителем не приняты необходимые меры для их
исполнения.
Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения и
состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21
КоАП РФ, установлены и доказаны.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к
административной ответственности, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии в его действиях состава вмененного
административного правонарушения обоснованно отклонен судом первой инстанции, так
как частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за
нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта
договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого
хозяйства и (или) технических условий (если их получение требуется в соответствии с
законодательством РФ).
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за
злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном
рынке.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» в часть 2 указанной выше нормы КоАП РФ внесены изменения,
А33-23940/2016
9
согласно которым, исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 9.21
настоящего Кодекса.
Статья 9.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за
нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения)
недискриминационного доступа или установленного порядка подключения
(технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям, что охватывает
собой и соблюдение сроков технологического присоединения к электрическим сетям.
Доводы общества, приведенные в его заявлении, не свидетельствуют об обратном.
Основания для применения к совершенному обществом деянию статьи 2.9 КоАП РФ
апелляционным судом не установлено.
Апелляционный суд также считает, что оснований для признания совершенного
обществом правонарушения малозначительным не имеется, поскольку обстоятельства
совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства
исключительности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение
административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом,
предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в
соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания
юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного
правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица,
обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства,
отягчающие административную ответственность.
Согласно частям 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных
обстоятельств, связанных с характером совершённого административного
правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением
привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо
жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, могут
назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального
размера штрафа, предусмотренного соответствующей нормой КоАП РФ, в случае, если
минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не
менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2
настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее
половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для
юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего
Кодекса.
При рассмотрении административного дела управлением не установлено
исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного
административного правонарушения, такие доказательства обществом представлены не
были, в связи с чем административный орган не нашел оснований для снижения суммы
штрафа менее минимального размера.
В ходе рассмотрения настоящего дела обществом не заявлено о наличии
исключительных обстоятельств, в материалы дела доказательств наличия таковых не
представлено.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за
совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных
законом, предусматривающим ответственность за данное административное
правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении
административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного
им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение
А33-23940/2016
10
юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отягчающие ответственность обстоятельства, предусмотренные статьей 4.3. КоАП
РФ, антимонопольным органом не установлены, об их наличии антимонопольным
органом не заявлено.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение,
предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие
доказательства заявителем не представлены.
Санкция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение
административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч
рублей.
Вместе с тем антимонопольный орган при вынесении постановления назначил
обществу штраф в размере 200 000 рублей, то есть выше минимально установленного
предела санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, при этом, не обосновав причины такого
увеличения штрафа, а также, с учетом финансового положения общества, в дальнейшем
на основании статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер штрафа ниже низшего предела
до 100 000 рублей.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что
назначение обществу штрафа в размере 200 000 рублей является необоснованным,
поскольку при отсутствии отягчающих обстоятельств административное наказание
подлежит назначению в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи
9.21 КоАП РФ, то есть в размере 100 000 рублей.
По части 2 статьи 4.2. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие
дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими
обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного
наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им
административного правонарушения, имущественное и финансовое положение
юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных
обстоятельств, связанных с характером совершенного административного
правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением
привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо
жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных
правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в
размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного
соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если
минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не
менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного
наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного
штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного
штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью
статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим
лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за
которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе
положений статьи 4.1 КоАП РФ.
А33-23940/2016
11
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что с учетом
финансового и имущественного положения общества, принимая во внимание, что
антимонопольным органом установлено наличие обстоятельств, позволяющих уменьшить
размер назначенного наказания ниже низшего предела (тяжелое финансовое состояние,
убыточная деятельность согласно отчету о финансовых результатах за январь-март 2016),
справедливым и соразмерным является снижение размера административного штрафа в
два раза - до 50 000 рублей
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения
суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не
подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной ответственности
государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора
государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче
апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «07» декабря 2016 года по делу
№ А33-23940/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и
может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий Н.А. Морозова
Судьи: Г.Н. Борисов
О.А. Иванцова

Связанные организации

Связанные организации не указаны