Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е 02 июня 2015 года Дело № А33-3568/2015 от 7 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

207/2015-109204(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
02 июня 2015 года
Дело № А33-3568/2015
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в су-дебном заседании дело по заявлению государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики» (ИНН 2466083888, ОГРН 1022402650050),
акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительным решения от 18.11.2014 по делу № 200-11-14,
при участии:
от государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики»: Бельской Я.В. на основании доверенности от 02.03.2015;
от акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания»: Алиевой Е.В. на основании доверенности от 26.01.2015;
от ответчика: Капсудина Е.В. на основании доверенности от 12.01.2015 № 7,
при ведении протокола, аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
установил:
государственное предприятие Красноярского края «Центр транспортной логистики» (далее – ГП КК «Центр транспортной логистики», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснояр-ского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения по делу № 200-11-14 от 18.11.2014.
Заявление принято к производству суда. Определением от 02.03.2015 возбуждено производст-во по делу № А33-3568/2015.
Акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – АО «КРЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управле-нию Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействитель-ным решения от 18.11.2014 по делу № 200-11-14.
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.04.2015 возбуждено производст-во по делу № А33-7494/2015.
Определением суда от 28.04.2015 дела № № А33-3568/2015 и № А33-7494/2015 объединены в одно производство (№ А33-3568/2015) для их совместного рассмотрения.
В судебном заседании представители заявителей требования поддержали на основании дово-дов, изложенных в заявлениях.
Ответчик против заявленных требований возражал на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление.
А33-3568/2015
2
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. В ходе проведения антимонопольным органом выездной плановой проверки ГП КК «Центр транспортной логистики» (приказ от 31.01.2014 № 49) на предмет соблюдения последним требо-ваний антимонопольного законодательства, установлено, что 15.11.2012 между ГП КК «Центр транспортной логистики» и ООО «КРЭК» без проведения публичных процедур, в соответствии с подпунктом 2 пункта 22.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного приказом ГП КК «Центр транспортной логистики» № 2 от 31.01.2014, заключен договор подряда № 07/12, согласно которому ООО «КРЭК» обязуется с привлечением кредитных ресурсов выполнить рабо-ты по строительству объекта капитального строительства: «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110 кВ Узловая-Город» 1 этап ПС 110 кВ Город» за плату в размере 675 775 800 рублей. По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 17.07.2014 № 359 по признакам нарушения ГП КК «Центр транспортной логистики» и ООО «КРЭК» части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждено дело № 200-11-14. Установив при рассмотрении дела № 200-11-14 обстоятельства, свидетельствующие о нали-чии/достижении между ГП КК «Центр транспортной логистики» и ООО «КРЭК» соглашения, кото-рое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке выполнения общестроительных работ, комиссия антимонопольного органа решением от 18.11.2014 по делу № 200-11-14 признала ГП КК «Центр транспортной логистики» и ООО «КРЭК» нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Полагая, что указанное выше решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической дея-тельности, ГП КК «Центр транспортной логистики» и АО «КРЭК» обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбит-ражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуально-го кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоя-тельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц ар-битражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдель-ных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответст-вие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (без-действие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономиче-ской деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а так-же обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совер-шения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействи-тельным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным
А33-3568/2015
3
нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказы-вания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Постановления Прави-тельства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, суд приходит к выводу о наличии у Красноярского УФАС России соответствующих полномочий на принятия оспариваемого ненор-мативного правового акта - решения от 18.11.2014 по делу № 200-11-14; существенных процессу-альных нарушений при рассмотрении дела антимонопольным органом не допущено. Указанное обстоятельство заявителями не оспаривается.
Из содержания оспариваемого решения следует, что ГП КК «Центр транспортной логистики» и АО «КРЭК» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части достижении со-глашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполне-ния общестроительных работ для нужд ГП КК «Центр транспортной логистики».
В соответствии с вышеуказанной нормой Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального зако-на), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конку-ренции. Заявители, оспаривая решение антимонопольного органа, указали на то, что заключение меж-ду ними договора подряда от 15.11.2012 № 07/12, в соответствии с которым ООО «КРЭК» (под-рядчик) обязуется с привлечением кредитных ресурсов выполнить для ГП КК «Центр транспорт-ной логистики» (заказчик) работы по строительству объекта капитального строительства: «ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110 кВ Узловая-Город» 1 этап ПС 110 кВ Город» за плату в размере 675 775 800 руб-лей, не создало препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, поскольку данный договор был заключен сторонами в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг (ут-вержденным приказом ГП КК «Центр транспортной логистики» № 2 от 31.01.2014), разработан-ным предприятием во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не признанным незакон-ным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом законности и обоснованности выне-сенного им оспариваемого ненормативного правового акта на основании следующего.
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закуп-ках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках), регулирующий вопросы закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридиче-ских лиц, распространяющий свое действие, в том числе и на ГП КК «Центр транспортной логи-стики».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и пол-ного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного За-кона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и на-дежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулиро-вание такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачно-сти закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
А33-3568/2015
4
В силу статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руково-дствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом по-ложений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила за-купки.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руко-водствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по от-ношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненно-го цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказ-чика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Как установлено судом, ГП КК «Центр транспортной логистики» зарегистрировано 20.03.2000 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска за основным государственным регистрационным номером 1022402650050. Согласно Уставу предприятия, основными его видами деятельности (по кодам ОКВЭД) явля-ются: аренда машин и оборудования без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования; аренда железнодо-рожного транспорта и оборудования. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридических лиц в Единый государственный реестр юридических лиц 13.05.2004 внесена запись о государственной регистрации ООО «КРЭК» в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным но-мером 1042402949434. Единственным учредителем ООО «КРЭК» стало ГП КК «Центр транспорт-ной логистики».
Из изложенного следует, что ООО «КРЭК» являлось дочерним обществом ГП КК «Центр транспортной логистики», в связи с чем, в силу пункта 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках, тре-бования названного закона распространяются также и на общество. Согласно Уставу ООО «КРЭК», утвержденному решением единственного участника ООО «КРЭК» от 05.12.2013, последнее является коммерческой организацией, юридическим лицом, соз-дано без ограничения срока. Целью создания ООО «КРЭК» является извлечение прибыли путем осуществления коммерче-ской деятельности в установленном порядке, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (пункт 2.1 Устава).
Предметом деятельности ООО «КРЭК» является производство электроэнергии; передача электроэнергии; распределение электроэнергии; деятельность по поставке (продаже) электриче-ской и тепловой энергии и т.д.
22.01.2015 деятельность ООО «КРЭК» прекращена путем реорганизации в форме преобразо-вания в АО «КРЭК», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответ-ствующая запись (ГРН 2152468056739).
Согласно статье 2 Закона № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную дея-тельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок за-ключения и исполнения, является положение о закупке.
Указанное положение разрабатывается лицом, производящим закупки, и утверждается орга-ном управления этого лица, учредителями (участниками) и другими лицами, указанными в части 3 статьи 2 Закона о закупках. Судом установлено, что приказом ГП КК «Центр транспортной логистики» № 2 от 31.01.2014 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение). Указанное Положение не распространяется на отношения, связанные с: 1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей; приобретение заказчиком биржевых товаров на товарной
А33-3568/2015
5
бирже; закупки товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Фе-дерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг; осуществление заказчиком отбора аудиторской организа-ции для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика в соот-ветствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (пункт 2.2). Пунктом 3.2 Положения определено, что положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и содержит требования к порядку подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения догово-ров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно пункту 5.1 Положения приобретение продукции осуществляется заказчиком сле-дующими способами: 1) конкурс: открытый конкурс: двухэтапный, с квалификационным отбором, с переторжкой; закрытый конкурс; 2) аукцион: открытый аукцион: двухэтапный, с квалификационным отбором; закрытый аукцион; 3) запрос предложений: открытый запрос предложений: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой; закрытый запрос предложений; 4) запрос цен: откры-тый запрос цен: двухэтапный; с квалификационным отбором; с переторжкой; закрытый запрос пред-ложений; 5) конкурентные переговоры: с квалификационным отбором; с переторжкой; 6) прямой поиск; 7) закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Под прямым договором, согласно пункту 22.1 Положения, понимается договор на поставку продукции, заключенный с конкретным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведе-ния конкурентных процедур и рассмотрения конкурентных предложений. Закупка по прямому договору может осуществляться в случае: 1) когда договор на поставку про-дукции заключается по итогам участия заказчика в конкурсах, аукционах и других процедурах, орга-низованных продавцом продукции; 2) в рамках деятельности заказчика, когда такой договор заключа-ется с дочерним или зависимым обществом заказчика; 3) приобретения следующей продукции: пе-риодические издания, услуги по заправке автомобилей заказчика на АЗС, сувенирная продукция, по-лиграфические услуги (пункт 22.2) Из содержания указанного Положения следует, что оно предусматривает возможность заключе-ния прямого (без проведения конкурентных процедур) договора с дочерним или зависимым обще-ством заказчика. Вместе с тем, такая форма (способ) закупки противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку является дискриминационным, имеет результатом необосно-ванное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки. Суд соглашается с выводом ответчика о том, что наличие в Положении о закупках условия о заключении договора на поставку продукции с конкретным поставщиком (исполнителем, подряд-чиком) без проведения конкурентных процедур и рассмотрения конкурентных предложений, позво-ляет осуществить размещение заказа у единственного поставщика практически по всем потребностям ГП КК «Центр транспортной логистики» и создает возможность для последнего привлечь ООО «КРЭК» для выполнения работ без проведения торгов, что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции, поскольку общество получает необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что нарушает принцип самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурентной борьбе на товарных рынках. Заявители не назвали суду исключительных обстоятельств, которые бы свидетельствовали о возможности заключения договора только с дочерним обществом, как, например, наличие исклю-чительных прав в отношении закупаемых товаров (работ, услуг), возможности поставки товаров (работ, услуг) только субъектом естественной монополии, в случаях, когда поставщик является единственным поставщиком, покупателем, подрядчиком в данном регионе и т.п. При отсутствии таких исключительных обстоятельств заключение заявителями договора под-ряда от 15.11.2012 № 07/12 без проведения закупочных процедур свидетельствует об ограничении доступа на товарный рынок других субъектов хозяйственной деятельности и приводит к ограни-чению конкуренции. Ссылка заявителей на то, что соответствующие закупочные процедуры проводились ООО
А33-3568/2015
6
«КРЭК» в целях исполнения договора подряда с ГП КК «Центр транспортной логистики», несо-стоятельна, так как возможность проведения закупочных процедур подрядчиком при заключении им договоров субподряда не исключает обязанности заказчика по соблюдению требований Закона о закупках и антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что антимонопольный орган обосно-ванно пришел к выводу о нарушении ГП КК «Центр транспортной логистики» и ООО «КРЭК» требований части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Оспариваемое реше-ние соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов заявителей в сфе-ре предпринимательской и экономической деятельности не нарушает. Иное ГП КК «Центр транс-портной логистики» и АО «КРЭК» не доказано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный право-вой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заяв-ленного требования.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Россий-ской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявлений Государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики», акционерного общества «Красноярская региональная энергети-ческая компания» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимоно-польной службы по Красноярскому краю от 18.11.2014 по делу № 200-11-14.
Проверено на соответствие Федеральному закону «О защите конкуренции».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем по-дачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
И.А. Раздобреева

Связанные организации

Связанные организации не указаны