Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 20 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководитель Красноярского УФАС России Захаров Валерий Михайлович, рассмотрев дело № А532-14.31(2)/16 об административном правонарушении, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, Россия, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а») (далее – ПАО «МРСК Сибири»), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения административного дела законного представителя ПАО «МРСК Сибири», в присутствии защитника ПАО «МРСК Сибири» <…> (доверенность №00/442 от 22.12.2015) на основании пункта 1 статьи 29.6 КоАП РФ, статьи 29.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В адрес антимонопольного управления поступило заявление ООО «Гражданстрой» (№ 6827 от 15.04.2015) на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении процедуры допуска в эксплуатацию 09.02.2015 систем учета электроэнергии заявителя, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, а также на действия ОАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в произведении расчета стоимости потребленной электроэнергии с нарушением требований действующего законодательства

По факту неправомерного установления 23.01.2015 в акте № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 факта непригодности измерительного комплекса ООО «Гражданстрой», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока, а также неправомерного отказа 09.02.2015 в допуске измерительных комплексов ООО «Гражданстрой», расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, г. Красноярск, ул. Базайская, 240, управлением приказом № 332 от 15.06.2015 было возбуждено дело № 225-10-15 в отношении ОАО «МРСК Сибири».

Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20.08.2015 по делу № 225-10-15 ПАО «МРСК Сибири» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части неправомерного установления 23.01.2015 в акте № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 факта непригодности измерительного комплекса ООО «Гражданстрой», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока, и возложения на ООО «Гражданстрой» ответственности за непригодность указанного измерительного комплекса, в части бездействия ПАО «МРСК Сибири», выразившегося в непринятии 09.02.2015 мер по допуску в эксплуатацию системы учета, расположенной  по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240.

На основании статьи 23, части 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и решения по делу № 225-10-15 от 20.08.2015 ПАО «МРСК Сибири» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ПАО «МРСК Сибири» надлежало отозвать акт № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 у всех лиц, в адрес которых он был направлен.

В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ОАО «МРСК Сибири» переименовано в публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири» (ИНН/КПП 2460069527/246001001).

В адрес законного представителя ПАО «МРСК Сибири» было направлено приглашение на составление протокола об административном правонарушении (исх. № 12406 от 02.08.2016).              

Подтверждение надлежащего уведомления ПАО «МРСК Сибири» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении имеется (вручено нарочно 02.08.2016).

По факту злоупотребления ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на  рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ПАО «МРСК Сибири» электрических сетей, установленного решением Красноярского УФАС России по делу № 225-10-15 от 20.08.2015, выразившегося в установлении 23.01.2015 в акте № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 факта непригодности измерительного комплекса ООО «Гражданстрой», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока, и возложения на ООО «Гражданстрой» ответственности за непригодность указанного измерительного комплекса, в части бездействия ПАО «МРСК Сибири», выразившегося в непринятии 09.02.2015 мер по допуску в эксплуатацию системы учета, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, 08 августа 2016 года главным государственным инспектором правового отдела Красноярского УФАС России Шмыгиным С.И. был составлен протокол № А532-14.31(2)/16 об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Сибири» в отсутствие законного представителя юридического лица.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник ПАО «МРСК Сибири» Савченко О.Ю. (доверенность № 00/448 от 22.12.2015).

Копия протокола вручена нарочно защитнику ПАО «МРСК Сибири» 08.08.2016, что подтверждается соответствующей отметкой.

Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела № А532-14.31(2)/16 получено ПАО «МРСК Сибири» 10.08.2016, что подтверждается соответствующей отметкой.

При рассмотрении дела №А532-14.31(2)/16 присутствовал защитник общества <…> (доверенность № 00/442 от 22.12.2015).

В ходе рассмотрения дела № А532-14.31(2)/16 было установлено следующее.

ОАО «МРСК Сибири» 23.01.2015 были проведены плановые инструментальные проверки объектов ООО «Гражданстрой», расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. 60 Лет Октября, 115А, г. Красноярск, ул. Базайская, 240.

По результатам проведения проверки объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 60 Лет Октября, 115А, был составлен акт № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015, согласно которому сетевой организацией проведена проверка состояния расчетного прибора учета электроэнергии ЦЭ 6803 В № 4И045714, трансформаторов тока ТТН-Ш №№ 087175, 087181, 087176, которые были поверены в первом квартале 2011 года, в акте указано, что датой проведения следующей поверки является первый квартал 2015 года, то есть трансформаторы тока должны быть поверены до 31.03.2015.

Проверка объекта заявителя ОАО «МРСК Сибири» проведена 23.01.2015, то есть до истечения срока поверки трансформаторов тока, однако, сетевой организацией измерительный комплекс заявителя был признан непригодным по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.

ООО «Гражданстрой» обратилось в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявлением о проведении внеплановой проверки системы учета электроэнергии, установленной  на объекте заявителя, расположенного  по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А.

Согласно акту № 7-99 допуска прибора учета в эксплуатацию от 09.02.2015 измерительный комплекс заявителя не был допущен в эксплуатацию по причине несоответствия класса точности прибора учета требованиям технической документации, однако, ранее указанные замечания сетевой организацией не были выявлены, данный прибор учета ранее был допущен в эксплуатацию. Указанный измерительный комплекс был допущен в эксплуатацию 12.03.2015 (акт № 23174 допуска прибора учета в эксплуатацию).

Согласно акту № 32-52 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 ОАО «МРСК Сибири» измерительный комплекс заявителя, установленный на объекте, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, был признан непригодным по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.

В соответствии с актом № 7-98 допуска прибора учета в эксплуатацию от 09.02.2015 измерительный комплекс заявителя, установленный на объекте, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, не был допущен сетевой организацией в связи с отсутствием напряжения. Указанный измерительный комплекс был допущен в эксплуатацию 12.03.2015.

ОАО «МРСК Сибири» указанные акты проведения проверок были направлены в адрес ОАО «Красноярскэнергосбыт» с приложением расчета объема потребленной электроэнергии за период  - 1 год с даты 24.01.2014.

ОАО «Красноярскэнергосбыт» приняло к расчету указанные акты, однако, расчет произвело с 23.01.2015 до момента устранения нарушения - 12.03.2015.

О своем несогласии с произведенным ОАО «МРСК Сибири» расчетом объема потребленной электроэнергии в связи с выявленной непригодностью систем учета электроэнергии заявителя ОАО «Красноярскэнергосбыт» сообщило ответчику письмом от 03.02.2015 №020/и-317.

Приборы учета электроэнергии, установленные на указанных объектах ООО «Гражданстрой» были допущены в эксплуатацию 12.03.2015.

Стоимость электроэнергии, потребленной с нарушением учета электроэнергии объектом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, составила 140387,94 рубля, объектом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 115А, составила 125635, 78 рублей и предъявлена заявителю для оплаты.

ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Красноярскэнергосбыт» в письменных пояснениях указали, что в соответствии с разъяснениями ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (№ 103/08-62 от 17.04.2014, № 103/07-66 от 01.03.2013) в случае, если установлено, что поверка произведена в первом квартале 2011 года, а межповерочный интервал составляет 4 года, то очередную поверку необходимо произвести не позднее последнего дня четвертого квартала года, соответствующего сроку истечения межповерочного интервала (31 декабря 2014 года).

В соответствии с пунктом 172 Основных положений функционирования  розничных рынков электрической энергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление № 442) проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

В соответствии с пунктом 179 Постановление № 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В случае если в течение 12 месяцев расчетный прибор учета повторно вышел из строя по причине его неисправности или утраты, то определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется:

с даты выхода расчетного прибора учета из строя и в течение одного расчетного периода после этого - в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для определения таких объемов в течение первых 2 расчетных периодов в случае непредставления показаний прибора учета в установленные сроки;

в последующие расчетные периоды вплоть до допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию - в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для определения таких объемов начиная с 3-го расчетного периода для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки.

 Согласно пункту 166 Постановления № 442  в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в сроки, установленные в настоящем разделе или в договоре (далее - непредставление показаний расчетного прибора учета в установленные сроки), для целей определения объема потребления электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии за расчетный период при наличии контрольного прибора учета используются его показания, при этом: для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.

Согласно пункту 1.2.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД), своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.

В соответствии с пунктом 2.11.17 указанных Правил обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.

Персонал энергообъекта несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям.

Действующим законодательством ответственность за исправность работы системы учета электроэнергии возложена на потребителя.

Вышеуказанные выводы ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» нормативно не закреплены и не возлагают на потребителя обязанности ими руководствоваться.

Техническая документация (свидетельство о приемке и поверке трансформаторов тока) не содержит требований о проведении потребителем поверки трансформаторов тока заблаговременно в соответствии с выводами ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы».

Согласно технической документации трансформаторы тока подвергаются периодической поверке эксплуатирующими организациями с межповерочным интервалом 4 года.

ОАО «МРСК Сибири» в акте № 32-50 проверки расчетных приборов учета от 23.01.2015 указало что, трансформаторы тока ТТН-Ш №№ 087175, 087181, 087176 были поверены в первом квартале 2011 года,  датой проведения следующей поверки является первый квартал 2015 года, определение периода срока поверки трансформаторов тока с учетом выводов ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» в акте не отражено.

Действия ОАО «МРСК Сибири» по отказу в допуске в эксплуатацию указанным измерительных комплексов 09.02.2015 заявитель считает неправомерными и ущемляющими интересы ООО «Гражданстрой», так как гарантирующий поставщик произвел расчет стоимости электрической энергии за период до 12.03.2015, а не 09.02.2015.

В указанном акте заявителю было предписано привести измерительный комплекс в соответствие с нормативно- технической  документацией, однако, учитывая содержание технической документации и требования действующего законодательства, измерительный комплекс заявителя им соответствовал на момент проведения плановой проверки ОАО «МРСК Сибири».

В ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что 09.02.2015 в 13 часов 00 минут на объекте ООО «Гражданстрой», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240, отсутствовало напряжение по причине проведения работ ОАО «МРСК Сибири» с 08 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на электрических сетях.

Соответственно, проверка 09.02.2015 на указанном объекте заявителя являлась внеплановой, проведена по согласованию с заявителем, при определении даты проверки ОАО «МРСК Сибири» необходимо было учитывать проведение ОАО «МРСК Сибири» плановых работ, которые повлекут отсутствие напряжение на объекте при проведении проверки с целью допуска прибора учета заявителя.

ОАО «МРСК Сибири» не предприняло мер для осуществления допуска прибора учета заявителя 09.02.2015, либо в день, следующий после дня окончания работ на электрических сетях ОАО «МРСК Сибири».

Кроме того, ООО «Гражданстрой» направило в адрес ответчика заявление о произведении допуска системы учета, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 240 (вх. № 26726 от 11.02.2015), однако система учета заявителя была допущена ОАО «МРСК Сибири» 12.03.2015.

Согласно пункту 152 Постановления № 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка) в адрес одной из следующих организаций:

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;

сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ должно быть направлено заявителю не позднее чем через 7 рабочих дней со дня получения его заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.

ОАО «МРСК Сибири» указанный порядок рассмотрения заявки ООО «Гражданстрой» не был соблюден, что повлекло увеличение периода расчета ОАО «Красноярскэнергосбыт» стоимости потребленной электроэнергии объектом с учетом факта неисправности системы учета.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.       

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ).

Примечания:

1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

2. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 285-ФЗ)

4. За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. 

В письменных пояснения (исх.№1.3/29.5/17579-исх. от 17.08.2016), представленных защитником ПАО «МРСК Сибири» заявлено  было заявлено ходатайство о применении положения статьи 2.9. КоАП РФ в рамках рассмотрения данного дела.

Указанное ходатайство, заявленное ПАО «МРСК Сибири», удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При освобождении лица от административной ответственности по основанию ст. 2.9 КоАП РФ должен быть учтен прежде всего характер совершенного правонарушения. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является действие (бездействие), формально содержащее признаки состава правонарушения, но само по себе не представляющее существенной угрозы  для общественных отношений.

Признаком наличия общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом установленных правил, норм, в частности, положений статьи 14.31 КоАП РФ. Также, необходимо иметь в виду, что ОАО «МРСК Сибири», нарушив положения статьи 14.31 КоАП РФ,  нарушило нормы не только административного, но и антимонопольного законодательства.

В соответствие с частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам  (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Вышеуказанные нормы свидетельствуют о наличии повышенной ответственности субъектов, занимающих доминирующее положение, перед государством, обеспечивающим создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, и перед частными субъектами, деятельность которых обусловливается деятельностью доминирующего субъекта.

Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» в указанных письменных пояснениях было заявлено ходатайство об освобождении ПАО «МРСК Сибири» от административной ответственности, ПАО «МРСК Сибири» просит ограничиться устным замечанием.

Указанное ходатайство ПАО «МРСК Сибири» обосновывает тяжелым материальным положением общества, ссылаясь на положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В подтверждение указанного довода о тяжелом материальном положении ПАО «МРСК Сибири» в письменных пояснениях приведены сведения о финансовых результатах деятельности общества за 2012 год, 2013 год, первое полугодие 2015 года, которые, по мнению общества, подтверждают тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица, убыточность деятельности общества.

Согласно приложению к письменным пояснениям общества, ПАО «МРСК Сибири» в адрес управления представлены следующие документы: копия бухгалтерского баланса за 2013 год, копия бухгалтерского баланса за 2014 год, копия бухгалтерского баланса за 2015 год, копия бухгалтерского баланса на 31 марта 2016 года, расшифровка строк отчета о финансовых результатах за 2014 год, сведения о сумме выручки Свердловского РЭС, полученной в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии юридических потребителей по уровню напряжения НН, сведения о сумме выручки, полученной в 2014 году РЭСами г. Красноярска от оказания услуг по передаче электрической энергии юридических потребителей по уровню напряжения НН.    

Ходатайство ПАО «МРСК Сибири» об освобождении ПАО «МРСК Сибири» от административной ответственности, ПАО «МРСК Сибири» не подлежит удовлетворению, так как является немотивированным, тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Согласно части 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

При привлечении к административной ответственности ПАО «МРСК Сибири» за злоупотребление доминирующим положением на соответствующем товарном рынке размер штрафа исчисляется исходя из суммы выручки правонарушителя за год, предшествующий году издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (Постановление Президиума ВАС РФ № 11132/11 от 13.12.2011). Дело № 225-10-15 было возбуждено приказом № 332 от 15.06.2015, соответственно при исчислении ПАО «МРСК Сибири» размера штрафа за злоупотребление доминирующим положением применению подлежит сумма выручки, полученная обществом в 2014 году.

Согласно представленному ПАО «МРСК Сибири» пакету документов, содержащему сведения о сумме выручки Свердловского РЭС филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго», полученной в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии, в 2014 году сумма выручки Свердловского РЭС филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» от оказания услуг по передаче электрической энергии юридическим лицам потребителям исходя из низкого уровня напряжения НН составила 366 290 237, 42 рублей без НДС.        

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

ПАО «МРСК Сибири» исполнило предписание о прекращении антимонопольного законодательства по делу № 225-10-15 в установленный в предписании срок, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность ПАО «МРСК Сибири», предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе положений статьи 4.1 КоАП РФ.

В деянии юридического лица ПАО «МРСК Сибири» усматривается вина, предусмотренная частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ, поскольку у данного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.31 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении дела об административном правонарушении учтено тяжелое материальное положение ПАО «МРСК Сибири», а также исполнение ПАО «МРСК Сибири» предписания по делу № 225-10-15, размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП, снижен.                  

В связи с вышеуказанным, руководствуясь статьями 1.7., 4.2., 14.31, 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях                             

ПОСТАНОВИЛ:

Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН2460069527, Россия, 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а») виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Назначить ПАО «МРСК Сибири» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа, в размере 2 403 779, 69 (два миллиона четыреста три тысячи семьсот семьдесят девять рублей шестьдесят девять копеек).

Примечание:

 

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд  в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу.

Согласно части 1 статьи 20.25. КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 040407001 ОКТМО 04701000 назначение платежа (КБК 161 1 16 02010 01 6000 140) УИН 0319880933082400000528838.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.        

Связанные организации

Связанные организации не указаны