Постановление б/н Постановление №А57-14.9-15 от 11.02.2015 от 31 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Главе Администрации Эвенкийского муниципального района

 Красноярского края

<…>

 

ул. Линейная, 3, пос. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№А57-14.9/15 о назначении административного наказания

 

11 февраля 2015 года

                                                     г. Красноярск

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Лужбин Е.Л., рассмотрев дело №А57-14.9/15 о совершении 27.01.2014 на территории п.г.т. Тура, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края Главой Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края - <…>, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. №05/14 от 24.02.2014; вх. №3225 от 27.02.2014) КРОО Защиты прав коренных малочисленных народов Севера «Эвенкийцы» с жалобой на действия МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК», выразившиеся в предоставлении в аренду движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передаче и распределении электроэнергии в с. Байкит, с. Мирюга, п. Ошарово, п. Суринда, п. Коюмба, п. Полигус, п.Бурный, п. Кузьмовка, п. Суломай Эвенкийского муниципального района, находящегося в хозяйственном ведении Администрацией, до проведения торгов, ООО «КРЭК».

17 января 2014 года Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края на официальном сайте: torgi.gov.ru было опубликовано извещение №170114/2204596/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении у МП ЭМР «Байкитэнерго», а именно задействованного в производстве, передаче и распределении электроэнергии в  с. Байкит, с. Мирюга, п. Ошарово, п. Суринда, п. Куюмба, п. Полигус, п.Бурный, п. Кузьмовка, п. Суломай Эвенкийского муниципального района.

 Дата окончания приема заявок  6 марта 2014 года.

 До окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в печатном издании - газета «Эвенкийская жизнь» №4 от 7 февраля 2014 года опубликовано объявление о том, что с 1 февраля 2014 года на территории вышеуказанных населенных пунктов электроснабжение осуществляет ООО «КРЭК», оплата взимается по утвержденным тарифам РЭК Красноярского края.

 В объявлении указаны пункты приема платежей, в том числе расчетно-кассовый центр Байкитского филиала ООО «КРЭК», находящийся по адресу: с. Байкит, ул. Титова, 20 «б».

             Приказом от 29 января 2014 года №11-п Региональной энергетической комиссией Красноярского края установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ООО «КРЭК». Пункты 1 и 2 приказа РЭК от 19.12.2013 года №390-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую МП ЭМР «Байкитэнерго» признаны утратившими силу.

    В связи с тем, что в действиях Администрации, МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК» усматривались признаки нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившиеся в достижении соглашения, связанного с предоставлением в аренду движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передаче и распределении электроэнергии в с. Байкит, с. Мирюга, п. Ошарово, п. Суринда, п. Куюмба, п. Полигус, п. Бурный, п. Кузьмовка, п. Суломай Эвенкийского муниципального района, до проведения торгов на право заключения договора аренды, что позволило получить ООО «КРЭК» преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности, приказом Красноярского УФАС России от 03.04.2014 №160 возбуждено дело №90-16-14.

    Кроме того, в материалы дела №90-16-14 приобщено заявление (исх. б/н от 03.03.2014, вх. №5938 от 07.04.2014) <…> с жалобой на действия ООО «КРЭК», выразившиеся в технологически не обоснованном сокращении производства электроэнергии на территории села Мирюга Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

    При рассмотрении дела №90-16-14 Красноярским УФАС России  установлено, что 30 декабря 2013 года между МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК» заключен договор аренды муниципального имущества №01-А-ДЭС, на основании которого МП ЭМР «Байкитэнерго» передает во временное владение и пользование муниципальное имущество, предназначенное для производства, передачи и распределения электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих производство передачу и распределение электрической энергии через технические устройства в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям Эвенкийского района Красноярского края и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям МП ЭМР «Байкитэнерго» в муниципальных образованиях Эвенкийского муниципального района Красноярского края, а именно: с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суриндая, сроком  с 01.02.2014 по 02.03.2014 (далее- Договор №01-А-ДЭС от 30.12.2013).

    Приказом Департамента земельно-имущественных отношений Администрации от 31.12.2013 №233 МП ЭМР «Байкитэнерго» согласовано заключение договора аренды муниципального имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения электрической энергии на объекты находящиеся в с.Байкит и населенных пунктов Байкитской группы поселений (п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда).

    17 января 2014 года Администрацией издано распоряжение №18-р о согласовании передачи в аренду муниципального имущества, в соответствии с которым МП ЭМР «Байкитэнерго» согласованно проведение конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения электрической энергии на объекты находящиеся в с.Байкит и населенных пунктов Байкитской группы поселений (п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда). Так же, в соответствии с вышеуказанным распоряжением, МП ЭМР «Байкитэнерго» наделяется функциями уполномоченной организации по вопросу организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества.

   27 января 2014 года Администрацией издано распоряжение №40-р о согласовании МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации «О проведении торгов способом открытого конкурса на право заключения договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», являющегося собственностью Эвенкийского муниципального района.

   17 января 2014 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru в сети Интернет, была размещена информация (номер извещения 170114/2204596/01) и конкурсная документация о проведении торгов способом открытого аукциона на право заключения договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», являющегося собственностью Эвенкийского муниципального района.

   3 марта 2014 года между МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК», как следует из текста договора, на основании статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции», был заключен договор аренды муниципального имущества №01-А-ДЭС/14, на основании которого МП ЭМР «Байкитэнерго» передает во временное владение и пользование муниципальное имущество, предназначенное для производства, передачи и распределения электрической энергии  в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающему производство передачу и распределение электрической энергии через технические устройства в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям Эвенкийского района Красноярского края и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям МП ЭМР «Байкитэнерго» в муниципальных образованиях Эвенкийского муниципального района Красноярского края, а именно: с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда. Срок действия договора №01-А-ДЭС/14 установлен с 03.03.2014 года по 30.04.2014.

    При этом, согласие на предоставление муниципальной преференции ООО «КРЭК» Красноярским УФАС России муниципальному предприятию ЭМР «Байкитэнерго» не давалось.

   18 апреля 2014 года, на основании Протокола №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 07.04.2014 «На право заключения договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», собственник – Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края», номер извещения 170114/2204596/01, между МП ЭМР «Байкитэнерго», ООО «КРЭК», как единственным участником открытого конкурса,  и Администрацией заключен договор аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», собственник – Администрация.

            При проведении Прокуратурой Эвенкийского района Красноярского края проверки МП ЭМР «Байкитэнерго», в рамках рассмотрения заявления <…>, установлено, что ни  МП ЭМР «Байкитэнерго», ни Администрация не совершили действий по возврату муниципального  имущества после прекращения срока действия договора №01-А-ДЭС от 30.12.2013 ввиду чего прокуратурой в адрес Главы Администрации, начальника Департамента земельно-имущественных отношений Администрации, а также МП ЭМР «Байкитэнерго» вынесены предостережения.  

  В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

  Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

           Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что предприятие не вправе подавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое  имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. 

  При рассмотрении дела установлено, что муниципальное имущество, предназначенное для производства, передачи и распределения электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих производство передачу и распределение электрической энергии через технические устройства в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям Эвенкийского района Красноярского края и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям МП ЭМР «Байкитэнерго» в муниципальных образованиях Эвенкийского муниципального района Красноярского края, а именно: с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суриндая, переданное ООО «КРЭК» по Договору №01-А-ДЭС от 30.12.2013 и Договору №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014, находится на праве хозяйственного ведения у МП ЭМР «Байкитэнерго».

          В силу пункта 1 статьи  420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

 Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

           Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

 Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

           В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг.

          Статья 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает возможность заключения  договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.

          В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.

          Частью 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам торгов.

 В соответствии с частью 5 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

          Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее –  Приказом ФАС России № 67).

         Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  которые вступили в действие 7 марта 2010 г.  

         На момент заключения Договора №01-А-ДЭС от 30.12.2013 и Договора №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014  часть 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» действовала, а также вступил в действие Приказ ФАС России  N 67.

         Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением Договора №01-А-ДЭС от 30.12.2013 и Договора №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014 подлежали регулированию нормами статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

         Вместе с тем, при передаче муниципального имущества по Договору №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014 конкурса МП ЭМР «Байкитэнерго»  не проводилось.

         Передача муниципального имущества ООО «КРЭК» без проведения торгов создало для последнего преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенного круга лиц, которые также могли иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении данного имущества.

        Заключение Договора 01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014 без проведения публичных процедур противоречит положениям части 4 статьи 11 и части 3 статьи 17.1. ФЗ «О защите конкуренции» и свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО «КРЭК» при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду вышеуказанного муниципального имущества.

        Стороны соглашения (Договора №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014) могли заключить его только по результатам конкурсных процедур. Однако Договор №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014  заключен в нарушение порядка, установленного частью 3 статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», что также противоречит части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку вышеназванное соглашение является антиконкурентным.

         В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

         Пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

          В силу части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

          Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»   понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

         Согласно статья 12 ФЗ «О защите конкуренции» допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

МП ЭМР «Байкитэнерго», согласно данным реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по Красноярскому краю, является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке производства, передачи и распределения электрической энергии на территории сел Байкит, Мирюга, поселков Полигус, Суринда, Ошарово, Суломай, Куюмба, Кузьмовка Эвенкийского муниципального района Красноярского края долю более 65%.

         Таким образом, Договор от 03.03.2014, противоречащий требованиям части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» не являются допустимыми вертикальными соглашениями.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

         С учетом изложенного Комиссия Красноярского УФАС России  пришла к выводу о наличии в  действиях МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК» нарушения части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения Договора №01-А-ДЭС/14 от 03.03.2014 аренды муниципального имущества без проведения торгов.

         При этом,  при проведении Прокуратурой Эвенкийского района Красноярского края проверки МП ЭМР «Байкитэнерго» были выявлены аналогичные нарушения ФЗ «О защите конкуренции», которые нарушителями устранены не были, что также косвенно свидетельствует о наличии/достижении между МП ЭМР «Байкитэнерго» и ООО «КРЭК» антиконкурентного соглашения.

Вместе с тем, пунктом 3 Правил, утвержденных Приказом ФАС России N 67 определено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган.

        Приложением №2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 №67 утвержден перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

        В частности, по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса в отношении: объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе, объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

        В силу пункта 38 Правил при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

          17 января 2014 года Администрацией издано распоряжение №18-р о согласовании передачи в аренду муниципального имущества, в соответствии с которым МП ЭМР «Байкитэнерго» согласованно проведение конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения электрической энергии на объекты находящиеся в с.Байкит и населенных пунктов Байкитской группы поселений (п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда). Так же, в соответствии с вышеуказанным распоряжением, МП ЭМР «Байкитэнерго» наделяется функциями уполномоченной организации по вопросу организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества.

         27 января 2014 года Администрацией издано распоряжение №40-р о согласовании МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации «О проведении торгов способом открытого конкурса на право заключения договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», являющегося собственностью Эвенкийского муниципального района.

         17 января 2014 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru в сети Интернет, была размещена информация (номер извещения 170114/2204596/01) и конкурсная документация о проведении торгов способом открытого аукциона на право заключения договора аренды движимого и недвижимого муниципального имущества, задействованного в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского края, находящегося в хозяйственном ведении МП ЭМР «Байкитэнерго», являющегося собственностью Эвенкийского муниципального района.

          Таким образом, объекты, включены МП ЭМР «Байкитэнерго» и согласованы Администрацией, в нарушение Правил, утвержденных Приказом ФАС России  N 67,  в Лот №1 на конкурс 170114/2204596/01, поскольку не имеют взаимных точек присоединения, находятся в разных населенных пунктах, разных муниципальных образованиях, входящих в состав Эвенкийского муниципального района.

          В соответствии с разъяснениями ФАС России от 05.06.2012
«По применению статьи 17.1 ФЗ 2 «О защите конкуренции» и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67»  пунктом 8 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О  защите конкуренции» допускает возможность заключения договоров без проведения торгов с лицом, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

         Согласно пункту 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технологически связанные сети - это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

        Положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

       Муниципальное имущество, задействованное в производстве, передачи и распределении электроэнергии в с.Байкит, п.Бурный, п.Кузьминовка, п.Куюмба, с.Мирюга, п.Ошарово, п.Полигус, п.Суломай, п.Суринда Эвенкийского муниципального района Красноярского не является единой технологически и функционально связанной цепочкой объектов электроэнергетики.

       Включение в один лот муниципального имущества, не имеющего взаимных точек присоединения, находящегося в разных населенных пунктах, разных муниципальных образованиях, входящих в состав Эвенкийского муниципального района, противоречит требованиям части 5 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» и как следствие могло привести к ограничению конкуренции, поскольку наличие нескольких лотов увеличивает количество потенциальных участников,  договора аренды могли быть заключены на максимально выгодных условиях.

        Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

         На основании изложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что действия МП ЭМР «Байкитэнерго», связанные с включением в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества нарушают требования части 5 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», а действия Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, связанные с согласованием МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации нарушают требования части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 15 сентября 2014 года по делу №90-16-14 Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

         В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

         Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

        <...> является Главой Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, руководит последней на принципах единоначалия, наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.

        Таким образом, <...>, осуществляя руководство Администрацией согласовав МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсную документацию на право заключения договора аренды, где в состав одного лота было включено технологически и функционально не связанное муниципальное имущество, путем издания распоряжения 40-р от 27.01.2014 «О согласовании конкурсной документации», совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП.  

         В связи с необходимостью вызова <…> для составления протокола об административном правонарушении в адрес последнего было направлено уведомление (исх. №25376 от 25.12.2014) с предложением 28 января 2015 года в 11 часов 00 минут явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г.Красноярск, пр. Мира, 81 «д», каб. 18 для составления протокола.

         Ввиду того, что <...>, уведомленный надлежащим образом о месте и времени составления протокола для составления протокола не явился, протокол составлен в его отсутствие в присутствии представителя <…> – <…> (доверенность №2 от 14.01.2015).

         Рассмотрение дела, определением от 28.01.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела №А57-14.9/15,  назначено на 11 февраля 2015 года.

         Копия протокола №А57-14.9/15 от 28.01.2015 об административном правонарушении  и определении от 28.01.2015 о назначении времени и места рассмотрения дела №А57-14.9/15 направлены <...> и  получены последним.   

11 февраля 2015 года дело №А57-14.9/15 рассмотрено в отсутствие <…>, в присутствии представителя <…> – <…> (доверенность №2 от 14.01.2015),  сославшейся на письменные пояснения,  согласно которым учитывая условия Крайнего Севера, технологический процесс обслуживания дизельных электростанций Байкитской группы поселений взаимосвязан и взаимозаменяем, в результате данное имущество было включено в один лот. Издавая распоряжение Администрации ЭМР от 27.01.2014 №40-р и согласовывая, таким образом, утвержденную ранее приказом МП ЭМР «Байкитэнерго» от 17.01.2014 №32, Администрация ЭМР исходила из того, что действующее законодательство не запрещает включение в один лот муниципального имущества электрохозяйства по не замкнутым электросистемам при проведении торгов на право заключения договора аренды имущества электрохозяйства, поскольку обязательное условие о технологической взаимосвязи относится не к процедуре торгов, а к оформлению договорных отношений без торгов.

         Кроме того, <…> заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела №А57-14.9/15 до вступления в законную силу судебного акта по делу №А33-24063/2014, возбужденному по заявлению ООО «КРЭК» и МП ЭМР «Байкитэнерго»  об оспаривании решения Красноярского УФАС России №90-16-14 от 15.09.2014, которое послужило основанием для возбуждения настоящего дела, которое не подлежит удовлетворению, ввиду того, что судебный акт по делу №А33-24063/2014 не будет иметь преюдициального значения, поскольку ООО «КРЭК» и МП ЭМР «Байкитэнерго» обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями об оспаривании решения управления в части признания названных субъектов нарушившими  часть 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», вместе с тем Администрации ЭМР вменено нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». 

Исследовав представленные материалы дела №А57-14.9/15 об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в материалах дела содержатся достаточные доказательства для принятия мотивированного решения.

Так, вышеизложенные обстоятельства совершения административного правонарушения  подтверждаются: протоколом №А57-14.9/15 об административном правонарушении от 28.01.2015, материалами дела №90-16-14 о нарушении антимонопольного законодательства, решением по делу №90-16-14 от 15.09.2014.

         В соответствии со статьей 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

         Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования  товарных рынков.

         При рассмотрении дела №А57-14.9/15 установлено, что действия Администрации в лице <…>, выразившиеся в согласование МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации на право заключения договора аренды, где в состав одного лота было включено технологически и функционально не связанное муниципальное имущество, путем издания распоряжения 40-р от 27.01.2014 «О согласовании конкурсной документации», нарушают  часть 1  статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ведут к ограничению конкуренции, нарушают единство экономического пространства.

         Объективная сторона правонарушения заключается в совершение должностным лицом органа местного самоуправления действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

         Как установлено выше, решением Комиссии Красноярского УФАС России №90-16-14 от 15.09.2014 Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части согласования МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации на право заключения договора аренды, где в состав одного лота было включено технологически и функционально не связанное муниципальное имущество, то есть действия <…>, как должностного лица администрации являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

         Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В соответствии со статьей 2.2 КоАП виновным в административном правонарушении признается лицо, которое совершило его умышленно или по неосторожности.

Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

          Статье 2.4 КоАП предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

          Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

          Субъектом правонарушения является должностное лицо – <...> -Глава Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

          Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожностью. поскольку <...> издавая распоряжения 40-р от 27.01.2014 «О согласовании конкурсной документации» заблуждался относительно законности осуществляемых им действий, выразившихся в согласование МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсной документации на право заключения договора аренды, где в состав одного лота было включено технологически и функционально не связанное муниципальное имущество.

Неосторожность должностного лица подтверждается материалами дела №А57-14.9/15, выражается в ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностным лицом, которое привело к противоправным действиям, а именно <...> не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, хотя должен был и мог их предвидеть, согласовал МП ЭМР «Байкитэнерго» конкурсную документацию на право заключения договора аренды, где в состав одного лота, в нарушение ФЗ «О защите конкуренции», было включено технологически и функционально не связанное муниципальное имущество, путем издания распоряжения 40-р от 27.01.2014 «О согласовании конкурсной документации».

 В соответствии со статьёй 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

          Согласно статье 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

          При определении вида и размера административного наказания учитываются следующие данные: основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении  в соответствии со статьей 24.5 КоАП; характер административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП; давность привлечения к административной ответственности; обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность; личность <…>, его  семейное  и финансовое положение.

          Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении  в соответствии со статьей 24.5. КоАП, не установлено.

          Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, установленный  частями 1, 6 статьи  4.5 КоАП не истек.

          Обстоятельства отягчающие административную ответственность, перечень которых определен 4.3 КоАП, не выявлены.

          К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, можно в данном случае отнести искрение раскаяние <…>

          Применение положений статьи 2.9 КоАП и освобождение <…> от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

          В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

          Вместе с тем, по смыслу ст. 14.9 КоАП рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений, связанных с защитой конкуренции.

          Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

          Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

          Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

          При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям по рассматриваемому правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении <…> к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

            С учетом изложенного в отношении должностного лица <…>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в пределах минимальной санкции установленной частью 1 статьи 14.9 КоАП.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.2; 1.4; 1.5; 1.7;  2.1-2.4; 2.6; 3.1-3.5; 4.1-4.5; 14.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП.

2. Назначить <…> наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

        Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г.Красноярск р/сч 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г.Красноярск БИК 040407001 ОКТМО 04701000 Назначение платежа: (КБК 161 116 02010 01 6000 140)

 

Примечание:

              В соответствии со статьей 31.1 КоАП, постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту.

              Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1,  статьями 30.1 и  30.3 КоАП, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела  в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

              Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу.

     Частью 5 статьи 32.2 КоАП предусмотрено, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                  Е.Л. Лужбин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны