Решение б/н Решение по делу № 487-11-13 от 31 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    

МУП  «ЖКХ Назаровского района»

 

ул. Дорожников, 1 «а»

г. Назарово, Красноярский край, 662203

 

ООО «Чулым»

 

ул. Верхняя, 1 «г», г. Назарово

Красноярский край, 662200

 

Назаровская межрайонная прокуратура

 

ул. Борисенко, 25

г. Назарово, Красноярский край, 662206

 

Администрация Назаровского района

Красноярского края

 

ул. Карла Маркса, 19/2

г. Назарово, Красноярский край, 662200

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

№ 487 -11-13 от 31 декабря  2013 года                                                                                 г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 26 декабря 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены комиссии: <...>, начальник отдела контроля  органов власти; <...>, старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело № 487-11-13, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Жилищное коммунальное хозяйство Назаровского района» (ул.Дорожников, 1 «а», г. Назарово, Красноярский край, 662203)   (далее – МУП «ЖКХ Назаровского района»)  и обществом с ограниченной ответственностью «Чулым» (ул. Верхняя, 1 «г», г. Назарово, Красноярский край, 662200) (далее - ООО «Чулым»)  части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)

в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №487-11-13,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы  Назаровской межрайонной прокуратуры (исх. № 7/1-1-2013 от 20.09.2013, вх. № 18413 от 26.09.2013), из которых следует, что МУП «ЖКХ Назаровского района» было передано ООО «Чулым» в аренду муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятием, без согласия собственника, без проведения процедур, предусмотренных частью 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии 24 ЕЗ № 214269 нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Назаровский район, юго-восточнее с. Дорохово (Промбаза), является муниципальной собственностью муниципального образования Назаровский район.

Распоряжением администрации Назаровского района от 13.11.2012 № 298-р принято решение передать вышеуказанный объект муниципальной собственности в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Назаровского района».

15.11.2012 администрацией Назаровского района с МУП «ЖКХ Назаровского района» заключен договор № 1 о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение. Указанным договором передан, в том числе, объект муниципальной собственности, расположенный по адресу: Красноярский край, Назаровский район, юго-восточнее с. Дорохово (Промбаза) до 31.12.2013. о чем был составлен соответствующий акт приема-передачи.

В соответствии с Уставом МУП «ЖКХ Назаровского района», утвержденным постановлением администрации Назаровского района от 01.06.2005 № 129-П, целями создания предприятия являются: оказание жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по комплексному обеспечению населения Назаровского района, юридических и физических лиц района коммунальными услугами, связанными с эксплуатацией тепловых, электрических и водопроводных сетей, зданий, сооружений.

В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ ООО МУП «ЖКХ Назаровского района» от 04.03.2013 основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (ОКВЭД 40.30.14). Дополнительным видом деятельности общества является передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (ОКВЭД 40.30.2).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  от 17.08.1995 услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В силу части 5  статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МУП «ЖКХ Назаровского района» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на вышеуказанном товаром рынке.

Письмом от 14.01.2013 № 1 директор ООО «Чулым» <…> обратился в МУП «ЖКХ Назаровского района» о выделении помещения под распиловку леса.

16.01.2013 МУП «ЖКХ Назаровского района» обратилось в адрес администрации Назаровского района за разрешением о выделении ООО «Чулым» помещения для распиловки леса.

22.01.2013 администрацией Назаровского района дано письменное согласие о предоставлении ООО «Чулым» в аренду спорного помещения под распиловку круглого леса и территории хранения леса и пиломатериала при условии соблюдения требований Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции», Закон о защите конкуренции).

01.02.2013 МУП «ЖКХ Назаровского района» с ООО «Чулым» заключили договор аренды № 901 объекта муниципальной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Назаровский район, юго-восточнее с. Дорохово (Промбаза)  без проведения конкурса или аукциона на право заключения этого договора, т.е. в нарушение требований, установленных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающее порядок предоставления в аренду государственного и муниципального имущества.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации (исх. от 23.12.2013 б/н), сведения о заключении договора аренды муниципального имущества между МУП «ЖКХ Назаровского района» и ООО «Чулым» в администрацию Назаровского района не представлялись.

ООО «Чулым»  в помещении, полученном в аренду на основании вышеуказанного договора,  осуществляло производство пиломатериалов.

Достижение соглашения МУП «ЖКХ Назаровского района» с ООО «Чулым» о предоставлении в пользовании муниципального имущества без проведения процедуры торгов путем заключения договора аренды № 901 от 01.02.2013 создает преимущественные условия получения муниципального имущества во временное владения и пользования ООО «Чулым»  и препятствия к доступу к муниципальному ресурсу  неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества.

Учитывая изложенные обстоятельства, Красноярским УФАС России на основании приказа от 12.12.2013 № 952 возбуждено дело № 487-11-13.

Определением от 12.12.2013  дело назначено к рассмотрению на 24.12.2013.

24.12.2013 на заседании Комиссии директор ООО «Чулым» <…> и  директор МУП «ЖКХ Назаровского района» <…> сообщили, что согласны с вменяемым нарушением и раскаиваются в содеянном. Кроме того,  должностные лица указанных субъектов сообщили, что договор аренды № 901 от 01.02.2013 на сегодняшний день расторгнут, готовы представить документальные доказательства.

С целью предоставления ООО «Чулым» и МУП «Назаровское ЖКХ» доказательств расторжения договора аренды № 901 от 01.02.2013 в рассмотрении дела № 487-11-13 на основании ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 26.12.2013 до 17 часов 30 минут; уведомлением от 24.12.2013 рассмотрение дела № 487-11-13 перенесено на 26.12.2013.

25.12.2013 в адрес Красноярского УФАС России поступила копия письма, направленного МУП «ЖКХ Назаровского района» в адрес ООО «Чулым» (исх. от 09.09.2013 № 286) о расторжении договора аренды № 901 от 01.02.2013, а также копия акта приема-передачи арендуемого имущества от 09.09.2013, в соответствии с которым ООО «Чулым» передало, а МУП «ЖКХ Назаровского района» приняло нежилое помещение (бокс), расположенное на территории МУП «ЖКХ Назаровского района» по адресу: Красноярский край, Назаровский район, юго-восточнее с. Дорохово (Промбаза).

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Частью 2 статьи 295 ГК РФ предусмотрено, что  предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В силу  пункта 2 статьи 18  ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

    Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

            В силу п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

           Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

            В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Как установлено выше, МУП «ЖКХ Назаровского района» передало ООО «Чулым» на основании договора аренды от 01.02.2013 № 901 объект муниципальной собственности, расположенный по адресу: Красноярский край, Назаровский район, юго-восточнее с. Дорохово (Промбаза) без проведения конкурса или аукциона на право заключения этого договора.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они  свободны  в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству  условий договора. Гражданские права могут быть ограничены  на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо  в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья  17.1 ФЗ «О защите конкуренции»  регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает  возможность заключения  договоров,  предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.

         В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ  «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной правовой нормой.

Указанный порядок в силу  части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника При этом в соответствии с частью 5 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  вступил в действие 7 марта 2010 г.  

Комиссия отмечает, что на момент заключения  Договора № 901 часть 3 статья 17.1 ФЗ «О  защите конкуренции» действовала, а также  вступил в действие Приказ ФАС России  N 67.

Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с заключением Договора №901,  подлежали регулированию нормами статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, при передаче муниципального имущества по Договору №901 публичных процедур (конкурса или аукциона) МУП «ЖКХ Назаровского района» не проводилось.

Комиссия отмечает, что Администрация Назаровского района  согласовывала МУП «ЖКХ Назаровского района передачу ООО «Чулым» в аренду спорного помещения под распиловку круглого леса и территории хранения леса и пиломатериала при условии соблюдения требований Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (исх. от 22.01.2013 № 46). Однако требования данного закона предприятием не были соблюдены.

Передача муниципального имущества ООО «Чулым» без проведения торгов создало для общества преимущественные условия получения спорного имущества во временное владение и пользование  и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенного круга лиц, которые также  имели намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении данного имущества.

Заключение Договора №901 без проведения публичных процедур противоречит положениям ч. 4 ст. 11 и ч. 3 ст.17.1. ФЗ «О защите конкуренции» и свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий  деятельности ООО «Чулым».

Стороны соглашения (Договора № 901) могли    заключить его  только по результатам конкурсных процедур, однако Договор №901  заключен в нарушение порядка, установленного  ч. 3 статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»,  что также противоречит ч. 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку вышеназванное соглашение является антиконкурентным.

          Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

          В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 Пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О  защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Частью 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Сама возможность заключения соглашения  между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка (в том числе договор аренды муниципального имущества, заключенный без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов), нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Таким образом, учитывая, что Договор № 901  заключен с нарушением требований ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия делает вывод о ничтожности названного соглашения в силу ст.167-168 ГК РФ.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МУП «ЖКХ Назаровского района» и ООО «Чулым» нарушения  части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившего в достижении соглашения, которое создало преимущественные условия получения муниципального имущества во временное владение и пользование и создало препятствия к доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могли иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества.

В связи с тем, что на момент принятия решения договор аренды № 901 от 01.02.2013 расторгнут,  Комиссия приходит к выводу об отсутствии  необходимости выдачи МУП «ЖКХ Назаровского района» и ООО «Чулым» предписания  о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.

Согласно части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» устранение нарушения является основанием для прекращения Комиссией рассмотрения возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 38, 39, 41, 48, 49 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  муниципальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство Назаровского района» и общество с ограниченной ответственностью «Чулым»  нарушившими части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части достижения антиконкурентного соглашения о предоставлении в пользовании муниципального имущества без проведения процедуры торгов путем заключения договора аренды № 901 от 01.02.2013, что создало преимущественные условия получения муниципального имущества во временное владение и пользование ООО «Чулым»  и препятствие к доступу к муниципальному ресурсу  неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества.

2. Производство по делу № 487-11-13 прекратить в связи с устранением ответчиками нарушения.

3. Передать копии материалов дела № 487-11-13 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП «ЖКХ Назаровского района» и ООО «Чулым», а также виновных должностных лиц МУП «ЖКХ Назаровского района» и ООО «Чулым»  дел об административном правонарушении по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

 Председатель Комиссии                                                                                                   <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                <...>

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны