Письмо №ВМ/13155/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 024/01/17-2199/2023 о наруше... от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 024/01/17-2199/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

04 августа 2023 года

г. Красноярск

 

Председатель Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, на основании приказа Красноярского УФАС России № 220/23 от 02.08.2023 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 024/01/17-2199/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с выявлением в действиях Краевого государственного автономного учреждения здравоохранения «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (ИНН 2456001357, место нахождения: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. К. Маркса, д. 28А, помещ. 125; далее – КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», Учреждение) признаков нарушения, предусмотренного частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившихся в установлении в Положении о закупке пункта 13.1 раздела 13, позволяющего Учреждению удовлетворить потребность в товарах (работах, услугах) за счет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в размере 2 000 000 рублей без установления ограничения годового объема закупок, а также во включении в Положение о закупке подпунктов 10, 16, 23, 24, 25, 28 пункта 13.2 раздела 13 Положения, позволяющих осуществлять закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурентных товарных рынках, что имеет (может иметь) своими последствиями ограничение конкуренции на указанных рынках,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Красноярского УФАС России поступил акт проверки Министерства здравоохранения Красноярского края № б/н от 23.03.2023 (вх. № 6346/23 от 30.03.2023) о проведения проверки соблюдения краевым государственным автономным учреждением здравоохранения «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (далее – КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», Учреждение) требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В связи с рассмотрением указанных материалов, антимонопольным органом истребованы необходимые сведения от КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (исх. № ВМ/8990/23 от 30.05.2023)

По результатам анализа полученной информации установлено следующее.

Из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.

Таким образом, КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», осуществляя закупки, за исключением проведения закупок в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), обязано руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке, согласно части 2 статьи 2 указанного закона, является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Наблюдательного совета КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (протокол от 26.12.2022) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (далее – Положение).

Пунктом 6.1 раздела 6 рассматриваемого Положения установлено, что с целью выбора поставщика заказчик проводит конкурентные и неконкурентные закупки. Так, конкурентные закупки могут осуществляться путем проведения торгов: конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукциона (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, краткий аукцион в электронной форме), запроса предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), запроса котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), неконкурентные – закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

В частности, пунктом 13.1 раздела 13 Положения предусмотрено право заказчика на осуществление процедуры закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, когда стоимость закупки не превышает 2000000,00 (два миллиона) рублей.

Кроме того, пунктом 13.2 определено, что заказчик вправе осуществлять процедуру закупок у единственного поставщика без учета стоимости закупки в ряде исчерпывающих случаев, в том числе:

- закупки услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудовании, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы (подпункт 10));

- заключение договора аренды движимого имущества (подпункт 16);

- заключение договоров поставки запасных частей, узлов, агрегатов и других расходных материалов к арендуемой технике (подпункт 23);

- закупка товаров, работ, услуг при отсутствии на рынке конкуренции поставщиков (подпункт 24);

- преемственность повторной закупки в целях совместимости с первоначальной закупкой (подпункт 25);

- заключение договоров на оказание услуг по технологическому обслуживанию и ремонту арендуемого имущества (подпункт 28).

При этом Положение не содержит ограничений годового объема закупок с единственным поставщиком, которые КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» вправе осуществить на основании пункта 13.1 раздела 13 Положения.

Согласно информации, представленной КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (исх. № 136 от 02.06.2023, вх. № 11277-ЭП/23 от 02.06.2023), совокупный годовой объем закупок составил:

- за 2020 год 10 272 807, 40 рублей, из них объем закупок у единственного поставщика составил 10 272 807, 40 рублей (100, 0%);

- за 2021 год 9 907 645, 99 рублей, из них объем закупок у единственного поставщика составил 8 923 962, 50 рубля (90, 1%);

- за 2022 год 11 227 248, 27 рублей, из них объем закупок у единственного поставщика составил 11 227 248, 27 рублей (100, 0%);

- за период с 01.01.2023 по 30.05.2023 3 404 137, 91 рублей, из них объем закупок у единственного поставщика составил 3 404 137, 91 рублей (100, 0%).

При этом подавляющее большинство закупок у единственного поставщика осуществлено Учреждением на основании пункта 13.1 раздела 13 Положения (в ранее действовавшем Положении пункт 9.2.1) и за период 2022-2023 гг. цена одной закупки не превышает 1 000 000 рублей при установленном лимите в 2 000 000 рублей.

Таким образом, КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», установив лимит закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в размере 2 000 000 рублей и не установив ограничение годового объема закупок при осуществлении закупок на основании указанного пункта, обладает возможностью полностью удовлетворить свою потребность в товарах (работах, услугах) за его счет.

Как в силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, так и в силу пункта 2.3 раздела 2 Положения, при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции - при необходимости) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Указанные принципы вне зависимости от способа закупки должны соблюдаться в полной мере.

Законом № 223-ФЗ заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закон № 223-ФЗ).

При этом это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Кроме того, заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика.

Так, действия заказчика должны соответствовать целям и принципам, указанным в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при этом праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке на конкурентной основе, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений (указанная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 по делу №А60-47219/2014).

Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, слуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными идами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

При этом следует учесть, что согласно пункту 2 Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденного ФАС России, разработанного с целью повышения открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, увеличения количества участников закупки, развития конкуренции, а также недопущения нарушений положений Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

При этом для повышения прозрачности проводимых закупок следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и/или цены договора.

При этом необходимо учитывать, что именно при проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения. Тем самым, только при проведении конкурентных процедур наилучшим образом достигаются принципы эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Соответственно, отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).

Арбитражным судом Красноярского края в решении по делу № А33-25370/2022 от 23.01.2023 поддержана позиция антимонопольного органа о том, что сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынок без каких-либо ограничений является неправомерным. Заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика, и при разработке Положения заказчикам необходимо руководствоваться принципами, установленными Законом № 223-ФЗ. Суд приходит к выводу, что указание антимонопольного органа на необходимость заказчику установить объем закупок в определенных границах – не превышающих 50% совокупного годового объема закупок заказчика, соответствует принципам разумности и позволяет обеспечить исполнение принципов Закона № 223-ФЗ.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 19.04.2019 № 24-04-07/28730, исходя из системного толкования норм № Закона 223-ФЗ в случае, если большая часть закупочной деятельности заказчика осуществляется путем закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, цели Закона № 223-ФЗ, направленные на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, не выполняются, поскольку закупка товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных процедур позволяет значительно расширить круг лиц, участвующих в закупках заказчика.

О том, что действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки) было подтверждено и Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.01.2021 по делу № А19-8951/2020).

Таким образом, КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» при разработке и принятии Положения должно обеспечить соблюдение норм антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, подобные обстоятельства, оправдывающие и обосновывающие необходимость закупки у единственного поставщика, в рассматриваемых пункте 13.1 и подпунктах 10, 16, 23, 24, 25, 28 пункта 13.2 раздела 13 Положения в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены, что не соответствует требованиям части 2 статьи 2, статьи 3.6 и приведенным принципам Закона № 223-ФЗ, обязывающим заказчика такие условия определить. Тем самым, данные пункт и подпункты создают возможность для Учреждения осуществлять закупки у единственного поставщика исходя из субъективного усмотрения Учреждения.

Например, подпункты 24 и 25 пункта 13.2 Положения создают возможность для Учреждения осуществлять закупки у единственного поставщика исходя из своего субъективного усмотрения любых товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, поскольку в них не прописаны конкретные критерии и их значения, по соответствию которым Учреждение должно проводить оценку наличия/отсутствия конкуренции поставщиков на рынке и преемственность/совместимость повторной закупки с первоначальной.

Учитывая вышеизложенное, закрепленные заказчиком в Положении условия позволяют ему фактически осуществлять закупку без проведения конкурентных процедур во всех случаях и при любых потребностях, что оказывает (может оказывать) влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, предоставляет (может предоставить) заказчику по своему субъективному усмотрению право определять поставщика (подрядчика, исполнителя) того или иного товара, услуги, в том числе создает возможность для заказчика привлекать для выполнения работ аффилированных или заинтересованных лиц, что неизбежно порождает коррупционные риски.

Кроме того, закупка необходимых товаров, услуг, работ без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), кроме возможного последствия в виде ограничения конкуренции, также может приводить к тому, что цена закупки соответствующего товара, работы или услуги формируется не под влиянием рыночных механизмов – спроса и предложения в результате конкурентной борьбы нескольких хозяйствующих субъектов, а исходя из субъективной оценки конкретного хозяйствующего субъекта, выступающего единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Анализ закупок КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» за период 2020 – май 2023 гг. показал, что предметом договоров, заключенных КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» с единственными поставщиками, являются: поставка медикаментов, содержание и текущий ремонт, покупка материальных запасов, поставка лекарственных препаратов, коммунальное содержание мест общего пользования, поставка канцтоваров, поставка ГСМ и т.д.

Кроме того, как следует из представленных Учреждением реестров договоров, исполнителем конкретных услуг, поставщиком определенных товаров за период 2020-2023 гг. мог выступать один и тот же хозяйствующий субъект (например, поставка медикаментов – ООО «МЕДИКО», ООО ПВП «КОНТАКТ», содержание и текущий ремонт – ООО «ОРИОН», покупка материальных запасов – Мазурова Е.Н., поставка ГСМ – ООО «ТЕХНОТОРГ», поставка лекарственных препаратов – АО «Губернские аптеки» и т.д.).

В частности, основным видом деятельности, осуществляемым ООО «ТЕХНОТОРГ», является деятельность по торговле розничной моторным топливом в специализированных магазинах – код ОКВЭД 47.30.

Согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.rusprofile.ru, с основным видом деятельности – торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.30) в Красноярском крае зарегистрировано 126 638 юридических лиц.

Основным видом деятельности, осуществляемым ООО «МЕДИКО», является деятельность по торговле оптовой изделиями, применяемыми в медицинских целях – код ОКВЭД 46.46.2.

Согласно открытым данным, размещенным на сайте https://www.rusprofile.ru, с основным видом деятельности – торговля оптовая изделиями, применяемыми в медицинских целях (код ОКВЭД 46.46.2) в Красноярском крае зарегистрировано 115 юридических лиц, с дополнительным – 697 юридических лиц.

Таким образом, имеется большое количество лиц, как юридических, так и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на соответствующих товарных рынках, имеющих возможность участвовать в торгах, ограниченных только территориальными границами на анализируемых рынках.

Соответственно рассматриваемые товары, работы и услуги обращаются на высококонкурентных рынках.

Частью 1 статьи 3 Закона № 135-ФЗ установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанный перечень признаков ограничения конкуренции не является исчерпывающим.

В силу части 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Из системного толкования названных норм следует, что при осуществлении закупочной деятельности, заказчики, на которых распространяется Закон № 223-ФЗ, не должны допускать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Данные действия не должны допускаться независимо от способа закупки.

Следовательно, КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» допустило злоупотребление своим правом на самостоятельное установление в Положении требований к закупке, в том числе порядка подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условий их применения.

Указанная позиция Красноярского УФАС России относительно рассматриваемых обстоятельствах также подтверждается судебной практикой.

В частности, Арбитражным судом Красноярского края в решении по делу № А33-25370/2022 от 23.01.2023 поддержана позиция антимонопольного органа о том, что сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынок без каких-либо ограничений является неправомерным. Заказчики не наделены абсолютным правом самостоятельно определять случаи закупки у единственного поставщика, и при разработке Положения о закупках заказчикам необходимо руководствоваться принципами, установленными Законом № 223-ФЗ. Суд приходит к выводу, что указание антимонопольного органа на необходимость заказчику установить объем закупок в определенных границах – не превышающих пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика, соответствует принципам разумности и позволяет обеспечить исполнение принципов Закона №223-ФЗ.

Аналогичной позиции придерживаются суды и в других делах (решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.08.2020 по делу № А33-21005/2020, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.01.2021 по делу № А19-8951/2020, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 по делу № А04-7496/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2023 по делу №А65-13899/2022).

Более того, согласно позиции, изложенной в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда № А33-24280/2017 от 05.06.2018, сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Учитывая вышеизложенное, непроведение КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» публичных процедур на право заключения договоров на различных высококонкурентных товарных рынках, на которых Учреждение заключало договоры с единственным поставщиком, не проводя конкурентных процедур, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ определенным хозяйствующим субъектам при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

При указанных обстоятельствах, установление в Положении о закупке рассматриваемых пункта 13.1 раздела 13, позволяющего Учреждению удовлетворить потребность в товарах (работах, услугах) за счет закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в размере 2 000 000 рублей без установления ограничения годового объема закупок, а также включение в Положение о закупке подпунктов 10, 16, 23, 24, 25, 28 пункта 13.2 раздела 13 Положения, позволяет Учреждению удовлетворить потребность в соответствующих товарах (работах, услугах) без использования конкурентных способов закупки по своему субъективному усмотрению и приводит (может привести) к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, поскольку хозяйствующие субъекты, выступающие единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), получают преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, а для иных хозяйствующих субъектов создается препятствие в доступе на указанные товарные рынки, где заказчиком выступает КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», что нарушает принцип отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подобные действия образуют нарушение запрета, установленного частями 1, 5 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем приказом Красноярского УФАС России № 220/23 от 02.08.2023 возбуждено настоящее дело.

Руководствуясь частью 15 статьи 44 Закона № 135-ФЗ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 024/01/17-2199/2023 к рассмотрению на 14.09.2023 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 «д» (каб. 6а).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/17-2199/2023 в качестве заявителя
Министерство здравоохранения Красноярского края (ИНН 2466212607, место нахождения: 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Красной Армии, д. 3).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 024/01/17-2199/2023 в качестве ответчика Краевое государственное автономное учреждение здравоохранения «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» (ИНН 2456001357, место нахождения: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. К. Маркса, д. 28А, помещ. 125).

4. КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» в срок до 11 сентября 2023 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов:

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения с нормативно-правовым обоснованием;

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно включения в положение о закупках подпунктов 10, 16, 23, 24, 25, 28 пункта 13.2 раздела 13 Положения о закупке;

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно неустановления предельного объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 13.1 раздела 13 Положения о закупке;

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием относительно невозможности проведения конкурентных процедур с учетом 100% закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- иную информацию, имеющую, по мнению КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника», значение для рассмотрения дела.

 

Представить пояснения по существу рассматриваемых обстоятельств дела и запрошенную информацию возможно посредством направления ее нарочно либо на электронный (to24@fas.gov.ru), почтовый адрес Красноярского УФАС России.

Лицо, участвующее в деле, на основании статьи 43 Закона № 135-ФЗ вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, направив его на вышеуказанную электронную почту Красноярского УФАС России.

В случае направления лицом, участвующим в деле, представителя на рассмотрение дела № 024/01/17-2199/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, представителю при себе надлежит иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность на право представления интересов лица, участвующего в деле, в органах Федеральной антимонопольной службы с указанием в ней права на участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Заместителю министра здравоохранения Красноярского края
ИНН 2466212607, ОГРН 1082468040357
Главному врачу КГАУЗ «Назаровская городская стоматологическая поликлиника» И.Н. Федоркиной
ИНН 2456001357, ОГРН 1022401588043