Решение б/н Решение по делу № 024/01/10-194/2019 от 21 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

_________                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МП ЭМР «ЭНП»

микрорайон «Нефтебаза», п. Тура,

Эвенкийский район,

Красноярский край, 648000,

 

ООО «ТрансТрейд»

ул. Мате Залки, д. 1, оф. 308,

г. Красноярск, 660127

 

Министерство транспорта

Красноярского края

ул. Сурикова, 47, г. Красноярск, 660049

 

Министерство тарифной политики Красноярского края

пр. Мира, 10, г. Красноярск, 660049

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - <…>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <…>, начальник отдела естественных монополий, <…>, заместитель начальника отдела контроля закупок (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 024/01/10-194/2019 по признакам нарушения Муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт» (648000, Красноярский край, пгт. Тура, микрорайон «Нефтебаза», ОГРН 1028800004386, ИНН 8801010728) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителей Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт» <…> по доверенности № 9 от 23.12.2019, <…> по доверенности от 02.12.2019, представителя ООО «ТрансТрейд» <…> по доверенности от 01.01.2020, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края <…> по доверенности от 12.02.2020, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «ТрансТрейд» на действия Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт» (далее – МП ЭМР «ЭНП») по факту установления монопольно высокой цены на услуги по перекачке нефти в п. Тура и с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края в 2018 году.

В ходе рассмотрения указанного заявления Красноярским УФАС России признаки установления МП ЭМР «ЭНП» монопольно высокой цены на услуги по перекачке нефти в п. Тура и с. Байкит в 2018 году не установлены, было принято решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства по изложенным в заявлении обстоятельствам.

ООО «ТрансТрейд» повторно обратилось в Красноярское УФАС России с заявлением на действия МП ЭМР «ЭНП», полагая, что в нарушение статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тариф на перекачку нефтепродуктов для ООО «ТрансТрейд» на 2018 год в установленном порядке Администрацией Эвенкийского муниципального района не утвержден, предприятие необоснованно, по мнению заявителя, завысило цены на услуги по перекачке нефти с 420,91 руб/т в 2016 году до 602,27 руб/т в 2018 году, навязывало ООО «ТрансТрейд» невыгодные условия договора, полагая, что расходы на перекачку нефти уже учтены в тарифе на хранение нефтепродуктов.

По результатам рассмотрения указанного заявления Красноярским УФАС России было возбуждено дело № 024/01/10-194/2019 по признакам нарушения МП ЭМР «ЭНП» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту оказания услуг по перекачке и хранению нефти и нефтепродуктов по цене, не утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Красноярского края, в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

К участию в рассмотрении дела № 024/01/10-194/2019 были привлечены Министерство транспорта Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края.

При рассмотрении дела № 024/01/10-194/2019 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Частью 4 статьи 82.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» Эвенкийский муниципальный район Красноярского края отнесен к территории с ограниченными сроками завоза грузов.

Согласно данным решения Эвенкийского районного Совета депутатов Красноярского края от 13.12.2014 № 3-1355-21 «Об утверждении Схемы территориального планирования Эвенкийского муниципального района» Эвенкийский муниципальный район круглогодично обслуживается только авиационным транспортом, автомобильный и речной транспорт функционируют сезонно. Основная функция внутреннего водного транспорта в Эвенкийском муниципальном районе – обеспечение «северного завоза», доставка в населенные пункты крупных партий товаров в короткий период навигации. Пассажирские речные перевозки в Эвенкийском муниципальном районе отсутствуют. Основные судоходные реки Эвенкийского муниципального района – Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. Доставка грузов осуществляется из г. Лесосибирска и г. Красноярска по р. Подкаменная Тунгуска только в период весеннего паводка: конец мая - начало июня; по р. Нижняя Тунгуска в период весеннего паводка: конец мая - середина июня, в отдельные годы, при наличии обильных атмосферных осадков, возможен период кратковременной навигации в конце лета – начале осени. Береговая инфраструктура развита в Эвенкийском муниципальном районе достаточно слабо. Пристани с необходимыми причальными сооружениями имеются в п. Тура, с. Байкит и с. Ванавара. В остальных населенных пунктах расположены необорудованные пассажирские пристани и необорудованные причалы для приема (выгрузки) грузов.

Нефть и нефтепродукты завозятся на территорию Эвенкийского района для целей осуществления хозяйственной деятельности по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе – МП ЭМР «ЭНП», предприятий теплоснабжения, энергоснабжения и иных организаций, осуществляющих деятельность на территории района.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом  МП ЭМР «ЭНП» основным видом деятельности МП ЭМР «ЭНП» является торговля оптовая твердым топливом, дополнительными видами деятельности – торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, хранение и складирование прочих жидких или газообразных грузов, транспортировка нефти и нефтепродуктов, розничная торговля моторным топливом, реализация нефти и нефтепродуктов, иные виды деятельности.

Согласно результатам проведенных Красноярским УФАС России 24.07.2018 и 30.07.2018 анализов и оценок состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива на территории Красноярского края за 2017 год, доля МП ЭМР «ЭНП» в географических границах Эвенкийского района составила 81% на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-80, 81% - автомобильного бензина марки АИ-92, 65% - дизельного топлива.

По данным проведенных Красноярским УФАС России 28.06.2019 и 01.07.2019 анализов и оценок состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, дизельного топлива на территории Красноярского края за 2018 год, доля МП ЭМР «ЭНП» в географических границах Эвенкийского района за 2018 год составила 72% на рынке розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-80, 82% - автомобильного бензина марки АИ-92, 53% - дизельное топливо.

В целях осуществления деятельности по розничной и оптовой реализации нефтепродуктов МП ЭМР «ЭНП» эксплуатировало в 2017, 2018 годах нефтебазу, расположенную по адресу: п. Тура, микрорайон Нефтебаза (общая мощность 39300 м3), нефтебазу, расположенную по адресу: с. Байкит, ул. Набережная, 25 (общей мощностью 18404 м3), склады ГСМ на территориях п. Суломай, п. Кузьмовка, с. Бурный, п. Полигус, п. Куюмба, п. Ошарово, с. Мирюга, п. Тутончаны (до декабря 2018 года), п. Учами (до декабря 2018 года), п. Нидым (до декабря 2018 года), п. Кислокан (до декабря 2018 года), п. Юкта (до декабря 2018 года), п. Эконда (до декабря 2018 года), п. Чиринда (до декабря 2018 года), в п. Ессей (до декабря 2018 года), АЗС на территории п. Тура, КАЗС на территории с. Байкит, АЗП на территориях п. Суломай, п. Кузьмовка, п. Бурный, п. Полигус, п. Куюмба, п. Ошарово, п. Мирюга, п. Суринда, п. Тутончаны (до декабря 2018 года), в п. Ессей (до декабря 2018 года), п. Чиринда (до декабря 2018 года), п. Эконда (до декабря 2018 года), п. Юкта (до декабря 2018 года), п. Кислокан (до декабря 2018 года), п. Учами (до декабря 2018 года), п. Нидым (до декабря 2018 года).

Согласно информации, представленной в адрес Красноярского УФАС России Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края письмом от 01.10.2019 № 2492-13/2 (в материалы дела № 124-10/17-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по признакам нарушения АО «Красноярскнефтепродукт» и МП ЭМР «ЭНП» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции), в 2017-2018 годах хранение нефтепродуктов на территории п. Тура и с. Байкит осуществляло МП ЭМР «ЭНП».

МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазе в п. Тура и с. Байкит в 2017-2018 годах осуществляло хранение, как собственных нефтепродуктов, так и нефтепродуктов, нефти сторонних организаций.

Так, на нефтебазе в п. Тура МП ЭМР «ЭНП» в 2017-2018 годах оказывало услуги по хранению нефтепродуктов, нефти следующим контрагентам (письмо МП ЭМР «ЭНП» вх. № 2690 от 19.02.2019 по делу № 124-10/17-18):

- ДИО Администрация Эвенкийского муниципального района ежемесячно на протяжении 2017-2018 годов;

- МП ЭМР «Илимпийские электросети» ежемесячно на протяжении с января 2017 года по июль 2018 года на основании договора № 444-ЕП от 05.12.2016, с августа по декабрь 2018 года на основании договора № 383-ЕП от 01.08.2018;

- КГБПОУ «Эвенкийский многопрофильный техникум» ежемесячно с января по декабрь 2017 года на основании договора № 17ТХР от 18.01.2017, с января 2018 года по декабрь 2018 года на основании договора № 308ТХР от 13.12.2017;

- ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» ежемесячно с января по декабрь 2017 года на основании договора № 563ТХР от 02.03.2017, с января по декабрь 2018 года на основании договора № 214ХТР от 13.06.2018;

- ООО «Магнат-ГМ» ежемесячно с июля 2017 года по июнь 2018 года на основании договора № 49/1ТБХР от 01.02.2017;

- МП ЭМР «Илимпийские теплосети» ежемесячно с июля по сентябрь 2018 года на основании договора № 185ТХР от 17.05.2018;

- АО «Красноярскнефтепродукт» ежемесячно с июля по декабрь 2018 года на основании договоров № 685/4-6 от 15.05.2018, № 642/4-6 от 28.04.2018;

- ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» ежемесячно с октября по декабрь 2018 года на основании договора от 10.09.2018.

На нефтебазе в с. Байкит МП ЭМР «ЭНП» в 2017-2018 годах осуществляло хранение собственных нефтепродуктов, а также нефтепродуктов, нефти, масел следующих контрагентов (письмо МП ЭМР «ЭНП» вход № 2690 от 19.02.2019 по делу № 124-10/17-18):

- МП ЭМР «Байкитэнерго» ежемесячно с января по декабрь 2017 года на основании договора № 110/12/16 от 26.12.2016, с января по декабрь 2018 года на основании договора № 65/01/18 от 19.01.2018, с апреля по декабрь 2018 года на основании договора № 32/04/18 от 02.04.2018, с июля по декабрь 2018 года на основании договора № 43/05/18 от 17.05.2018;

- ДИО Администрация Эвенкийского муниципального района ежемесячно на протяжении 2017-2018 годов;

- ООО «Центр-Уголь» ежемесячно с февраля 2017 года по декабрь 2018 года на основании договора № 24БХР от 20.01.2016;

- КГАУ «Лесопожарный центр» ежемесячно с августа по октябрь 2017 года на основании договора № 8БХР от 12.01.2017;

- ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю» ежемесячно с марта по декабрь 2018 года на основании договора № 104БХР от 16.04.2018;

- АО «Красноярскнефтепродукт» ежемесячно с июля по декабрь 2018 года на основании договора № 042/4-6 от 28.04.2018.

Услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в 2016-2018 годах на территории п. Тура и с. Байкит оказывали МП ЭМР «ЭНП» и АО «КрасАвиа» (авиационное топливо ТС-1).

По данным, представленным АО «КрасАвиа», перекачка нефтепродуктов в п. Тура и с. Байкит силами АО «КрасАвиа» осуществляется посредством перекачки топлива с танкера (наливного судна) в резервуары по трубопроводу через перекачивающий понтон с насосами, который устанавливается во время слива, затем убирается. Оборудование, используемое для перекачки нефтепродуктов (ТС-1), принадлежит АО «КрасАвиа» на праве собственности.

В целях перекачки нефти и нефтепродуктов из речных судов в емкости нефтебаз МП ЭМР «ЭНП», расположенных на территориях п. Тура и с. Байкит, МП ЭМР «ЭНП» использует следующее оборудование:

- напорный трубопровод дизельного топлива П-1, предназначенный для перекачки дизельного топлива от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1,0 (10,0) МПа (кгс/см2), трубу (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм – 108х5,0, протяженностью 251,31 м, смонтирован в 2015 году);

- напорный трубопровод дизельного топлива П-4, предназначенный для перекачки дизельного топлива от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), трубу (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм – 108х5,0, протяженностью 252,55 м, смонтирован в 2015 году);

- напорный трубопровод нефти П-5, предназначенный для перекачки нефти от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), трубу (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм – 108х5,0, протяженностью 250,92 м, смонтирован в 2015 году);

- напорный трубопровод бензина Аи92 П-2, предназначенный для перекачки бензина АИ92 от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1,0 (10,0) МПа (кгс/см2), трубу (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм – 108х5,0, протяженностью 251,67 м, смонтирован в 2015 году);

- напорный трубопровод бензина Аи80 П-3, предназначенный для перекачки бензина А-80 от насосной причала до насосной внутрипарковой перекачки топлива (давление не более 1.0 (10,0) МПа (кгс/см2), трубу (наружный диаметр и толщина стенки трубы, мм – 108х5,0, протяженностью 251,13 м, смонтирован в 2015 году);

- тупиковый трубопровод нефти (вспомогательный), расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП», давление 12,0 кгс/см2;

- тупиковый трубопровод нефти (основной), расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП»,  давление  12,0 кгс/см2;

- тупиковый трубопровод дизельного топлива (основной), расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП», давление 12,0 кгс/см2;

- тупиковый трубопровод дизельного топлива (вспомогательный), расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП», давление 12,0 кгс/см2;

- тупиковой трубопровод светлых нефтепродуктов (резервной), расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП», давление 12,0 кгс/см2;

- тупиковый трубопровод бензина, расположенный на территории нефтебазы МП ЭМР «ЭНП»,  давление  12,0 кгс/см2.

Технология перекачки нефтепродуктов, нефти МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазы п. Тура, с. Байкит предусматривает следующие этапы:

- подготовку РВС к приему нефтепродуктов (зачистка резервуаров при помощи переносного насоса СЦЛ-20-24 или автоцистерны; выпаривание резервуаров (замывка)  технической водой, очистка остатков от эмульсии при помощи ассенизаторской машины; проверка резервуаров, дыхательных клапанов, задвижек, пеногенераторов, трубопроводных соединений);

- подготовку насосного оборудования (демонтаж/монтаж насосов для перекачки нефтепродуктов с береговой зоны в резервуары нефтебазы (ремонт, замена, установка комплектующих частей насоса);

- доставку оборудования на причал (с использованием автокрана, трактора и катера самоходного для транспортировки оборудования и плавающей насосной станции к причалу по перекачке нефтепродуктов; установка насосного оборудования на палубу насосной станции);

- подключение насосной станции для перекачки нефтепродуктов к тупиковому трубопроводу и электроснабжению электронасосных агрегатов, прокачка, испытания на герметичность трубопровода и запорной арматуры);

- перекачку нефтепродуктов (нефтепродукты, нефть перекачиваются по тупиковому трубопроводу из судов  при помощи центробежных насосов, которые устанавливаются на понтоне);

- по окончании навигации по приему нефтепродуктов происходит обратный процесс сбора и перевозки оборудования.

При этом наливное судно становится на якорь у места, где установлен на воду понтон, и при помощи носовой или кормовой растяжек крепится к берегу. Понтон посредством кормовых и носовых концов скрепляется с судном, а при помощи кормовых и носовых растяжек с берегом. Дополнительно с левого борта понтона опускаются и упираются в дно реки два упора, которые противодействуют сближению понтона и судна с берегом в условиях усиления ветра или качки. Напорные патрубки насосов, установленных на понтоне, соединяются с тупиковым трубопроводом при помощи напорных рукавов, армированных стальной оплеткой. Всасывающие патрубки носовых соединяются с системой слива судна при помощи всасывающих рукавов.

Перепад высот в п. Тура от уреза воды до резервуарного парка нефтебазы составляет 87 м, протяженность каждой рабочей линии тупикового трубопровода от уреза воды до коллектора составляет 247 м. В с. Байкит перепад высот отсутствует, протяженность каждой рабочей линии тупикового трубопровода от уреза воды до коллектора составляет 251 м.

Береговая бригада нефтебазы по перекачке состоит из 3 человек и возглавляется мастером. В ее обязанности входит крепление судовых растяжек на берегу при установке судна на раскачку, крепление понтона с насосами к судну, прокладка и соединение рукавных линий (всасывающих) от наосов понтона с системой слива судна, прокладка и соединение рукавных линий от насосов с тупиковым трубопроводом (напорных), управление насосами в период раскачки судна.

Перекачка нефтепродуктов также возможна самовывозом с береговой зоны с использованием судового оборудования (насосов, рукавов высокого давления), сливоналивочных устройств МП ЭМР «ЭНП», автоцистерн.

Из вышеизложенного при осуществлении перекачки нефтепродуктов и нефти в нефтебазы МП ЭМР «ЭНП» на территории п. Тура и с. Байкит МП ЭМР «ЭНП» не использует причалы по смыслу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, не использует магистральные трубопроводы.

Основными потребителями услуг МП ЭМР «ЭНП» по перекачке нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит являются организации, осуществляющие поставку нефтепродуктов и нефти для предприятий теплоснабжения и энергоснабжения, МП ЭМР «ЭНП».

В период весенне-летней навигации 2017 года МП ЭМР «ЭНП» оказало услуги по перекачке нефтепродуктов в п. Тура и с. Байкит для ООО «Таймыр-Энерго», АО «Красноярскнефтепродукт».

ООО «Таймыр-Энерго» поставило нефтепродукты для нужд МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазы МП ЭМР «ЭНП» в п. Тура и с. Байкит.

АО «Красноярскнефтепродукт» поставило нефтепродукты для производственных нужд МП ЭМР «Илимпийские электросети» на нефтебазу МП ЭМР «ЭНП» в п. Тура. Топливо осталось на хранении у МП ЭМР «ЭНП» на основании договора № 44-ЕП от 05.12.2016, заключенного с МП ЭМР «Илимпийские электросети». Срок действия договора согласован сторонами на период с января по декабрь 2017 года. Отпуск нефтепродуктов производился по заявкам МП ЭМР «Илимпийские электросети» согласно производственным нуждам предприятия (письмо АО «Красноярскнефтепродукт» от 13.09.2018 № 003/2999, письмо МП ЭМР «ЭНП» вх. от 19.02.2019 № 2690, письмо Администрации Эвенкийского муниципального района от 07.02.2019 № 377-13/3 по делу № 124-10/17-18).

В период весенне-летней навигации 2018 года МП ЭМР «ЭНП» оказало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит для АО «Красноярскнефтепродукт», ООО «ТрансТрейд».

АО «Красноярскнефтепродукт» поставило нефтепродукты для следующих контрагентов (письмо АО «Красноярскнефтепродукт» от 13.09.2018 № 003/2999, письмо МП ЭМР «ЭНП» вх. от 19.02.2019 № 2690, письмо Администрации Эвенкийского муниципального района от 07.02.2019 № 377-13/3, письмо МП ЭМР «Байкитэнерго» от 30.09.2018 № 1528 по делу № 124-10/17-18).

- МП ЭМР «ЭНП» (топливо осталось на хранении у МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазах предприятия в п. Тура и с. Байкит на основании договора № 642/4-6 от 28.04.2018, заключенного с АО «Красноярскнефтепродукт», срок действия которого был согласован сторонами на период с  момента подписания договора до 01.06.2019;  отпуск нефтепродуктов производился по заявкам МП ЭМР «ЭНП» согласно производственным нуждам предприятия);

-  МП ЭМР «Байкитэнерго» (топливо осталось на хранении у МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазе в с. Байкит по контракту № 43/05/18 от 17.05.2018, заключенному с МП ЭМР «Байкитэнерго»,  срок действия контракта был согласован сторонами на период с момента подписания договора до 31.05.2019; отпуск нефтепродуктов производился по требованию МП ЭМР «Байкитэнерго» согласно производственным нуждам предприятия);

- МП ЭМР «Илимпийские электросети» (топливо осталось на хранении у МП ЭМР «ЭНП» на нефтебазе в п. Тура на основании договора № 685/4-6 от 15.05.2018, заключенного с АО «Красноярскнефтепродукт», срок действия договора согласован сторонами на период с  момента заключения договора до 01.06.2019, отпуск нефтепродуктов производился по требованию АО «Красноярскнефтепродукт»).

Согласно данным, представленным ООО «ТрансТрейд», общество осуществляет деятельность по торговле оптовой моторным топливом, включая авиационный бензин, твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (нефть, нефтепродукты), деятельность, связанную с перевозками нефти.

Между МП ЭМР «ЭНП» и ООО «ТрансТрейд» 16.04.2018 был заключен договор № 142 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов, согласно которому МП ЭМР «ЭНП» обязуется оказать ООО «ТрансТрейд» услугу по перекачке нефтепродуктов в речные суда из резервуарного парка МП ЭМР «ЭНП», расположенного в п. Байкит, в период навигации (май) 2018 года в объеме 1000 тонн по цене 602,27 рублей за тонну.

Согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость услуги МП ЭМР «ЭНП» составила 602,27 рублей за каждую перекаченную тонну.

На основании указанного договора МП ЭМР «ЭНП» были оказаны услуги по перекачке нефти (акт № 98 от 06.06.2018).

Между МП ЭМР «ЭНП» и ООО «ТрансТрейд» 05.06.2018 был заключен договор № 199 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов. Согласно условиям указанного договора МП ЭМР «ЭНП» оказывает ООО «ТрансТрейд» услугу по перекачке нефтепродуктов в резервуарный парк МП ЭМР «ЭНП», расположенный в п. Тура, из речных судов, в период навигации (июнь) 2018 года в объеме 10780 тонн по цене 602,27 рублей за тонну.

Согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость услуги МП ЭМР «ЭНП» составила 602,27 рублей за каждую перекаченную тонну.

Письмом от 05.06.2018 № 252 МП ЭМР «ЭНП» предложило ООО «ТрансТрейд» подписать и скрепить печатью договор № 200ТХР на оказание услуг по приему, хранению и отпуску с хранения топлива от 05.06.2018. Согласно пункту 1.1 указанного договора МП ЭМР «ЭНП» обязуется осуществлять хранение, учет и отпуск с хранения нефти сырой в объеме 10780 тонн на нефтебазе п. Тура Туринского филиала МП ЭМР «ЭНП». Приложением № 1 к договору стоимость хранения с обезличиванием нефтепродуктов составила 4223,90 рубля за тонну.

ООО «ТрансТрейд» письмом от 13.06.2018 № 140 информировало МП ЭМР «ЭНП» о том, что, по мнению общества, стоимость хранения нефти на нефтебазе в п. Тура завышена, установлена для хранения нефтепродуктов, включает услуги по перекачке нефти, в связи с чем, ООО «ТрансТрейд» предложило МП ЭМР «ЭНП» заключить договор № 200ТХР на оказание услуг по приему, хранению и отпуску с хранения топлива от 05.06.2018 из расчета стоимости услуг МП ЭМР «ЭНП», включающие в себя все расходы, связанные с хранением (в том числе – работы и расходы, связанные с приемкой, учетом и возвратом нефти сырой), связанные с содержанием и эксплуатацией места хранения, в размере 3 рублей с учетом НДС за 1 тонну в сутки.

Письмом от 19.06.2018 № 145 ООО «ТрансТрейд» направило в адрес МП ЭМР «ЭНП» гарантийное письмо с просьбой принять на хранение сырую нефть согласно условиям договора № 199 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов от 05.06.2018, гарантируя оплату услуг по хранению. 19.06.2018 и 21.06.2018 нефть была доставлена речными судами, МП ЭМР «ЭНП» перекачало нефть в резервуарный парк МП ЭМР «ЭНП» в п. Тура.

Поставка нефти была произведена ООО «ТрансТрейд» в рамках исполнения муниципального контракта, заключенного с ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» по результатам проведенной закупки № 31806142450 в целях исполнения ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» муниципального контракта, заключенного с МП ЭМР «Илимпийские теплосети» по результатам проведенной закупки № 0519300006218000001.

МП ЭМР «ЭНП» заключило договоры на хранение нефти сырой (топлива) на нефтебазе в п. Тура с ГП КК «Центр развития коммунального комплекса» № 321ТХР от 30.10.2018 на срок хранения с 25.10.2018 по 30.11.2018, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ГП КК «Центр развития коммунального комплекса» о взыскании 30509204 рублей 76 копеек неосновательного обогащения.

Из вышеизложенного перекачка нефтепродуктов и нефти на нефтебазы МП ЭМР «ЭНП» в п. Тура и с. Байкит производилась преимущественно в целях поставки нефтепродуктов и нефти для нужд самого МП ЭМР «ЭНП», а также для нужд иных муниципальных предприятий района в целях осуществления их производственной деятельности.

Перекаченные нефтепродукты и нефть оставались на хранении у МП ЭМР «ЭНП» на указанных нефтебазах на продолжительный период времени и отпускались согласно производственным нуждам муниципальных предприятий по их требованию непосредственно или опосредованно - через покалжадателя.

МП ЭМР «ЭНП» не владеет магистральными трубопроводами и причалами и не использует их в процессе перекачки и отпуска нефтепродуктов и нефти на нефтебазах в п. Тура и с. Байкит.

Комиссия приходит к выводу о том, что нефтебазы МП ЭМР «ЭНП» в п. Тура и с. Байкит использовались МП ЭМР «ЭНП» в основном для целей хранения нефтепродуктов и нефти и по своему назначению не являются перевалочными нефтебазами, на которых производится преимущественно перегрузка (перевалка) товара.

Доказательства, подтверждающие, что МП ЭМР «ЭНП» владеет или эксплуатирует в п. Тура и с. Байкит транспортные терминалы, не установлены.

Из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что МП ЭМР «ЭНП», осуществляя перекачку нефтепродуктов и нефти, их хранение на нефтебазах в п. Тура и с. Байкит, не оказывает услуги в транспортных терминалах, и, как следствие, не является субъектом естественной монополии, в результате чего, на указанные действия предприятия не распространяются требования Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а цены на такие услуги не подлежат государственному регулированию.

Вместе с тем, положение МП ЭМР «ЭНП» на рынках перекачки, хранения нефтепродуктов и нефти на территории п. Тура, с. Байкит по данным за 2017-2018 года в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим с долей более 50%.

Согласно статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Из вышеизложенного на действия МП ЭМР «ЭНП» по оказанию услуг по перекачки и хранению нефтепродуктов и нефти на т. Тура и с. Байкит распространяются запреты предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с утвержденным распоряжением Администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 09.12.2014 № 675-р Уставом МП ЭМР «ЭНП»,  МП ЭМР «ЭНП» основано на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с постановлением Администрации Эвенкийского автономного округа № 200 от 18.12.2001. МП ЭМР «ЭНП» является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем МП ЭМР «ЭНП» является муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район, от имени которого выступает Администрация Эвенкийского муниципального района. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения указанных целей МП ЭМР «ЭНП» осуществляет, в том числе – хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, транспортировка нефти и нефтепродуктов, оптовую торговлю моторным топливом, включая авиационный бензин, розничную торговлю моторным топливом, реализацию нефти и нефтепродуктов. Имущество МП ЭМР «ЭНП» принадлежит на праве собственности Эвенкийскому району. Предприятие утверждает и (или) согласовывает цены и тарифы на производимые и оказываемые услуги, продукцию, работы в регулирующих органах в случаях, установленных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, а также муниципальными правовыми актами Эвенкийского района.

Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Эвенкийского муниципального района (далее – Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги МП и МУ ЭМР) утвержден Решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 29.09.2013 № 3-1216-16.

Согласно статьи 5 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги МП и МУ ЭМР для установления и (или) изменения тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в структурное подразделение / орган администрации Эвенкийского муниципального района, курирующие муниципальное предприятие или учреждение, для которого устанавливаются тарифы (далее – уполномоченный орган) представляются письменное мотивированное обращение руководителя соответствующего муниципального предприятия или учреждения о необходимости установления или пересмотра тарифов, экономическое обоснование предлагаемых тарифов, иные подтверждающие необходимость установления тарифов и правильность представленных расчетов документы и материалы.

Уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов подготавливает мотивированное заключение о необходимости установления новых и (или) изменений действующих тарифов либо об отказе в пересмотре действующих и (или) установленных новых тарифов (часть 2 статьи 5 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги МП и МУ ЭМР).

Решение об установлении новых тарифов и (или) изменении действующих тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений принимается постановлением администрации Эвенкийского муниципального района (часть 5 статьи 5 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги МП и МУ ЭМР).

Тарифы на услуги по хранению нефтепродуктов для МП ЭМР «ЭНП» на 2018 год были утверждены постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района от 01.11.2017 № 554-п. В соответствии с представленными в материалы дела расчетам по хранению 1 тн нефтепродуктов, оборотно-сальдовым ведомостям предприятия, утвержденный тариф на услуги по хранению нефтепродуктов для МП ЭМР «ЭНП» на 2018 год произведен с учетом хранения нефти и не включает стоимость (расходы) услуг по перекачке.

МП ЭМР «ЭНП» оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит в 2018 году по ценам, согласованным руководителем Департаментом инженерного обеспечении Администрации Эвенкийского района «Расчет стоимости перекачки 1 тн нефтепродуктов в весеннюю навигацию 2018 года». При расчете указанной стоимости перекачки 1 тн нефтепродуктов в весеннюю навигацию 2018 года учтены объемы и расходы по перекачке нефти. Согласно указанным расчетом уровень рентабельности по перекачке нефтепродуктов и нефти составил 16,6%.

Тарифы по перекачке МП ЭМР «ЭНП» нефтепродуктов в п. Тура и с. Байкит на 2015, 2017 годы были согласованы Департаментом инженерного обеспечении Администрации Эвенкийского района. В 2016 году МП ЭМР «ЭНП» оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти по тарифам на 2015 год. При расчете тарифов на 2015, 2017, 2018 годы уровень рентабельности услуг МП ЭМР «ЭНП» принимался к расчету в размере 16,7% (как отношение прибыли до налогов к выручке). Признаки необоснованного роста тарифа на услуги МП ЭМР «ЭНП» по перекачке нефтепродуктов в 2018 году по отношению к тарифу на 2016 год не установлены.

Согласно Положению о муниципальном учреждении «Департамент инженерного обеспечении Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края», утвержденном решение районного совета депутатов от 24.06.2016 № 3-1512-29, Департамент инженерного обеспечении Администрации Эвенкийского района является органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входящим в структуру Администрации Эвенкийского муниципального района, который осуществляет оказание муниципальных услуг по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, хранения нефтепродуктов, связи, транспорта.

Из вышеизложенного МП ЭМР «ЭНП» оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит в 2018 году по тарифам, не утвержденным уполномоченным органом.

Поскольку утверждение тарифа для муниципальных предприятий Эвенкийского района носит заявительный характер (тариф утверждается на основании обращения муниципального предприятия в уполномоченный орган), а обязанность по утверждению тарифа возложена на Администрацию Эвенкийского района, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обязанность МП ЭМР «ЭНП» по обращению в адрес Администрации Эвенкийского муниципального района за утверждением тарифа на перекачку нефтепродуктов и нефти исполнена, Администрация Эвенкийского муниципального района рассмотрела обращение МП ЭМР «ЭНП» в нарушении  требованиями Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги МП и МУ ЭМР – отрицательное решение по результатам рассмотрения, как и решение об установлении тарифа органом не принято, расчет тарифа согласован Департаментом инженерного обеспечении Администрации Эвенкийского муниципального района.

Действия Администрации Эвенкийского муниципального района могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с требованиями которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 024/01/10-194/2019, возбужденного в отношении Муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Эвенкиянефтепродукт», прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Передать материалы дела № 024/01/10-194/2019 ответственному структурному подразделению Красноярского УФАС России для дачи оценки на предмет наличия (отсутствия) в действиях Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны