Решение №ВМ/20364/23 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-3250/2023 от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



ООО «ТехноАвиаПарк»

пр-кт. Ленинский, д. 140и, пом. 1-Н офис № 211, г. Санкт-Петербург

198216

Jetair4@mail.ru


АО «Красавиапорт»

тер. Аэропорта Черемшанка, зд. 3

птг. Емельяново, Красноярский край

663013

oiz@krasaviaport.ru

info@krasaviaport.ru






РЕШЕНИЕ № 024/07/3-3250/2023


30 ноября 2023 года г. Красноярск


Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела контроля закупок, Галимов В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «ТехноАвиаПарк» на действия организатора торгов – АО «Красавиапорт», при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку деселерометра электронного (извещение № 32312906627) (далее – аукцион),

при участии представителей: от организатора торгов – Соколова Н.Л. (доверенность КА-23-Д92 от 27.11.2023), Жураковской О.И. (доверенность № КА23-Д91), в отсутствие представителя заявителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,


УСТАНОВИЛА:


В адрес Красноярского УФАС России 15.11.2023 поступила жалоба ООО «ТехноАвиаПарк» на действия организатора торгов, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушением законодательства.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов, направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 15:00 23.11.2023 до 11:30 30.11.2023.

Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы закупочная документация составлена с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно:

1) организатор торгов установил короткий срок проведения аукциона, что привело к ограничению количества участников аукциона;

2) организатор торгов ограничил срок для подачи запроса разъяснений положений аукционной документации.

3) организатор торгов в аукционной документации указал требования к поставляемому товару соответствующие конкретному товару, что ограничивает конкуренцию и нарушает законодательство Российской Федерации.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым закупочная документация составлена в соответствии с потребностью заказчика и требованиями законодательства Российской Федерации.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, а также документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «Красавиапорт», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

По результатам рассмотрения первого довода жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

В силу подпункта а пункта 2 части 3 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении, аукциона в электронной форме в следующие сроки, не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, дата начала подачи заявок – с момента опубликования извещения и документации о закупке – 30.10.2023. Дата окончания срока подачи заявок 07.11.2023. Начальная (максимальная) цена договора 573 333,33 рублей.

Таким образом, организатором торгов в рассматриваемом случае соблюден срок подачи заявок для участия в аукционе, предусмотренный подпунктом «а» пункта 2 части 3 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, тем самым первый довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

По второму доводу жалобы, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

В силу части 2 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Исходя из части 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссией установлено, что посредством электронной торговой площадки, организатору торгов поступило два запроса о даче разъяснений положений документации о закупке 31.10.2023 и от 01.11.2023.

Согласно сведениям Единой информационной системы на запрос от 31.10.2023 организатором торгов 03.11.2023 размещены разъяснения положений документации о закупке.

При этом на запрос от 01.11.2023организатором торгов в силу требований части 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ правомерно не даны разъяснения, поскольку данный запрос поступил позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, назначенной на 07.11.2023.

Таким образом, второй довод жалобы признается Комиссией необоснованным, поскольку организатор торгов действовал в рамках законодательства Российской Федерации, без нарушения сроков части 2, 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

По результатам рассмотрения третьего довода жалобы заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 6.1 Закона № 223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Организатор торгов в Техническом задании, аукционной документации установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам, потребительским свойствам.

Заявка заявителя, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 07.11.2023 № 1, была отклонена, в связи с несоответствием предложенных характеристик товара техническому заданию аукционной документации.

Так, предлагаемый товар заявителя не соответствовал по следующим характеристикам:

- масса 3,7 кг (в Техническом задании установлено требование не более 2 кг).

- время работы от встроенной литиевой батареи 2,5 часов (в Техническом задании установлено требование не менее 10 часов).

Исходя из вышеуказанного, аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку заявителя от участия в аукционе, поскольку предлагаемый заявителем товар не соответствовал требованиям Технического задания аукционной документации.

Кроме того, согласно пункту 2.4 рекомендаций Росавиации, AD 1.2 АИП РФ, при отсутствии в аэропорту аэродромных тормозных тележек оценка состояния поверхности производится с помощью деселерометра механического 1155М, деселерометров электронных ДЭ01, ДЭП-5А.

Таким образом, на территории Российский Федерации рынок электронных деселерометров ограничен двумя аккредитованными (рекомендованные Росаваицией) приборами: ДЭ01 и ДЭП-5А.

Согласно устным пояснениям представителя организатора торгов, несмотря на то, что в пользовании АО «Красавиапорт» имеется деселерометр ДЭП-5А, у предприятия имеется потребность в приобретении деселерометра другого типа, с целью перепроверки и уточнения полученных данных.

Кроме того, при эксплуатации ДЭП-5А были выявлены проблемы, а именно данный прибор, состоит из двух компонентов, каждый из которых имеет свою отдельную батарею с необходимостью подзарядки по отдельности и ограниченным сроком работы (не более 2,5 часов), кроме того, один из компонентов прибора невозможно эксплуатировать и одновременно заряжать от бортовой сети автомобиля через «прикуриватель», поскольку он установлен с внешней части автомобиля.

Кроме того, ДЭП-5А является сложным в эксплуатации деселерометром, с необходимостью ручной настройки перед использованием,

В свою очередь ДЭ01 является автоматизированным прибором, состоящим из одного единого компонента с одной батареей работающей автономно более десяти часов и возможностью работы во время подзарядки от бортовой сети автомобиля.

Целью регулирования Закона № 223-ФЗ является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работ, услуг в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При формировании документации о закупке (аукционной документации) организатору торгов представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Организатору торгов, при описании объекта закупки (аукциона) надлежит таким образом прописать требования к товару, чтоб с одной стороны, повысить шанс на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников аукциона.

При этом возможное сужение круга участников аукциона в связи с установлением определенных (необходимых) для организатора торгов характеристик товара, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона № 223-ФЗ.

Комиссия отмечает, что первоочередной целью Закона № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения (аналогичная позиция изложена в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.10.2017 № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016).

Кроме того, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника аукциона (в том числе у заявителя) не может являться признаком ограничения круга участников конкурса, поскольку объектом аукциона является поставка товара, а не его производство, то есть, заявитель не был лишен возможности закупить и поставить организатору торгов необходимый ему товар.

Таким образом, поскольку заказчик обосновал потребность в приобретении деселерометра с конкретными характеристиками, необходимыми для оценки состояния поверхности взлетных полос, Комиссия признает третий довод заявителя об ограничении конкуренции в связи с установлением определенных характеристик в Техническом задании необоснованным, а решение аукционной комиссии об отклонении заявки заявителя в связи несоответствием предлагаемого товара Техническому заданию обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ Комиссия

РЕШИЛА:


Признать жалобу ООО «ТехноАвиаПарк» на действия организатора торгов – АО «Красавиапорт», при проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку деселерометра электронного (извещение № 32312906627) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии В.Л. Мерзляков


Члены Комиссии Т.Э. Жукова

В.Д. Галимов





2023-21212


Связанные организации

ООО «ТехноАвиаПарк»
ИНН 7813231046, ОГРН 1157847316945
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КРАСАВИАПОРТ"
ИНН 2411028461, ОГРН 1182468018150