Постановление б/н постановление от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 024/04/14.31-857/2023

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

27 сентября 2023 года                                                                                                                              г. Красноярск

Резолютивная часть постановления оглашена 22.09.2023.

В полном объеме постановление изготовлено 27.09.2023.

 

Сергань И.А., врио заместителя руководителя Красноярского УФАС России, рассмотрев дело об административном правонарушении № 024/04/14.31-1372/2023 в отношении заместителя директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор  (ИНН 244300571821) по признакам нарушения части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Красноярского УФАС России по делу № 024/01/10-648/2021 от 18.10.2022 ПАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту применения уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018. Обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 18.10.2022, в соответствии с которым обществу надлежит отозвать счета за потребленную электрическую энергию, выставленные АО «Газпром энергосбыт» в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018 с применением уровня напряжения СН-2.

Согласно информации, представленной ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. №8217-ЭП/23 от 24.04.2023), должностным лицом общества, ответственным за определение тарифа для уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 с АО «Газпромэнергосбыт» (соглашение от 25.09.2020) являлась заместитель директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор Анжелика Александровна (представлены копии паспорта, выписки из приказа ПАО «Красноярскэнергосбыт» № 1655 л/с от 29.12.2017, должностной инструкции).

Отделом адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю (вх. № 12997/23 от 26.06.2023) представлена адресная справка о регистрации по месту жительства Моор .

Определением от 19.05.2023 в отношении Моор А.А. возбуждено дело об административном правонарушении № 024/04/14.31-1372/2023, принято решение о проведении административного расследования. Определением от 19.06.2023 срок административного расследования продлен до 19.07.2023.

Письмом от 18.07.2023 № ЕК/12128/23 Моор А.А. было предложено 10 августа 2023 года в 15 часов 00 минут явиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 15 для составления  протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП по факту злоупотребления ПАО «Красноярскэнергосбыт» доминирующим положением, выразившегося в применении уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018, установленного решением Красноярского УФАС России по делу № 024/01/10-648/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 18.10.2022. Указанное письмо было направлено по адресу регистрации по месту жительства и адресу, указанному в представленной ПАО «Красноярскэнергосбыт» копии паспорта Моор А.А. Почтовые уведомления №№ 80096386720775, 80096386720799 возвращены из-за истечения срока хранения 30.07.2023 и 29.07.2023 соответственно.

Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Таким образом, Моор А.А. считается надлежащим образом уведомленной о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствии Моор А.А., ее представителя.

Определением № 024/04/14.31-1372/2023 от 10.08.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 09:20 24.08.2023.

Определением № 024/04/14.31-1372/2023 от 24.08.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 10:30 22.09.2023.

Указанное определение было направлено по адресу регистрации по месту жительства и адресу, указанному в представленной ПАО «Красноярскэнергосбыт» копии паспорта Моор А.А. Почтовые уведомления №№ 80103287104815, 80103287104822 возвращены из-за истечения срока хранения 12.09.2023 и 08.09.2023 соответственно.

Рассмотрение дела состоялось 22.09.2023 в отсутствие Моор А.А., надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела.

Существо административного правонарушения.

Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и АО «Газпром энергосбыт» действует договор энергоснабжения от 01.03.2018 №1000401197 (заключен 01.03.2018 с правопредшественником АО «Межрегионэнергосбыт»).

Письмом от 20.07.2020 № 07-13422 АО «Газпром энергосбыт» обратилось в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» с заявлением о дополнении договора от 01.03.2018 №1000401197 с 01.08.2020 новыми точками поставки, в том числе, АЗС №216 ООО «Газпромнефть-Центр» по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 11 А.

В соответствии с подготовленным ПАО «Красноярскэнергосбыт» Соглашением от 25.09.2020 о внесении изменений  в договор энергоснабжения №1000401197 от 01.03.2018 в отношении точки поставки АЗС № 216 определен уровень напряжения СН-2 10кВ.

Указанное соглашение было возвращено заявителем с протоколом разногласий в части изменения уровня напряжения тарифа для объекта АЗС №216 на ВН-110 кВ.

Из заявления следует, что с августа 2020 года ПАО «Красноярскэнергосбыт» применяет в отношении АЗС № 216 уровень напряжения СН-2, о чем свидетельствуют представленные платежные документы. АО «Газпром энергосбыт» производит оплату за электроэнергию по тарифу ВН. В связи с неполучением оплаты по более дорогому тарифу СН-2 гарантирующий поставщик направляет в адрес заявителя уведомления о введении ограничения режима потребления в отношении всех точек поставки по договору №1000401197 (представлены уведомления от 20.11.2020 № 130172-35, от 20.02.2021 № 23006-41, от 20.04.2021 № 51616-74, от 19.08.2021 № 105345-39, от 13.09.2021 № 116744-70, от 21.09.2021 № 120588-23), принуждая АО «Газпром энергосбыт» путем угрозы прекращения подачи электроэнергии вносить оплату по тарифу СН-2.

Из акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон с однолинейной схемой электроснабжения № б/н от 2014 года (представленного в материалы дела заявителем и ответчиком), оформленного сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири» (переименовано в ПАО «Россети Сибирь») в отношении АЗС № 216, следует, что энергопринимающие устройства указанного объекта подключены опосредованно через объекты электросетевого хозяйства следующих лиц:

Oп. № 1 ВЛ-10 кВ от оп. № 18 ВЛ-10 кВ в сторону КТП-9024а ООО «Первая объединенная шинная компания»;

ВЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-9007 (10/0,4 кВ) до оп. № 18 ВЛ-10 кВ ООО  «Агробизнесснаб»;

КЛ-10 кВ от РУ-10 кВ ТП-9005 (10/0,4 кВ) до РУ-10 кВ КТП-9007 ООО «Центр-услуги», которые подключены к яч. №13 РУ-10 кВ ПС-110/10 кВ №49 «Юбилейная» филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго».

Таким образом, энергопринимающие устройства АЗС № 216 ООО «Газпромнефть-Центр» (ранее ОАО «Газпромнефть-Новосибирск) подключены к подстанции сетевой организации опосредованно через объекты несетевых организаций.

Между АО «Газпром энергосбыт» и ООО «Газпромнефть-Центр» заключен договор энергоснабжения № 1773/ЭН от 01.07.2020.

В расчетах с ООО «Газпромнефть-Центр» АО «Газпром энергосбыт» применяет уровень напряжения ВН, о чем свидетельствует представленные в материалы дела приложение № 4 к указанному договору, а также расчетные документы, выставленные потребителю за период с августа 2020 года по май 2022 года.

Согласно пояснениям АО «Газпром энергосбыт» (вх. № 12751 от 18.07.2022) энергосбытовая организация потребителю реализует электроэнергию по самому дешевому тарифу ВН в соответствии с действующим законодательством, однако приобретать электроэнергию в отношении той же самой точки АО «Газпром энергосбыт» вынуждено по более дорогому тарифу СН-2, т.к. по этому тарифу ПАО «Красноярскэнергосбыт»   выставляет   расчетные документы и принуждает к фактической оплате (путем направления уведомлений на ограничение). Таким образом, АО «Газпром энергосбыт» несет материальные потери в виде разницы в стоимости покупки и продажи, определенной по разным тарифам, что приводит к ущемлению прав общества.

В соответствии с пояснениями ООО «Газпромнефть-Центр» (вх. № 12304 от 11.07.2022), уровень напряжения, применимый для расчетов по точке поставки АЗС № 216, в силу абз. 5 п. 15(2) Правил №861 должен определяться не на границе присоединения самой АЗС, а на границе присоединения первого потребителя к сетевой организации. А так как эта граница располагается на подстанции, то в силу абз. 3 п. 15(2) ПНД уровень напряжения должен определяться по значению высшего (питающего) напряжения подстанции (в данном случае это ВН), что следует из документов о технологическом присоединении. ПАО «Красноярскэнергосбыт» требования действующего законодательства нарушает и ущемляет тем самым права своего непосредственного контрагента (АО «Газпром энергосбыт»), т.к. незаконно завышает стоимость поставляемой ему электроэнергии, а также нарушает права конечного потребителя (ООО «Газпромнефть-Центр»), т.к. своими уведомлениями на ограничение режима потребления, основанными на незаконно завышенной стоимости электроэнергии, ставит под угрозу прекращения энергоснабжения на всей территории Красноярского края всего оборудования ООО «Газпромнефть-Центр».

Согласно пояснениям ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 24160 от 29.12.2021), для энергоустановки объекта АЗС № 216, имеющей опосредованное присоединение к сетям сетевой организации через сети потребителя ООО «Центр-услуги», уровень напряжения определяется на основании требований абзаца 5 пункта 15(2) Правил № 861, исходя из уровня напряжения, на котором фактически подключена энергоустановка ООО «Центр-услуги», к сетям сетевой организации, т.е. 10 кВ, что соответствует уровню напряжения СН-2. Для ООО «Центр-услуги», в свою очередь, уровень напряжения определен в соответствии с пунктом 45 Методических рекомендаций, как для потребителя, имеющего непосредственное присоединение к сетям сетевой организации, по значению питающего (высшего) напряжения кабеля ПС-110/10 кВ, для которого уровень напряжения соответствует ВН.

Согласно Акту № АРБП-В45-17-329179 разграничения балансовой принадлежности сторон от 24.01.2017 граница балансовой принадлежности между ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Центр-услуги» проходит по контактам крепления КЛ-10кВ АСБ-10(3х120)мм2, L=40м к яч. № 13 РУ-10кВ ПС-110/10кВ № 49 «Юбилейная»; из схемы электроснабжения следует прохождение указанной границы по подстанции.

В письме ПАО «Россети Сибирь» от 29.01.2021 № 1.3/50.4/385-исх-по (представлено в материалы дела ответчиком, вх. № 24160 от 29.12.2021) сетевая организация приводит позицию, согласно которой для определения уровня напряжения в точке поставки электрической энергии в отношении объекта потребителя АО «Газпром энергосбыт», подключенного опосредованно от электросетевого хозяйства филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго», необходимо руководствоваться абз. 5 п. 15.2 Правил № 861.

ФАС России в письмах от 24.09.2021 № ВК/80924/21, от 08.04.2022 № ВК/33991/22 указала, что в случае если потребитель опосредованно (через объекты одной или нескольких несетевых организаций) присоединен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то уровень напряжения для такого потребителя должен определяться по значению питающего (высшего) напряжения трансформаторной подстанции. Неверное применение гарантирующим поставщиком расчетного уровня напряжения для потребителя может содержать признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 10224 от 07.06.2022) в обоснование причин невозможности применения в отношении потребителя, опосредованно присоединенного к подстанции через объекты несетевых организаций, указывает на то обстоятельство, что сетевая организация несет затраты при передаче электроэнергии через сети владельца, не имеющего статуса сетевой организации, следовательно, для целей применения тарифа на услуги по передаче электроэнергии потребителю принимается фактический уровень напряжения, на котором к сетям сетевой организации подключены энергопринимающие устройства иного владельца. В силу физических процессов в сетях с высоким напряжением возникает меньше потерь, что влечет установление более низкого норматива, и, следовательно, более низкого тарифа на услуги по передаче электроэнергии, с учетом этого формируется государственное регулирование путем установления дифференциации по уровням напряжения сетей для сетевых организаций.

Согласно пояснениям Министерства тарифной политики Красноярского края (вх. № 11425 от 27.06.2022), в соответствии с согласованными смежными сетевыми организациями ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Энерго-Терм» объемами тарифный уровень напряжения по ячейкам № 21 и № 50 ЗРУ-10кВ ПС № 49 «Юбилейная» составил 110кВ и выше (ВН).

Как указывалось выше, объекты ООО «Центр-услуги» (через которые опосредованно присоединен к сетям сетевой организации объект АЗС № 216) подключены к ячейке №13 РУ-10 кВ ПС-110/10 кВ №49 «Юбилейная».

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства учета в тарифе ПАО «Россети Сибирь» на оказание услуг по передаче электроэнергии затрат, связанных с передачей электроэнергии по сетям, не принадлежащим на законном основании сетевой организации.

Как пояснило АО «Газпром энергосбыт» (вх. № 12751 от 18.07.2022), в силу абз. 3 п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и последнего абз. п. 4 Основных положений № 442  каждый владелец объектов электросетевого хозяйства обязан  сам оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства. То есть у сетевой организации возникают потери только в ее собственных сетях. Действующие правила установления тарифов (п. 57 Методических указаний) предусматривают, что для расчета тарифов используются расчет потерь в электрических сетях сетевой организации (ЭСО). Вместе с тем, со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 19-П общество указало, что кроме несения расходов на оплату потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, собственники (владельцы) таких объектов, в силу возложенного на них статьей 210 ГК РФ бремени содержания принадлежащего им имущества, несут расходы по содержанию таких объектов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям.

С учетом вышеизложенного Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Согласно пункту  3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом  4 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 5 Основных положений, ПАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет продажу электрической энергии по нерегулируемым ценам.

В соответствии с пунктом 27 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее – Методические указания) тарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с положением Раздела VIII Методических указаний, регулирующего расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям.

Согласно пункту 44 Методических указаний, размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации:

- высокое (ВН): 110 кВ и выше;

- среднее первое (СН-1): 35 кВ;

- среднее второе (СН-2): 20-1 кВ;

- низкое напряжение (НН): 0,4 кВ и ниже.

Пунктом 45 Методических указаний установлено, что при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

Из пункта 15(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) следует, что обязательства потребителя услуг определяются в размере их стоимости, которая рассчитывается исходя из тарифа на услуги по передаче электроэнергии и объема услуг. Объем обязательств энергосбытовой компании, действующей в интересах обслуживаемого ей по договору энергоснабжения потребителя, по оплате ей услуг по передаче электроэнергии аналогичен объему обязательств этого потребителя.

В соответствии с пунктом 15(2) Правил № 861 при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке:

в случае если энергопринимающее устройство потребителя электрической энергии (мощности) расположено в субъекте Российской Федерации, на территории которого введен в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике уровень напряжения ВН1, и присоединено, в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства к объектам электросетевого хозяйства, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, принимается уровень напряжения ВН1;

в иных случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства;

в иных случаях, если энергопринимающее устройство и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) присоединены к электрическим сетям сетевой организации;

в иных случаях принимается уровень напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности), а в случае, если такие энергопринимающие устройства и (или) иные объекты электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) подключены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц или бесхозяйные объекты к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

По смыслу пункта 15(2) Правил № 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда РФ от 10.02.2016 № АКПИ15-1377).

В пунктах 4.2.4, 4.2.6 Правил устройства электроустановок…, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 № 242, приведены следующие определения:

Трансформаторная подстанция – электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.

Распределительное устройство (РУ) – электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.

В ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3403) дано определение ячейки подстанции (распределительного устройства) – часть электрической подстанции (распределительного устройства), содержащая всю или часть коммутационной и/или иной аппаратуры одного присоединения.

Таким образом, распределительное устройство и ячейки распределительного устройства представляют собой составные части подстанции.

При этом граница балансовой принадлежности между ПАО «Россети Сибирь» и ООО «Центр-услуги» проходит по контактам крепления КЛ-10кВ к ячейке № 13 распределительного устройства подстанции «Юбилейная» (АРБП-В45-17-329179 от 24.01.2017).

Учитывая, что объекты АЗС № 216 ООО «Газпромнефть-Центр» опосредованно (через объекты несетевых организаций ООО «Первая объединенная шинная компания», ООО «Агробизнесснаб», ООО «Центр-услуги») присоединены к подстанции 110/10 кВ №49 «Юбилейная» сетевой организации ПАО «Россети Сибирь», условия присоединения потребителя первого уровня (ООО «Центр-услуги») позволяют ему оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, предусмотренному для высшего (питающего) напряжения подстанции (граница балансовой принадлежности установлена на подстанции, п. 45 Методических указаний, абз. 3 п. 15(2) Правил № 861), АО «Газпром энергосбыт» (и соответственно, потребитель ООО «Газпромнефть-Центр»), должны оплачивать услугу по передаче электрической энергии по тарифу, предусмотренному для питающего напряжения ПС №49 «Юбилейная», то есть ВН.

Приведенный вывод соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении № 306-ЭС16-3926 от 22.08.2016 по делу № А12-6570/2015. В рамках рассмотрения указанного дела Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, исследовав аналогичные обстоятельства технологического присоединения (опосредованное присоединение (через объекты несетевых организаций) энергопринимающих устройств потребителя к подстанциям, на которых происходит преобразование электроэнергии с ВН до СН-1 и СН-2; фактический уровень напряжения в точке присоединения – 6 кВ (СН-2); граница балансовой принадлежности сетевой организации и несетевых организаций установлена на контактах в местах присоединения ошиновки шинных разъединителей ячеек 6кВ к трансферным системам шин подстанции), пришла к выводу о применении для потребителя тарифа, предусмотренного для питающего напряжения трансформаторной подстанции.

В указанном определении со ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, также указано на невозможность определения уровня напряжения соглашением сторон в связи с тем, что эта величина объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации. Правила определения уровня напряжения, учитываемого для установления подлежащего применению тарифа, предписываются императивными нормами законодательства.

Приведенный вывод Верховного Суда РФ исключает возможность квалификации действий гарантирующего поставщика, связанных с настаиванием на применении в расчетах неверного уровня напряжения, в качестве навязывания невыгодных условий договора, подпадающего под запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с аналитическими отчетами по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Красноярского края в 2020, 2021 годах группа лиц в составе: ПАО «Красноярскэнергосбыт», АО «ЭСК РусГидро» занимала доминирующее положение на товарном рынке в административных границах Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков, а также иных энергосбытовых организаций, действующих на территориях, технологически несвязанных с ЕНЭС России.

Наступление в результате действий ПАО «Красноярскэнергосбыт» последствий в форме ущемления (возможности ущемления) интересов АО «Газпром энергосбыт» в сфере предпринимательской деятельности подтверждается заявлением общества (вх. от 07.12.2021 № 22270), а также пояснениями общества, имеющимися в материалах дела.

Принимая во внимание изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ПАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в применении уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018, содержат состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением по делу № 024/01/10-648/2022 от 18.10.2022 ПАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту применения уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018. Обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 18.10.2022, в соответствии с которым обществу надлежит отозвать счета за потребленную электрическую энергию, выставленные АО «Газпром энергосбыт» в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018 с применением уровня напряжения СН-2.

В соответствии с письмом ФАС РФ от 28.08.2009 № ИА/29631 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» решение Комиссии антимонопольного органа вступает в силу со дня его принятия.

В судебном порядке решение по делу № 024/01/10-648/2022 не обжаловано.

Письмом от 14.11.2022 исх. № 134843 ПАО «Красноярскэнергосбыт» уведомило управление об исполнении предписания путем выставления корректировочных счетов-фактур по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018 за период с 01.03.2018 в связи с перерасчетом по уровню напряжения в отношении точки поставки АЗС № 216.

Согласно представленным ПАО «Красноярскэнергосбыт» счетам-фактурам и перерасчету последнее выставление счетов АО «Газпром энергосбыт» с применением уровня напряжения СН-2 по точке поставки АЗС № 216 произведено за сентябрь 2022 года (счет-фактура № 11-0922-1000401197 от 30 сентября 2022 года).

Соглашение от 25.09.2020 о внесении изменений  в договор энергоснабжения №1000401197 от 01.03.2018, в соответствии с которым в отношении точки поставки АЗС № 216 определен уровень напряжения СН-2 10кВ, вступило в силу и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.08.2020 (пункт 4 Соглашения); начисление АО «Газпром энергосбыт» платы  с применением указанного уровня напряжения осуществлялось с 01.08.2020 (счет-фактура № 11-0820-1000401197 от 31.08.2020).

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП следует понимать, в том числе руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций.

Объект административного правонарушения – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Субъект – должностное лицо, заместитель директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор А.А.

Объективная сторона административного правонарушения – совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14.31 КоАП).

Субъективная сторона административного правонарушения выражается виной в форме неосторожности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, предвидело возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Обстоятельства, объективно препятствующие надлежащему соблюдению заместителем директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор А.А. требований антимонопольного законодательства, Красноярским УФАС России не установлены.

Обстоятельства, исключающие вину Моор А.А.  в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлены.

Таким образом, действия заместителя директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор А.А., выразившиеся в принятии решения о применении уровня напряжения СН-2 в отношении точки поставки АЗС № 216 по договору энергоснабжения № 1000401197 от 01.03.2018, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП.

Время совершения административного правонарушения: с 01.08.2020 по 30.09.2022.

Место совершения административного правонарушения: 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Установлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, а именно: совершение правонарушения впервые.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность и предусмотренные статьей 4.3 КоАП, не установлены.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно части 2 указанной статьи административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП.

Таким образом, правовые основания для выдачи должностному лицу предупреждения отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, в материалы дела не представлено. Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Моор А.А.  к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП привлекается впервые, ей может быть назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 14.31, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать заместителя директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор А виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить заместителю директора Пригородного межрайонного отделения ПАО «Красноярскэнергосбыт» Моор А административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

 

Примечание: в соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны