Решение б/н Решение по делу № 024/01/11-2613/2019 от 25 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Прокурору Октябрьского района

г. Красноярска

старшему советнику юстиции

А.В. Крафту

 

ул. Высотная, 2г, г. Красноярск, 660062

 

КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича»

ул. Курчатова, 17, г. Красноярск, 660062

 

ООО «Белоснежка»

ул. Ленина, 68, ЗАТО г. Железногорск, 662972

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 131-11-19 (024/01/11-2613/2019)

25 июня 2020 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 25 июня 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2020 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...> заместитель руководителя управления - начальник контрольного отдела;  члены Комиссии – <...>, начальник правового отдела; <...>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, рассмотрев дело №131-11-19, возбужденное в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича» (ул. Курчатова, 17, г. Красноярск, 660062; ИНН/ОГРН – 2463005419/1022402135260) (далее – КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича») и общества с ограниченной ответственностью «Белоснежка» (улица Ленина, 68, город Железногорск, Красноярский край, 662972, ИНН/ОГРН- 2452028703/1042401222808) (далее – ООО «Белоснежка») по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ответчика ООО «Белоснежка» <…> (по доверенности);

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Октябрьского района г. Красноярска (исх. № 7-03-2019 от 09.10.2019, вх. № 18427 от 18.10.2019) с просьбой о проведении проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича» (далее – КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича) при заключении договоров с обществом с ограниченной ответственностью «Белоснежка» (далее – ООО «Белоснежка»).

В рамках рассмотрения обращения, Красноярским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам проведения которой установлено следующее.

В период с 28.02.2019 года по 31.05.2019 года между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и обществом с ограниченной ответственностью «Белоснежка было заключено 18 договоров, предметом которых является обработка белья либо другого имущества, сумма каждого из восемнадцати договоров не превышает 100 000 рублей (Таблица 1).

Преамбула указанных договоров не содержат указание на норму права в соответствии с которой заключены договоры.

Таблица 1. Договоры, заключенные в период с 28.02.2019 года по 31.05.2019 года между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича и ООО «Белоснежка».

№ п/п

Дата заключения контракта

Номер контракта

Цена контракта (руб.)

Дата окончания контракта

1

28.02.2019

03-19

99 999,00

Предметом указанного договора является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

2

04.03.2019

03-20

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

3

06.03.2019

7-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

4

12.03.2019

8-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

5

14.03.2019

12-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

6

04.04.2019

15-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

31.05.2019

7

09.04.2019

16-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

31.05.2019

8

11.04.2019

17-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

31.05.2019

9

16.04.2019

18-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

 

31.05.2019

10

18.04.2019

19-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

31.05.2019

11

23.04.2019

20-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

31.05.2019

12

14.05.2019

28-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

13

16.05.2019

29-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

14

20.05.2019

30-2019

99 999,00

Предметом указанного договора является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

15

22.05.2019

31-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

16

24.05.2019

32-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

17

28.05.2019

33-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

18

31.05.2019

34-2019

20 523,90

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

19

18.06.2019

35-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

20

21.06.2019

36-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

21

25.06.2019

37-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

22

28.06.2019

38-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

23

02.07.2019

39-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

24

05.07.2019

40-2019

99 999,00

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

25

10.07.2019

41-2019

91 953,40

Предметом указанного договора  является оказание услуг по обработке белья либо другого имущества.

Не оговорен

Общая сумма договоров составляет  2 412 454 рублей 30 копеек.

При анализе вышеуказанных договоров установлено, что предмет указанных договоров – являются услуги по обработке белья либо другого имущества является идентичным.

По результатам рассмотрения вышеназванных материалов, в связи с выявлением в действиях КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича и ООО «Белоснежка» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении соглашения, которое привело к  созданию преимущественных условий деятельности ООО «Белоснежка», ограничению доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, путем заключения без проведения публичных процедур договоров между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича и ООО «Белоснежка» №№  03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019 на оказание услуг по обработке белья  и другого имущества, приказом Красноярского УФАС России № 324 от 19.12.2019, возбуждено настоящее дело. 

Определением от 17.12.2019 о назначении дела № 131-11-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка», а рассмотрение дела назначено на 27 января 2020 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Белоснежка» по доверенности пояснила, что не согласна с вменяемым нарушением в связи с тем, что КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» самостоятельно избрало способ заключения контрактов с единственным поставщиком – ООО «Белоснежка» на обработку белья и другого имущества. ООО «Белоснежка» никаких действий, приведших к нарушению антимонопольного законодательства, путем заключения контрактов с КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» по обработке белья и другого имущества не совершало. Кроме этого, представитель ООО «Белоснежка» в письменном пояснении указала, что между ними и КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» было заключено 25 контрактов на стирку белья и другого имущества: №№ 03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019 и 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019.

Представитель КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» по доверенности пояснила, что ранее в 2018 года между ними и ООО «Белоснежка» был заключен контракт по результатам конкурентных процедур на стирку белья и другого имущества. Срок контракта истекал 28.02.2019 года. После этого, так как КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» отсутствовала заявка, в которой была рассчитана потребность в оказании услуг по стирке белья и другого имущества, а необходимость в стирке белья имелась, КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» заключило контракты №№ 03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019 на стирку белья и другого имущества с единственным поставщиком ООО «Белоснежка». Далее, в связи с существовавшей потребностью в стирке белья и другого имущества КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» по результатам публичной процедуры – электронного аукциона № 0319200064619000023 заключает контракт с ООО «Белоснежка»  на сумму 499 950,00 рублей, контракт № 621 от 18.03.2019. Выбрав все потребности по указанному контракту КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» заключает прямые контракты с ООО «Белоснежка» №№ 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019 на стирку белья и другого имущества с единственным поставщиком ООО «Белоснежка». После этого КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» вновь проводит электронный аукцион на право оказания услуг по стирке белья и другого имущества, в котором также одерживает победу ООО «Белоснежка» на сумму 499 950, 00 рублей (контракт № 644 от 29.04.2019). Выбрав по данному контракту все потребности, КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» опять заключает прямые контракты с ООО «Белоснежка» №№ 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019 на стирку белья и другого имущества. Далее КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» вновь проводит электронный аукцион и заключает с ООО «Белоснежка» контракт № 651 от 03.06.2019 на сумму 499 950,00 рублей. После этого КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» получает заявку от своего структурного подразделения и направляет ее в Агентство государственного заказа Красноярского края на согласование, после чего проводится конкурентная процедура и заключается контракт на сумму 9 786 091,32 рубля с ООО «Кемчуг». Срок контракта 31.01.2021 года. Кроме этого, представитель КГБУЗ «КМКБСМП им Н.С. Карповича» пояснила, что заключение прямых контрактов и контрактов по результатам конкурентной процедуры с ООО «Белоснежка» до 500 000 рублей обусловлено тем, что заявки от хозблока не было, а стирку белья из операционного, инфекционного и реанимационного отделения производить было необходимо, что и повлекло заключение прямых контрактов с ООО «Белоснежка».

Определением от 27.01.2020 рассмотрение дела № 131-11-19 отложено на 05.03.2020 в связи с удовлетворением ходатайства ответчика об отложении рассмотрения указанного дела.

Определением от 05.03.2020 года рассмотрение дела № 131-11-19 отложено на 16.04.2020 в связи с необходимостью получения дополнительной информации у сторон. Срок рассмотрения дела продлен до 17.09.2020.

Определением от 16.04.2020 года рассмотрение дела № 131-11-19 отложено на 21.05.2020 в связи с необходимостью получения дополнительной информации у сторон.

Определением от 21.05.2020 года рассмотрение дела № 131-11-19 отложено на 25.06.2020 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 131-11-19.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. № 9424А от 26.05.2020 года).

От ООО «Белоснежка» в адрес Красноярского УФАС России поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым в заключении об обстоятельствах дела № 131-11-19 Комиссией не было рассмотрено обстоятельство, связанное с наличием чрезвычайных обстоятельств для заключения прямых контрактов без проведение конкурентных процедур. Пункт 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» предусматривает закупку у единственного поставщика при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

При этом в КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» оказывается экстренная и плановая помощь жителям г. Красноярска и Красноярского края.

При рассмотрении дела №131-11-19 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Требования ФЗ «О защите конкуренции» применимы к закупкам, проводимым в порядке Федеральных законов - ФЗ «О контрактной системе», ФЗ «О закупках».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» под заказчиком понимается заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Частью 1 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» определено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи (при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта следующие закупки: если закупки финансируются за счет грантов и предприятие является исполнителем по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия).

Вместе с тем, в рассматриваемых обстоятельствах случаи, предусмотренные частью 2 и 3 ФЗ «О контрактной системе» отсутствуют.

Таким образом, при осуществлении закупок на оказание услуг по обработке белья и другого имущества КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» обязано руководствоваться положениями ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пункт 3.1 СП 3.5.1378-03. "3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила" дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия. Согласно п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Таким образом, на оказываемый ООО «Белоснежка» вид деятельности по стирке белья должна быть выдана лицензия, которая у общества на момент заключения договоров имелась.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 ФЗ «О контрактной системе» закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Независимо от способа закупки принципы ФЗ «О контрактной системе» должны соблюдаться в полной мере.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Закупка у единственного поставщика является неконкуретным способом, случаи избрания которого закреплены в статье 93 ФЗ «О контрактной системе». В частности пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» закрепляет возможность осуществить закупку товара, работы или услуги заказчиком у единственного поставщика на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» (ред. от 27.06.2019) сумма предельной закупки у единственного поставщика увеличена законодателем  до 300 тыс. руб. Таким образом, закон не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе», в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» носит исключительный характер.

Часть 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Произвольное осуществление закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» без учета принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок дезавуирует его применение и открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм ФЗ «О контрактной системе», противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного суда РФ от 07.20.2019 № 73-АД19-2), в также в ряде решений Арбитражных судов РФ (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2020 №Ф09-9082/19 по делу №А76-14058/2017; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2018 Ф01-2255/2018 по делу А38-9199/2017; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2019 №Ф06-54607/2019 по делу №А65-6542/2019; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 Ф01-1056/2018 по делу А38-7831/2017; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2018 №Ф08-4978/2018 по делу №А32-35795/2017; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 №01АП-1106/2018 по делу № А38-11273/2017; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.2014 по делу №А74- 1116/2014, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02.10.2017 №А33-10038/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-6166/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу А33-31305/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.05.2018 по делу А33-13046/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 по делу № А33-21027/2017, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.2019 по делу А33-27600/2018).

Таким образом, заключение указанных контрактов  в нарушение норм ФЗ «О контрактной системе» противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 № 7905/09 указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы. В Постановлении от 05.04.2011 No14686/10 по делу No А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Аналогичные выводы содержаться в решении ФАС России  от 04.09.2018 №СП/70624/18 по жалобе на решение Татарстанского УФАС России от 17.04.2018 по делу о нарушении антимонопольного  законодательства  №06-2/2018, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 №Д28и-1353.

Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;

2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;

3) такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.

Для установления признака «дробления» договоров (контрактов) необходимо проанализировать, являются ли товары, подлежащие поставке в рамках заключенных контрактов идентичными или однородными.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно пункту 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567 идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Согласно пункту 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 №567 идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

По результатам рассмотрения заключенных между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» договоров установлено, что предметом всех договоров являются услуги по стирке белья и другого имущества, то есть прачечные услуги.

Прачечные  услуги, включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, а значит должны осуществляться для нужд медицинских учреждений, в данном случае для нужд КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» на регулярной основе и, соответственно, потребность в данных услугах является постоянной (прогнозируемой) и может быть рассчитана и удовлетворена единовременно (заключение одного договора на год). Заключение нескольких контрактов  (дробление) как раз свидетельствует о намеренности действий, направленных на обход установленных законом обязательных требований.

Вышеуказанные договоры, заключенные в период с 28.02.2019 года по 10.07.2019 года между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» направлены на достижение единой цели – стирка белья и другого имущества, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес.

Кроме этого, согласно представленному на запрос Красноярского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 131-11-19 Плану финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов выделение денежных средств на стирку белья и другого имущества для нужд КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» прогнозировалось и формировалось до заключения контрактов, что свидетельствует о том, что нужда была известна заранее. Таким образом, Красноярское УФАС России пришло к выводу об умышленном дроблении контрактов с ООО «Белоснежка» на стирку белья и другого имущества. Возможность рассчитать потребность  подтверждается и фактическими действиями КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» по размещению муниципального заказа на данные виды услуг и заключению муниципального контракта  сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 года.

Все вышеназванные работы выполняются для КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича».

Общая стоимость данной сделки превышает предельно допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе».

При этом выполняется и третье условие «дробления» предмета договоров – все указанные договоры  заключены с ООО «Белоснежка».

Таким образом, вышеуказанные договоры с ООО «Белоснежка» заключены за непродолжительный период времени, направлены на достижение единых целей, исполнителем по ним являются одно и то же лицо, в связи с чем они фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением ФЗ «О контрактной системе», так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств. Общая стоимость данной сделки превышает предельно допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе».

Кроме этого, необходимо отметить и то, что договоры на оказание услуг по стирке белья и другого имущества заключались между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» неоднократно, а именно в период с 28.02.2019 по 10.07.2019 года, то есть на протяжении полугода. Заключение договоров в течение такого промежутка времени позволяет сделать вывод о системности, а также о том, что договоры заключались с намерением обхода конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Данный вывод антимонопольного органа согласуется с позицией, изложенной  в Постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 года по делу № А65-28482/2018.

Таким образом, вышеуказанные договоры с ООО «Белоснежка» заключены за непродолжительный период времени, направлены на достижение единых целей, исполнителем по ним являются одно и то же лицо, в связи с чем, они фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением ФЗ «О контрактной системе», так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств. Общая стоимость данной сделки превышает предельно допустимый размер закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе».

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О контрактной системе» возложена на обе стороны договора.

Непроведение КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» процедур на право заключения контракта на оказание услуг по стирке белья и другого имущества свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «Белоснежка» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующие товарный рынок.

Таким образом, поскольку вышеназванные закупки услуг по стирке белья и другого имущества были произведены без соблюдения норм ФЗ «О контрактной системе», отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

Данные обстоятельства также подтверждаются выводами, изложенными в решении Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2019 по делу  №А33-10353/2019.

ООО «Белоснежка» понимало (должно было понимать), что законных оснований для заключения вышеуказанных договоров по оказанию услуг на стирку белья и другого имущества оно не имеет, для их заключения необходимо было провести конкурентные процедуры.

ООО «Белоснежка», как профессиональный участник рынка, неоднократно принимавшее участие в конкурентных процедурах (электронный аукцион № 0319100004919000632 на оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, по результатам которого заключен контракт № 027/20/21 от 02.12.2019 года), что свидетельствует о знании последнего действующего антимнопольного законодательства, а именно норм ФЗ «О контрактной системе» в соответствии с которыми и был проведен вышеуказанный электронный аукцион. Однако, ООО «Белоснежка», зная, что заключение договоров с единственным поставщиком приведет к нарушению действующего законодательства (ФЗ «О контрактной системе»), вопреки положениям вышеуказанного Федерального закона заключило с КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» спорные договоры на стирку белья и другого имущества, что привело к нарушению.

Таким образом, ООО «Белоснежка» понимало (должно было понимать), что такие правоотношения влекут за собой нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о закупках, но вместе с тем каких-либо действий не предпринимало, а продолжало извлекать при этом прибыть от оказываемой деятельности.

Довод КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» о том, что спорные контракты заключались вынужденно на период пока не будет сформирована заявка структурного подразделения КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», на основании которой планировалось проведение конкурентной процедуры признан Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным, поскольку КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» достоверно было известно, что предыдущий контракт на стирку белья и другого имущества, заключенный с ООО «Белоснежка» по результатам конкурентных процедур заканчивал свое действие 28.02.2019 года, в связи с чем у КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» было достаточно времени с 01.01.2019 по 28.02.2019 для подготовки документов и проведения конкурентной процедуры.

Комиссия также констатирует, что заключение контрактов по результатам публичных процедур контракт № 621 от 18.03.2019№,  644 от 29.04.2019, № 651 от 03.06.2019 на сумму 499 950,00 и заключение в этот же временной интервал нескольких договоров на сумму, превышающую, сумму контрактов № 621, 644, № 651, свидетельствует о том, что данные процедуры были проведены формально, поскольку проведены не единожды (3 раза) при том, что изначально имелась потребность в объеме, превышающем  объем выставленный на торги, имелась возможность рассчитать потребность изначально и впоследствии при проведении публичных процедур второй и третий раз, однако КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» заключало прямые договоры с ООО «Белоснежка», что указывает на умысел.

Кроме этого, довод  КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» о том, что предметом контрактов выступала стирка операционного, инфекционного и реанимационного белья, которое по действующим нормативно-правовым актам должно стираться по мере его загрязнения также признан антимонопольным органом несостоятельным, поскольку в актах выполненных работ к спорным контрактам указано, что обработке подлежало прямое и фасонное белье, в то время как в контракта, заключенных между ООО «Белоснежка» и КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» по результатам конкурентных процедур до 500 000 рублей, обработке подлежало именно операционное, инфекционное и реанимационное белье.

Довод  КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» о том, что публичные процедуры не были инициированы контрактной службой по причине  отсутствия заявки от структурного подразделения (хозблока),  подлежит отклонению, поскольку не имеет существенного правового значения -  субъектом ответственности в настоящем деле является КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», а не его структурные подразделения и обязанность по соблюдение требований  законодательства возложена на него в силу закона.

Довод ООО «Белоснежка» о том, что контракты между ООО «Белоснежка» и КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» заключены по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» не нашел своего фактического отражения и признан антимонопольным органом несостоятельным по своему правовому назначению, так как при анализе всех спорных муниципальных контрактов, заключенных между вышеуказанными субъектами достоверно было установлено, что основания их заключения в самих контрактах не указано. Кроме этого потребность в стирке белья и другого имущества для нужд Заказчика - КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» является прогнозируемой, что подтверждается письменными пояснениями представителя КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» о том, что заявка о количестве белья и другого имущества в отношении которого необходимо произвести стирку подается в специализированный отдел КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», что говорит о примерном прогнозе о необходимом количестве требуемых услуг. Таким образом, ссылка ООО «Белоснежка» на то, что КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», как медицинское учреждение заключило контракты по пункту 9 части статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» является неверной и неподтвержденной в рамках рассматриваемого дела.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по стирке белья и другого имущества на территории г. Красноярска (аналитический отчет от 22.05.2020).

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период заключения контрактов на оказание услуг по стирке белья и другого имущества для нужд КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и составил период с 28.02.2019 по 10.07.2019 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке оказания прачечных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции» понимаются  прачечные услуги.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Фактическое местонахождение заказчика – ул. Курчатова, 17, г. Красноярск. Вместе с тем, в случае, если бы КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» проводило закупку конкурентными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие  подобные услуги.

При этом необходимо принимать во внимание, что КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», чья потребность в соответствующей услуге не может быть реализована вне места нахождения учреждения, осуществляет свою деятельность на территории г. Красноярска. Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией данного муниципального образования.

Потенциальными исполнителями (подрядчиками) могут быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие или имеющие возможность оказать подобные услуги на  территории г. Красноярска. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке оказания прачечных услуг в пределах географических границ г. Красноярска. Рынок оказания прачечных услуг в пределах географических границ г. Красноярска является конкурентным.

Указанные выводы в совокупности с вышеизложенными правовыми  и фактическими обстоятельствами свидетельствуют о том, что в действиях КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка»  имеется нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении/достижении между КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» антиконкурентного соглашения реализованного посредством  заключения  договоров  №№ 03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019 на однородный/идентичный товар – оказание услуг по обработке белья и другого имущества для удовлетворения нужд КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича», без проведения публичных процедур, что привело к созданию ООО «Белоснежка» преимущественных условий на товарном рынке оказания прачечных услуг для нужд КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ограничило доступ иных хозяйствующих субъектов на указанный рынок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на состояние конкуренции.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии   антиконкурентной  системы, в результате действия которой, контракты на оказание услуг по стирке белья и другого имущества заключались без соблюдения публичных процедур, что  причиняет вред публичным интересам.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию "вред конкуренции". 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

 Вина ответчиков в совершении нарушения антимонопольного законодательства   обусловлена  и выражается в умысле.

Комиссия констатирует, что возможность произвольного и немотивированного подхода при заключении контрактов  не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения сторон.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 131-11-19 пришла к выводу о наличии в действиях КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» нарушения пункта 3 части 4 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении  антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок прачечных услуг в географических границах г. Красноярска, путем заключения договоров №№  03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019 на оказание услуг по стирке белья и другого имущества без проведения публичных процедур.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, на момент вынесения решения договоры №№  03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019 были исполнены.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, действия по заключению хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №131-11-19 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1.Признать КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части  достижения антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к ограничению доступа на товарный рынок прачечных услуг в географических границах г. Красноярска, путем заключения договоров №№  03-19 от 28.02.2019, 03-20 от 04.03.2019, 7-2019 от 06.03.2019, 8-2019 от 12.03.2019, 12-2019 от 14.03.2019, 15-2019 от 04.04.2019, 16-2019 от 09.04.2019, 17-2019 от 11.04.2019, 18-2019 от 16.04.2019, 19-2019 от 18.04.2019, 20-2019 от 23.04.2019, 28-2019 от 14.05.2019, 29-2019 от 16.05.2019, 30-2019 от 20.05.2019, 31-2019 от 22.05.2019, 32-2019 от 24.05.2019, 33-2019 от 28.05.2019, 34-2019 от 31.05.2019, 35-2019 от 18.06.2019, 36-2019 от 21.06.2019, 37-2019 от 25.06.2019, 38-2019 от 28.06.2019, 39-2019 от 02.07.2019, 40-2019 от 05.07.2019, 41-2019 от 10.07.2019 на оказание услуг по стирке белья и другого имущества без проведения публичных процедур.

2. Учитывая, что на момент вынесения решения нарушение является оконченным, контракты исполнены, и невозможно вернуть стороны в положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, обязательное для исполнения предписание по делу не выдавать.

3.Передать в необходимом объеме копии материалов дела №131-11-19 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении  КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка», а также в отношении виновных должностных лиц КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» и ООО «Белоснежка» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном  статьями 23 и  52 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

  <...>

 

  <...>

 

  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны