Письмо №ВМ/6541/23 Решение № 024/07/3-874/2023 от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-874/2023

 

13 апреля 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Жукова Т.Э., заместитель начальника отдела (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу АО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» на действия организатора закупки – АО «Газпром закупки» при проведении для нужд заказчика – ООО «Газпром морские проекты» закрытого маркетингового исследования № 0095/23/2.1/0017516/ГМП/ПР/Э/27.02.2023 на выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту «Выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту: «Обустройство газового месторождения Каменномысское-море» Этап 1. Межпромысловые подводные коммуникации ГМКМ (морские трубопроводы, метанопровод, КЛС) Этап 3. Ледостойкая стационарная платформа (ЛСП) «А» с технологическими коммуникациями для подключения ДКС» (далее – закупка).

В адрес Красноярского УФАС России 27.03.2023 поступила жалоба АО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» на действия организатора закупки, выразившиеся в проведении закупки с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи.

Рассмотрение жалобы откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации от подателя жалобы, организатора закупки.

На заседании Комиссии Красноярского УФАС России, состоявшегося 13.04.2023 15:30 часов (время местное) посредством ВКС, присутствовали представители подателя жалобы Петровский А.Г. (доверенность), Хомбак В.В. (доверенность), организатора закупки Сасим П.А. (доверенность), заинтересованного лица (победитель закупки) Чудиновских К.А. (доверенность), Сидоров Д.Н. (доверенность), Бричка К.И. (доверенность), Виленская О.Н. (доверенность), в качестве слушателей ООО «Газпром морские проекты», Доронин С.И. представитель АО «Росгео».

Согласно доводам жалобы организатором закупки необоснованно выбран способ закупки в форме закрытого маркетингового исследования.

Организатор закупки с доводами жалобы не согласился, указав на то, что выбор способа закупки относится к компетенции организатора закупки, определен в соответствии с пунктом 6.8.9 Положения о закупках, и не привел к ограничению конкуренции.

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев документы, размещённые на официальном сайте, представленные в материалы жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ (далее – Положение о закупках).

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона № 223-ФЗ.

На основании части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

В силу части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Установлено, что способы закупок ООО «Газпром морские проекты» и условия их применения определены в разделе 6 Положения о закупках.

Маркетинговые исследования (открытые или закрытые, с размещением или без размещения информации о маркетинговых исследованиях) отнесены Положением к неконкурентным закупкам, порядок проведения маркетинговых исследований регламентируется разделом 15 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 6.8.9 Положения о закупках маркетинговые исследования могут проводиться заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают соблюдение хотя бы одного из условий, предусмотренных статьей 3 Закона № 223-ФЗ и пунктами 1.2.29, 1.2.30 для отнесения закупки к конкурентной, а именно, в том числе, в случаях если:

сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом № 223-ФЗ;

проводится закупка товаров, работ или услуг для целей реализации стратегических инвестиционных проектов ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, публичное размещение извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, несет значительные экономические риски для Заказчика, превышающие потенциальный эффект от приглашения к участию в закупке дополнительных участников.

На основании пункта 15.12.1 Положения о закупках заказчик вправе проводить закрытые маркетинговые исследования в электронной или бумажной форме с приглашением к участию в закупке ограниченного круга участников с размещением при этом информации о маркетинговых исследованиях в единой информационной системе либо без размещения в случаях, предусмотренных в частях 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Согласно части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, информация о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок. Информация о закупках, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Согласно части 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень оснований не размещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление № 301) установлено, что основаниями не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

Положения Постановления № 301, в целях исполнения части 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ распространяются на закупки, регулируемые Законом № 223-ФЗ.

Из представленных организатором закупки документов следует, что в июне 2016 года в отношении АО «Газпром закупки» введены санкции США. При этом меры ограничительного характера распространяются на юридические лица, доля которых (50 или более процентов) принадлежит лицу, находящемуся под санкциями.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным участником ООО «Газпром морские проекты» со 100% долей владения является АО «Газпром закупки».

Таким образом, меры ограничительного характера введены как в отношении организатора закупки – АО «Газпром закупки», так и заказчика – ООО «Газпром морские проекты».

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ, закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом, проводится в том числе в случае, если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

С учетом положений частей 3 - 3.2 статьи 3 и статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ, заказчики, предусмотренные Постановлением № 301, вправе осуществлять закупки путем проведения:

закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме (исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок, включенной в предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ перечень);

неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть, при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) (Информационное письмо Минфина России от 18.04.2022 № 24-01-09/34211 «В дополнение к информационному письму от 14.03.202 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 №301»).

Порядок проведения заказчиком неконкурентных закупок с учетом части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ устанавливается Положением о закупках.

С учетом изложенного, организатором закупки определен способ проведения закупки в соответствии с Положением о закупках и с учетом требований Закона № 223-ФЗ.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу АО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» на действия организатора закупки – ООО «Газпром закупки» при проведении для нужд заказчика – ООО «Газпром морские проекты» закрытого маркетингового исследования № 0095/23/2.1/0017516/ГМП/ПР/Э/27.02.2023 на выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту «Выполнение комплексных инженерных изысканий по объекту: «Обустройство газового месторождения Каменномысское-море» Этап 1. Межпромысловые подводные коммуникации ГМКМ (морские трубопроводы, метанопровод, КЛС) Этап 3. Ледостойкая стационарная платформа (ЛСП) «А» с технологическими коммуникациями для подключения ДКС» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

АО "Газпром закупки"
ИНН 2460040655, ОГРН 1022401804820
АМИГЭ
ИНН 5199000024, ОГРН 1035100184811
ООО "Газпром морские проекты"
ИНН 2466091092, ОГРН 1022402660576