Письмо №ВМ/8764/23 РЕШЕНИЕ № №024/07/3-1293/2023 от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № №024/07/3-1293/2023

22 мая 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии  (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «ГефестСтройМонтаж» на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме № 152-23/А/эф по выбору подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений: «Восьмой этаж здания института торговли и сферы услуг» для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (извещение № 32312269498) (далее - закупка),

при участии: от организатора торгов Т. (доверенность от 04.05.2023), от заявителя Г. (доверенность от 16.05.2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 11.05.2023 поступила жалоба ООО «ГефестСтройМонтаж» на действия организатора торгов, закупочной комиссии, выразившиеся в проведении закупки с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя, организатора торгов, закупочной комиссии направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы заявка заявителя неправомерно отклонена по причинам, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023, поскольку требование о предоставлении в составе заявки копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, требование о предоставлении в составе копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит положениям проекта договора.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, в которых указал, что заявка заявителя отклонена закупочной комиссией за непредставление документов, требование о предоставлении которых установлено в разделе 3 закупочной документации, в частности, в составе заявки заявителя отсутствуют:

- копия выписки из реестра членов саморегулируемых организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.12.2022 № 424, подтверждающая наличие у участника закупки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров;

- копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Также организатор закупки в своих письменных возражениях ссылается на законность установления в закупочной документации обжалуемых заявителем требований о наличии у участника закупки соответствующей предмету закупки лицензии, выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ закупочная документация должна содержать, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

На основании вышеуказанных положений Закона № 223-ФЗ организатором торгов в разделе 2 закупочной документации установлены требования к участникам закупки, в числе которых: «соответствие требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки».

Перечень документов, представляемых участниками аукциона в электронной форме для подтверждения их соответствия требованиям, установлен в разделе 3 документации об аукционе.

Так, в пункте 3 раздела 3 закупочной документации определен перечень документов, представляемых участниками аукциона в электронной форме для подтверждения их соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим работы, являющиеся предметом закупки. В частности, в составе заявки должны быть представлены копии:

- выписки из реестра членов саморегулируемых организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.12.2022 № 424, подтверждающая наличие у участника закупки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт по договору подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров.

- лицензии на осуществление следующих видов деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4) монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023 заявка заявителя отклонена закупочной комиссией по следующим основаниям: «в составе документов заявки, поданных на участие в аукционе, участник закупки не предоставил сведенья и документы (отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренные разделом 3 документации аукциона).

Из анализа заявки заявителя, представленной организатором торгов в материалы жалобы, доводов жалобы следует, что копии выписки из реестра членов саморегулируемых организаций, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в составе заявки заявителя отсутствуют.

Таким образом, требования закупочной документации, в части предоставления в составе заявки вышеуказанных документов, заявителем не соблюдены.

Согласно пункту 13 закупочной документации аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и проверяет соответствие участников закупки требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. Требования, предъявляемые к участникам аукциона, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения контракта, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения контракта.

В случае, если заявка участника или сам участник не отвечают какому–либо из требований, установленных документацией об аукционе в электронной форме, аукционная комиссия отказывает участнику в допуске к участию в аукционе в электронной форме.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о правомерности действий закупочной комиссии по отклонению заявки заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 02.05.2023.

Как указывалось выше, закупочная документация содержит обязательное условие о соответствии участника закупки требованиям, установленным действующим законодательством к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Документами, подтверждающими такое соответствие участника закупки, являются:

- копия выписки из реестра членов саморегулируемых организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.12.2022 № 424;

- копия лицензии на осуществление видов деятельности, поименованных в закупочной документации, которая должна быть представлена, согласно положениям закупочной документации, в составе заявки участника закупки.

Согласно части 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническом заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, по общему правилу должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО.

Согласно предмету закупки и технической документации предметом закупки является текущий ремонт.

При этом, из вышеуказанных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что членство СРО не требуется для выполнения текущего ремонта и требование, вытекающее из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, распространяется только на работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек).

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о неправомерности установления в закупочной документации требования о членстве в СРО, с предоставлением в составе заявки соответствующей выписки.

В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Частью 2 статьи 706 гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений пункта 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

Аналогичные положения установлены в пункте 4.2 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, а именно:

«в случае необходимости привлекает к исполнению обязательств по настоящему контракту других лиц, обладающих специальными знаниями, навыками, разрешениями, лицензиями, допусками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. При этом Подрядчик предоставляет Заказчику копии документов, подтверждающих соответствие привлеченных лиц требованиям, устанавливаемым действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта, осуществляет также координацию, организацию работ, осуществляемых привлеченными лицами, и несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств такими лицами».

Вышеуказанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации, проекта договора свидетельствуют о том, что подрядчик (победитель закупки) имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору, заключенному по результатам закупки, других лиц (субподрядчиков), в частности лиц, обладающих требуемой лицензией для выполнения лицензируемых видов работ.

Указанное в проекте договора право подрядчика свидетельствует о том, что участник закупки, который в случае победы в закупке планирует привлекать для выполнения работ, требующих наличие лицензии, субподрядчика, не может и не должен обладать такой лицензией на стадии подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанное требование закупочной документации, предъявляемое именно к участнику закупки (а не к подрядчику), с обязательным предоставлением в составе заявки подтверждающего документа – копии лицензии, при условии наличия в проекте договора положений, свидетельствующих о возможности исполнения договора с привлечением субподрядчиков, имеющих соответствующие разрешительные документы, не отвечает принципу проведения закупки, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, так как участник закупки, не обладающий соответствующей лицензией, и имеющий право и намерение исполнять договор с привлечением субподрядчиков, по условиям закупочной документации не может быть признан участникам такой закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что организатор торгов, установив вышеуказанные требования к участникам закупки, нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и, как следствие, часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ГефестСтройМонтаж» на действия организатора торгов – ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме № 152-23/А/эф по выбору подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений: «Восьмой этаж здания института торговли и сферы услуг» для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (извещение № 32312269498) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «ГефестСтройМонтаж»
ИНН 2465351485, ОГРН 1222400032645
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
ИНН 2463011853, ОГРН 1022402137460