Решение №ВМ/3428/24 РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-474/2024 от 6 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Кокореву К.Д. ул.Тимирязева, д. 95, кв. 116, г. Новосибирск, 630082
ИП Логинов Р.С. пр-кт. Свободный, 77А/88г, г. Красноярск, 660041 razvedrota76@mail.ru lisena_30@mail.ru |
РЕШЕНИЕ № 024/10/18.1-474/2024
1 марта 2024 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:
председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела, Галимов В.Д., специалист-эксперт (далее – Комиссия),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу Кокорева К.Д. на действия организатора торгов – ИП Логинова Р.С. при проведении аукциона по реализации имущества, обращенного в собственность государства: транспортное средство BMW X5 Тип ТС: легковое прочее, год выпуска 2008, государственный № В750АУ04, цвет черный, VIN: WBAFE81050L095658, ПТС – отсутствует (залог) (извещение № 23000047930000000036, лот №1) (далее – торги),
в присутствии представителя организатора торгов - Исаева М.С. (доверенность б/н от 14.11.2023), в отсутствии представителя заявителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России 20.02.2024 поступила жалоба Кокорева К.Д. на действия организатора торгов, выразившиеся в проведении торгов с нарушением законодательства Российской Федерации.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы.
Рассмотрение жалобы состоялось 01.03.2024 в 10:30. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Согласно доводам жалобы, организатор торгов проводил торги с нарушением законодательства Российской Федерации выразившееся в невозможности для заявителя ознакомится с предметом торгов.
Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, согласно которым, торги проводились в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.
Обжалуемые торги проводятся в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909» (далее – Постановление № 1041).
Из письменных пояснений организатора торгов следует, что запросы об организации осмотра предмета торгов, а также о состоянии имущества, реализуемого на торгах от заявителя не поступали. Заявителем доказательства направления таких запросов и отказа по ним не представлено.
Информация о том, что предмет торгов (автомобиль) разукомплектован, находится не на ходу также не нашла своего подтверждения.
Кроме того, до рассмотрения жалобы Комиссией, в адрес антимонопольного органа поступили пояснения третьих лиц по обжалуемым торгам (вх. 4029-ЭП/24 от 29.02.2024), согласно которым Соломеину Д.С. (один из участников торгов) удалось без каких-либо проблем ознакомится с предметом торгов.
Более того, организатором торгов предоставлен акт приема-передачи от 15.02.2024, в котором имеются письменные пометки следующего содержания: «автомобиль технически исправен, видимых повреждений не обнаружено».
Таким образом, данных о нарушении процедуры проведения торгов не получено.
Вместе с тем, организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом № 135-ФЗ, целями которого, согласно части 2 статьи 1 указанного Закона, являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона № 135-ФЗ, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона № 135-ФЗ, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона № 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона № 135-ФЗ, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества, обращенного в собственность государства, посредством проведения торгов, подчинена общей цели названной процедуры - получение максимальной выручки при реализации такого имущества. Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки.
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по реализации имущества, обращенного в собственность государства, преследует цель получение максимальной выручки при реализации такого имущества.
Проводимые в рамках Постановления № 1041 торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках Постановления № 1041, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования с точки зрения реализации целей Закона № 135-ФЗ.
Как следует из материалов жалобы, предметом торгов является движимое имущество (транспортное средство BMW X5) обращенное в собственность государства, не используемое в коммерческой деятельности, а участником данных торгов является физическое лицо (Кокорев К.Д.), не являющееся субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности, и не осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход.
Таким образом, торги проводились в целях реализации движимого, задержанного таможенными органами имущества, для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета. С учетом изложенного, соперничество участников на торгах по продаже имущества, обращенного в собственность государства, не является конкуренцией по смыслу, заложенному в Законе № 135-ФЗ.
На основании вышеизложенного Комиссией не установлено, что реализация имущества, являющегося предметом торгов, могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке. Такого рода доказательства в материалах жалобы отсутствуют.
Таким образом, возможность осуществления антимонопольного контроля торгов, проведенных в соответствии с Постановлением № 1041, у Красноярского УФАС России отсутствует.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
Рассмотрение жалобы Кокорева К.Д. на действия организатора торгов – ИП Логинова Р.С. при проведении при проведении аукциона по реализации имущества, обращенного в собственность государства: транспортное средство BMW X5 Тип ТС: легковое прочее, год выпуска 2008, государственный № В750АУ04, цвет черный, VIN: WBAFE81050L095658, ПТС – отсутствует (залог) (извещение № 23000047930000000036, лот №1) прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
В.Л. Мерзляков |
Члены Комиссии |
|
И.А. Чайкун
В.Д. Галимов |
2024-3558