Решение б/н Решение по делу № 024/07/3-1938/2020 от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №024/07/3-1938/2020

«16» июля  2020 года                                                                                    г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия), рассмотрев  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон)  жалобу   ООО  «ЭфЛайт»  на действия организатора закупки – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №3»  при проведении  конкурса в электронной форме «Выполнение работ и оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов на объектах МБОУ «Лицей №3», расположенных по адресу: 660037, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Чайковского, 13а» (извещение № 32009256665) установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 07.07.2020 поступила жалоба ООО «ЭфЛайт»  на действия  организатора закупки, выразившиеся в  подготовке закупочной документации с нарушениями.

В заседании комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы принял участие представитель организатора закупки Кулагин Р.С. (доверенность от 01.07.2020).

Податель жалобы ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Согласно доводам жалобы,   организатор закупки допустил следующие нарушения:

- неверно определил начальную (максимальную)  цену договора;

-в закупочной документации не указаны данные о категориях помещений, о количестве помещений, о мощности, потребляемой световыми приборами в помещениях каждой категории;

-в закупочной документации указано 2 срока выполнения работ, являющихся предметом закупки;

- в закупочной документации необоснованно установлено требование к устанавливаемому оборудованию;

- в закупочной документации отсутствуют конкретные требования к представляемым в составе заявки документов для оценки по критерию «опыт участника».

Представитель организатора закупки с доводами жалобы не согласился, представил  пояснения,  в которых указал следующее:

- начальная (максимальная)  цена договора определена с учетом правил округления чисел до двух знаков после запятой;

- необходимые для подготовки заявки, для исполнения обязательств по договору участник закупки, победитель закупки получают самостоятельно, обратившись к заказчику или посетив объекты организатора закупки;

- срок выполнения работ определен для минимального установленного документацией перечня мероприятий, и для дополнительных мероприятий, определяемых в дополнительном соглашении к договору в случае его (соглашения) заключения;

- требования к устанавливаемому оборудованию соответствуют действующим Стандартам;

- документацией запрошены документы, которые участвуют в оценке, и документы, представляемые дополнительно и в оценке не участвующие.

Комиссия Красноярского УФАС России,   рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Закона Положения о закупках.

Из организационно-правовой формы организатора закупки (автономное учреждение), Закона о закупках, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), следует, что обжалуемая закупка была проведена в соответствии с Законом о закупках, в котором отсутствуют специальные нормы, устанавливающие порядок заключения энергосервисных договоров. Нет такого порядка и в Положении о закупках. Данный  порядок содержится в статье 108 Закона о контрактной системе. Вместе с тем в Законе о контрактной системе нет норм, распространяющих действие статьи 108 на отношения, возникающие у лиц, подпадающих под действие Закона о закупках, при осуществлении закупок, результатом которых является заключение энергосервисных договоров.

В связи с этим при рассмотрении жалобы комиссия Красноярского УФАС России не дает оценку действиям организатора закупки на предмет соответствия Закону о контрактной системе и принятым в соответствии с указанным законом подзаконных нормативно-правовых актов, в т.ч. Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.08.2020 № 636. 

Пунктом 1 части 10 и частью 12 статьи 3 Закона о закупках лицу, не подавшему заявку на участие в закупке (которым является податель жалобы)  предоставлено право обжаловать действия организатора закупки,   связанные с осуществлением закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупках.

Частями 9 и 10 статьи 4 установлены требования к содержанию извещения о проведении закупки и закупочной документации.

Так, согласно пункту 5 части 9 статьи 4 извещение о проведении закупки должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора. Порядок ее определения (обоснование) ни Законом о закупках, ни Положением о закупках не определен. В единой информационной системе организатором закупки размещен файл, поименованный как «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг». В отсутствие правового регулирования обоснования начальной (максимальной) цены договора (НМЦ), заключаемого по результатам закупки в соответствии с Законом о закупках, вне  зависимости от выбранного организатором закупки порядка обоснования  НМЦ, допущенных ошибок, неточностей, погрешностей, действия организатора закупки по определению НМЦ не могут быть признанными нарушающими Закон о закупках, Положение о закупках.

Пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках  предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, где установлены в т.ч. следующие правила описания объекта закупки:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Закупочная документация не содержит сведений о категориях помещений, о количестве помещений, о мощности, потребляемой световыми приборами в помещениях каждой категории, необходимых для обеспечения выполнения требований по уровню освещенности в помещениях организатора закупки в соответствии со СП 52.13330.2016, как указывает податель жалобы.

Закон о закупках указание таких сведений в закупочной документации не требует, сведения об оборудовании, необходимом к установке, закупочная документация содержит. Установление требований к устанавливаемому оборудованию Закону о закупках не противоречит, соответствует указанному выше пункту 3 части 9 статьи 4 Закона. С момента размещения в единой информационной системе извещения проведения закупки (19.06.2020)  до окончания срока подачи заявок запросов о разъяснении положений закупочной документации в адрес организатора закупки, в т.ч. от подателя жалобы, не поступало. Также в материалах жалобы отсутствуют доказательства воспрепятствования организатором закупки доступа участникам закупки 

к объектам, в отношении которых предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, который (доступ) организатор закупки обязан  обеспечить в соответствии с частью 1  Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 №636, и на которые содержится ссылка в описании объекта закупки  в приложении 1 к закупочной документации.

В связи с этим отсутствие в закупочной документации вышеуказанных сведений не является нарушением частей 9 и 10 статьи 4 Закона  о закупках, принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

Пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках обязывает организатора закупки в закупочной документации установить  срок оказания услуг, являющихся предметом закупки.

Часть 8 Описания объекта закупки (приложение 1 к закупочной документации) устанавливает срок оказания услуг, перечисленных в часть 13 Описания объекта закупки «Минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объекте заказчика» (далее – минимальный перечень) - 90дней со дня заключения договора. Такой же срок указан в части 8 Технического задания, являющегося приложением 1 к проекту договора.

Приложение 2 к проекту договора содержит перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, (отличный от минимального перечня), и для реализации мероприятий из  этого перечня организатор закупки установил срок 6 месяцев с момента заключения договора  как в части 3.1.2 проекта договора, так и в приложении 2 к проекту договора, на который содержится ссылка в названном пункте проекта договора.

Такие действия организатора закупки требованиям пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках не противоречат. 

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть установлены требования к содержанию заявки. Пункты 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусматривают наличие в закупочной документации критериев и порядка оценки предложений, содержащихся в заявке на участие в закупке.

Из совокупности названных норм следует, что в закупочной документации должен содержаться перечень документов и сведений, представляемых в составе заявке и необходимый в т.ч. для проведения оценки предложений по предусмотренным критериям оценки и в порядке, установленном закупочной документацией.

Часть 19 информационной карты закупочной документации содержит перечень документов, представляемых в составе заявки, приложение 2 к закупочной документации – форму заявки.

Частью 18 информационной карты закупочной документации установлены квалификационные требования к участнику закупки - опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, в подтверждение которого  участник закупки вправе, согласно части 19 информационной карты представить документы, подтверждающие  его квалификацию по форме, содержащейся в форме заявки, а именно:

-  сведения, перечисленные в таблице формы заявки, о количестве заключенных энергосервисных контрактов, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии;

- сведения, перечисленные в таблице формы, о наличии исполненных в полном объеме энергосервисных контрактов, предметом которых является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии;

- копии благодарственных писем, отзывов, грамот и иных документов, подтверждающих успешное выполнение мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии на цели освещения) за последние 5 лет предшествующие дате объявления данного конкурса.

Приложение 3 к закупочной документации содержит критерии и порядок оценки. Одним из установленных критериев является «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», оценивается на основании представленного участником закупки комплекта документов в полном объеме: копий заключенных и исполненных в полном объеме или частично контрактов (договоров) с приложением к ним копий актов имеющихся на дату подачи заявки, либо иных документов, оформленных надлежащим образом, подтверждающих исполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов электрической энергии на цели внутреннего освещения и о величине полученной экономии в рамках каждого представленного контракта (договора).

Из совокупности приведенных положений закупочной документации следует, что организатор закупки предлагает участникам закупки представить документы, на основании которых будет проводиться оценка заявок, и документов, в проведении оценки заявок по критериям оценки не участвующих.

Закон о закупках не содержит перечень документов и сведений, которые организатор закупки вправе затребовать/попросить  к представлению в составе заявки. Нет такого перечня и в Положении о закупках. При этом, как было указано выше, Закон о закупках предусматривает в закупочной документации наличие требований к содержанию заявки

 Кроме того, непредставление рассматриваемых документов закупочная документация не связывает с недопуском заявки к участию в закупке.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия организатора закупки, выразившиеся  в предложении к представлению в составе заявки вышеперечисленных документов, не являются нарушением Закона о закупках, Положения о закупках.

Принимая во внимание  изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу необоснованной.

 

Решение  может  быть  обжаловано  в суд или в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны