Письмо б/н решение от 29 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение №024/07/3-58/2021
«26» января 2021 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: (далее – Комиссия), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) жалобу ООО «ЮК-Ойл» (вх.№376 от 15.01.2021) на действия организатора торгов - Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Пассажирское автотранспортное предприятие» при проведении открытого конкурса с подачей заявок на бумажных носителях на оказание услуг по заправке дизельным топливом Евро К5 (летнее, межсезонное, зимнее) автотранспорта заказчика с помощью пластиковых карт через мобильную топливозправочную станцию, установленную на территории заказчика (извещение №32009874048) (далее - закупка), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 18.01.2021 поступила жалоба ООО «Техника», на действия организатора закупки, выразившиеся в выразившиеся в необоснованном описании объекта закупки.
Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона в адрес подателя жалобы, организатора закупки, закупочной комиссии было направлено уведомление о поступлении жалобы.
В рассмотрении жалобы участвовали:
- представители организатора закупки Аллаярова С.П. (доверенность №33-01/08/30 от 21.01.2021), Истомин С.А. (доверенность №33-01/08/36 от 22.01.2021);
- представитель подателя жалобы Баслакова Д.А. (доверенность 11.01.2021).
Согласно доводам жалобы, в закупочной документации необоснованно установлено требование о порядке заправки топливом с помощью пластиковых карт, через мобильную топливозправочную станцию, требования к которой указаны в закупочной документации.
Организатор закупки представил пояснения, в которых указал на отсутствие собственной заправочной станции, на установление требований к мобильной топливнозаправочной станции в соответствии с нормативными актами.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», установила следующее.
Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением о закупках, утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках.
Предметом закупки, согласно закупочной документации, является Заправка дизельным топливом Евро К5 (летнее, межсезонное, зимнее) автотранспорта Заказчика с помощью пластиковых карт через мобильную топливозаправочную станцию (далее - МТЗС), установленную на территории заказчика, характеристики которой (станции) содержатся в Техническом задании закупочной документации.
В Техническом задании прописан порядок оказания услуг.
Из предмета закупки и проекта договора следует, что право собственности на МТЗС у организатора закупки не возникает, по окончании срока действия договора МТЗС подлежит демонтажу и вывозу с территории организатора закупки силами Поставщика.
Согласно частям 2 и 9 статьи 4 Закона о закупках организатор закупки формирует потребность в товарах, работах, услугах в плане закупок и удовлетворяет ее (потребность) путем проведения закупки с указанием предмета закупки в извещении о проведении закупки.
Следовательно, определение предмета закупки (товар, работы, услуги) является исключительным правомочием организатора закупки. В соответствии с частью 1.4.2 Положения о закупках планирование закупок осуществляется исходя из оценки потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах. Основой для формирования плана закупки являются прогнозные и (или) утверждённые параметры и производственные программы заказчика на плановый период. В план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика
В связи с этим определение организатором закупки предмета закупки – оказание услуг заправки с использованием пластиковых карт посредством МТЗС не может быть признано нарушением Закона о закупках.
Предметом закупки является заправка автотранспорта организатора закупки с использованием оборудования поставщика, размещенного на территории организатора закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках закупочная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги.
Из предмета закупки и указанных положений Закона о закупках следует, что в закупочной документации могут быть установлены требования к МТЗС, выполнение которых позволит разместить оборудование на территории организатора закупки и оказать услуги, являющиеся предметом закупки.
Вместе с тем, в закупочной документации установлены следующие характеристики (с указанием обоснования установления характеристики, представленного организатором закупки в пояснениях):
«Мобильная топливозаправочная станция должна соответствовать следующим критериям:
- Общие характеристики
Объем общей вместимости не менее 39 м3;
Количество камер - 4 шт (минимально допустимое в соответствии с СП 156.13130.2014);
Толщина стенок - Две стенки по 4 мм. (минимально допустимое в соответствии с СП 156.13130.2014);;
Материал - Сталь ст3сп5 (ГОСТ 17032-2010).
Климатическое исполнение У;
Вид используемого топлива - дизельное;
Днища резервуара - сферические отбортованные, изготовленные с применением автоматической сварки.
Габаритные размеры (размеры площадки для размещения МТЗС):
- длина – не более 18 м.;
- ширина – не более 2,45 м.;
- высота – не более 3 м.;
- масса – не более 14 000 кг.
Год выпуска – не ранее 2020 года
- Комплектация
Емкость - не менее 39 м3;
Автоматическая система пожаротушения «Буран 2.5взр» либо эквивалент - 2 шт (количество в соответствии с СП 5.131130.2009).
Освещение во взрывобезопасном исполнении – 2 шт (ГОСТ Р 58404-2019).
Воздухозаборники (обеспечивают вентиляцию в технологическом отсеке) – 2 ед (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания).
Защитный кожух - 4 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Горловина – 4 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Линия наполнения – 1 ед.
Линия выдачи - Трубопровод, фланцы, клапан приемный.
Линия замерная ЛЗ 80 (либо эквивалент) - 1 шт.
Клапан дыхательный совмещенный – 4 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Линия метроштока – 4 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Линия уровнемера –4 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Уровнемер типа ПМП-201(либо эквивалент) - 1 шт.
ТРК- Установка топливная Кamка 5111-22 (либо эквивалент) – 2 шт. (всасывающая гидравлика, 1 вид топлива, однострочная индикация, 1 рукав 4 м, производительность не менее 80 л/мин, автоматический кран, питание 380 В, счётчик с погрешностью не более +/- 0,25%).
Линия обесшламливания – 3 шт. (количество кратно количеству камер, минимальное во избежание удорожания)
Электрический щит управления (производство «Провенто» (либо эквивалент))
Молниезащита (болт заземления) – 1 шт.
Метрошток – (входит в комплект) - 1 шт.
Градуировочная таблица (геометрический метод с выдачей сертификата ЦСМ применимого в сфере государственного регулирования) - 1 шт.
УЗА (устройство заземления автоцистерн) - 1 шт.
- Прочие требования к МТЗС
Покрытие – резервуар должен быть покрыт эпоксидным двухкомпонентным грунтом + двухкомпонентной полиуретановой эмалью серии Selemix либо эквивалент. Нанесение должно быть произведено в покрасочно - сушильной камере с обеспечением равномерной просушки. (ГОСТ 17032-2010)
Трубопроводы должны быть окрашены отдельно от резервуара и только потом собираться. Таким образом, должен быть обеспечен абсолютный прокрас по всей поверхности. Болтовые соединения и резиновые уплотнения не должны закрашиваться, а собираться на оцинкованных метизах.
Цвет исполнения - резервуар белый (из требований безопасности (минимальный нагрев в летний период), максимально дешевый цвет в целях избежания удорожания).
Резервуар должен иметь площадку обслуживания с противоскользящим покрытием, со съемным (для транспортировки) ограждением и лестницей для подъема на площадку обслуживания. Межстенное пространство должно быть заполнено тосолом и герметизировано. Резервуар должен быть оборудован системой контроля герметичности его межстенного пространства с расширительным бачком оборудованным огнепреградителем и преобразователем ПМП – 185 либо эквивалент, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) о разгерметизации и автоматическое прекращение наполнения резервуара.
Топливораздаточное и технологическое оборудование должно располагаться в закрытом технологическом отсеке – оснащенным распашными металлическими дверьми с замком.
Обязательно наличие поддона для сбора аварийных проливов; воздухозаборников, которые обеспечивают вентиляцию в технологическом отсеке; автоматической системы пожаротушения «Буран 2.5взр» либо эквивалент и освещения во взрывозащищенном исполнении.
На каждую горловину должна быть установлена электронная пломба, при открытии крышки данные передаются в ПО контроллера. Технологический отсек для ТРК должен быть выполнен в соответствии с НПБ 111-98.
Первый ТРК должен располагаться в закрытом технологическом отсеке за металлическими дверьми с запорным устройством с выводом панели контроллера и топливораздаточного рукава с пистолетом на боковую (правую) сторону технологического отсека.
Второй ТРК, агрегат наполнения и электрический щит управления располагаются в закрытом технологическом отсеке за металлическими дверьми с запорным устройством. Вывод панели контроллера и топливораздаточного рукава с пистолетом на боковую (левую) сторону технологического отсека.
Агрегат наполнения резервуара топливом от автоцистерны (узел налива с затвором, с сетчатым фильтром, патрубком муфты сливной, агрегат КМ 80-65-140Е либо эквивалент, производительностью 45 куб.м./ч, запорная арматура, обратный клапан). Электронасос должен быть оснащён системой защиты и блокировки:
- блокировка запуска при незаземлённой автоцистерне;
- блокировка запуска при разгерметизации станции;
- автоматическое отключение при наполнении резервуара;
- защита от «сухого» хода насоса.
Система предотвращения переполнения резервуара при сливе топлива при достижении 90% заполнения резервуара включает светозвуковую сигнализацию ВС-3 либо эквивалент. При достижении 95% заполнения происходит отключения насоса наполнения.
Передача данных на компьютер проводная или по GSM-каналу. Должна быть возможность интеграции данных в 1С. Должен быть возможным отпуск топлива, как через ПК оператора, так и с использованием пластиковых карт (бесконтактная карта). В комплекте необходимо иметь программное обеспечение, считыватель карт, карты пользователя в количестве по запросу, но не менее 200 шт.
ТРК должна блокировать подачу топлива при заполнении бака (автоматический раздаточный кран с отсечкой, которая срабатывает (отсекает подачу топлива), когда бак заполнен). Для предотвращения выхода топлива при повреждении ТРК должен быть установлен обратный клапан на трубопроводе, ТРК должна быть оснащена разрывной муфтой.»
ГОСТ 17032-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», утвержденный Приказом Росстандарта от 25.04.2019 №167-ст, является документом, применяемым, в силу статьи 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» на добровольной основе.
СП 156.13130.2014. «Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» утвержденный в действие Приказом МЧС России от 05.05.2014 №22.1, отнесен Приказом Росстандарта от 14.07.2020 №1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к документам, применяемым на добровольной основе.
В закупочной документации не содержится положений о соответствии МТЗС требованиям указанных в пояснениях организатора торгов и вышепоименованных актов. Также согласно пояснениям некоторые из характеристик МТЗС установлены организатором закупки с целью «избежания удорожания». При этом закупка проводится конкурентным способом, одним из критериев оценки и соответственно, предложением участника закупки является цена договора. В связи с этим именно участник закупки должен определять свое предложение, исходя из имеющихся важностей, о товаре, с помощью которого надлежащим образом будут выполнены условия договора, и стоимости договора, по которой участник готов условия договора выполнить.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках закупочная документация должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Аналогичные требования содержатся в части 5.4.2 Положения о закупках.
Из указанных норм следует, что «иные» требования, т.е. не предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, должны быть связаны с определением услуги по заправке дизельным топливом через мобильную топливозаправочную станцию. Доказательств и пояснений, касающихся невозможности получения организатором закупки требуемой услуги в том случае, если МТЗС будет иметь характеристики, отличающиеся от указанных в закупочной документации, представлено не было. Следовательно, такие характеристики не влияют на удовлетворение заказчика в услуге, являющейся предметом закупки.
Таким образом, установив в закупочной документации требования к МТЗС, не регулируемые техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и/или не в соответствии с ними, организатор закупки допустил нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Положения о закупках и, как следствие, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу обоснованной.
- Признать организатора торгов нарушившим требования части 1 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках.
- Выдать организатору торгов предписание о порядке устранения нарушений порядка организации торгов.
Решение может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|