Решение б/н Решение по делу № 294-15-16-14 от 22 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Комитет по  управлению муниципальным  имуществом Рыбинского района

Красноярского края

 

663960, Красноярский край, г. Заозерный ул. Калинина, 2

 

 

 ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс»

 

 663960, г. Заозерный

 ул.Промышленная, 2

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №294-15-16-14

 

22 октября 2014 года                                                                                     г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена  на заседании Комиссии  16 октября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2014 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...> – старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело №294-15-16-14, возбужденное в отношении Комитета по  управлению муниципальным  имуществом Рыбинского района Красноярского края (663960, г. Заозерный, ул. Калинина, 2) по признакам нарушения части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в издании Распоряжений от 08.10.2013 № 1353, от 29.10.2012 № 1800, от 05.04.2013 № 428, от 29.10.2013 № 1803  о предоставлении муниципального имущества в аренду ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» (далее - ООО «РКК»), которые предполагают заключение договоров  аренды с указанным субъектом без проведения торгов, а также в отношении  Комитета по  управлению муниципальным  имуществом Рыбинского района Красноярского края (далее – КУМИ) (663960, г. Заозерный, ул. Калинина, 2) и ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» (663960, г. Заозерный, ул.Промышленная, 2) по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в заключении соглашения о передаче/получении в пользование ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» муниципального имущества  по договорам  аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 07/13 от 05.04.2013, № 20 от 29.10.2012 без проведения публичных процедур,  

 в присутствии представителя КУМИ <…> (доверенность б/н от 06.10.2014), а также представителя ООО «Рыбинский Коммунальный Комплекс» <…> (доверенность б/н от 01.02.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

Красноярским УФАС России  в период с 10.04.2014 по 09.07.2014 на основании приказа руководителя управления от 01.04.2014 № 150 «О проведении  выездной плановой проверки»  была проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией Рыбинского района Красноярского края.

В ходе проведения проверки были выявлены следующие договоры аренды, заключенные КУМИ Рыбинского района на основании Распоряжений администрации с хозяйствующими субъектами без проведения торгов:

1) договор аренды № 24/13 от 26.12.2013, заключенный с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», сроком действия с 01.10.2013 по 01.09.2014, на основании распоряжения от 08.10.2013  №1353;

2)  договор аренды № 18 от 29.10.2013, заключенный с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», сроком действия с 29.10.2012 по 28.09.2013 на основании распоряжения от 29.10.2012 № 1800;

3) договор аренды  № 07/13 от 05.04.2013, заключенный с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», сроком действия с 05.04.2013 по 05.03.2014 на основании  распоряжения от 05.04.2013 № 428;

4) договор аренды № 20 от 29.10.20012 с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», сроком действия с 29.10.2012 по 29.09.2013 на основании распоряжения от 29.10.2013 № 1803.

Указанные договоры были заключены без проведения торгов, что противоречит положениям статьи 15, 16, 17.1. ФЗ  «О защите конкуренции» и свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» при получении муниципального имущества.

Учитывая изложенное, на основании приказа Красноярского УФАС России от 11.09.2014 № 498 было возбуждено дело № 294-15-16-14. Определением от 11.09.2014 рассмотрение дела было назначено на 15.10.2014.

Согласно письменным пояснениям, представленным КУМИ в материалы дела (исх. от  02.10.2014 № 561/14, вх. № 20107 от 10.10.2014) договоры аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 20 от 29.10.2012 на момент рассмотрения дела расторгнуты. КУМИ представлены копии актов приема-передачи, подтверждающих факт возврата имущества в казну:

- от 01.09.2014 к договору аренды муниципального имущества от 01.10.2013  № 24/13;

- от 18.09.2013, от 19.07.2013  к договору аренды № 18 от 29.10.2012;

- от 09.08.2013(2 акта), от 19.07.2013 к договору аренды от 29.10.2012 №20.

Представитель КУМИ на заседании комиссии 15.10.2014 также сообщил, что на имущество, переданное по договору аренды № 24/13 от 26.12.2013, в настоящий момент объявлены торги, в качестве доказательства представлена копия извещения о проведении торгов № 180914/0124020/01 от 18.09.2014.

Согласно пояснениям представителя КУМИ, на имущество, переданное по договору  № 18 от 29.10.2012 в 2013 году уже были проведены торги (извещения № 310713/0124020/01 от 31.07.2013,  № 140813/0124020/01 от 14.08.2013,  № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 140813/0124020/01 от 14.08.2013), по результатам проведения которых с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» были заключены договоры аренды № 10А-2013 от 26.08.2013, договор аренды № 11/11А-2013 от 26.09.2013, договор аренды № 14/11А-2013 от 26.09.2014,  № 12А-2013 от 29.01.2014, а также договор аренды № 13/11А-2013 от 26.09.2013. В качестве доказательств представлены копии указанных извещений и договоров.

На имущество, переданное по договору аренды № 20 от 29.10.2012,  в 2013 году были также проведены торги, в качестве доказательств представлены копии извещений о проведении торгов № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 180713/012402/02 от 18.07.2013, а также копии договоров, заключенных с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» по результатам проведения указанных торгов:  № 12А-2013 от 29.01.2014, № 04/08А-2013 от 19.08.2013, № 08-08А-2013 от 19.08.2013, № 06-08А-2013 от 19.08.2013, № 07/08А-2013 от 19.08.2013.

Относительно  факта заключения договора аренды № 07/13 от 05.04.2013 представитель КУМИ пояснил, что указанный договор был заключен с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» на основании  п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» как с лицом, обладающим правом собственности на объект водоснабжения, имеющий взаимные точки присоединения с муниципальными объектами водоснабжения и вместе образующими систему водоснабжения населенных пунктов. Технологическая связь подтверждается, согласно пояснениям КУМИ, схемой к договору аренды № 07/13 от 05.04.2013, а также заключением отдела ЖКХ администрации Рыбинского района от 29.09.2014. На момент рассмотрения дела имущество, переданное обществу по договору № 07/13 от 05.04.2013, находится в пользовании ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» по договорам аренды № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014, заключенным в порядке исключения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» без проведения торгов.

В соответствии с пояснениями ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» (исх. от 13.10.2014 № 567), договоры аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 20 от 29.10.2012 на момент рассмотрения дела расторгнуты. Договор аренды № 07/13 от 05.04.2013 был заключен в порядке исключения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку объекты водоснабжения  г.Заозерного, с. Александровка, д. Новая Печора, с. Гмирянка, с. Новокамала, с. Бородино, д. Новая Рыбинского района, переданные по указанному договору, имеют взаимные точки присоединения с объектами, находящимися в собственности ООО «Рыбинский коммунальный комплекс». Комиссии представлены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» на объекты ЖКХ Рыбинского района.

Представитель ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» на заседании комиссии 15.10.2014 поддержал позицию, изложенную в пояснениях (исх. от 13.10.2014 № 567).

15 октября 2014 года в заседании Комиссии на основании ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 16.10.2014.

Комиссией по рассмотрению дела № 294-15-16-14 были установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Между КУМИ и ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» были заключены следующие договоры аренды без проведения торгов: договор аренды № 24/13 от 26.12.2013, заключенный на основании распоряжения от 08.10.2013  № 1353; договор аренды № 18 от 29.10.2013, заключенный на основании распоряжения от 29.10.2012 № 1800, договор аренды  № 07/13 от 05.04.2013, заключенный на основании  распоряжения от 05.04.2013 № 428 и  договор аренды № 20 от 29.10.2012, заключенный на основании распоряжения от 29.10.2013 № 1803.

В соответствии с актом приема-передачи от 01.09.2014 к договору аренды муниципального имущества от 01.10.2013  № 24/13, актами приема-передачи от 18.09.2013, от 19.07.2013  к договору аренды № 18 от 29.10.2012 и актами приема-передачи от 09.08.2013(2 акта), от 19.07.2013 к договору аренды от 29.10.2012 №20 имущество, переданное по договорам, возвращено в казну муниципального образования Рыбинский район.

Согласно акту приема-передачи от 12.05.2014 имущество, переданное по договору аренды 07/13 от 05.04.2013, возвращено в казну муниципального образования Рыбинский район.

Имущество, переданное по договору аренды № 24/13 от 26.12.2013, является предметом объявленных 18.09.2014 торгов (извещение № 180914/0124020/01 от 18.09.2014).

Имущество, переданное по договору  № 18 от 29.10.2012 являлось предметом проведенных торгов (извещения № 310713/0124020/01 от 31.07.2013,  № 140813/0124020/01 от 14.08.2013,  № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 140813/0124020/01 от 14.08.2013), по результатам  которых с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» были заключены договоры аренды № 10А-2013 от 26.08.2013, договор аренды № 11/11А-2013 от 26.09.2013, договор аренды № 14/11А-2013 от 26.09.2014,  № 12А-2013 от 29.01.2014, а также договор аренды № 13/11А-2013 от 26.09.2013.

Имущество, переданное по договору аренды № 20 от 29.10.2012 являлось предметом проведенных торгов (извещения № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 180713/012402/02 от 18.07.2013), по результатам которых с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» были заключены договоры аренды  № 12А-2013 от 29.01.2014, № 04/08А-2013 от 19.08.2013, № 08-08А-2013 от 19.08.2013, № 06-08А-2013 от 19.08.2013, № 07/08А-2013 от 19.08.2013.

На имущество, переданное ранее обществу по договору аренды № 07/13 от 05.04.2013 торги проведены не были. Предметом договора аренды № 07/13 от 05.04.2013 являлись: водопроводная сеть г.Заозерного, водонапорная башня с. Александровка, водопроводная сеть д. Новая Печера, водопроводная сеть с. Гмирянка, водозаборная скважина с. Новокамала, водозаборная скважина с. Бородино, водопроводная сеть и скважина д. Новая. Впоследствии данное имущество было передано в пользование ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» на основании договоров аренды № 25ТС/13 от 15.10.2013 (распоряжение № 1354 от 08.10.2013) и № 08ТС/14 от 13.05.2014 (распоряжение № 685 от 26.06.2014), предметом которых являются:

- водопроводная сеть д. Новая Печера;

 - водопроводная сеть с. Двуречное;

- скважина с. Двуречное;

- скважина с. Бородино;

- водопроводная сеть с. Успенка;

- водопроводная сеть г. Заозерного;

- водонапорная башня с. Александровка;

- водопроводная сеть с. Гмирянка;

- водопроводная сеть д. Новая;

- скважина д. Новая;

-  водозаборная скважина  с. Бородино;

- водозаборная скважина с. Новокамала;

- водозаборная скважина д. Воскресенка;

- водонапорная башня  с. Новокамала;

-   водопроводная сеть с. Рыбное.

В собственности ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» находятся следующие объекты согласно свидетельствам о государственной регистрации:

-  сер. 24 ЕИ № 965234 (водонапорная башня д. Новая Печера);

- сер. 24ЕК № 515152 (водозаборная скважина с. Бородино);

- сер. 24 ЕИ № 877108 (водонапорная башня с. Бородино).

- сер. 24ЕИ № 965354 (скважина в г. Заозерный);

- сер. 24 ЕИ № 965314 (водонапорная башня г. Заозерный);

- сер. 24 ЕИ № 965207 (водонапорная сеть с. Александровка);

- сер. 24 ЕИ № 965310 (скважина с. Александровка);

- сер. 24ЕИ № 965241 (водонапорная башня и скважина в с. Гмирянка);

- сер. 24ЕИ № 965237 (водонапорная башня с. Новокамала).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам.

Статья 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает поддержку добросовестной конкуренции.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу статьи 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено исключение, в соответствии с которым передача лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, может быть осуществлена без проведения торгов.

Согласно разъяснениям ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными. Примерами таких участков могут быть ранее являвшиеся бесхозными участки сетей инженерно-технического обеспечения, право собственности на которые зарегистрировано за тем или иным публично-правовым образованием, а также вновь построенные участки распределительных (внутриквартальных) сетей, принятые в государственную или муниципальную собственность в соответствии с рекомендациями Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"  водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии п. 26 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

КУМИ с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» был заключен договор аренды № 07/13 от 05.04.2013, а далее после его расторжения - договоры аренды  № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014 на следующее муниципальное имущество: водопроводная сеть д. Новая Печера, водопроводная сеть с. Двуречное, скважина с. Двуречное, скважина с. Бородино, водопроводная сеть с. Успенка, водопроводная сеть г. Заозерного, водонапорная башня с. Александровка, водопроводная сеть с. Гмирянка, водопроводная сеть д. Новая, скважина д. Новая,  водозаборная скважина  с. Бородино, водозаборная скважина с. Новокамала, водозаборная скважина д. Воскресенка, водонапорная башня  с. Новокамала,   водопроводная сеть с. Рыбное.

В собственности ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» находятся водонапорная башня д. Новая Печера, водозаборная скважина с. Бородино, водонапорная башня с. Бородино, скважина в г. Заозерный, водонапорная башня г. Заозерный, водонапорная сеть с. Александровка, скважина с. Александровка, водонапорная башня и скважина в с. Гмирянка, водонапорная башня с. Новокамала.

Сведения об объектах муниципальной собственности, переданных в пользование ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», и объектах, находящихся в собственности общества по населенным пунктам Рыбинского района представлены в следующей таблице.

 

Наименование населенного пункта Рыбинского района

Объект муниципальной собственности, переданный в пользование ООО «РКК» без торгов

Объект, находящийся в собственности ООО «РКК»

д. Новая Печера

Водопроводная сеть

Водонапорная башня

с. Двуречное

Скважина, водопроводная сеть

 

с. Бородино

Скважина, водозаборная скважина

Водозаборная скважина, водонапорная башня

с. Успенка

Водопроводная сеть

 

г. Заозерный

Водопроводная сеть

Скважина, водонапорная

с. Александровка

Водонапорная башня

Водонапорная сеть,

 скважина

с. Гмирянка

Водопроводная сеть

Водонапорная башня и скважина

д. Новая

Водопроводная сеть, скважина

 

с. Новокамала

Водозаборная скважина, водонапорная башня

Водонапорная башня

д. Воскресенка

Водозаборная скважина

 

с. Рыбное

Водопроводная сеть

 

 

Водозаборная скважина предназначена для добычи (подъема)  воды из подземного источника для централизованного водоснабжения, которая не является частью водопроводной сети.

Водонапорная башня предназначена для  регулирования напора и расхода воды в водопроводной сети, создания её запаса и выравнивания графика работы насосных станций.

Учитывая изложенное, исключение, предусмотренное п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» не может быть применено при передачи в пользование водозаборной скважины, водонапорной башни, поскольку указанные объекты не являются участком водопроводной сети (с. Двуречное, с. Бородино, с. Александровка, с. Новокамала).

Указанное исключение не может быть применено и при передаче всех муниципальных  водопроводных сетей населенного пункта в дополнение к водонапорной башне или скважине, находящейся в собственности ООО «РКК», поскольку указанные объекты не являются участком водопроводной сети (д. Новая Печера, с. Двуречное, г. Заозерный, с. Гмирянка).

Кроме того, в таких населенных пунктах как с. Двуречное, с. Успенка, д. Новая, д. Воскресенка и с. Рыбное ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» вообще не имеет объектов, находящихся в его собственности.

Таким образом, при передаче в пользование  водопроводной сети д. Новая Печера, водопроводной сети с. Двуречное, скважины с. Двуречное, скважины с. Бородино, водопроводной сети с. Успенка, водопроводной сети г. Заозерного, водонапорной башни с. Александровка, водопроводной сети с. Гмирянка, водопроводной сети д. Новая, скважины д. Новая,  водозаборной скважины  с. Бородино, водозаборной скважины с. Новокамала, водозаборной скважины д. Воскресенка, водонапорной башни  с. Новокамала,   водопроводной сети с. Рыбное, КУМИ необходимо было руководствоваться положениями ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», предполагающей проведение торгов.

Кроме того, при заключении договоров аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013 и № 20 от 29.10.2012 также необходимо было руководствоваться положениями ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», предполагающей проведение торгов.

Порядок проведения конкурсов и аукционов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России  N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом  ФАС России  N 67,  вступил в действие 7 марта 2010 года. 

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями ФЗ «О защите конкуренции», а именно по результатам проведения торгов, поскольку проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» пользовалось муниципальным имуществом на основании договоров аренды № 07/13 от 05.04.2013,  № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014, № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013 и № 20 от 29.10.2012, на момент заключения которых должны были быть соблюдены требования ФЗ «О защите конкуренции», вступившего в силу 26.10.2006.

Учитывая, что договоры аренды № 07/13 от 05.04.2013,  № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014, № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013 и № 20 от 29.10.2012 были заключены в период действия статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», приказа ФАС  России  № 67, правоотношения, возникшие в связи с заключением между КУМИ и ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» договоров аренды муниципального имущества, подлежали регулированию нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой переход прав владения в отношении муниципального имущества иному лицу без проведения процедуры торгов,  является нарушением требований, предусмотренных названной нормой.

Однако, КУМИ торги на заключение договоров аренды № 07/13 от 05.04.2013,  № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014, № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013 и № 20 от 29.10.2012 не проводило.

Вместе с тем, как стало известно Комиссии в ходе рассмотрения дела, договоры аренды № 07/13 от 05.04.2013, № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013 и № 20 от 29.10.2012 на момент рассмотрения дела сторонами расторгнуты, а договоры аренды № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014, являются действующими.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка (в том числе договор аренды муниципального имущества, заключенный без предварительного согласования с антимонопольным органом и без проведения торгов), нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Учитывая изложенное, в силу ст. 167-168 ГК РФ договоры аренды № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014,  являются ничтожным. 

Довод КУМИ и ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» о том, что договор аренды № 07/13 от 05.04.2013,  № 25ТС/13 от 15.10.2013 и № 08ТС/14 от 13.05.2014 КУМИ были заключены на основании  п. 8 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» не принимается Комиссией  ввиду того, что водозаборная скважина, водонапорная башня не являются участком водопроводной сети. При передаче муниципальных  водопроводных сетей населенного пункта в полном объеме в дополнение к водонапорной башне или скважине, находящейся в собственности хозяйствующего субъекта, также не представляется возможным руководствоваться вышеуказанным исключением, поскольку указанные объекты не являются участком водопроводной сети. Также передача муниципальных объектов инженерной инфраструктуры (участков инженерной сети) в пользование хозяйствующему субъекту при отсутствии объектов инженерной инфраструктуры в собственности этого хозяйствующего субъекта в населенном пункте также не может  быть осуществлено в порядке ч. 8 п. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациями, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 16 Федерального  закона  "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к   муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Стороны соглашения могли    заключить договоры только по результатам конкурсных процедур. Однако договоры заключены на основании Распоряжений КУМИ без проведения торгов, т.е. в нарушение порядка, установленного  статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции»,  что также противоречит статье 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, издание КУМИ Распоряжений  от 08.10.2013 № 1353, № 1354, от 29.10.2012 № 1800, от 05.04.2013 № 428, от 29.10.2013 № 1803, от 26.06.2014 № 685   о заключении договоров аренды с ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» без проведения торгов,  противоречит положениям части 1 статьи 15 и статье 17.1, ограничивает доступ потенциальных  участников к участию в торгах,  и, соответственно, ограничивает конкуренцию за право получения в пользование муниципального имущества; заключение  КУМИ и ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» договоров аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 07/13 от 05.04.2013, № 20 от 29.10.2012, № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014  без проведения публичных процедур противоречит положениям статьи  16 и 17.1 Закона о защите конкуренции и свидетельствует  о заключении антиконкурентных соглашений между указанными лицами о передаче/получении в пользование ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» муниципального имущества (в том числе, объектов ЖКХ) без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс», ведет к устранению иных хозяйствующих субъектов  от возможности получения во владение/пользование  муниципального имущества и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения д. Новая Перера, с. Двуречное, с. Бородино, с. Успенка, г. Заозерного, с. Александровка, с. Гмирянка, д. Новая, с. Новокамала, д. Воскресенка, с. Рыбное Рыбинского района Красноярского края.

Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы  других хозяйствующих субъектов (потенциальных пользователей), которые были ограничены в возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества. В соответствии со сведениями, представленными  КУМИ, на территории Рыбинского района деятельность в сфере организации жилищно-коммунального комплекса осуществляют 9 хозяйствующих субъектов (ООО УК «Заозерновский Жилищно-Коммунальный Комплекс», ООО УК «Управдом», Заозерновский филиал «КРЭК», ООО «Эколог плюс», ООО «Жилищно-коммунальный сервис» п. Саянский, ООО «Уральские тепловые сети», ООО «Рыбинский коммунальный комплекс»,  ООО «ЖКК Солянский», ООО «Саянский  жилищный комплекс»).

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу:

- о наличии в действиях КУМИ, связанных с изданием ограничивающих конкуренцию актов - Распоряжений от 08.10.2013 № 1353, № 1354, от 29.10.2012 № 1800, от 05.04.2013 № 428, от 29.10.2013 № 1803, от 26.06.2014 № 685 о предоставлении без торгов муниципального имущества в аренду ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс», нарушения части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- о наличии  в действиях КУМИ и ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс», связанных с достижением соглашений, по результатам которых были заключены договоры аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 07/13 от 05.04.2013, № 20 от 29.10.2012, № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014 без проведения публичных процедур, что привело к ограничению конкуренции,  нарушения пункта 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия учитывает тот факт, что ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» и КУМИ  приняты меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства, в части передачи имущества обществу по договорам  аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 07/13 от 05.04.2013, № 20 от 29.10.2012, заключенным на основании Распоряжений от 08.10.2013 № 1353, от 29.10.2012 № 1800, от 05.04.2013 № 428, от 29.10.2013 № 1803, а именно: договоры расторгнуты, имущество возвращено и объявлены торги. В доказательство КУМИ представлены копии актов приема-передачи: от 01.09.2014 к договору аренды муниципального имущества от 01.10.2013  № 24/13, от 18.09.2013, от 19.07.2013  к договору аренды № 18 от 29.10.2012,  от 09.08.2013(2 акта), от 19.07.2013 к договору аренды от 29.10.2012 №20, от 12.05.2014 к договору аренды 07/13 от 05.04.2013, что свидетельствует о расторжении договоров и возврате имущества в казну муниципального образования Рыбинский район, т.е. о добровольном устранении нарушения.

Также в доказательства проведения торгов КУМИ представлены извещения №180914/0124020/01 от 18.09.2014,  № 310713/0124020/01 от 31.07.2013,  № 140813/0124020/01 от 14.08.2013,  № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 140813/0124020/01 от 14.08.2013, № 131213/0124020/01 от 13.12.2013, № 180713/012402/02 от 18.07.2013, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Однако, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела имущество (водопроводная сеть д. Новая Печера, водопроводная сеть с. Двуречное, скважина с. Двуречное, скважина с. Бородино, водопроводная сеть с. Успенка, водопроводная сеть г. Заозерного, водонапорная башня с. Александровка, водопроводная сеть с. Гмирянка, водопроводная сеть д. Новая, скважина д. Новая,  водозаборная скважина  с. Бородино, водозаборная скважина с. Новокамала, водозаборная скважина д. Воскресенка, водонапорная башня  с. Новокамала,   водопроводная сеть с. Рыбное) находится в пользовании ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» на основании договоров аренды № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014, заключенных  в соответствии с Распоряжениями  КУМИ от 08.10.2013 № 1354, от 26.06.2014 № 685  Комиссия приходит к выводу о необходимости:

-  выдачи КУМИ предписания об отмене Распоряжений от 08.10.2013 № 1354, от 26.06.2014 № 685  о предоставлении муниципального имущества в аренду ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», на основании которых были заключен договоры аренды  № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014;

- выдачи КУМИ предписания о расторжении договоров аренды № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014 и принятии мер по возврату муниципального имущества, переданного  по указанным договорам в казну муниципального образования Рыбинский район;

- выдачи ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» предписания о  расторжении договоров аренды № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014 и принятии мер по возврату муниципального имущества, полученного по указанным договорам, в казну муниципального образования Рыбинский район.

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 16, 23, 39, 41, 49, 50  Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

 

 1. Признать Комитет по управлению муниципальными имуществом Рыбинского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части совершений действий, выразившихся в издании Распоряжений от 08.10.2013 № 1353, № 1354, от 29.10.2012 № 1800, от 05.04.2013 № 428, от 29.10.2013 № 1803, от 26.06.2014 № 685   о предоставлении муниципального имущества в аренду ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс», которые предполагают заключение договоров  аренды   с указанным субъектом без проведения торгов, что создало необоснованные преимущественные условия указанному обществу получения в пользование муниципального имущества и доступа на рынки водоснабжения, теплоснабжения с. Новокакамала, с. Малая камала, г. Заозерного, с.Рыбное, с. Александровка, д. Новая Печера, с. Гмирянка, с. Бородино, д. Новая  Рыбинского района Красноярского края.

2. Признать  Комитет по  управлению муниципальным  имуществом Рыбинского района Красноярского края и ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» муниципального имущества  по договорам  аренды № 24/13 от 26.12.2013, № 18 от 29.10.2013, № 07/13 от 05.04.2013, № 20 от 29.10.2012, № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014  без проведения публичных процедур, что свидетельствует  об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов  от возможности получения во владение/пользование муниципального имущества, что ограничило доступ иных субъектов на рынки водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с. Новокакамала, с. Малая камала, г. Заозерного, с. Рыбное, с. Александровка, д. Новая Печера, с. Гмирянка, с. Бородино, д. Новая  Рыбинского района Красноярского края.

3. Выдать Комитету по управлению муниципальными имуществом Рыбинского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, с этой целью КУМИ надлежит в срок до 1 июня 2015 года отменить Распоряжения от 08.10.2013 № 1354, от 26.06.2014 № 685  о предоставлении муниципального имущества в аренду ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс», на основании которых были заключены договоры аренды № 25тс/13 от 15.10.2013 и № 8тс/14 от 13.05.2014.

4. Выдать КУМИ администрации Рыбинского района Красноярского обязательное для исполнения предписание о расторжении в срок до 1 июня 2015 года договора аренды № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014 и принятии мер по возврату муниципального имущества, переданного  по указанным договорам в казну муниципального образования Рыбинский район,  осуществлять дальнейшую передачу муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанных договоров, в пользование хозяйствующим субъектам с соблюдением требований антимонопольного законодательства. 

5. Выдать ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения  и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ООО  «Рыбинский коммунальный комплекс» надлежит расторгнуть в срок до 1 июня 2015 года договоры аренды № 25тс/13 от 15.10.2013, № 8тс/14 от 13.05.2014 и принять меры по возврату муниципального имущества, полученного по указанным договорам, в казну муниципального образования Рыбинский район.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

Председатель Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                <...>

 

                                                                                                               <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны