Письмо №АГ/13296/23 Решение по делу 024/01/10-1148/2023 от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №024/01/10-1148/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 

07 августа 2023

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании 26.07.2023

В полном объеме решение изготовлено 07.08.2023.

 

Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – Годованюк А.А., руководитель управления; члены Комиссии – Коваленко А.А., заместитель начальника контрольного отдела; Байкалова Е.Б., государственный инспектор аналитического отдела, рассмотрев дело №024/01/10-1148/2023, возбужденное в отношении Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска (далее – УМ АТП, Майское шоссе, 45,а/я 33, г. Зеленогорск, Красноярский край, 663690, ИНН/ОГРН – 2453001359/1022401483730) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела;

в отсутствие представителя УМ АТП, ходатайствовавшего (вх. №14913-ЭП/23 от 21.07.2023) о рассмотрении дела в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ИП Юрьевой А.А. (вх. №23407/22 от 14.12.2022) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий УМ АТП, связанных с отказом от продления договора на оказание услуг автовокзала или автостанции.

По результатам рассмотрения вышеназванного заявления, в связи с выявлением в действиях УМ АТП признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе в предоставлении услуг автостанции, в частности реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерского обслуживания подвижного состава, предоставления права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20) ИП Юрьевой А.А., имеющей право осуществлять регулярные перевозки по маршруту №552 «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск», в расписание и путь следования по которому включен остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20», а именно: в отказе от продления срока по договору №Р-2022-49 от 04.05.2022 или заключения нового договора на оказание услуг автостанции в нарушение требований (обязанности), установленных частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров»), Красноярским УФАС России выдано предупреждение №АГ/4244/23 от 14.03.2023 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения в срок до 14.04.2023.

В соответствии с выданным предупреждением УМ АТП надлежало принять меры, направленные на повторное рассмотрение обращения ИП Юрьевой А.А. от 01.12.2022, 20.12.2022 о продлении договора №Р-2022-49 от 04.05.2022 на оказание услуг автостанций либо о заключении нового договора и при отсутствии законных оснований для отказа обеспечить предоставление ИП Юрьевой А.А. услуг автостанции, в частности реализацию билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава, предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания на объекте транспортной инфраструктуры – остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20».

УМ АТП в установленный срок предупреждение не исполнило, направило в адрес Красноярского УФАС России ходатайство УМ АТП о продлении срока исполнения предупреждения от 14.03.2023 № АГ/4244/23 (исх. № 356 от 14.04.2023; вх. № 7764/23 от 18.04.2023).

Из представленного ходатайства УМ АТП (исх. № 356 от 14.04.2023; вх. № 7764/23 от 18.04.2023) следует, что УМ АТП в адрес Красноярского УФАС России направлено обращение (исх. № 355 от 14.04.2023; вх. № 7763/23 от 18.04.2023) с просьбой провести проверку на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий (бездействия) Министерства транспорта Красноярского края и ИП Юрьевой А.А. по факту рассмотрения заявления ИП Юрьевой А.А. об установлении межмуниципального маршрута «г. Железногорск – г. Красноярск. – г. Зеленогорск». В связи с чем предприятие ходатайствует о продлении срока исполнения предупреждения до рассмотрения вышеуказанного обращения.

Иных документов (материалов), свидетельствующих о том, что на протяжении установленного срока исполнения предупреждения от 14.03.2023 № АГ/4244/23 велась необходимая работа по его исполнению в адрес Красноярского УФАС России не поступило.

В удовлетворении ходатайства отказано (исх. № АГ/6601/23 от 19.04.2023).

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России №117/23 от 27.04.2023 возбуждено настоящее дело.

Определением от 10.05.2023 о назначении дела №024/01/10-1148/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено УМ АТП, в качестве заявителя ИП Юрьева А.А. (ИНН – 241901869600), рассмотрение дела назначено на 05 июня 2023 года.

Дело №024/01/10-1148/2023 рассмотрено 05.06.2023 в присутствии ИП Юрьевой А.А., представителя ИП Юрьевой А.А. - Юрьева А.А. (доверенность №б/н от 10.01.2023); представителей УМ АТП – Михайловой А.А. (доверенность №16/22 от 17.10.2022), Змановской Н.П. (доверенность №09/23 от 01.06.2023). На заседании Комиссии представителями УМ АТП заявлено ходатайство об объявлении в деле перерыва в целях обсуждения с ИП Юрьевой А.А. вопроса о заключении договора на оказание услуг автостанции до конца лета 2023 года.

05.06.2023 в деле №024/01/10-1148/2023 объявлен перерыв до 09.06.2023.

Дело рассмотрено 09 июня 2023 года в присутствии представителя ИП Юрьевой А.А. - Юрьева А.А. (доверенность №б/н от 10.01.2023), в отсутствие представителя УМ АТП, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Определением от 09.06.2023 рассмотрение дела №024/01/10-1148/2023 отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 26.07.2023. Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. №АГ/10194/23 от 16.06.2023).

26 июля 2023 дело № 024/01/10-1148/2023 рассмотрено по существу в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в отсутствие представителя УМ АТП, ходатайствовавшего (вх. №14913-ЭП/23 от 21.07.2023) о рассмотрении дела в его отсутствие.

При рассмотрении дела №024/01/10-1148/2023 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

На основании свидетельства (серия 24МТ № 000101) об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Российской Федерации, ИП Юрьева А.А. с 18.04.2022 осуществляет перевозки по маршруту №552 (регистрационный номер в Реестре 231) «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск».

В соответствии с вышеуказанным свидетельством в маршрут включен начальный остановочный пункт (в обратном направлении следования) – «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20». Конечный остановочный пункт (в прямом направлении следования) – «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20». Кроме того, остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20» включен в реестр остановочных пунктов на автомобильных дорогах общего пользования Красноярского края, размещенном на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети «Интернет» (https://mintrans.gov.ru/).

Согласно сведениям, представленным Министерством транспорта Красноярского края (вх.№ 24701-ЭП/22 от 28.12.2022, вх.№8983/23 от 04.05.2023), на территории Красноярского края установлено три межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, схемой движения которых предусмотрен остановочный пункт в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20). В г. Зеленогорске имеется автостанция, расположенная по адресу: ул. Ленина, 20, деятельность по продаже билетов по ул. Ленина, д. 20 в г. Зеленогорск осуществляет УМ АТП.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.10.2007 № 24-24-13/009/2007-968 помещение по адресу: г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20 принадлежит на праве хозяйственного ведения УМ АТП. В соответствии с техническим паспортом вышеуказанного помещения последнее содержит части помещения следующего назначения: зал ожидания (131 кв.м.), касса (14.8 кв.м.), санузел (3,7 кв.м), коридор (5,85 кв. м.), комната отдыха (12,3 кв.м.), авиакасса (12,3 кв.м.).

В соответствии с пунктом 2.3 Устава УМ АТП, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имущества Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 01.11.2017 №365-р, целью деятельности предприятия является решение вопросов местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению г. Зеленогорска и организации транспортного обслуживания населения г. Зеленогорска. Для достижения целей предприятие осуществляет, в том числе деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность автобусных станций.

04.05.2022 УМ АТП заключило договор №Р-2022-49 на оказание услуг автовокзалов и автостанций с ИП Юрьевой А.А.

Предметом вышеуказанного договора являлось:

- оказание услуг по продаже билетов на перевозку пассажиров и багажа на рейсы регулярных автобусных маршрутов, обслуживаемых ИП Юрьевой А.А., через кассу УМ АТП, расположенную по адресу: г. Зеленогорск, Красноярского края, ул. Ленина, 20, помещение 97.,

- оказание услуг по диспетчерскому обслуживанию рейсов на остановочном пункте «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20»;

- предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров;

- предоставление услуг зала ожидания.

Срок действия договора – с моментом подписания договора до полного расходования денежных средств, но не позднее – 31.12.2022.

01.12.2022 ИП Юрьева А.А. обратилась в УМ АТП с заявлением о продлении срока действия вышеуказанного договора с 01.01.2023.

Вместе с тем, письмом №1332 от 08.12.2022 УМ АТП сообщило ИП Юрьевой А.А., что не намерено заключать с ней договор на 2023 год на услуги по продаже билетов на междугородний маршрут №552 через кассу УМ АТП, расположенную по адресу: г. Зеленогорск, Красноярский край, ул. Ленина, 20, помещение 97.

Как следует из заявления ИП Юрьевой А.А. (вх.№23407/22) УМ АТП отказывается включать в общее расписание маршрут №552 «г. Железногорск- г. Красноярск- г. Зеленогорск», в связи с чем нет продажи билетов на вышеуказанный маршрут, что наносит ущерб деятельности ИП Юрьевой А.А. по перевозке пассажиров и приводит к потере прибыли. В продлении срока договора на оказание услуг автостанции на 2023 год УМ АТП отказало. На повторное заявление ИП Юрьевой А.А. от 20.12.2022 о заключении договора на оказание услуг автостанции УМ АТП письмом №45 от 19.01.2023 также сообщило о том, что не намерено заключать договор на 2023 год на оказание услуг автовокзалов и автостанций с ИП Юрьевой А.А. на услуги по продаже билетов на междугородный маршрут №552 через кассу, расположенную по адресу: г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20, пом.97. По мнению,

На заседании Комиссии представитель ИП Юрьевой А.А. сообщил Комиссии о том, что продажа билетов на маршрут №552 в настоящий момент осуществляется путем онлайн продаж, посадка и высадка пассажиров производится на остановочном пункте, вместе с тем препятствия заключаются в неосуществлении на автостанции продажи билетов на маршрут №552, в расписании на автостанции маршрута №552 нет, пассажиры не могут приобрести на месте билет через кассу, а многие пассажиры не знают о маршруте, об онлайн продаже или не имеют возможности приобрести билеты онлайн. Представитель ИП Юрьевой А.А. отмечает, что когда работала касса пассажиропоток был гораздо лучше, в настоящее время отмечается снижение пассажиропотока из. г. Зеленогорска. При этом из г. Железногорска, г. Красноярска, где открыта предварительная продажа билетов на маршрут №552 снижения пассажиропотока нет. Убытки ИП Юрьева А.А. от действий УМ АТП значительны. По мнению ИП Юрьевой А.А., действия УМ АТП связаны с тем, что ИП Юрьева А.А. является конкурентом УМ АТП на соответствующем товарном рынке. На автостанции имеется зал ожидания, санузел закрыт для посещения пассажирами.

Кроме того, на заседании Комиссии 09.06.2023 представитель ИП Юрьевой А.А. представил дополнительные письменные пояснения (вх.№11834/23 от 09.06.2023), в которых просил учесть те обстоятельства, что УМ АТП получало сбор в размере 15 процентов, при этом договорные обязательства по договору от 04.05.2022 в январе, феврале 2023 г. не выполняло. ИП Юрьева А.А. в результате сложившейся ситуации не могла своевременно оплачивать текущие обязательства, за просроченные платежи накладывались пени.

Из письменных пояснений УМ АТП (вх.№ 1257-ЭП/23 от 20.01.2023, вх.№ 11175 от 01.06.2023), а также пояснений, озвученных на заседании Комиссии, следует, что УМ АТП не препятствовало продаже билетов ИП Юрьевой А.А. С ИП Юрьевой А.А. был заключен договор №Р-2022-49 от 04.05.2022, срок действия которого истек 31.12.2022. С другими перевозчиками договоры на аналогичные услуги никогда не заключались. Остановочный пункт (площадка для посадки пассажиров), расположенный в районе дома №20 по ул. Ленина в г. Зеленогорске не входит в состав транспортной инфраструктуры УМ АТП, никаких документов на указанный остановочный пункт УМ АТП не имеет. Помещение №97, расположенное по ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск, не является автовокзалом либо автостанцией, ввиду того, что согласно Приказу Министерства транспорта Красноярского края от 02.10.2020 г. №406 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций» к минимальным требованиям автостанции относятся билетная касса и (или) автомат для продажи билетов, зал ожидания, отдельные туалетные кабины с санитарными приборами, в количестве 2х единиц, пункт оказания первой помощи, комната отдыха водителей с местами для сидения. Помещение, в котором расположена автокасса УМ АТП, не имеет санузла для посетителей, комнаты отдыха для водителя и зала ожидания. Холл помещения практически весь сдается в аренду, комната отдыха и санузел, указанные в техническом паспорте помещения, являются служебными помещениями для работников кассы. Кроме того, УМ АТП сообщает о том, что в настоящее время УМ АТП ведется работа по реструктуризации предприятия: прекращение работы автокассы как обособленного подразделения (планируется сдача в аренду места где расположена автокасса), сокращение штата (в том числе по должности «кассир билетный»), планируется установка оборудования (моноблока) с доступ в сеть Интернет для самостоятельного приобретения пассажирами электронных билетов на маршруты в любых направлениях по Красноярскому краю всех официально зарегистрированных в Министерств Красноярского края перевозчиков, в том числе и на рейсы по маршруту №552, выполняемые ИП Юрьевой А.А.

На заседании Комиссии 05.06.2023 представитель УМ АТП сообщил о готовности рассмотреть вопрос о заключении договора на оказание услуг по продаже билетов на маршрут №552 через кассу до окончания работы по реструктуризации, приблизительно до окончания летнего сезона. В связи с необходимостью обсуждения условий договора с ИП Юрьевой А.А. УМ АТП было заявлено ходатайство об объявлении в деле перерыва.

После возобновления рассмотрения дела после перерыва сведений от сторон о заключении договора на оказание услуг по продаже билетов в адрес Красноярского УФАС России не поступило.

В возражениях на заключение об обстоятельствах дела УМ АТП (исх.№708 от 20.07.2023, вх.№14913-ЭП/23 от 21.07.2023) сообщило о том, что 19.06.2023 заключило с ИП Юрьевой А.А. договор №Д-2023-59 на оказание услуг автокассы и диспетчерского обслуживания на период до окончания работы автокассы после реструктуризации. УМ АТП в возражениях поддержало ранее изложенные доводы, с выводами заключения об обстоятельствах дела не согласилось. УМ АТП в подтверждение доводов об отсутствии статуса автостанции у помещения №97, расположенного по адресу ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск, представило письмо Первого заместителя Главы ЗАТО г. Зеленогорск по жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре и градостроительству от 10.07.2023 №1-11/2913, из которого следует, что «На территории муниципального образования «ЗАТО г. Зеленогорск автостанция, как объект транспортной инфраструктуры отсутствует». По мнению УМ АТП, сведения представленные Министерством транспорта Красноярского края по признанию остановочного пункта автостанцией на автодороге в районе жилого дома по ул. Ленина, 20 в городе Зеленогорске, не соответствуют действительности. Относительно закрепления в Уставе УМ АТП, утвержденном распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 01.11.2017 №365-р, деятельности автовокзалов и автостанций УМ АТП отмечает, что обязательное осуществление юридическим лицом всех видов экономической деятельности, закрепленных в Уставе, законодательно не требуется. В настоящее время автостанция в г. Зеленогорске отсутствует. ИП Юрьева А.А. может открыть в городе Зеленогорске свою автокассу по продаже билетов на перевозку пассажиров по маршруту №552, препятствий к этому нет. На остановочном пункте в районе Ленина,20, г. Зеленогорск может остановиться как транспортное средство ИП Юрьевой А.А. так и другие транспортные средства. По мнению УМ АТП, ИП Юрьева А.А. предоставляет недостоверные сведения о том, что отказ УМ АТП в продлении договора на оказание услуг автостанции наносит ущерб ее деятельности, поскольку приводит к потере прибыли и убыткам. С января 2023 года, когда услуги УМ АТП по продаже билетов на 552 маршрут перевозчику не предоставлялись и, по мнению перевозчика, перевозчик начал терпеть убытки, перевозчиком выставлено на линию транспортное средство с большим количеством мест (39), чем в период правоотношений с УМ АТП в 2022 году. Предоставление на маршрут автобуса большей вместимости в 2023 году показывает о повышении пассажиропотока на 552 маршруте в отсутствие продажи билетов через кассу УМ АТП. То есть вне зависимости от продажи или отсутствия продаж билетов на 552 маршрут через автокассу ИП Юрьева А.А. получала прибыль, а не убытки. В связи с убытками УМ АТП от реализации услуг в течение предыдущих трех лет (2020,2021,2022 годы) по результатам финансово-хозяйственной деятельности подготовлен План мероприятий по оптимизации производства и организационной структуры предприятия, утвержденный приказом от 29.05.2023 №51. Согласно плану предполагается провести сокращение численности и штата работников, в том числе по должности «кассир билетный». Для самостоятельного приобретения пассажирам электронных билетов на регулярные автобусные маршруты в любых направлениях по Красноярскому краю, в том числе и на рейсы по маршруту №55, в помещении №97, расположенным по адресу улица Ленина,20, г. Зеленогорск, установлено и действует оборудование (моноблок) с доступом в сеть Интернет. Пассажиры с июня 2023 года самостоятельно приобретают билеты на автобусные маршруты.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Согласно статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров», понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта», объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров» автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.

Согласно пункту 1 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров» владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании, не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном данным Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Под владельцем объекта транспортной инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9 части 1 статьи 3 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров»).

В силу части 3 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров» пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Согласно статье 17 Закона Красноярского края от 16.03.2017 № 3-502 «Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае» начальные и конечные остановочные пункты по межмуниципальному маршруту должны быть расположены на территориях автовокзалов, автостанций, железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, аэропортов, речных, морских портов и транспортно-пересадочных узлов. При отсутствии в муниципальном образовании автовокзалов, автостанций, железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, аэропортов, речных, морских портов и транспортно-пересадочных узлов допускается использование иных остановочных пунктов, оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статьей 7 ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта» требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 13 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (далее – Правила), пассажир имеет право бесплатного пользования размещенными в зданиях автовокзала, автостанции залами ожидания и туалетами при наличии билета на перевозку по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен этот автовокзал, автостанция, либо копии электронного билета на бумажном носителе или в виде изображения на экране мобильного устройства.

На территории и в основном здании автовокзала, автостанции в удобном для ознакомления месте и в понятной форме размещается информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков основных служб и помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), пункта медицинской помощи, камеры хранения (при наличии), туалетов, а также указывается направление движения к ним и к транспортным средствам соответствующих маршрутов (пункт 15 Правил).

Таким образом, деятельность автовокзала, автостанции связана с предоставлением различных видов услуг пассажирам и перевозчикам.

Как указано выше, согласно сведениям, представленным Министерством транспорта Красноярского края (вх.№ 24701-ЭП/22 от 28.12.2022, вх.№8983/23 от 04.05.2023), на территории Красноярского края установлено три межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, схемой движения которых предусмотрен остановочный пункт в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20), на территории которого расположена автостанция, деятельность по продаже билетов осуществляет УМ АТП.

Согласно пункту 2.3 Устава УМ АТП, утвержденного распоряжением Комитета по управлению имущества Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 01.11.2017 №365-р, целью деятельности предприятия является решение вопросов местного значения городского округа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению г. Зеленогорска и организации транспортного обслуживания населения г. Зеленогорска. Для достижения целей предприятие осуществляет, в том числе деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, деятельность автобусных станций.

Таким образом, деятельность автобусных станций напрямую закреплена в Уставе предприятия.

Учитывая, сведения, представленные Министерством транспорта Красноярского края (вх.№8983/23 от 04.05.2023), об отнесении помещения по адресу: ул. Ленина,20, г. Красноярск к автостанции, а также то обстоятельство, что в силу Устава к основному виду деятельности УМ АТП относится деятельность автостанции, а также, что УМ АТП был ранее заключен договор №Р-2022-49 на оказание услуг автовокзалов и автостанций от 04.05.2022, в соответствии с которым УМ АТП приняло на себя обязательство оказания услуг: по реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава ИП Юрьевой А.А., предоставление права пользования пассажирам ИП Юрьевой А.А. остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что УМ АТП является фактически владельцем объекта транспортной инфраструктуры (автостанция - ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск), в котором оказывает услуги автостанции.

Таким образам, несмотря на доводы УМ АТП, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что УМ АТП оказывает услуги автостанции. Письменными пояснениями (исх.№54 от 20.01.2023, вх.№1257-ЭП/23 от 20.01.2023) УМ АТП подтверждает заключение 04.05.2022 договора №Р-2022-49 с ИП Юрьевой А.А. на оказание услуг автовокзала и автостанций, а также факт отказа в заключении нового договора на оказание услуг.

Кроме того, УМ АТП сообщает (исх.№708 от 20.07.2023, вх.№14913-ЭП/23 от 21.07.2023) о том, что 19.06.2023 заключило с ИП Юрьевой А.А. договор №Д-2023-59 на оказание услуг автокассы и диспетчерского обслуживания. Согласно договору УМ АТП обязалось через кассу, расположенную в помещении №97, заключать с пассажирами договоры перевозок и провоза багажа на рейсы ИП Юрьвой А.А. в соответствии с предоставленными расписаниями движения и тарифами, информацией о типах и вместимости транспортных средств, осуществлять продажу билетов льготным пассажирам, обеспечить реализацию билетов самостоятельно, производить продажу билетов через кассу УМ АТП, расположенную в помещении №97, размещать в месте, где УМ АТП осуществляется реализация билетов и отправление транспортных средств ИП Юрьевой А.А., необходимую пассажирам информацию о выполняемых Заказчиком рейсах (расписание движения транспортных средств по маршруту №552), предоставлять отчет об оказанных услугах один раз в месяц, осуществлять диспетчерское обслуживание транспортных средств, информировать пассажиров посредством наглядных материалов о расписании движения автобусов по маршруту №552, о наличии свободных мест в автобусах, по всем иным вопросам перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

При этом остановочный пункт по адресу ул. Ленина, 20, г. Зеленогорск является единственным официально зарегистрированным и установленным для маршрутов регулярных перевозок остановочным пунктом в г. Зеленогорске, в котором осуществляется комплекс услуг автостанции.

Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для УМ АТП в силу части 1 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров». Доказательств убыточности оказания ИП Юрьевой А.А. услуг автостанции или иного обоснования экономической нецелесообразности УМ АТП не представлено, напротив, от оказания услуг автостанции УМ АТП получало дополнительный доход, на что указало УМ АТП в письменных пояснениях (исх.№54 от 20.01.2023, вх.№1257-ЭП/23 от 20.01.2023). Доходы, которые получило УМ АТП от действия договора составляют за шесть месяцев 57207,80 рублей при количестве перевезенных ИП Юрьевой А.А. пассажиров 782 человека.

Учитывая вышеизложенное, УМ АТП в нарушение положений ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров» необоснованно отказало ИП Юрьевой А.А. в заключении договора на оказание услуг автостанции.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, регламентированы положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном

В части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В пункте 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Фактически, на основании полученной информации от Министерства транспорта Красноярского края автостанция УМ АТП в муниципальном образовании г. Зеленогорск, является единственным объектом в котором осуществляется оказание услуг реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерское обслуживание подвижного состава, предоставление права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 1.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с мая 2022 года (дата заключения УМ АТП договора №Р-2022-49 от 04.05.2022 с ИП Юрьевой А.А на оказание услуг автостанции) и по июнь 2023 (дата составления аналитического отчета).

За продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются услуги автостанции, оказываемые УМ АТП по адресу: Красноярский край, город Зеленогорск, ул.Ленина,20.

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией объекта транспортной инфраструктуры – г. Зеленогорск.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

На основании полученных данных установлено, что на территории муниципального образования город Зеленогорск Красноярского края услуги автостанции оказывает одно предприятие – УМ АТП. Помещение, используемое автостанцией, находятся во владении и пользовании УМ АТП согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.10.2007 № 24-24-13/009/2007-968.

Таким образом, к хозяйствующим субъектам, действующим на товарном рынке оказания услуг автостанции перевозчикам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, на территории города Зеленогорска Красноярского края в период май 2022 – июнь 2023 гг. относится - УМ АТП.

В качестве хозяйствующих субъектов - покупателей на рассматриваемом товарном рынке выступают перевозчики - хозяйствующие субъекты, осуществляющие на законных основаниях деятельность по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, и по маршрутам которых, в соответствии с заключенными контрактами и выданными свидетельствами на право перевозки, в расписание и схемы движения включен остановочный пункт в г. Зеленогорске – автостанция по адресу г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20, принадлежащий УМ АТП.

Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта Красноярского края (исх.№83-4565 от 28.12.2022; вх.№24701-ЭП/22 от 28.12.2022) установлено три межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, схемой движения которых предусмотрен остановочный пункт в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20): маршрут №140 (перевозчик УМ АТП), маршрут №551 (перевозчик УМ АТП), маршрут №552 (перевозчик ИП Юрьева А.А.).

По результатам анализа товарного рынка оказания услуг автостанции перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок на территории города Зеленогорска Красноярского края установлено, что в географических границах муниципального образования г. Зеленогорск УМ АТП занимает доминирующее положение (с долей 100%) на указанном товарном рынке.

Уровень концентрации товарного рынка характеризуется как высококонцентрированный.

Оценка состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке показала, что существует труднопреодолимый барьер входа на товарный рынок - барьер капитальных затрат.
УМ АТП работает в здании автовокзала на правах хозяйственного ведения, следовательно, для данного предприятия не существовало барьера капитальных затрат. Указанные барьеры входа на рынок представляют собой технологическую невозможность и экономическую нецелесообразность строительства инфраструктуры, позволяющей выполнение работ и оказания соответствующих услуг. Фиксированные издержки, связанные со строительством и эксплуатацией инфраструктуры (объектов) высоки и создание параллельной системы, выполняющей те же самые функции, не может быть экономически оправдано.

Учитывая состав хозяйствующих субъектов, высокий уровень концентрации и наличие труднопреодолимых барьеров входа, рассматриваемый товарный рынок, может быть отнесен к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Комиссия учитывает доводы заявителя и отмечает, что ИП Юрьева А.А., УМ АТП осуществляют деятельность на одном товарном рынке, осуществляют перевозку пассажиров из г. Зеленогорск в г. Красноярск (и обратно). То есть, указанные субъекты являются конкурентами на товарном рынке по регулярным перевозкам по маршруту «город Красноярск – город Зеленогорск». Следовательно, указанными действиями УМ АТП намеренно необоснованно уклонялось от продления ранее заключенного с ИП Юрьевой А.А. договора №Р-2022-49 от 04.05.2022 на оказание услуг автостанции или заключения нового договора с целью недопущения (затруднения) осуществления иному хозяйствующему субъекту - конкуренту (ИП Юрьевой А.А.) деятельности по перевозкам пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск».

Доказательством намеренного затруднения УМ АТП деятельности ИП Юрьевой А.А. по осуществлению перевозок по маршруту №552 также являются представленные заявителем пояснения о неисполнении обязательств УМ АТП по договору №Р-2022-49 от 04.05.2022, в частности не размещение информации о маршруте в здании автостанции, не осуществление предварительной продажи билетов.

Согласно доводам ИП Юрьевой А.А., изложенным в заявлении, остановочный пункт УМ АТП (ул. Ленина, 20) единственный объект транспортной инфраструктуры на территории г. Зеленогорска, в связи с чем комплекс услуг автостанции ИП Юрьева А.А. может получить только при заключении соответствующего договора с УМ АТП. Отказ УМ АТП в продлении договора или заключении нового договора на оказание услуг автостанции наносит ущерб ее деятельности, поскольку приводит к потери прибыли, убыткам. Учитывая изложенное, необоснованный отказ УМ АТП в продлении договора или заключении нового договора на оказание услуг автостанции УМ АТП приводит (может привести) к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта - ИП Юрьевой А.А.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях УМ АТП нарушения запрета, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе в предоставлении услуг автостанции, в частности реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерского обслуживания подвижного состава, предоставления права пользования пассажирам остановочного пункта для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20) индивидуальному предпринимателю Юрьевой А.А., имеющей право осуществлять регулярные перевозки по маршруту №552 «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск», в расписание и путь следования по которому включен остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20», а именно: в отказе от продления срока по договору №Р-2022-49 от 04.05.2022 или заключения нового договора на оказание услуг автостанции в нарушение требований (обязанности), установленных частью 1 статьи 34 ФЗ №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров».

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение прекращено путем заключения УМ АТП с ИП Юрьевой А.А. договора №Д-2023-59 от 19.06.2023 на оказание услуг автокассы и диспетчерского обслуживания.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчику обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска, а также в отношении виновного должностного лица предприятия дел об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №024/01/10-1148/2023 о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Унитарное муниципальное автотранспортное предприятие г. Зеленогорска нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в части отказа в предоставлении услуг автостанции, в частности реализации билетов и багажных квитанций для перевозки пассажиров, диспетчерского обслуживания подвижного состава, предоставления права пользования остановочным пунктом для осуществления посадки и высадки пассажиров, предоставления услуг зала ожидания в г. Зеленогорске (ул. Ленина, 20) индивидуальному предпринимателю Юрьевой А.А., имеющей право осуществлять регулярные перевозки по маршруту №552 «город Железногорск - город Красноярск – город Зеленогорск», в расписание и путь следования по которому включен остановочный пункт «г. Зеленогорск, ул. Ленина, 20», а именно: в отказе продления срока действия договора №Р-2022-49 от 04.05.2022 (заключения нового договора на оказание указанных услуг).

2. В связи с тем, что допущенное нарушение устранено обязательное для исполнения предписание по делу не выдавать.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела № 024/01/10-1148/2023 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Унитарного муниципального автотранспортного предприятия г. Зеленогорска, а также в отношении виновного должностного лица предприятия дел об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23, 52 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УМ АТП
ИНН 2453001359, ОГРН 1022401483730
ИП Юрьева А.А.
ИНН 241901869600, ОГРН 315245500009061