Решение б/н Решение по делу № 370-16-115 от 30 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Прокуратура Емельяновского района

Красноярского края

пр. Почтовый, 2 «б», р.п. Емельяново,

Красноярский край, 663020

 

Министерство образования и науки

Красноярского края

ул. Карла Маркса, 122, г.Красноярск, 660021

 

Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края

ул. Марковского, 21, г.Красноярск, 660049

 

Администрация Емельяновского района Красноярского края

ул. Московская, 155, р.п. Емельяново,

Красноярский край, 663020

 

Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края

ул. Новая, 1-2, п. Солонцы, Емельяновский район, Красноярский край, 660015

 

ООО «СтройТехМонтаж»

ул. Вавилова, 1, оф. 310, г. Красноярск, 660093

ул. 9 Мая, 81, 3 этаж, г. Красноярск,

660077

stm@stmkr.ru

 

 

 

 

       

РЕШЕНИЕ

по делу № 370-16-15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

30.06.2016

 

г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии «16» июня 2016 года.

Полный текст решения изготовлен «30» июня 2016 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии - <...>, специалист-эксперт правового отдела; <...>, специалист-эксперт отдела контроля-закупок, рассмотрев дело №370-16-15, возбужденное в отношении администрации Емельяновского района Красноярского края (663020, Красноярский край, р.п. Емельяново, ул.Московская, 155), администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (660015, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1-2) и ООО «СтройТехМонтаж» (ул. Вавилова, 1, оф. 310, г. Красноярск, 660093) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии представителя ООО «СтройТехМонтаж» <…> по доверенности №13-0906/2016 от 09 июня 2016 года, в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной прокуратурой Емельяновского района Красноярского края (исх. №7/1-03-2015 от 27.08.2015).

При системном изучении представленных материалов в действиях администрации Солонцовского сельсовета, администрации Емельяновского района и ООО «СтройТехМонтаж» были выявлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения, связанного со строительством и планируемым приобретением за счет бюджетных средств детского сада на 190 мест на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», которое привело к устранению доступа на товарный рынок общестроительных работ, ввиду чего приказом Красноярского УФАС России №582 от 17 сентября 2015 года возбуждено настоящее дело.

Определением от 17 сентября 2015 года о назначении дела №370-16-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены администрация Емельяновского района Красноярского края, администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и ООО «СтройТехМонтаж», в качестве заявителя прокуратура Емельяновского района Красноярского края, а рассмотрение дела №370-16-15 назначено на 27.10.2015.

Рассмотрение дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, неоднократно откладывалось:

определением от 27.10.2015 на 03.12.2015,

определением от 03.12.2015 на 26.01.2016,

определением от 26.01.2016 на 03.03.2016,

определением от 03.03.2016 на 14.04.2016,

определением от 14.04.2016 на 17.05.2016.

17.05.2016 на заседании Комиссии, прокуратурой были представлены дополнительные сведения, подтверждающие выделение денежных средств из резервного фонда администрации Емельяновского района в размере 130 200 руб. (ста тридцати тысяч двухсот рублей) на «приобретение материалов, необходимых для проведения работ по устройству временной линии электропередач и обеспечения электроснабжения строительной площадки». Представителем Министерства образования Красноярского края была предоставлена информация, запрошенная определением от 14.04.2016.

Определением от 17.05.2016 рассмотрение дела было отложено на 09.06.2016, поскольку Комиссия пришла к выводу о том, что материалов дела достаточно для квалификации нарушения антимонопольного законодательства и решила принять заключение об обстоятельствах дела.

09.06.2016 после совещания Комиссии в деле был объявлен перерыв до 16.06.2016.

При рассмотрении дела №370-16-15 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Согласно главе 5 Устава Емельяновского района Красноярского края, Администрация Емельяновского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Емельяновского района, наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края. Администрацией района руководит Глава района на принципах единоначалия и без доверенности действует от имени администрации района. Администрация Емельяновского района обладает правами юридического лица. Администрация Емельяновского района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Красноярского края, решениями районного Совета депутатов, постановлениями администрации района, настоящим Уставом.

Глава Емельяновского района - высшее должностное лицо муниципального образования Емельяновский район, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Емельяновского района. Глава Емельяновского района действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом и решениями Емельяновского районного Совета депутатов. Глава Емельяновского района представляет муниципальное образование Емельяновский район в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами (статья 37 Устава).

В соответствии со статьей 39.1 Устава 2. Глава района в качестве высшего должностного лица Емельяновского района: представляет Емельяновский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Емельяновского района; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания районного Совета депутатов; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Емельяновского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края; представляет районному Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности; осуществляет прием граждан не реже 1 раза в неделю, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения; заключает в пределах своих полномочий от имени муниципального образования договоры и соглашения; назначает в соответствии с настоящим Уставом публичные слушания; осуществляет иные полномочия высшего должностного лица Емельяновского района в соответствии с федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, решениями районного Совета депутатов.

В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Глава района: осуществляет общее руководство деятельностью администрации района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации района; утверждает положения о структурных подразделениях администрации района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Главы района, всех заместителей Главы района, иных должностных лиц органов и структурных подразделений администрации района; организует взаимодействие администрации района с муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями; организует и контролирует выполнение решений, принятых жителями на местном референдуме, собственных правовых актов; ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения, организует прием граждан должностными лицами администрации района; организует работу с кадрами в администрации района, их аттестацию, переподготовку и повышение квалификации; формирует штат администрации района в пределах утвержденных в бюджете средств на ее содержание, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации района, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений администрации района; обеспечивает осуществление администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края; осуществляет функции главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета; осуществляет право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; участвует в принятии решения о приостановке эксплуатации объектов всех форм собственности в случае нарушения законодательства, экологических и санитарных норм; принимает решения о предоставлении и изъятии земельных участков в соответствии с земельным законодательством; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, решениями районного Совета депутатов.

Согласно главе 5 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Администрация сельсовета – является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Деятельностью администрации руководит на основе единоначалия Глава администрации.

В соответствии со статьей 32 Устава Администрация сельсовета: разрабатывает и исполняет бюджет сельсовета; осуществляет от имени сельсовета в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью сельсовета; разрабатывает и выполняет планы и программы развития сельсовета; учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы; осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета сельсовета; выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории сельсовета, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья, производству товаров и оказанию услуг для населения сельсовета; сдает в аренду муниципальное имущество; организует местные лотереи; от имени сельсовета осуществляет муниципальные заимствования в соответствии с действующим законодательством; обеспечивает деятельность Совета депутатов; представляет Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении сельсовета и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции Совета депутатов или Главы сельсовета, в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством; осуществляет регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами края и настоящим Уставом и не может принимать решений по вопросам, входящим в компетенцию других муниципальных образований, а также органов государственной власти. Правовые акты по вопросам, указанным выше, принимает Глава сельсовета.

Согласно статье 13 Устава Глава сельсовета является высшим должностным лицом сельсовета, наделенным согласно Уставу, собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Глава сельсовета представляет сельсовет в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами.

ООО «СтройТехМонтаж» зарегистрировано 06 апреля 2007 года в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Красноярска за основным государственным регистрационным номером 1072463003612.

Согласно уставу, утвержденному решением №15 единственного участника общества 07.08.2015, ООО «СтройТехМонтаж» создано с целью получения прибыли и насыщения рынка услугами и товарами, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.

По результатам проведенной прокуратурой Емельяновского района проверки установлено, что 12.06.2015 в администрацию Солонцовского сельсовета поступило обращение ООО «СтройТехМонтаж» о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «детский сад на 190 мест в п. Солонцы» на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: образование и просвещение, предоставленном ООО «СтройТехМонтаж» в аренду по результатам открытого аукциона от 27.05.2015.

В названном заявлении в качестве приложения указан следующий перечень документов: учредительные документы, договор аренды земельного участка №14 от 08.06.2015, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.

16.06.2015 администрацией Солонцовского сельсовета ООО «СтройТехМонтаж» выдано разрешение №24-307-615-2015 на строительство объекта капитального строительства «детский сад на 190 мест в п. Солонцы».

В ходе проверки прокуратурой был опрошен ведущий специалист по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета <…>, который пояснил, что в июне 2015 года им сообщалось главе Солонцовского сельсовета <…> и главе Емельяновского района <…> (а также на совещаниях по строительству данного объекта, которые проводил <…>), что выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Детский сад на 190 мест в п. Солонцы» в силу отсутствия проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы невозможна, поскольку противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ.

Однако как пояснил <…>, глава Емельяновского района <…> настаивал на необходимости выдачи данного разрешения на строительство ООО «СтройТехМонтаж» в связи с тем, что подрядчику - ООО «СтройТехМонтаж» Служба строительного надзора могла сорвать сроки строительства и привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

После разговора с его руководителем - главой Солонцовского сельсовета <…> разрешение на строительство от 16.06.2015 №24-307-615-2015 все же было им подписано, причем не 16.06.2015, а 21.07.2015, то есть задним числом.

09.12.2015 на основании требования прокуратуры Емельяновского района представитель Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края принял участие в проводимой прокуратурой Емельяновского района проверке соблюдения администрацией Солонцовского сельсовета законодательства при строительстве и вводе в эксплуатацию здания детского сада, расположенного по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а». В ходе указанной проверки были проверены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.12.2015 №24-307-391-2015, выданное МКУ «Администрация Солонцовского сельсовета» (далее - Разрешение), а также документы, на основании которых было выдано Разрешение. Согласно изученным документам строительство осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794.

Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края по результатам проверки были выявлены следующие нарушения: земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:1794 мог использоваться для строительства объекта (вспомогательный вид разрешенного использования) только при строительстве совместно с ним трех - пятиэтажных многоквартирных жилых домов (основной вид разрешенного использования); согласно указанной схеме (на основании которой (в том числе) было выдано Разрешение) часть сетей инженерно-технического обеспечения (теплосеть, канализация) выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:1794; разрешением на строительство от 01.10.2015 № 24-307-689-2015, выданным МКУ «Администрация Солонцовского сельсовета», строительство указанных сетей инженерно-технического обеспечения предусмотрено не было; отсутствуют доказательства исполнения администрацией Солонцовского сельсовета обязанности по направлению Разрешения в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (статья 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Главой района <…> в обоснование необходимости предоставления субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств в 2015 году в адрес Министерства образования Красноярского края, министру <…> , было отправлено письмо от 09.09.2015 (исх. №2235), в котором сообщалось о том, что во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» администрацией Емельяновского района был сформирован и утвержден Распоряжением администрации Емельяновского района от 17.04.2015 №134р план дополнительных мероприятий по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием до 01.01.2016, который включал в себя, в том числе, «строительство нового детского сада в п.Емельяново на 190 мест (строительство ведется, в 2016 г. планируется доукомплектование его на 30 мест)», а так же <…> сообщил, что «поскольку все ресурсы по укомплектованию существующих дошкольных образовательных учреждений исчерпаны, вариантом решения данной проблемы может стать строительство частным инвестором детского сада в п. Солонцы на 190 мест и получение дополнительного финансирования на последующий выкуп здания. На сегодняшний день ООО «СтройТехМонтаж» ведет активное строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 190 мест, заканчивается монтаж 2-го этажа».

При этом в заявлении от 09.09.2015 (исх. №2235) на участие в конкурсном отборе для финансирования расходов на приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, подписанном главой района <…> и направленном министру <…> выражена просьба рассмотреть документы Емельяновского района и предоставить субсидию для финансирования расходов на приобретение зданий и помещений для реализации программ дошкольного образования, приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях в размере 160 638 700 (сто шестьдесят миллионов шестьсот тридцать восемь тысяч семьсот) рублей, размер средств местного бюджета (софинансирование), предусмотренных на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях, составляет 807 300 (восемьсот семь тысяч триста) рублей (0,5%).

Постановлением Правительства Красноярского края от 12.03.2015 №86-п, постановлением от 01.12.2015 №632-п о внесении изменений в постановление правительства Красноярского края от 12.03.2015 №86-п, утвержден список победителей конкурсного отбора для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий муниципальных образовательных организаций, приобретения зданий и помещений, а также оборудования и мебели для создания условий, позволяющих реализовать образовательную программу дошкольного образования детей, в 2015 - 2016 годах. Согласно списку победителей конкурсного отбора Емельяновскому району предоставлена субсидия в размере 182335,3 тыс. руб. на введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий муниципальных образовательных организаций, приобретения зданий и помещений, а также оборудования и мебели для создания условий, позволяющих реализовать образовательную программу дошкольного образования детей, в 2015 - 2016 годах.

Так же в адрес руководителя администрации Емельяновского района <…> поступило письмо от 19.05.2015 за подписью руководителя управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района <…> с просьбой рассмотреть вопрос о выделении из резервного фонда администрации Емельяновского района 130 200 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения работ по устройству временной линии электропередач и обеспечения электроснабжения строительной площадки.

В мае 2015 года Администрацией Емельяновского района издано распоряжение об увеличении бюджетных ассигнований в связи с «необходимостью устройства временной линии электропередач и создания условий для обеспечения электроснабжения строительной площадки детского сада в п.Солонцы» в размере 130 200 рублей.

Коме того, в ходе прокурорской проверки было установлено, что 20.06.2015 между администрацией Емельяновского района в лице руководителя администрации района <…> и ООО «СтройТехМонтаж» заключено соглашение о намерениях, предметом которого является взаимодействие сторон в целях реализации государственной политики, направленной на реализацию прав граждан, нуждающихся в получении бесплатного дошкольного образования (пункт 1 Соглашения). Согласно пункту 1 Соглашения о намерениях, организация (ООО «СтройТехМонтаж») выражает намерение осуществить продажу здания детского сада в п.Солонцы Емельяновского района на 190 мест, по результатам завершения его строительства, согласно разрешению на строительство от 16.06.2015, а Администрация, в свою очередь, намерена приобрести указанное здание в собственность Емельяновского района в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №508-п.

Так, между администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «СтройТехМонтаж» 08.06.2015 был заключен договор аренды земельного участка №14, государственная собственность на который не разграничена по результатам открытых торгов на право заключения договора аренды земельного участка, протокола о результатах аукциона от 27 мая 2015 года. Согласно предмету договора, арендодатель предоставил арендатору земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 24:11:0090104:1794, площадью 10 949,00 кв.м., расположенный по адресу: п.Солонцы, ул.Новостроек, 6 «а», с видом разрешенного использования – образование и просвещение.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе о продаже права на заключение сроком на 10 лет договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования – образование и просвещение от 25.05.2014, по результатам рассмотрения заявок организатором аукциона принято решение о допуске следующих заявителей к участию в аукционе и признании их участниками аукциона: ООО «СтройТехМонтаж», ООО «ЖилСтройСервис», ООО «ЭнергоМонтаж», ООО «Строительная компания» и Шипшин А.А.

На сайте http://zakupki.gov.ru 26.11.2015 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона от №0119300066715000137 с обозначением объекта закупки: «приобретение здания (помещения) с оборудованием для размещения детского сада вместимостью не менее 190 мест».

Заказчиком выступила администрация Емельяновского района Красноярского края, действующая от имени муниципального образования Емельяновский район (ИНН 2411003682 КПП 241101001).

При этом, исходя из технического задания, ввод в эксплуатацию здания должен быть осуществлен «не ранее 2014 года». В описании объекта закупки, в том числе, было указано, что здание (помещение) (далее – Имущество) должно быть пригодно для размещения детского сада, отвечать установленным строительным, санитарным, пожарным нормам и правилам, соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством РФ к зданиям (помещениям) для реализации программ дошкольного образования, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений, установленных СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», в том числе должно:

- размещаться на внутриквартальной территории жилого микрорайона на территории Емельяновского района, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок;

- обладать отдельно огороженной территорией для прогулок детей и занятий физкультурой, с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта;

- иметь наружное электрическое освещение;

- иметь травяное покрытие групповых площадок и физкультурной зоны, с утрамбованным грунтом, то есть должно быть беспыльным или выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека;

- иметь уровни естественного и искусственного освещения соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме (электронном аукционе) (0119300066715000137) №2015-137/1 от 11.12.2015, электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе») поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе оператором электронной площадки не зарегистрировано ни одной заявки.

В дальнейшем, согласно пояснениям представителя администрации Емельяновского района <…> по доверенности б/н от 01 сентября 2015 года, руководствуясь пунктом 31 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» (заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией) ввиду того, что приобретаемый объект у ООО «СтройТехМонтаж» (детский сад) являлся муниципальной нуждой, ввиду отсутствия мест дошкольного образования в населенном пункте, ввиду принятия решения Правительством Красноярского края о предоставлении субсидий, у администрации Емельяновского района возникло право на приобретение указанного здания.

Рассмотрев заключение об обстоятельствах дела, администрация Емельяновского района Красноярского края не согласилась с позицией Управления ввиду следующего.

Статья 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По мнению администрации Емельяновского района, наличие соглашения «О намерениях» от 20.06.2015 (заключенного между администрацией Емельяновского района в лице руководителя <…> и ООО «СтройТехМонтаж», предметом которого является взаимодействие сторон в целях реализации государственной политики, направленной на реализацию прав граждан, нуждающихся в получении бесплатного дошкольного образования, согласно пункту 1 которого, организация выражает намерение осуществить продажу здания детского сада в п.Солонцы Емельяновского района на 190 мест, по результатам завершения его строительства, а администрация в свою очередь намерена приобрести указанное здание в собственность Емельяновского района в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №508-п) само по себе не является достаточным доказательством антиконкурентного соглашения достигнутого между органом власти и хозяйствующим субъектом, поскольку Управлением не доказан факт ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке в результате реализации такого соглашения.

Исследовав материалы дела №370-16-15, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об организации местного самоуправления») установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ «О кон­трактной системе» настоящий Феде­ральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и му­ниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в ча­сти, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом кото­рого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобре­тение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).

Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О кон­трактной системе» закупка товара, работы, услуги представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установлен­ном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размеще­ние извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения кон­тракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муни­ципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законо­дательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляю­щие закупки. Государственным контрактом, муниципальным контрактом признается дого­вор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (госу­дарственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государ­ственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 9 статьи 3 1 ФЗ «О кон­трактной системе»).

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В статье 8 вышеуказанного закона закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов.

Применение ФЗ «О контрактной системе» обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Ввиду того, что администрацией Емельяновского района была выбрана такая конкурсная процедура приобретения здания для реализации нужд муниципального образования, как электронный аукцион, то и установленные законодательством требования для такой конкурсной процедуры должны были соблюдаться в полной мере.

Отсутствие необходимости выбора такой процедуры, как проведение аукциона, не свидетельствует о возможности администрации, при реализации полномочий, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено; под застройщиком – юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке, в том числе строительство, объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.

Частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство в нарушение части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса не представлены материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства.

Кроме того, в нарушение части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство ООО «СтройТехМонтаж» не представлены документы, подтверждающие прохождение экспертизы проектной документации.

Прокуратурой было установлено, что сведения о проектной документации, проектных характеристиках, характеристиках надежности и безопасности объекта капитального строительства, внесенные в пункты 3.3, 4 разрешения №24-307-615-2015 на строительство объекта капитального строительства «детский сад на 190 мест в п. Солонцы» документально не подтверждены.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, по результатам проведенной проверки выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Вместе с тем, администрацией Солонцовского сельсовета проверка документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не проведена.

Кроме того, согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Устава Солонцовского сельсовета, Глава сельсовета представляет сельсовет в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами, от имени сельсовета приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, без доверенности действует от имени сельсовета.

Таким образом, разрешение на строительство объекта капитального строительства, выданное администрацией Солонцовского сельсовета, должно было быть подписано его Главой.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона разрешение №24-307- 615- 2015 на строительство объекта капитального строительства «Детский сад на 190 мест в п. Солонцы» подписано ведущим специалистом по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета <…>.

Таким образом, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Детский сад на 190 мест в п. Солонцы» на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», противоречит нормам действующего законодательства.

Как установлено выше, в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», здания детского сада на 190 мест, осуществлялось ООО «СтройТехМонтаж» без разрешения на строительство, о чем также было известно как администрации Емельяновского района, так и администрации Солонцовского сельсовета.

Указанные обстоятельства подтверждаются проверкой, проведенной прокуратурой Емельяновского района Красноярского края, материалами проверки, представленными в адрес Красноярского УФАС России, решением Арбитражного суда Красноярского края от «18» ноября 2015 года по делу №А33-22267/2015 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу №А33-22267/2015, в соответствии с которыми ООО «СтройТехМонтаж» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей.

В соответствии со статьями 14, 15 ФЗ «Об организации местного самоуправления» и статьи 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 №7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» в течение 2015 года к полномочиям органов местного вопроса сельских поселений района отнесены, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со статьей 17.1 ФЗ «Об организации местного самоуправления», органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Муниципальный земельный контроль является важным звеном в системе муниципального управления в сфере землепользования.

Проведение муниципального земельного контроля предусмотрено статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 ФЗ «Об организации местного самоуправления», вопросами местного значения городского, сельского поселения являются утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

Статьей 32.1. Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района установлено, что Администрация является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. К полномочиям Администрации по осуществлению функции муниципального контроля относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, в том числе проведение плановых (а в случаях, предусмотренных Законом) и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами Красноярского края, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями, по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Красноярского края; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края полномочий.

Функциями муниципального земельного контроля являются контроль за соблюдением юридическими лицами и физическими лицами: установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением; требований охраны использования земель; сроков освоения земельных участков, если такие сроки установлены законодательством РФ; градостроительных требований при использовании земель; исполнения предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранения нарушений в использовании земель, вынесенных государственными инспекторами или выданных инспекторами по муниципальному земельному контролю; ограничений в использовании земельных участков, установленных органами местного самоуправления, в государственных или общественных интересах, а также в целях безопасности населения и в других случаях, определенных законодательством.

Однако в ходе прокурорской проверки был опрошен ведущий специалист по вопросам архитектуры и градостроительства администрации Солонцовского сельсовета <…>, который пояснил, что в июне 2015 года им сообщалось главе Солонцовского сельсовета <…> и главе Емельяновского района <…> (а также на совещаниях по строительству данного объекта, которые проводил <…>), что выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Детский сад на 190 мест в п. Солонцы» в силу отсутствия проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы невозможна, поскольку противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ.

Как пояснил <…>, глава Емельяновского района <…> настаивал на необходимости выдачи данного разрешения на строительство ООО «СтройТехМонтаж» в связи с тем, что подрядчику - ООО «СтройТехМонтаж» Служба строительного надзора могла сорвать сроки строительства и привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

После разговора с его руководителем - главой Солонцовского сельсовета <…> разрешение на строительство от 16.06.2015 №24-307-615-2015 все же было им подписано, причем не 16.06.2015, а 21.07.2015, то есть задним числом.

Данные фактические обстоятельства свидетельствуют о преднамеренном не проведении земельного контроля администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, что напрямую свидетельствует о достижении соглашения между последней и ООО «СтройТехМонтаж».

При рассмотрении настоящего дела Управлением в целях определения состояния конкурентной среды на рынке приобретения зданий (помещений) с оборудованием для размещения детского сада для муниципальных нужд администрации Емельяновского района Красноярского края за период с 2014 года по 2015 год проведен анализ.

При проведении анализа за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – приобретение зданий (помещений) с оборудованием для размещения детского сада для муниципальных нужд. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала. Возможность реализации товара – продажи готового здания (помещения) с оборудованием для размещения детского сада посредством участия в аукционе на приобретение такого имущества для муниципальных нужд – имеется у неограниченного числа владельцев имущества, соответствующего требованиям аукционной документации.

Возможность реализации товара – продажи готового здания (помещения) с оборудованием для размещения детского сада посредством участия в аукционе на приобретение такого имущества для муниципальных нужд – имеется у неограниченного числа владельцев имущества, соответствующего требованиям аукционной документации.

Администрации Емельяновского района является единственным покупателем ввиду исполнения функций органа местного самоуправления, в задачи которого входит реализация, в том числе программы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» в границах территории муниципального образования».

Так, рассматриваемый рынок характеризуется наличием одного покупателя и нескольких продавцов, то есть данный рынок является монопсонией (то есть монополией потребителя).

Таким образом, Управлением был определен товарный рынок, на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства.

Указанные выше действия Ответчиков, создали дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность построить аналогичный детский сад на территории п.Солонцы.

Таким образом, достигнутое соглашение между администрацией Емельяновского района, администрацией Солонцовского сельсовета и ООО «СтройТехМонтаж» на стадии строительства детского сада и на стадии проведения аукциона создали необоснованные преимущества последнему при осуществлении хозяйственной деятельности на рынке общестроительных работ, что в последующем позволило заключить муниципальный контракт по продаже указанного здания по максимально возможной цене.

Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, при проверке соблюдения администрацией Солонцовского сельсовета законодательства при строительстве и вводе в эксплуатацию здания детского сада, расположенного по адресу: п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», согласно изученным документам установлено следующее.

Строительство Объекта осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794. Как следует из градостроительного плана земельного участка №КС2451 1307-256, утвержденного постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 15.06.2015 № 509/1, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне жилой застройки средней этажности Ж..3, для которой основным видом разрешенного использования размещение трех – пятиэтажных многоквартирных жилых домов, а вспомогательным (в том числе) - размещение объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования (статья 47 Правил землепользования и застройки поселка Солонцы Емельяновского района Красноярского края, утвержденных решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.12.2011 №21-74Р (далее - Правила).

Вместе с тем согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункту 6 статьи 3 Правил вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 24:11:0090104:1794 мог использоваться для строительства Объекта (вспомогательный вид разрешенного использования) только при строительстве совместно с ним трех - пятиэтажных многоквартирных жилых домов (основной вид разрешенного использования).

Дополнительно Служба сообщила, что в целях устранения указанного нарушения законодательства о градостроительной деятельности необходимо внесение соответствующих внесений в Правила и подготовка нового градостроительного плана указанного земельного участка.

Согласно пункту 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ одним из документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, является схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка.

Вместе с тем согласно указанной схеме (на основании которой (в том числе) было выдано Разрешение) часть сетей инженерно-технического обеспечения (теплосеть, канализация) выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:1794.

Комиссия обращает  внимание, что согласно Разрешению вводятся в эксплуатацию (в том числе): сети канализации протяженностью 126,0 м. (однако согласно техническому плану сооружения от 16.11.2015 в указанную протяженность входит как канализация, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, так и канализация, расположенная за границами указанного земельного участка (точка н.9 на схеме расположения сооружения на земельном участке (лист 8 указанного технического плана); сети теплоснабжения протяженностью 186,0 ,м. (однако согласно техническому плану сооружения от 16.11.2015 в указанную протяженность входит как сеть теплоснабжения, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, так и сеть теплоснабжения, расположенная за границами указанного земельного участка (точки н.1, н.2 на схеме расположения сооружения на земельном участке (лист 8 указанного технического плана).

При этом правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых построены указанные сети инженерно-технического обеспечения, выходящие за границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, в состав документов, на основании которых было выдано Разрешение, не включены.

Согласно разрешению вводятся в эксплуатацию следующие объекты: объект; сети водопровода; сети канализации; сети теплоснабжения; сети электроснабжения; сети наружного освещения.

Однако разрешением на строительство от 01.10.2015 № 24-307-689-2015, выданным администрацией Солонцовского сельсовета, строительство указанных сетей инженерно-технического обеспечения предусмотрено не было.

Данный вывод также подтверждается отсутствием указания на наличие сетей в:

- разрешении на строительство от 01.10.2015 № 24-307-689-2015 (при этом пунктом 4 Формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19.02.2015 №117/пр, предусмотрено указание наименования объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса, в соответствии с проектной документацией в отношении каждог'о объекта капитального строительства в случае выдачи разрешения на строительство сложного объекта (объекта, входящего в состав имущественного комплекса).

- заключении о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов от 03.12.2015, утвержденном приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 03.12.2015 №295-ГСПЗ.

Отсутствуют доказательства исполнения администрацией Солонцовского сельсовета обязанности по направлению Разрешения в орган кадастрового учета для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (статья 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794 иных объектов кроме здания детского сада построено не было, при том, что согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункту 6 статьи 3 Правил вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий
Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой
конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами. Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения,
которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок
хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной
форме.

Так, согласно пункту 1 Соглашения о намерениях, организация выражает намерение осуществить продажу здания детского сада в п. Солонцы Емельяновского района на 190 мест, по результатам завершения его строительства, согласно разрешению на строительство от 16.06.2015, а Администрация, в свою очередь, намерена приобрести указанное здание в собственность Емельяновского района в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №508-п.

Статьей 13 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

В соответствии с нормами статьи 3 ФЗ «О контрактной системе», определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В силу статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявлена лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Кроме того, мероприятие 2.1.11 государственной программы Красноярского края «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п (Субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений по разработанной проектно-сметной документации), в рамках реализации которого заключено данное соглашение, реализуется путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию зданий дошкольных образовательных учреждений по разработанной проектно-сметной документации (далее - субсидии). Субсидии бюджетам муниципальных образований края предоставляются за счет средств краевого бюджета.

Средства субсидии перечисляются авансовым платежом, предусмотренным муниципальным контрактом (договором), но не более 30% от суммы муниципального контракта (договора), после представления в министерство образования и науки Красноярского края следующих документов: выписки из решения о местном бюджете с указанием сумм расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подтверждающих долевое участие муниципальных образований края в финансировании соответствующих расходов в размере не менее 0,5% от объема финансирования мероприятия подпрограммы; копий документов, подтверждающих основание заключения контрактов (договоров) в соответствии с ФЗ «О контрактной системе», заверенных уполномоченным органом местного самоуправления или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Ранее, при рассмотрении антимонопольного дела №535-16-14 представителем Министерства были даны пояснения о том, что когда муниципальное образование подает заявку на участие в конкурсном отборе, необходимо точно знать наличие предполагаемого объекта, планируемого к приобретению.

Так, главой района <…> в обоснование необходимости предоставления субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств в 2015 году в адрес Министерства образования Красноярского края, министру <…>, было отправлено письмо от 09.09.2015 (исх. №2235), в котором сообщалось о том, что во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» администрацией Емельяновского района был сформирован и утвержден Распоряжением администрации Емельяновского района от 17.04.2015 №134р план дополнительных мероприятий по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием до 01.01.2016, который включал в себя, в том числе, «строительство нового детского сада в п.Емельяново на 190 мест (строительство ведется, в 2016 г. планируется доукомплектование его на 30 мест)», а так же <…> сообщил, что «поскольку все ресурсы по укомплектованию существующих дошкольных образовательных учреждений исчерпаны, вариантом решения данной проблемы может стать строительство частным инвестором детского сада в п. Солонцы на 190 мест и получение дополнительного финансирования на последующий выкуп здания. На сегодняшний день ООО «СтройТехМонтаж» ведет активное строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 190 мест, заканчивается монтаж 2-го этажа».

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент подачи заявки на участие в конкурсном отборе, администрацией Емельяновского района уже было определено здание, которое в случае получения бюджетных ассигнований будет достроено и приобретено для реализации муниципальной нужды.

Так в адрес руководителя администрации Емельяновского района <…> поступило письмо от 19.05.2015 за подписью руководителя управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района <…> с просьбой рассмотреть вопрос о выделении из резервного фонда администрации Емельяновского района 130 200 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения работ по устройству временной линии электропередач и обеспечения электроснабжения строительной площадки.

В мае 2015 года администрацией Емельяновского района издано распоряжение об увеличении бюджетных ассигнований в связи с «необходимостью устройства временной линии электропередач и создания условий для обеспечения электроснабжения строительной площадки детского сада в п.Солонцы» в размере 130 200 рублей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что такая последовательность действий администрации Емельяновского района так же свидетельствуют об уверенности в том, что здание, строительство которого ведется ООО «СтройТехМонтаж», будет приобретено в собственность Емельяновского района в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства края от 30.09.2013 №508-п.

В силу требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Таким образом, строительство и реконструкция зданий дошкольных образовательных учреждений относится к муниципальной нужде, обеспечение которой должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

При изучении Соглашения о намерениях установлено нарушение законодательства о защите конкуренции, так как, таким образом, либо исключается размещение заказа на выполнение работ, на портале закупок согласно требованиям ФЗ «О контрактной системе», либо, в случае проведения соответствующего аукциона (конкурса), заблаговременно создаются условия для антиконкурентного отбора заявки ООО «СтройТехМонтаж».

Кроме того, данные действия администрации противоречат требованиям ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», налагающим запрет на органы местного самоуправления заключать соглашения с хозяйствующими субъектами либо осуществлять согласованные действия, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В результате заключения между администрацией Емельяновского района с одной стороны и ООО «СтройТехМонтаж» с другой указанного соглашения, вышеназванный хозяйствующий субъект, целью которого является извлечение коммерческой выгоды, приступил к выполнению работ по строительству названного объекта с грубейшими нарушениями градостроительного законодательства, а также получил возможность претендовать на реализацию возведенного объекта органу местного самоуправления в условиях отсутствия либо существенного ограничения конкуренции по максимально возможной цене, тем самым ООО «СтройТехМонтаж» было поставлено в неравное преимущественное положение с любым другим хозяйствующим субъектом, имеющим желание принять участие на данном товарном рынке.

В дальнейшем, при проведении электронного аукциона от №0119300066715000137 с обозначением объекта закупки: «приобретение здания (помещения) с оборудованием для размещения детского сада вместимостью не менее 190 мест», исходя из технического задания, ввод в эксплуатацию здания должен был быть осуществлен «не ранее 2014 года».

Принимая данные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что техническое задание составлено таким образом, что победителем потенциально могло стать только ООО «СтройТехМонтаж» в силу следующего: 15 мая 2013 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей. Однако в указанных правилах отсутствуют требования, включенные в техническое задание, например требование о необходимости ввода в эксплуатацию такого здания «не ранее 2014 года».

Таким образом, орган местного самоуправления, не обеспечил эффективность финансовых вложений, проявил субъективный подход к выбору контрагентов и не обеспечил равный доступ всем потенциальным участникам строительного рынка.

Заключение указанного соглашения создает предпосылки к исключению какой-либо конкуренции, то есть создает возможность недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Довод администрации Емельяновского района о том, что наличие соглашения «О намерениях» от 20.06.2015 само по себе не является достаточным доказательством антиконкурентного соглашения достигнутого между органом власти и хозяйствующим субъектом, поскольку Управлением не доказан факт ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке в результате реализации такого соглашения, отклоняется Комиссией как несостоятельный, поскольку, как было установлено выше, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе о продаже права на заключение сроком на 10 лет договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования – образование и просвещение от 25.05.2014, по результатам рассмотрения заявок организатором аукциона принято решение о допуске следующих заявителей к участию в аукционе и признании их участниками аукциона: ООО «СтройТехМонтаж», ООО «ЖилСтройСервис», ООО «ЭнергоМонтаж», ООО «Строительная компания» и <…>.

Учитывая изложенное Комиссия пришла к выводу, что действия администрации Емельяновского района, администрации Солонцовского сельсовета, и ООО «СтройТехМонтаж», выразившиеся в достижении соглашения, связанного со строительством и приобретением за счет бюджетных средств детского сада на 190 мест на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», которое привело к устранению доступа на товарный рынок общестроительных работ, нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что на момент вынесения решения детский сад передан муниципальному образованию администрация Емельяновского района, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

При этом заключение органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 16, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать администрацию Емельяновского района Красноярского края (663020, Красноярский край, р.п. Емельяново, ул.Московская, 155), администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (660015, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1-2) и ООО «СтройТехМонтаж» (660093, г.Красноярск, ул. Вавилова, 1, оф. 310) нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения соглашения, связанного со строительством и планируемым приобретением за счет бюджетных средств детского сада на 190 мест на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0090104:1794, расположенном по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новостроек, 6 «а», которое привело к устранению доступа на товарный рынок общестроительных работ.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №370-16-15 (в необходимом объеме) в прокуратуру Емельяновского района Красноярского края для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «СтройТехМонтаж» и виновных должностных лиц администрации Емельяновского района Красноярского края, администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и ООО «СтройТехМонтаж» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны