Решение б/н Решение и предписание по делу № 93-15-11, возбужденному в от... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрации Туруханского района

Красноярского края

 

 

 

ул. Шадрина, 15, с. Туруханск,

Красноярский край, 663230 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от «30» мая 2011 г.

по делу № 93-15-11                                                                                                              г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 18 мая  2011 года. В полном объеме решение изготовлено 30 мая 2011 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Капсудин Е.В.,  старший государственный инспектор отдела естественных монополий, Дударева М.А., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрела дело № 93-15-11, возбужденное в отношении администрации Туруханского района Красноярского края (ул. Шадрина, 15, с. Туруханск, Красноярский край, 663230) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Дело рассмотрено без участия лица – администрации Туруханского района Красноярского края, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

Красноярским УФАС России на основании приказа руководителя управления от  03.08.2010 года № 464 «О проведении плановой проверки» была проведена плановая проверка на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией Туруханского района Красноярского края, находящейся по адресу: Красноярский край, с. Туруханск, ул. Шадрина, 15.

 В ходе проведения проверки при изучении нормативно-правовой документации на предмет соответствия антимонопольному законодательству было выявлено Постановление Туруханского  района Красноярского края от 21.04.2010 года № 320-п «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества», подписанное исполняющим  обязанности главы Туруханского  района Красноярского края

А.Л. Арзамазовым.

Вышеуказанным Постановлением утверждена конкурсная документация (приложение №2).

Конкурсной документацией  установлено:

Предметом конкурса является «Право заключения договора аренды  на объекты муниципального имущества муниципального образования Туруханский район».

Заказчиком и организатором конкурса является Администрация Туруханского района Красноярского края.

Объектом конкурса является:

Автогрейдер ГС-25.09, года изготовления 2008, двигатель № 80267541, заводской № машины (рамы) 080026 (446), коробка передач № 1552246, основной ведущий мост (мосты) №66, оранжево-черного цвета, вид движителя пневмоколесный (лот № 1);

Трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием Б 10М.0112-ВН, год выпуска 2008, заводской № машины (рамы) 41993 (162041), двигатель № 30242, коробка передач № 82206, основной ведущий мост (мосты) № 08.7-171, желтого цвета, вид движителя гусеничный (лот№2).

Пунктом 7 конкурсной документации (требования к участникам конкурса) установлено, что участником конкурса может быть любое физическое или юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, осуществляющее деятельность по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет, что ограничивает возможность участия в конкурсе хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять вышеуказанный вид деятельности.

По данному факту Красноярским УФАС на основании приказа от 11.04.2011года № 208 возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Определением от 12 апреля 2011года рассмотрение дела назначено на 12 мая 2011г.

На рассмотрении дела  12 мая 2011 года Комиссией Красноярского УФАС России объявлен перерыв до  11 часов 18 мая 2011 года. После объявленного перерыва, представитель по доверенности администрации Туруханского района Красноярского края   на рассмотрение дела не явился.

На заседании комиссии 12 мая 2011 года  представитель администрации Туруханского района Красноярского края <…>  пояснил, что  основной из задач органов местного самоуправления является обеспечение должного функционирования  инфраструктуры, в том числе содержание и очистка дорог от снега. Администрацией Туруханского района Красноярского края в целях  решения задачи по должной организации уборки снега и очистке дорог была приобретена с проведением процедуры торгов специальная техника. Представитель полагает, что формально имеет место нарушение антимонопольного законодательства, однако включение в конкурсную документацию требований к осуществлению претендентами  деятельности по уборке дорог направлено исключительно  на достижение цели приобретения  спецтехники и должной организации работ по решению муниципальных задач по уборке снега.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующим выводам:

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, собственник может осуществлять в отношении своего имущества действия, не противоречащие закону.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных Законом.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

При этом, в силу части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции, до установления, предусмотренного частью 5 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона "О концессионных соглашениях" конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Согласно части 3 статьи 23 Закона "О концессионных соглашениях" конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Закон о концессионных соглашениях в статье 23 предусматривает перечень сведений, которые должна содержать конкурсная документация. При этом данный пункт не содержит требования о необходимости обязательного указания в конкурсной документации такого требования к участникам конкурса как осуществление определенного вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закон о концессионных соглашениях  - участником конкурса могут быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Таким образом, установление в пункте 7 конкурсной документации (приложение № 2 к Постановлению Туруханского  района Красноярского края от 21.04.2009 года № 320-п) требования к участникам конкурса об осуществлении ими  деятельности по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет, создает неравные условия для участников конкурса и необоснованно ограничивает доступ к участию в торгах.

На территории Туруханского района  деятельность по уборке территории и содержанию дорог осуществляется хозяйствующим субъектом  ОАО «Горизонт».

Передача муниципального имущества хозяйствующим субъектам, осуществляющим  деятельность по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет, создает преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и пользование для хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанный вид деятельности,   и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенного круга лиц, которые не осуществляют данный вид деятельности, но могут, или имеют намерение  приобрести права в отношении муниципального имущества и осуществлять указанную деятельность.

Целью проведения  торгов (конкурсов) на право  владения и пользования муниципальным имуществом является обеспечение равного доступа  к муниципальному имуществу всех заинтересованных  лиц и препятствие  ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Администрация Туруханского района Красноярского края,  утверждая конкурсную документацию,   включила в перечень требований к участникам конкурса требование  об осуществлении  деятельность по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет, что предполагало выбор только одной организации, которая будет иметь возможность получить данное имущество в аренду.

Следовательно, действия Администрации Туруханского района, выразившиеся в установлении требований по виду осуществляемой деятельности, лишило возможности хозяйствующих субъектов, не осуществляющих деятельность  по уборке территории и содержанию дорог на территории муниципального образования Туруханский сельсовет,  участвовать в конкурсе,  что свидетельствует об ограничении конкуренции, и, соответственно  о нарушении  антимонопольного законодательства.

Согласно информации, полученной во исполнение определения от 12.04.2011 года, заявка на участие в конкурсе подана единственным претендентом – ОАО «Горизонт».

Согласно протоколу  от 03 июня 2009 года  о результатах открытого конкурса  на право заключения  договоров аренды объектов муниципального имущества муниципального образования Туруханский район,  конкурс признан несостоявшимся по причине подачи мене двух конкурсных заявок по каждому лоту. Договор о передаче в аренду муниципального имущества заключен  04 июня 2009 года с ОАО «Горизонт».

Вместе с тем, торгам как особому способу заключения договора изначально присуща свободная конкуренция. Именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты.

Фактически состязательность отсутствовала по причине того, что была подана только одна заявка и только один претендент был признан участником конкурса, что противоречит сущностному назначению торгов, заключающемуся  в выявлении  наиболее выгодных предложений лиц, намеревающихся заключить договор.

Довод администрации Туруханского района  о том,  что включение  в конкурсную документацию требования к претендентам по осуществляемому виду деятельности,  не направлено на ограничение конкуренции, т.к. кроме ОАО «Горизонт» аналогичный вид деятельности осуществляет ОАО «Туруханскэнерго», кроме того, включение данного требования направлено исключительно  на достижение цели приобретения  спецтехники и должной организации работ по решению муниципальных задач по уборке снега отклоняется Комиссией ввиду  следующего:

В соответствии  с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 3 статьи 23 Закона "О концессионных соглашениях" конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Таким образом, установление в конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества требования к участникам конкурса об осуществлении ими  деятельности по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет  создает неравные условия для участников конкурса и необоснованно ограничивает доступ к участию в торгах.

Кроме того, статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями, в т.ч. на создание муниципальных предприятий и учреждений, таким образом  для решения задач, предусмотренных  Федеральным  законом  N 131-ФЗ предусмотрены иные способы, в том числе и объявление конкурса на оказание услуг по  уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет 

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с ч.1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены в  соответствии с назначением имущества.

Таким образом, для использования имущества по назначению достаточно указать в извещении и конкурсной документации целевое назначение имущества.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу  о наличии в действиях администрации Туруханского района Красноярского края состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

  1. Признать администрацию Туруханского района  Красноярского края нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части  принятия акта, ограничивающего конкуренцию: Постановления  от 21.04.2009 года № 320-п «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества», которым утверждена конкурсная документация (приложение №2), содержащая требования  к претендентам по осуществляемому виду деятельности (по уборке территории и содержанию дорог муниципального образования Туруханский сельсовет), что ограничивает доступ к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов - потенциальных  субъектов указанного рынка,  следствием которого   стало недопущение, ограничение  конкуренции.

 2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства выдать администрации Туруханского района Красноярского края предписание   о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,  с этой целью администрации Туруханского района Красноярского края   надлежит:

- не позднее трех месяцев с момента получения настоящего предписания принять меры по возврату в казну муниципального образования муниципального имущества, а именно Автогрейдера ГС-25.09, года изготовления 2008, двигатель № 80267541, заводской № машины (рамы) 080026 (446), коробка передач № 1552246, основной ведущий мост (мосты) №66, оранжево-черного цвета, вид движителя пневмоколесный; трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием Б 10М.0112-ВН, год выпуска 2008, заводской № машины (рамы) 41993 (162041), двигатель № 30242, коробка передач № 82206, основной ведущий мост (мосты) № 08.7-171, желтого цвета, вид движителя гусеничный.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                            Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

                                                                                               

Е.В. Капсудин

 

М.А. Дударева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация Туруханского района

Красноярского края

ул. Шадрина, 15, с. Туруханск,

Красноярский край, 663230 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 93-15-11

 

 

30 мая  2011   г.                                                                                                     г. Красноярск

     

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Касудин Е.В.,  старший государственный инспектор отдела естественных монополий, Дударева М.А., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения  от 30 мая 2011 года по делу № 93-15-11 о нарушении  администрацией Туруханского района Красноярского края (ул. Шадрина, 15, с. Туруханск, Красноярский край, 663230) по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации Туруханского района Красноярского края (ул. Шадрина, 15, с. Туруханск, Красноярский край, 663230) в течение трех месяцев с момента получения настоящего предписания  прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», а именно   принять меры по возврату в казну муниципального образования муниципального имущества: автогрейдера ГС-25.09, года изготовления 2008, двигатель № 80267541, заводской № машины (рамы) 080026 (446), коробка передач № 1552246, основной ведущий мост (мосты) №66, оранжево-черного цвета, вид движителя пневмоколесный; трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием Б 10М.0112-ВН, год выпуска 2008, заводской № машины (рамы) 41993 (162041), двигатель № 30242, коробка передач № 82206, основной ведущий мост (мосты) № 08.7-171, желтого цвета, вид движителя гусеничный. 

Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока  исполнения предписания.  

   

 Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

    

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                                      Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии:                                                                                                   Е.В. Капсудин 

                                                                                                                

                                                                                                                           М.А. Дударева

Связанные организации

Связанные организации не указаны