Решение №20528 Решение по делу № 71-16-18 от 17 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. 20528 от 17.12.2018

Прокуратура г. Игарки

<……>

 

Администрация г. Игарки

<……>

 

ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс»

<……>

ООО «Водоканал»

<……>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

          по делу № 71-16-18

 

17 декабря 2018 года                                                                                                                  г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2018 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <...>, заместитель руководителя управления; члены Комиссии – <...>, начальник отдела контроля органов власти; <...>, старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело № 71-16-18, возбужденное в отношении Администрации г. Игарки и ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» (ИНН <……>), ООО «Водоканал» (ИНН <……>) по признакам нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

Настоящее дело рассмотрено 13.12.2018 в присутствии <……>, являющейся одновременно представителем Администрации г. Игарки, ООО «Энергопром», ООО «Водоканал», в отсутствие представителя Заявителя.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры г. Игарки Красноярского края (вх. № 10063 от 07.06.2018) о проведении проверки на предмет соответствия антимонопольному законодательству предоставления Администрацией г. Игарки муниципального имущества - объектов водоснабжения, водоотведения ДООО «Водоканал», объектов теплоснабжения и электроснабжения ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» (далее – ОАО «Энергопром») в безвозмездное пользование без проведения публичных процедур.

В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения было установлено следующее.

Решением Комиссии Красноярского УФАС России по делу № 77-15/16-11 от 01.08.2011 Администрация г. Игарки Красноярского края была признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» ввиду принятия распоряжения от 18.10.2010 № 479-р, которым Администрация Игарки Красноярского края разрешила МП г. Игарки УК «ДМЗ» передать в безвозмездное пользование муниципальное имущество (объекты систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электросетевого хозяйства), закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения по договору 01-10/ХВ, ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» (объекты тепло-, электроснабжения) и ДООО «Водоканал» (объекты водоснабжения и водоотведения). Кроме того, указанным решением  Администрация г. Игарки, МП г. Игарки УК «ДМЗ», ОАО «Энергопром», ДООО «Водоканал» признаны нарушившими требования статьи 16 Закона «О защите конкуренции» ввиду осуществления согласованных действий, направленных на заключение между МП г. Игарки УК «ДМЗ» и ОАО «Энергопром», ДООО «Водоканал» договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 18.10.2010, закрепленным на праве хозяйственного ведения за МП г. Игарки УК «Дирекция муниципального заказа», без проведения торгов, и предназначенным для оказания услуг жилищно-коммунального назначения. Предписанием № 77-15/16-11 от 01.08.2011 Администрации г. Игарки Красноярского края, МП г. Игарки УК «ДМЗ», ОАО «Энергопром», ДООО «Водоканал» надлежало осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции: вернуть имущество в казну, а также в случае принятия решения о заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МП г. Игарки УК «ДМЗ», которое ранее было передано в безвозмездное пользование ОАО «Энергопром», ДООО «Водоканал», обеспечить заключение соответствующих договоров в соответствии с требованиями части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».   

Между Администрацией г. Игарки и ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» по результатам проведения открытого конкурса заключен договор № 06-12/БП безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного электроснабжения, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, от 01.06.2012. В соответствии с указанным договором ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» передаются трансформаторы, трансформаторные подстанции, линии электропередач и иное имущество, необходимое для их эксплуатации, используемое для обслуживания объектов жилищно-коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг населению и предприятиям. Согласно пункту 1.3 договора срок безвозмездного пользования имуществом установлен с 01.06.2012 по 31.05.2017. Дополнительным соглашением от 24.11.2017 в целях обеспечения эксплуатации объектов жизнеобеспечения, недопущению роста социальной напряженности населения, предотвращения аварийных ситуаций техногенного характера срок действия договора продлен до 01.06.2022.

Между Администрацией г. Игарки и ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» по результатам проведения открытого конкурса заключен договор № 03-12/БП безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного производства и подачи тепловой энергии, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, от 01.06.2012. В соответствии с указанным договором ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» передаются электрокотельные города с оборудованием, теплотрассы и иное имущество, используемое для обслуживания объектов жилищно-коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг населению и предприятиям. Согласно пункту 1.3 договора срок безвозмездного пользования имуществом установлен с 01.06.2012 по 31.05.2017. Дополнительным соглашением от 24.11.2017 в целях обеспечения эксплуатации объектов жизнеобеспечения, недопущению роста социальной напряженности населения, предотвращения аварийных ситуаций техногенного характера срок действия договора продлен до 01.06.2022.

Между Администрацией г. Игарки и дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал») по результатам проведения открытого конкурса заключен договор № 05-12/БП безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного водоотведения, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, от 01.06.2012. В соответствии с указанным договором ООО «Водоканал» передаются канализационная насосная станция с оборудованием, канализационные сети, используемые для обслуживания объектов жилищно-коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг населению и предприятиям. Согласно пункту 1.3 договора срок безвозмездного пользования имуществом установлен с 01.06.2012 по 31.05.2017. Дополнительным соглашением от 24.11.2017 в целях обеспечения эксплуатации объектов жизнеобеспечения, недопущению роста социальной напряженности населения, предотвращения аварийных ситуаций техногенного характера срок действия договора продлен до 01.06.2022.

Между Администрацией г. Игарки и ООО «Водоканал» по результатам проведения открытого конкурса заключен договор № 04-12/БП безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного водоснабжения, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, от 01.06.2012. В соответствии с указанным договором ООО «Водоканал» передаются 3 насосные станции города с оборудованием, необходимым для их эксплуатации, сети водоснабжения, используемые для обслуживания объектов жилищно-коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг населению и предприятиям. Согласно пункту 1.3 договора срок безвозмездного пользования имуществом установлен с 01.06.2012 по 31.05.2017. Дополнительным соглашением от 24.11.2017 в целях обеспечения эксплуатации объектов жизнеобеспечения, недопущению роста социальной напряженности населения, предотвращения аварийных ситуаций техногенного характера срок действия договора продлен до 01.06.2022.

08.07.2014 ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» реорганизовано путем преобразования в ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» (далее – ООО «Энергопром»). Единственным учредителем (участником) Общества является муниципальное образование г. Игарка в лице Администрации г. Игарки. Генеральный директор ООО «Энергопром» с 21.02.2018 – <……>М.Ф.

Единственным учредителем (участником) ООО «Водоканал» является ОАО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс». Генеральный директор ООО «Водоканал» с 21.02.2018 – <……>М.Ф.

В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Водоканал» и ООО «Энергопром» являются группой лиц, а учредителем последнего Администрация г. Игарки.

Решением Игарского городского суда Красноярского края от 05.10.2017 административный иск прокуратуры г. Игарки к Администрации г. Игарки был удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации города по непринятию мер к проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества, предназначенных для бесперебойного производства и подачи тепловой энергии, бесперебойного электроснабжения, эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края. На Администрацию возложена обязанность организовать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» проведение конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов муниципального имущества, перечисленных в приложении № 2 к договору № 03-12/БП от 01.06.2012 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного производства и подачи тепловой энергии, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящегося в муниципальной собственности, а также в приложении № 2 к договору № 06-12/БП от 01.06.2012 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного электроснабжения, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры города Игарки Красноярского края, находящегося в муниципальной собственности, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 07.11.2017.

Вместе с тем, Администрация г. Игарки, достоверно зная о необходимости проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, игнорируя вышеуказанное решение суда, передала муниципальное имущество путем продления действия договоров безвозмездного пользования объектами тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» соответственно.

ООО «Энергопром» и ООО «Водоканал» также было известно о публичном порядке предоставления муниципального имущества, что следует из ранее рассмотренного антимонопольным органом дела № 77-15/16-11, из участия в открытых конкурсах, проводимых в 2012 году, вместе с тем, Общества не отказались от получения имущества жилищно-коммунального назначения на новый срок (до 2022 года), передаваемого Администрацией г. Игарки без торгов.

Вышеуказанные факты и обстоятельства позволили антимонопольному органу прийти к выводу о наличии в действиях Администрации г. Игарки и ООО «Энергопром», ООО «Водоканал», составляющих группу лиц, признаков нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» муниципального имущества – объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведение без проведения публичных процедур по дополнительному соглашению от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 06-12/БП от 01.06.2012 (объекты электроснабжения), дополнительному соглашению от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 03-12/БП от 01.06.2012 (объекты теплоснабжения), заключенные с ООО «Энергопром»; по дополнительному соглашению от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 05-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоотведения), по дополнительному соглашению от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 04-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоснабжения), заключенные с ООО «Водоканал», вследствие чего Красноярским УФАС России на основании приказа  № 182 от 02.07.2018 было возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения дела также были установлены следующие фактические обстоятельства.

Постановлением Администрации г. Игарки от 14.11.2005 № 485-п в муниципальную собственность от Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Игарки «Игарские объединенные сети» получены объекты жилищно-коммунального назначения, в числе которых: трансформаторы, котлы паровые, бойлерная с насосом, котельные, насосные станции, электрокотлы и иное оборудование.

Право собственности на объекты тепло- и электроснабжения, водоснабжения и водоотведения Администрацией г. Игарки не оформлены, за исключением котельных по адресу: г.Игарка, ул. Игарская, 20; ул. Чернявского, 11; ул. Гагарина, 11; совхоз «Игарский»; ул. Геологов, 4.

Основной вид экономической деятельности ООО «Энергопром» - распределение электроэнергии, кроме того, Общество фактически осуществляет следующие виды экономической деятельности: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам. Все виды деятельности осуществляются на территории г. Игарки.

Основной вид экономической деятельности ООО «Водоканал» - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, кроме того, Общество фактически осуществляет следующие виды экономической деятельности: удаление и обработка сточных вод, распределение воды. Все виды деятельности осуществляются на территории г. Игарки.

В ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, были представлены следующие устные и письменные пояснения.

Администрация г. Игарки отмечает, что бюджет города является на 98% дотационным, ввиду чего муниципальное образование не оформляет надлежащим образом право собственности на объекты тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. По этой же причине в настоящее время не проводится подготовка к конкурсам на право заключения концессионного соглашения. В свою очередь, незаключение Администрацией договоров на объекты ЖКХ явилось бы нарушением пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского поселения относится организация электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения населения, а необеспечение указанных гарантий могло привести к возникновению чрезвычайной ситуации, вследствие чего Администрацией было принято решение о заключении дополнительных соглашений к договорам безвозмездного пользования имуществом с ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» до оформления права муниципальной собственности на объекты ЖКХ. Также Администрация сообщила, что на территории Туруханского района, помимо вышеуказанных хозяйствующих субъектов, оказывают услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «Жилсервис», ООО «Типтур», ООО УК «Уютный дом».   

19.11.2018, на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 71-16-18; лицам, участвующим в деле, было предложено представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Дополнительных пояснений, возражений на заключение об обстоятельствах дела представлено не было.

13.12.2018 на заседании Комиссии представитель Ответчиков поддержала позицию, изложенную ранее в письменных пояснениях. 

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в деле, отмечает следующее.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено, по общему правилу, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов и аукционов на право владения и пользования публичным имуществом установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

В силу пункта 3 Приказа ФАС России № 67 заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утверждает федеральный антимонопольный орган, к ним относятся системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства; объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно пункту 3.1. Приказа ФАС России № 67 заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»), статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Частью 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении» предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Частями 1, 3 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрены аналогичные положения в отношении объектов теплоснабжения, так, необходимо заключение концессионного соглашения, если срок их эксплуатации превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена.

При этом согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Следовательно, с 01.01.2015 передача в пользование объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.

Концессионное соглашение в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С учетом изложенного, у Администрации г. Игарки отсутствовали правовые основания для передачи объектов электроснабжения без проведения публичных процедур в пользование ООО «Энергопром».

Также отсутствовали правовые основания для передачи объектов теплоснабжения, ООО «Энергопром», объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканал» по договорам безвозмездного пользования без проведения публичных процедур, так как такие объекты передаются не иначе как по концессионному соглашению.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает как равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, так и соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на более выгодных условиях.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Требования о реконструкции являются гарантией того, что имущество, срок эксплуатации которого более 5 лет, будет модернизировано и приведено в соответствие с технологиями, предъявляемыми в настоящее время к таким объектам. При заключении договора аренды к арендатору подобные требования не предъявляются, на него возлагается лишь бремя текущего содержания муниципального имущества – объектов водоснабжения, обязанности по его реконструкции, капитальному ремонту у хозяйствующего субъекта – арендатора нет.

Вместе с тем, по договору безвозмездного пользования требования о реконструкции объектов жилищно-коммунального назначения к эксплуатанту имущества не предъявляются.

Статьей 1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно абзацу 1 и пункту 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Сама возможность заключения соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Администрация г. Игарки, достоверно зная о порядке предоставления прав на муниципальное имущество, тем не менее, предоставила муниципальное имущество ООО «Энергопром», учредителем которого является сама Администрация, и ООО «Водоканал», учредителем которого является ООО «Энергопром», без торгов в безвозмездное пользование, затем, несмотря на решение Игарского городского суда от 05.10.2017, продлила действие договоров дополнительными соглашениями.

ООО «Энергопром» и ООО «Водоканал» также было известно о публичном порядке предоставления муниципального имущества, что следует из ранее рассмотренного антимонопольным органом дела № 77-15/16-11, из участия в открытых конкурсах, проводимых в 2012 году, вместе с тем, не отказались от получения имущества жилищно-коммунального назначения на новый срок (до 2022 года), передаваемого Администрацией г. Игарки без торгов.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом, предназначенным для предоставления услуг электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории г. Игарки Туруханского района Красноярского края, проведенный в объеме, необходимом для квалификации нарушения, показал следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом ноябрь 2017 года (с момента заключения дополнительных соглашений о продлении договоров безвозмездного пользования)  - истекший период 2018 гг.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

Администрацией на правах собственника муниципального имущества в 2012 году сроком на 5 лет ООО «Энергопром» передано во временное безвозмездное владение и пользование муниципальное имущество - объекты электроснабжения и теплоснабжения, ООО «Водоканал» переданы объекты водоснабжения и водоотведения. По истечении срока действия вышеуказанных договоров безвозмездного пользования имущества, предназначенного для оказания услуг жилизно-коммунального назначения населению г. Игарка, дополнительными соглашениями срок действия договоров был продлен до 2022 года. Указанное имущество передано в муниципальную собственность г. Игарки, однако, право собственности муниципального образования зарегистрировано лишь на котельные города, на остальные объекты энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке право собственности оформлено не было,  вместе с тем в отношении указанного имущества Администрация осуществляет полномочия собственника.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом муниципального образования г. Игарка Туруханского района, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник имущества (уполномоченное собственником лицо) - Администрация. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории муниципального образования г. Игарка Туруханского района Красноярского края.

Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объектами теплоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения) на территории г. Игарка Туруханского района Красноярского края.

Географические границы рынка предоставления права пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией муниципального образования г. Игарка, поскольку передаваемое имущество должно быть использовано для целей оказания услуг ЖКХ на территории города.  

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять) деятельность по оказанию услуг ЖКХ на территории г. Игарка Туруханского района. Так, в частности на территории Туруханского района услуги ЖКХ, помимо ООО «Энергопром» и ООО «Водоканал», оказывают: ООО «Жилсервис», ООО «Типтур», ООО УК «Уютный дом». 

 Кроме того, учитывая специфику муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению, получить право доступа на соответствующий рынок и вести деятельность на нем может любой хозяйствующий субъект вне зависимости от того, оказывались ли такие услуги населению им ранее.

Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами поселения на анализируемом рынке.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник (уполномоченное собственником лицо) – орган местного самоуправления – Администрация.

С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом, предназначенным для предоставления услуг электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории г. Игарки Туруханского района Красноярского края, является конкурентным среди покупателей данного права.

Комиссией доводы Администрации г. Игарки о том, что отсутствие денежных средств в бюджете и надлежащим образом оформленного права собственности на муниципальное имущество препятствует проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения, не может быть принят во внимание, поскольку, как указывалось выше, с 07.05.2013 (с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения (водоотведения), теплоснабжения по договорам аренды таких объектов на срок до трех лет. Таким образом, законодателем был установлен переходный период, в течение которого необходимо было проводить работы по подготовке конкурса на право заключения концессионных соглашений. Кроме того, Администрации было заранее известно об окончании срока действия договоров безвозмездного пользования, вместе с тем мер, направленных на оформление права собственности на объекты, не предпринималось, изыскание денежных средств на эти цели не проводилось. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» обязанность по оформлению права собственности муниципального образования, проведения соответствующих кадастровых работ можно возложить на концессионера путем включения существенного условия в концессионное соглашение.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Администрации г. Игарки и группы лиц: ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» усматривается нарушение абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения о передаче/получении ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» муниципального имущества – объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведение без проведения публичных процедур путем продления договоров безвозмездного пользования: дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 06-12/БП от 01.06.2012 (объекты электроснабжения), дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 03-12/БП от 01.06.2012 (объекты теплоснабжения), заключенными с ООО «Энергопром»; дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 05-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоотведения), дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 04-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоснабжения), заключенными с ООО «Водоканал», что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» при получении муниципального имущества, приводит к недопущению конкуренции за право доступа на рынок энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения г.Игарки  Туруханского района Красноярского края.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела имущество находится в пользовании ООО «Энергопром» и ООО «Водоканал», Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Ответчикам обязательных для исполнения предписаний о совершении  действий, направленных на прекращение ограничивающего конкуренцию соглашения, на обеспечение конкуренции, на восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства .

Вместе с тем заключение хозяйствующим субъектом и органом власти недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательство Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. .

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 16, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию г. Игарки и группу лиц ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс», ООО «Водоканал» нарушившими абзац 1 и пункт 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс», ООО «Водоканал» муниципального имущества – объектов электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведение без проведения публичных процедур путем продления договоров безвозмездного пользования: дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 06-12/БП от 01.06.2012 (объекты электроснабжения), дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 03-12/БП от 01.06.2012 (объекты теплоснабжения), заключенными с ООО «Энергопром»; дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 05-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоотведения), дополнительным соглашением от 24.11.2017 к договору безвозмездного пользования № 04-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоснабжения), заключенными с ООО «Водоканал», что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Энергопром», ООО «Водоканал» при получении муниципального имущества, приводит к недопущению конкуренции за право доступа на рынок энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения г.Игарки  Туруханского района Красноярского края.

2.   В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения населению муниципального образования город Игарка, с соблюдением требований действующего законодательства выдать Администрации г. Игарки Туруханского района обязательное для исполнения предписание о  совершении  действий, направленных на прекращение ограничивающего конкуренцию соглашения, на обеспечение конкуренции, на восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Администрации г. Игарки Туруханского района надлежит в срок до 20 мая 2019 года:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по договору безвозмездного пользования № 06-12/БП от 01.06.2012 (объекты электроснабжения) ООО «Энергопром», договору безвозмездного пользования № 03-12/БП от 01.06.2012 (объекты теплоснабжения) ООО «Энергопром», договору безвозмездного пользования № 05-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоотведения) ООО «Водоканал», договору безвозмездного пользования № 04-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоснабжения) ООО «Водоканал», в казну муниципального образования;

- принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов коммунального назначения, являющихся предметом вышеуказанных договоров;  

- не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности коммунального назначения, являющихся предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Приказа ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

3. Выдать ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ООО «Многоотраслевой энергопромышленный комплекс» надлежит в срок до 20 мая 2019 года принять меры по возврату муниципального имущества, полученного по договору безвозмездного пользования № 06-12/БП от 01.06.2012 (объекты электроснабжения), договору безвозмездного пользования № 03-12/БП от 01.06.2012 (объекты теплоснабжения), в казну муниципального образования г. Игарка.

4. Выдать ООО «Водоканал» обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ООО «Водоканал» надлежит в срок до 20 мая 2019 года принять меры по возврату муниципального имущества, полученного по договору безвозмездного пользования № 05-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоотведения), договору безвозмездного пользования № 04-12/БП от 01.06.2012 (объекты водоснабжения), в казну муниципального образования г. Игарка.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административных дел по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.  

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                              <...>

                                                                                                                          

                                                                                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны