Письмо №АГ/21187/22 РЕШЕНИЕ по жалобе ПАО «Красноярскэнергосбыт» на постановлени... от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

26 декабря 2022 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 26 декабря 2022 года

руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» (ИНН 2466132221, КПП 246601001, 660017, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, д. 43) (далее – ПАО «Красноярскэнергосбыт») (вх. № 18881/22 от 20.10.2022) на постановление заместителя руководителя – начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю № 024/04/14.31-793/2022 от 03.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось к вышестоящему должностному лицу Красноярского УФАС России с жалобой на постановление заместителя руководителя – начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю  № 024/04/14.31-793/2022 от 03.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Определением от 25.10.2022 рассмотрение жалобы назначено на 11:00 01.11.2022, была запрошена информация, имеющая значение для рассмотрения жалобы по существу. Запрошенная информация в адрес управления не поступила.

Определением от 01.11.2022 рассмотрение жалобы было отложено на 12:00 24.11.2022, была запрошена информация, имеющая значение для рассмотрения жалобы по существу. Запрошенная информация в адрес управления не поступила.

Определением от 24.11.2022 рассмотрение жалобы было отложено на 12:00 08.12.2022, была запрошена информация, имеющая значение для рассмотрения жалобы по существу, которая не поступила в адрес управления.

Определением от 08.12.2022 рассмотрение жалобы было отложено на 12:00 22.12.2022, была запрошена информация, имеющая значение для рассмотрения жалобы по существу, которая не поступила в адрес управления.

Определение от 08.12.2022 было получено ПАО «Красноярскэнергосбыт» 19.12.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090379308353.

Жалоба рассмотрена 22.12.2022 в отсутствие законного представителя, защитнрика ПАО «Красноярскэнергосбыт», ходатайства в адрес управления от указанного лица не поступали.

Заместителем руководителя - начальником отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю А.А. Овчаром вынесено постановление № 024/04/14.31-7930/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Жалоба ПАО «Красноярскэнергосбыт» мотивирована тем, что при вынесении постановления № 024/04/14.31-793/2022 от 03.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении должностным лицом были учтены не все заявленные гарантирующим поставщиком смягчающие обстоятельства. Так, ПАО «Красноярскэнергосбыт» считает, что при вынесении обжалуемого постановления должностное лицо могло применить обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 статьи 4.2 КоАП РФ (предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения).

ПАО «Красноярскэнергосбыт» в жалобе указало, что в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, гарантирующий поставщик указал, что, согласно пункту 3.2 части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В качестве таких исключительных обстоятельств ПАО «Красноярскэнергосбыт» просит учесть сложные экономические отношения в условиях ограничительных санкционных мер, введенных государствами и международными организациями в отношении России и ряда организаций в условиях проводимой специальной операции на территории Украины, влияющие на финансовое состояние и деятельность ПАО «Красноярскэнергосбыт» как ресурсоснабжающей организации и гарантирующего поставщика, поставляющего электрическую энергию на территории Красноярского края и оказывающего коммунальные услуги по электроснабжению населения. С учетом введенных Правительством РФ мораторных мероприятий по имущественным взысканиям, что ведет к росту дебиторской задолженности перед Обществом. Наложение штрафных санкций в данных условиях может негативно отразиться на деятельности ПАО «Красноярскэнергосбыт» по поставке электрической энергии и оказанию коммунальных услуг по электроснабжению жителей Красноярского края.

При рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства.

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление председателя гаражного строительно-эксплуатационного кооператива «Дельта» (далее - ГСЭК «Дельта») Макеева А.М. (вх. № 23026 от 24.12.2020) на действия ПАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, перераспределении из максимальной мощности (30 кВт), выделенной на 96 гаражных боксов, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Юности, 2Б, принадлежащих ГСЭК «Дельта», 15 кВт на объект ИП Зеленкова А.Н. - нежилое здание с к.н. 24:56:0203013:178, расположенное по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка).

Приказом Красноярского УФАС России от 24.03.2021 № 73 в отношении ПАО «Красноярскэнергосбыт» возбуждено дело № 024/01/10-704/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Объекты, принадлежащие ГСЭК «Дельта», технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска опосредованно через сети ГСЭК «Автомобилист-2». Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ГСЭК «Автомобилист-2» заключен договор энергоснабжения.

Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ГСЭК «Дельта» заключен договор электроснабжения № 150396 от 27.07.2010, согласно которому установленная мощность составляет 30 кВт. Прибор учета потребляемой энергии объектами ГСЭК «Дельта» установлен в ТП «Автомобилист-2».

Объект, принадлежащий ИП Зеленкову А.Н., технологически присоединен к электрическим сетям МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска опосредованно от объектов электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2». Документы, подтверждающие согласование опосредованного технологического присоединения Объекта ИП Зеленкова А.Н. с ГСЭК «Дельта», отсутствуют.

МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска представило копии следующих документов (вх. № 2405 от 12.02.2021):

- заявки физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) Зеленкова А.Н. от 28.08.2019;

- технических условий № 1119 от 30.08.2019, выданных МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска Зеленкову А.Н. для электроснабжения гаражного бокса на земельном участке с к.н. 24:56:0203013:169 по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск, ул. Юности, район ГСЭК «Дельта». Максимальная мощность 15 кВт, категория надежности III, точка присоединения: РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ № 18А, ГСЭК «Автомобилист-2», через низковольтный щит гаражных боксов ГСЭК «Дельта»;

- акта о выполнении технических условий № 10 от 09.01.2020;

- акта об осуществлении технологического присоединения № 5 от 09.01.2020;

- акта № 9 допуска прибора учета в эксплуатацию от 10.01.2020;

- письма ПАО «Красноярскэнергосбыт» (исх. № 118697 от 27.10.2020), адресованного МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска, содержащего сведения о заключении 12.10.2020 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Зеленковым А.Н. договора электроснабжения № 100501341 и просьбу произвести подключение объекта, принадлежащего Зеленкову А.Н.

Зеленков А.Н. обратился в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» с заявлением о заключении договора энергоснабжения, представив документы, в которых отсутствуют сведения о согласовании опосредованного технологического присоединения с ГСЭК «Дельта».

12.10.2020 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Зеленковым А.Н. заключен договор электроснабжения № 100501341 в отношении объекта - нежилого здания с к.н. 24:56:0203013:178, расположенного по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка).

Как указал в заявлении председатель ГСЭК «Дельта», Объект ИП Зеленкова А.Н. получает энергоресурсы путем перераспределения максимальной мощности 30 кВт гаражей, расположенных по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск, ул. Юности, 2Б, принадлежащих ГСЭК «Дельта».

В октябре 2020 года Макеев А.Н. направил обращение в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт», содержащее в себе требование о предоставлении сведений о правомерности перераспределения из максимальной мощности (30 кВт), выделенной на 96 гаражных боксов ГСЭК «Дельта», и основания передачи 15 кВт из этого объема ИП Зеленкову А.Н.

27.11.2020 председатель ГСЭК «Дельта» Макеев А.Н. получил ответ от ПАО «Красноярскэнергосбыт», подтверждающий факт подключения Объекта Зеленкова А.Н. к ресурсу энергоснабжения. В указанном ответе гарантирующий поставщик также отметил, что в договоре энергоснабжения, заключенном между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и Зеленковым А.Н., установлена необходимость минусовать объем потребленной Объектом Зеленкова А.Н. электрической энергии, определенной допущенным в эксплуатацию расчетным прибором учета от объема потребленной электрической энергии, определенной прибором учета ГСЭК «Дельта», с добавлением потерь в линии 2,484 %. Объект, принадлежащий Зеленкову А.Н., имеет опосредованное технологическое присоединение от объектов электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта». Кроме того, ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило в адрес ГСЭК «Дельта» соглашение от 28.08.2020 о внесение изменений в договор энергоснабжения № 150396 от 27.07.2010 с указанием на необходимость внесения изменения в пункт приложения № 3 договора № 150396 от 27.07.2010. Указанным соглашением вносится дополнение о необходимости минусовать объем потребленной Зеленковым А.Н. электрической энергии, определенной допущенным в эксплуатацию расчетным прибором учета от объема потребленной электрической энергии, определенной прибором учета ГСЭК «Дельта», с добавлением потерь в линии 2,484 %. Объект, принадлежащий Зеленкову А.Н., имеющий опосредованное технологическое присоединение от объектов электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2». Указанное соглашение было получено председателем ГСЭК «Дельта», однако не было им подписано.

Зеленков А.Н. производит оплату потребляемой электроэнергии самостоятельно, на основании показаний индивидуального прибора учета, установленного на объекте (нежилом здании) с к.н. 24:56:0203013:178, расположенном по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка).

Согласно сведениям, представленным ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 2383 от 12.02.2021), в соответствии с документами о технологическом присоединении максимальная мощность энергоустановки потребителя ГСЭК «Дельта» согласована в размере 30 кВт. В соответствии с документами о технологическом присоединении максимальная мощность энергоустановки потребителя Зеленкова А.Н. согласована в размере 15 кВт. При этом перераспределение максимальной мощности потребителя ГСЭК «Дельта» не производилось. Расчеты за потребленную электрическую энергию ГСЭК «Дельта» производятся на основании показаний своего расчетного прибора учета № 292600. Расчеты за потребленную электрическую энергию ИП Зеленковым А.Н. производятся на основании показаний своего расчетного прибора учета 1107514330256, допущенного в эксплуатацию актом допуска № 9 от 10.01.2020 с начальными показаниями 001242,8.

В ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 13.05.2021 ПАО «Красноярскэнергосбыт» пояснило, что, несмотря на то, что соглашение о внесении изменений в договор энергоснабжения № 150396 от 23.07.2010 в настоящее время не подписано со стороны ГСЭК «Дельта», гарантирующий поставщик фактически исполняет условия, предусмотренные указанным соглашением. Также гарантирующий поставщик отметил, что перераспределение максимальной мощности потребителя ГСЭК «Дельта» не производилось.

ИП Зеленков А.Н. и МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска представили в материалы дела № 024/01/10-704/2021 технические условия № 1119 от 30.08.2019 для электроснабжения гаражного бокса на земельном участке с кадастровым номером 24:56:0203013:169 по адресу Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Юности, район ГСЭК «Дельта», подписанные директором МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска О.Н. Наумчиком, согласованные председателем ГСЭК «Дельта» А.Н. Мурашевичем. Подпись председателя ГСЭК «Автомобилист-2» на указанном акте отсутствует.

В ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 08.06.2021 председатель ГСЭК «Дельта» Макеев А.М. пояснил, что документы об опосредованном присоединении Объекта ИП Зеленкова А.Н. в адрес кооператива не поступали. Общее собрание по вопросу опосредованного технологического присоединения Объекта ИП Зеленкова А.Н. через объекты электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта» не проводилось.

Представитель ИП Зеленкова А.Н. Мурашевич А.Н. 08.06.2021 пояснил, что на момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ИП Зеленковым А.Н. и МУП «Жилкомсервис г. Сосновоборска» председателем ГСЭК «Дельта» являлся Мурашевич А.Н. В его адрес поступило уведомление от МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска о том, что через объекты электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта» будет осуществлено опосредованное технологическое присоединение Объекта ИП Зеленкова А.Н. к электрическим сетям. Аналогичное уведомление было направлено и в адрес ГСЭК «Автомобилист-2», как отметил Мурашевич А.Н. Председатель ГСЭК «Автомобилист-2» Иливанов В.М. указанный довод опроверг в ходе рассмотрения дела.

Председатели ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2» в ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 15.07.2021 пояснили, что фактически осуществляется перераспределение из выделенной на гаражные кооперативы мощности (30 кВт) 15 кВт на Объект ИП Зеленкова А.Н. Документально указанный довод не подтвердили.

Представитель ПАО «Красноярскэнергосбыт» на рассмотрении дела № 024/01/10-704/2021 15.07.2021 пояснила, что гарантирующий поставщик заключил договор энергоснабжения с ИП Зеленковым А.Н. на основании технических условий № 1119 от 30.08.2019 для электроснабжения Объекта, принадлежащего ИП Зеленкову А.Н. ПАО «Красноярскэнергосбыт» указало на то, что в данных технических условиях имеется подпись председателя ГСЭК «Автомобилист-2», но не содержится сведений о фамилии вышеназванного председателя, отсутствует печать ГСЭК «Автомобилист-2». Указанный экземпляр технических условий в материалы дела не был представлен.

Однако с учетом наличия в материалах дела № 024/01/10-704/2021 2 экземпляров технических условий № 1119 от 30.08.2019 для электроснабжения Объекта, принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., отличающихся в части необходимости согласования указанных технических условий с ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2» (в одном варианте ТУ необходимо согласование только с ГСЭК «Дельта», а в другом - и с ГСЭК «Дельта», и с ГСЭК «Автомобилист-2»), у МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска были запрошены сведения о содержании в технических условиях № 1119 от 30.08.2019 для электроснабжения Объекта, принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., разработанных сетевой организацией, сведений о согласовании опосредованного технологического присоединения с ГСЭК «Автомобилист-2» (с указанием фамилии председателя ГСЭК «Автомобилист-2» и приложением копии технических условий).

Согласно представленной МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска информации (вх. № 14592 от 06.08.2021), в экземпляре технических условий № 1119 от 30.08.2019 не содержится подписи председателя ГСЭК «Автомобилист-2», а также информации об его фамилии.

Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее - Правила № 442), потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы:

подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа (предоставляется по желанию заявителя);

правоустанавливающие и иные документы заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, - выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);

документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса;

подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);

документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);

документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);

документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);

иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).

Документы, указанные в абзацах шестом - девятом настоящего пункта, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, которая выступает заявителем, предоставляет гарантирующему поставщику в отношении точек поставки по каждому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с потребителем, в интересах которого энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика.

Исходя из п. 36 Правил 442, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X настоящего документа, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией.

Документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони составлен (изменен) и согласован позднее даты заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), то такой акт подлежит предоставлению гарантирующему поставщику в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 40 и абзаца восьмого пункта 43 настоящего документа.

В соответствии с п. 37 Правил № 442, заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 настоящего документа, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 настоящего документа, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя.

Заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.

Согласно п. 39 Правил № 442, при отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных в настоящем документе, или при непредставлении заявителем документов, указанных в пунктах 34 и 35 настоящего документа, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случаях, предусмотренных пунктами 34(1) и 37 настоящего документа, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

В ходе рассмотрения дела представитель ПАО «Красноярскэнергосбыт» пояснила, что при рассмотрении вопроса о заключении договора электроснабжения с ИП Зеленковым А.Н., гарантирующий поставщик обладал сведениями о технологическом присоединении Объекта опосредованно через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2».

Соответственно, учитывая положения пунктов 34, 36 Правил 442, при заключении договора элекроснабжения с ИП Зеленковым А.Н. гарантирующим поставщиком не были получены документы, подтверждающие осуществление надлежащего технологического присоединения Объекта ИП Зеленкова А.Н. к электрическим сетям.

Имеющиеся в материалах дела № 024/01/10-704/2021 технические условия № 1119 от 30.08.2019 для электроснабжения гаражного бокса на земельном участке с кадастровым номером 24:56:0203013:169 по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Юности, район ГСЭК «Дельта», подписаны директором МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска О.Н. Наумчиком, согласованы председателем ГСЭК «Дельта» А.Н. Мурашевичем.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 управлением не была получена копия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска и ИП Зеленкова А.Н. Технические условия являются неотъемлемым приложением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Соответственно отсутствуют документы, подтверждающие осуществление технологического присоединения Объекта ИП Зеленкова А.Н. к сетям МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. Заявка ИП Зеленкова А.Н. на осуществление технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, поступившая в МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска 28.08.2019, не была рассмотрена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При некомплектности документов (отсутствии необходимых подписей и печатей) ПАО «Красноярскэнергосбыт» должно принять меры, направленные на получение необходимых документов. При заключении договора энергоснабжения с ИП Зеленковым А.Н. ПАО «Красноярскэнергосбыт» не выявлены обстоятельства осуществления технологического присоединения Объекта к электрическим сетям МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска опосредованно через сети ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2».

Учитывая отсутствие в документах сведений, свидетельствующих о согласии опосредованного технологического присоединения Объекта ИП Зеленкова А.Н.через сети ГСЭК «Автомобилист-2», договор энергоснабжения не подлежал заключению с ИП Зеленковым А.Н. до выяснения данных обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 председателем ГСЭК «Дельта» были даны пояснения о том, что Мурашевичем А.Н. не был соблюден порядок принятия решения о согласовании опосредованного технологического присоединения Объекта посредством объектов электросетевого хозяйства ГСЭК «Дельта», так как указанное решение было им принято единолично.

В соответствии с пунктом 2.9 устава ГСЭК «Дельта», утвержденного решением общего собрания (протокол № 1 от 09.02.2002), общее для всех членов гаражного кооператива имущество – сооружения (электросети, теплосети, водоснабжение, дороги, ограждения, озеленение территории и др.) принадлежит гаражному кооперативу и не может быть передано как в целом, так и по частям, ни отдельным лицам, ни предприятиям, за исключением раздела между членами при ликвидации гаражного кооператива.

В ходе рассмотрения дела № 024/01/10-704/2021 гр. Мурашевичем А.Н. не было представлено документов, подтверждающих согласование с членами гаражного кооператива (решение о предоставлении согласования опосредованного технологического присоединения Объекта с использованием объектов электросетевого хозяйства гаражного кооператива).

Однако указанные обстоятельства не могли быть известны гарантирующему поставщику при рассмотрении вопроса о заключении с ИП Зеленковым А.Н. договора электроснабжения, так как вышеуказанные технические условия были подписаны председателем ГСЭК «Дельта» Мурашевичем А.Н.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Таким образом, сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение объекта от собственных сетей, исполнив соответствующие мероприятия.

МУП ««Жилкомсервис» г. Сосновоборска выдало документы о технологическом присоединении Объекта без заключения договора об осуществлении технологического присоединения, без соответствующего согласования осуществления технологического присоединения с ГСЭК «Автомобилист-2».

Таким образом, ПАО «Красноярскэнергосбыт» не была исполнена обязанность, предусмотренная Правилами № 442, направленная на установление при заключении договора энергоснабжения с ИП Зеленковым А.Н. законности опосредованного технологического присоединения Объекта, принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., учитывая, что пакет документов не содержит сведений, позволяющих придти к выводу о согласовании опосредованного технологического присоединения от объектов электросетевого хозяйства ГСЭК «Автомобилист-2».

При заключении договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, в случае, если заявителем при подаче документов в адрес сетевой организации был выбран способ обмена документами в электронной форме, подписанными усиленной квалифицированной (в отношении заявителей - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) или простой электронной подписью (в отношении заявителей - физических лиц), а также в случае, если заявителями являются лица, указанные в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, гарантирующий поставщик должен обеспечить направление документов в адрес сетевой организации, в том числе подписанного со своей стороны проекта договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика.

В соответствии с аналитическим отчетом по результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) на территории Красноярского края ПАО «Красноярскэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в административных границах Красноярского края, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности иных гарантирующих поставщиков с долей на рынке.

Часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ИП Зеленков А.Н. представил в адрес Комиссии отзыв на заключение об обстоятельствах дела № 024/01/10-704/2021 (вх. № 16436 от 06.09.2021), в котором указал на то, что, поскольку энергопринимающие устройства ИП Зеленкова А.Н. присоединены к электрическим сетям ГСЭК «Дельта», необходимость согласования опосредованного технологического присоединения с ГСЭК «Автомобилист-2» отсутствует. Технические условия, выданные МУП «Жилкомсервис» г. Сосновоборска ИП Зеленкову А.Н., подписаны председателем ГСЭК «Дельта» Мурашевичем А.Н., который, действуя в рамках своих полномочий и согласовывая технологическое присоединение Объекта ИП Зеленкова А.Н. не осуществлял передачи как в целом, так и по частям имущества гаражного кооператива. Права и законные интересы кооператива и его членов не затронуты, поскольку выделенная на кооператив мощность не изменилась, имущество кооператива не отчуждалось. Кроме того, необоснованный отказ со стороны ГСЭК «Дельта» в согласовании опосредованного технологического присоединения для присоединения энергопринимающего устройства Объекта препятствовал бы выполнению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям и, как следствие, перетоку через ГСЭК «Дельта» электрической энергии на Объект ИП Зеленкова А.Н. и заключению в установленном порядке договора энергоснабжения с ПАО «Красноярскэнергосбыт». Также ИП Зеленков А.Н. считает, что заключение договора между ним и ПАО «Красноярскэнергосбыт» не влечет ущемления интересов хозяйствующего субъекта ГСЭК «Автомобилист-2».

Учитывая, что в соответствии с однолинейной схемой присоединения энергопринимающих устройств Объекта ИП Зеленкова А.Н. объект ГСЭК «Дельта» опосредованно присоединен от КТП № 18А, принадлежащей ГСЭК «Автомобилист-2», согласование опосредованного технологического присоединения Объекта, принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., необходимо как с ГСЭК «Дельта», так и с ГСЭК «Автомобилист-2».

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861, собственники, иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Ущемление интересов ГСЭК «Дельта», ГСЭК «Автомобилист-2» имеется, так как опосредованное технологическое присоединение влечет возложение обязанностей на гаражные кооперативы.

Таким образом, действия ПАО «Красноярскэнергосбыт», выразившиеся в заключении договора энергоснабжения № 100501341 с ИП Зеленковым А.Н. без получения предусмотренных п. 34, п. 36 Правил № 442 документов о надлежащем технологическом присоединении нежилого здания с к.н. 24:56:0203013:178, расположенного по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка), принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., без принятия мер, направленных на получение документов о надлежащем технологическом присоединении Объекта, влекут ущемление интересов ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2».

Решением по делу № 024/01/10-704/2021 от 18.10.2021 ПАО «Красноярскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения договора энергоснабжения № 100501341 с ИП Зеленковым А.Н. без получения документов, предусмотренных п. 34, п. 36 Правил № 442, о надлежащем технологическом присоединении нежилого здания с к.н. 24:56:0203013:178, расположенного по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка), принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., без принятия мер, направленных на получение документов о надлежащем технологическом присоединении Объекта.

Также Обществу выдано предписание о принятии мер по обеспечению исполнения договоров энергоснабжения, заключенных с ГСЭК «Дельта», ГСЭК «Автомобилист-2», без возложения на ГСЭК «Дельта» и ГСЭК «Автомобилист-2» обязанностей по обеспечению перетока электрической энергии к Объекту ИП Зеленкова А.Н. (в редакции до внесения изменений, связанных с заключением договора энергоснабжения с ИП Зеленковым А.Н.). Предписание Обществом исполнено, о чем Красноярское УФАС России было уведомлено письмом (вх. № 5529 от 30.03.2022).

ПАО «Красноярскэнергосбыт», не согласившись с решением и предписанием Красноярского УФАС России, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края, который поддержал позицию антимонопольного органа (дело № А33-846/2022), после чего гарантирующий поставщик обратился в суд апелляционной инстанции. Третий арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Красноярского края, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

По факту злоупотребления ПАО «Красноярскэнергосбыт» доминирующим положением, выразившегося в заключении договора энергоснабжения № 100501341 с ИП Зеленковым А.Н. без получения документов, предусмотренных п. 34, п. 36 Правил № 442, о надлежащем технологическом присоединении нежилого здания с к.н. 24:56:0203013:178, расположенного по адресу: Красноярский кр., г. Сосновоборск (автомойка), принадлежащего ИП Зеленкову А.Н., без принятия мер, направленных на получение документов о надлежащем технологическом присоединении Объекта, установленному решением Красноярского УФАС России по делу № 024/01/10-704/2021 от 18.10.2021 о нарушении антимонопольного законодательства, 23 марта 2022 года был составлен протокол № 024/04/14.31-793/2022 об административном правонарушении в отношении ПАО «Красноярскэнергосбыт», дело назначено к рассмотрению.

Рассмотрев указанное дело, должностное лицо Красноярского УФАС России, проанализировав финансовое состояние Общества, не установив исключительных обстоятельств, позволяющих снизить сумму штрафа на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (согласно сведениям сайта ФНС России прибыль Общества за 2021 год составила 1 632 735 000 рублей, за 2020 год - 1 045 336 000 рублей, что свидетельствуют о положительном финансовом состоянии Общества), применив обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 4, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ (оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль), 03.10.2022 вынесло постановление № 024/04/14.31-793/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо пришло к выводу о том, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» в рассматриваемой жалобе не обосновало возможность применения предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельства, смягчающего административную ответственность, в связи с тем, что вменяемое нарушение (а равно последствия такого нарушения) прекращено обществом посредством исполнения предписания Комиссии антимонопольного органа, что было учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. Оснований для применения иных смягчающих обстоятельств должностным лицом не установлено.

Учитывая изложенное, оюжалуемое постановление является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.2, 1.4, 1.5, 1.7, 2.1-2.4, 2.6, 3.1-3.5, 4.1-4.5, 23.48, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю  № 024/04/14.31-793/2022 от 03.10.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу ПАО «Красноярскэнергосбыт» – без удовлетворения.

 

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 30.9 КоАП РФ, в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО «Красноярскэнергосбыт»
ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692