Письмо №АГ/19682/23 решение по делу 024/01/15-2752/2022 от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №024/01/15-2752/2022

 

 

24 ноября 2023 года

г. Красноярск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 ноября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 ноября 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Годованюк А.А., руководитель управления; члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Коваленко А.А., заместитель начальника контрольного отдела, рассмотрев дело № 024/01/15-2752/2022 возбужденное в отношении Администрации г. Красноярска (ул. Карла Маркса, 93, г. Красноярск, 660049, ИНН/ОГРН – 2451000840/1022402655758) по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя Администрации г. Красноярска – Бочкарева О.Н. (доверенность №04-13001 от 28.12.2022), представителя МАУ «Татышев-парк» - Каешко А.А. (доверенность №б/н от 25.09.2023)

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ИП Солдатова И.Л. (вх.№6521 от 12.04.2022) с просьбой о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий МАУ «Татышев-парк», связанных с осуществлением коммерческой деятельности в сфере проката спортивного инвентаря, а также с сокращением пунктов проката спортивного инвентаря на острове Татышев.

По результатам рассмотрения вышеназванного заявления, в связи с выявлением в действиях Администрации г. Красноярска признаков нарушения пунктов 2 и 8 части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся: 1) во включении в Устав МАУ «Татышев-парк» вида деятельности – организация досуга, в том числе прокат спортивного инвентаря, не предусмотренного для целей создания учреждения с типом автономное, что обусловило неправовой доступ учреждения на рынок оказания услуг проката спортивного инвентаря, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на указанном рынке и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг проката спортивного инвентаря вследствие непредоставления права пользования пунктами проката спортивного инвентаря, необоснованно занимаемых Учреждением, иным хозяйствующим субъектам, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, посредством организации конкурентной процедуры (пункты 2 и 8 части 1); 2) в совмещении МАУ «Татышев-парк» функций органа местного самоуправления (организация досуга) и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том рынке, в отношении которого наделено функциями органа местного самоуправления, а именно на рынке оказания услуг по прокату спортивного инвентаря (часть 3), Красноярским УФАС России выдано предупреждение (исх. №11255 от 12.07.2022) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения в срок до 01.10.2022.

В соответствии с выданным предупреждением Администрации г. Красноярска надлежало совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Устав МАУ «Татышев-парк» в части исключения из видов деятельности, которые Учреждение вправе осуществлять, деятельность по организации досуга, в том числе организацию и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, спортивного инвентаря, прокат, ремонт спортивного оборудования, предоставление иных услуг, связанных с организацией досуга и отдыха горожан.

Письмом (вх.№17721/22 от 03.10.2022) Администрация г. Красноярска сообщила о несогласии с выданным предупреждением, а также о том, что Администрация г. Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании предупреждения №11255 от 12.07.2022 незаконным и недействительным.

В связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России №268/22 от 14.10.2022 возбуждено дело № 024/01/15-2752/2022.

Определением от 25.10.2022 о назначении дела №024/01/15-2752/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация г. Красноярска, в качестве заявителя индивидуальный предприниматель Солдатов И.Л, в качестве заинтересованного лица МАУ «Татышев-Парк», рассмотрение дела назначено на 28.11.2022.

Определением от 28.11.2022 рассмотрение дела №024/01/15-2752/2022 было приостановлено до вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-19970/2022.

Определением от 05.09.2023 рассмотрение дела №024/01/15-2752/2022 было возобновлено, назначено на 28 сентября 2023 года.

Определением от 28.09.2023 на основании ходатайств Администрации г. Красноярска и МАУ «Татышев-парк» об отложении рассмотрения дела до завершения рассмотрения дела №А33-19970/2022 в кассационной инстанции рассмотрение дела №024/01/15-2752/2022 было отложено на 26 октября 2023 года.

26.10.2023 дело №024/01/15-2752/2022 рассмотрено в присутствии представителя Администрации г. Красноярска Грищенко Ю.А. (доверенность №04-13006 от 28.12.2022), представителя МАУ «Татышев-парк» Каешко А.А. (доверенность №б/н от 25.09.2023).

Комиссия, рассмотрев 26.10.2023 материалы дела, признала их достаточными для вынесения заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 26.10.2023 об отложении рассмотрения дела рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 23.11.2023.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх.№АГ/18373/23 от 02.11.2023).

23 ноября 2023 года дело № №024/01/15-2752/2022 рассмотрено по существу при участии представителя Администрации г. Красноярска – Бочкарева О.Н. (доверенность №04-13001 от 28.12.2022), представителя МАУ «Татышев-парк» - Каешко А.А. (доверенность №б/н от 25.09.2023).

При рассмотрении дела № 024/01/15-2752/2022 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

В соответствии с Уставом МАУ «Татышев-парк» (далее – Устав), утвержденным распоряжением администрации города  Красноярска от 16.04.2021 № 44-орг, учредителем МАУ «Татышев-парк» является Администрация г. Красноярска. Органом администрации города Красноярска, координирующим деятельность учреждения, а также осуществляющим отдельные функции и полномочия Учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является Департамент социального развития администрации города Красноярска.

На официальном сайте МАУ «Татышев-парк» (http://socialprojects24.ru) в разделе «О нас» указано, что МАУ «Татышев-парк» является подведомственным учреждением департамента социального развития администрации г. Красноярска. В функции учреждения входят создание условий для организации досуга, массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения на острове Татышев.

До переименования Учреждения в МАУ «Татышев-парк» Учреждение именовалось МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» и было подведомственно Главному управлению по физической культуре и спорту администрации города Красноярска.

Со временем учреждение стало проводить не только спортивно-массовые мероприятия, но и культурные праздники общегородского значения. В связи с этим в сентябре 2017 года было принято решение о выходе МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» из структуры Главного управления по физической культуре и спорту администрации города Красноярска, а само учреждение переименовано в МАУ «Центр реализации социальных проектов».

В апреле 2021 года было принято решение о переименовании Учреждения в МАУ «Татышев-парк» и о внесении изменений в Устав (Распоряжение Администрации г. Красноярска №44-орг от 16.04.2021).

Целью создания МАУ «Татышев-парк» согласно пункту 2.1 Устава является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий для организации досуга, массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Для достижения целей учреждение решает следующие задачи (пункт 2.1 Устава):

выполнение работ и оказание услуг для организации досуга, массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдых населения;

оказание содействия учреждениям и гражданам в организации и проведении общегородских торжественных, социально-значимых, спортивных, культурных и досуговых мероприятий;

обеспечение предоставления услуг населению на территории, закрепленной за учреждением.

Для достижения указанных целей учреждение осуществляет основные виды деятельности (п.2.2 Устава):

организация и проведение официальных физкультурных мероприятий;

обеспечение доступа к объектам спорта;

содержание, ремонт зданий и сооружений на территориях, переданных учреждению;

организация и проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе деятельность ярмарок и парков с аттракционами;

организация, содержание и уборка территории;

создание, содержание зеленых насаждений, посадка деревьев, кустарников, цветов на территориях, переданных учреждению;

содержание установка, изготовление малых архитектурных форм и элементов навигации, переданных учреждению;

содержание , установка, спортивных плоскостных сооружений и спортивных тренажерных комплексов на территориях, переданных учреждению;

организация досуга населению.

В пункте 2.4 Устава среди видов предпринимательской деятельности МАУ «Татышев-парк» указано:

2.4.2. Организация и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, спортивного инвентаря, прокат, ремонт спортивного оборудования.

2.4.3 Предоставление иных услуг, связанных с организацией досуга и отдыха горожан.

Перечень платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» установлен Постановлением администрации г. Красноярска № 853 от 28.12.2017 «Об утверждении тарифов (цен) на услуги (работы), предоставляемые муниципальным автономным учреждением города Красноярска «Татышев-парк» (далее – Перечень). Согласно Перечню МАУ «Татышев-парк» осуществляет, в том числе прокат велосипедов, прокат роликовых коньков, предоставление торгового домика, предоставление инфраструктуры для оказания услуги по катанию на лошадях, предоставление торгового оборудования (прилавок) без перевозки.

Согласно информации, полученной от МАУ «Татышев-парк» (исх. №432 от 17.05.2022, вх.№8706 от 17.05.2022), по состоянию на май 2022 года на территории острова Татышев размещено 9 пунктов проката спортивного инвентаря, 2 из которых находятся в пользовании МАУ «Татышев-парк» для личных нужд в уставных целях - организация и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, спортивного инвентаря, прокат спортивного оборудования. Остальные 7 мест проката инвентаря сданы в аренду по результатам проведения конкурентных процедур хозяйствующим субъектам – ООО «Запад» (договоры аренды №14 от 24.05.2021, №37 от 20.09.2021, №38 от 20.09.2021), ИП Горбачеву Д.С. (договоры аренды №11 от 24.05.2021, №2020.8610 от 09.12.2020, №2020.8617 от 09.12.2020, №2020.8621 от 09.12.2020). Кроме того, МАУ «Татышев-парк» проведен аукцион на право заключения договоров аренды велопарковки на 2 лота (извещение № 22000054480000000005), победителем которого в соответствии протоколом подведения итогов от 16.06.2022 определено ООО «Проспорт».

На письмо ИП Солдатова И.Л. №402 от 18.03.2022 МАУ «Татышев-парк» сообщило (исх.№238 от 23.03.2022), что на момент направления данного ответа Учреждение не планирует заключение договоров аренды на размещение точек проката. Часть имеющихся на балансе свободных многофункциональных павильонов учреждение планирует использовать на собственные нужды для выполнения уставных целей и задач, а часть для организации точек общественного питания путем проведения имущественных торгов.

С обращениями об увеличении количества пунктов проката спортивного инвентаря на острове Татышев в МАУ «Татышев-парк» и к Уполномоченному по защите предпринимателей в Красноярском крае также обращались в марте, апреле 2021 года предприниматели Ассоциации по координации деятельности в сфера проката спортинвентаря «Продвижение».

Вместе с тем, МАУ «Татышев-парк» указало (исх.№197-црсп от 23.04.2021) на то, что дополнительных пунктов проката инвентаря размещать не планируется. Учреждение предложило заявителям в общем порядке принять участие в электронных аукционах, проводимых Учреждением на право заключения договора аренды имеющихся временных сооружений. Кроме того, МАУ «Татышев-парк» отметило, что спрос на услуги проката спортивного инвентаря будет удовлетворен предложением данной услуги существующих и будущих арендаторов пунктов проката спортивного инвентаря, многофункциональных павильонов с крытой верандой и трапом, а также силами самого Учреждения, которое также оказывает услуги проката.

В соответствии с доводами заявителя ИП Солдатова И.Л. - на протяжении длительного времени он осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере оказания населению услуг по предоставлению в прокат спортивного инвентаря (велосипеды, ролики, веломобили и т.п.). Ранее предпринимательская деятельность в указанной сфере осуществлялась на острове Татышев. Вместе с тем, по мнению ИП Соладтова И.Л., за последние несколько лет МАУ «Татшыев-парк» по согласованию с администраций г. Красноярска принимаются действия, направленные на вытеснение с рынка предпринимателей, ранее осуществлявших на острове Татышев коммерческую деятельность. Количество пунктов проката спортивного инвентаря на острове Татышев на 2022 год, предоставленных предпринимателям, составило 5 пунктов. 2 пункта проката используются для работы МАУ «Татышев-парк» самостоятельно. В 2018 году количество пунктов проката составляло 25, в 2019 -15, в 2021 – 9. Действия МАУ «Татышев-парк» по самостоятельному осуществлению коммерческой деятельности в сфере проката спортивного инвентаря, по мнению ИП Соладтова И.Л., сами по себе являются противоправными и ранее неоднократно пресекались прокуратурой и Красноярским УФАС России.

Администрация г. Красноярска с предупреждением Красноярского УФАС России №11255 от 12.07.2022 не согласилась, указав в письме о рассмотрении предупреждения (вх.№17721/22 от 03.10.2022), письменных пояснениях (вх.№22072/22 от 01.12.2022) на то, что для оказания услуг в сфере культуры, организации досуга, спорта муниципальное образование вправе создавать учреждение в форме муниципального автономного учреждения. МАУ «Татышев-парк» создан муниципальным образованием г. Красноярск для оказания услуг населению в сфере создания условий организации досуга, массового отдыха жителей города и организации мест массового отдыха населения. По мнению, Администрации г. Красноярска термин досуг имеет более широкое толкование, чем понятия культура или спорт, включает в себя: развлечения, самообразование, творчество, пассивный отдых, активный отдых, который представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение и т.д.). Обеспечение населения в сфере проката спортивного инвентаря является формой организации досуговой деятельности в виде активного отдыха. Администрация г. Красноярска указывает, что в соответствии с Распоряжением Минкультуры РФ от 18.09.2009 №Р-6 «Об утверждении Номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации» указанная номенклатура включает в себя, в том числе и такие виды услуг в качестве досуговых мероприятий, как услуги/работы по организации и проведению различных культурно-досуговых мероприятий, спортивно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, Администрация г. Красноярска указывает, что в соответствии с требованиями ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст (далее – ОКВЭД), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений определена в Разделе R (данный раздел включает: широкий спектр видов деятельности в области культуры, развлечения, отдыха, включая живые выступления, работу выставок, спортивные мероприятия и мероприятия, связанные с отдыхом). Таким образом, по мнению Администрации г. Красноярска, деятельность в области культуры, деятельность в области отдыха и развлечений относится к одному и тому же разделу классификатора, что означает, что данные виды деятельности относятся к одной сфере – досуговой. По мнению Администрации г. Красноярска, создание МАУ «Татышев-парк» в форме автономного учреждения соответствует целям задачам Федерального закона от 03.11.2006 №74-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях») и требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон №131-ФЗ).

В возражениях на заключение об обстоятельствах дела (вх.№23684/23 от 21.11.2023) Администрация г. Красноярска не согласилась с выводами о наличии в действиях Администрации г. Красноярска нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» на основании доводов, ранее изложенных в письменных пояснениях (вх.№17721/22 от 03.10.2022), письменных пояснениях (вх.№22072/22 от 01.12.2022). Кроме того, Администрации г. Красноярска не согласна с выводами Комиссии относительно нарушения Администрацией г. Красноярска части 3 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции», указывает на то, что МАУ «Татышев-парк» не совмещает функций органа местного самоуправления – Главного управления культуры администрации г. Красноярска и функций хозяйствующего субъекта, поскольку к полномочиям Главного управления культуры администрации г. Красноярска отнесено создание условий для организации досуга, создание условий для массового отдыха населения. Обеспечение условий со стороны органа местного самоуправления — часть предоставляющего публичные услуги муниципального управления, и представляет собой обозначение цели, задачи управления, которую орган управления должен достичь. Для этого орган управления в рамках имеющейся у него компетенции предпринимает определенные организационные действия. Властный характер деятельности органа в данном случае определяется именно организующим характером его деятельности, но не исполнительским. Для оказания услуг в сфере культуры, организации досуга, спорта муниципальное образование вправе создавать учреждения в форме муниципального автономного учреждения. МАУ «Татышев-парк» было создано для оказанию услуг населению в сфере создания условий организации досуга, массового отдыха жителей города и организации массового отдыха населения. В силу пункта 2.2. Устава МАУ «Татышев-парк» организует досуг населения (основной вид деятельности). Обеспечение населения в сфере проката спортивного инвентаря является лишь частью, формой организации досуговой деятельности в виде активного отдыха. Однако вопросы местного значения - создание условий для организации досуга и непосредственно организация досуга и обеспечение жителей муниципального, городского округа услугами организации культуры; создание условий для массового отдыха по своему содержанию не тождественны и значительно шире организации досуга населения.

Кроме того, Администрацией г. Красноярска в возражениях на заключение об обстоятельствах дела (вх.№23684/23 от 21.11.2023) указано на то, что заявитель по настоящему делу - ИП Солдатов И.Л. согласно пункту 4 выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 14.08.2023 №ИЭ9965-23-57836657) прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления от 04.04.2022. На момент регистрации его заявления в Красноярском УФАС России Солдатов И.Л. уже утратил статус индивидуального предпринимателя, результат рассмотрения дела как в Красноярском УФАС России, так и в арбитражных судах не мог оказать влияние на законные права и интересы Солдатова И.Л. в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель МАУ «Татышев-Парк» на заседание Комиссии 26.10.2023 сообщил о том, что учреждением подготовлен в соответствии с выводами предупреждения Красноярского УФАС России №11255 от 12.07.2022 проект вносимых изменений в Устав, а также представил сведения о размещенных пунктах велопроката по состоянию на 25.10.2023. Из представленных сведений следует, что на территории острова Татышев по-прежнему размещено 9 пунктов проката спортивного инвентаря, 1 из которых находится в пользовании МАУ «Татышев-парк» в уставных целях - организация и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, спортивного инвентаря, прокат спортивного оборудования. Остальные 8 мест проката инвентаря сданы в аренду хозяйствующим субъектам – ООО «Запад» (договоры аренды №14 от 24.05.2021), ИП Горбачеву Д.С. (договоры аренды №11 от 24.05.2021, №2020.8610 от 09.12.2020, №2020.8617 от 09.12.2020, №2020.8621 от 09.12.2020), ИП Ошарову М.В. (договор аренды №2023.4135 от 07.04.2023), ИП Макарову И.С. (договоры аренды №2023.19586 от 14.06.2023, 2023.20480 от 15.06.2023).

Кроме того, представитель МАУ «Татышев-парк» предоставил сведения об оказании учреждением следующей досуговой деятельности: предоставление телескопических палок, посещение катка, предоставление поддерживающего устройства для детей для катания на коньках, предоставление роликовых коньков, заточка коньков, предоставление лыж, предоставление коньков, предоставление детских электрических средств передвижения, предоставления комплекта защиты для катания на роликах/велосипедах, предоставление шезлонга, катание на электрическом паровозике, предоставление спортивного инвентаря, предоставление инвентаря для плавания, предоставление инвентаря для отдыха, посещение пляжно-развлекательного комплекса.

На заседании Комиссии 23.11.2023 представитель МАУ «Татышев-парк» сообщил о том, что Распоряжение о внесении изменении в Устав МАУ «Татышев-парк» подготовлено, находится на подписи.

Комиссия по рассмотрению дела № 024/01/15-2752/2022, проанализировав материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Законом № 131-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в числе которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять закупки товары, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Таким образом, автономное учреждение может быть создано исключительно в сферах, прямо установленных федеральным законодательством: наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и иные сферы, в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

В силу статьи 3 Основ законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей; культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» культурная деятельность - деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества.

Согласно пункту 12 части статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В силу пунктов 25, 27 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры; физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Таким образом, осуществление деятельности в сфере физической культуры должно представлять собой комплекс мероприятий, иметь характер постоянного целенаправленного процесса.

Согласно положениям Устава МАУ «Татышев - парк», осуществляет помимо прочего основной вид деятельности - организация досуга населению, а также дополнительные виды деятельности - организация и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, предоставление иных услуг, связанных с организацией досуга и отдыха горожан.

Таким образом, из Устава МАУ «Татышев - парк», а также пояснений Администрации г. Красноярска следует, что прокат спортивного инвентаря осуществляется учреждением для проведения досуга и отдыха, а не для физической подготовки, физического развития, спорта.

При указанных обстоятельствах, с учетом вышеуказанного определения «физическая культура и спорт» и с учетом цели проката спортивного инвентаря, определенной в Уставе МАУ «Татышев - парк», прокат спортивного инвентаря на о. Татышев, осуществляемый Учреждением, нельзя отнести к деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Вместе с тем осуществление проката спортивного инвентаря для организации досуга не относится к тем сферам, которые перечислены в Законе об автономных учреждениях.

Соответственно, наделение автономного учреждения правом осуществления организации досуга и иных видов деятельности в сфере организации досуга противоречит Закону об автономных учреждениях, не может служить достижению целей, ради которых оно может быть создано.

Доводы Администрации г. Красноярска о неверном толковании термина досуг со ссылками на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), Распоряжением Минкультуры РФ от 18.09.2009 №Р-6 «Об утверждении Номенклатуры государственных и муниципальных услуг/работ, выполняемых организациями культурно-досугового типа Российской Федерации», о возможности наделения автономного учреждения правом осуществления деятельности велопроката и иной досуговой деятельностью несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права.

По результатам судебного обжалования предупреждения Красноярского УФАС России №11255 от 12.07.2022 выводы Красноярского УФАС России о том, что досуговая деятельность, в том числе велопрокат не может быть отнесена к деятельности в сфере культуры, спорта, а также к деятельности в иных в сферах, установленных статьей 2 Закона об автономных учреждениях: науки, образования, здравоохранения, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, иных сферах в случаях, установленных федеральными законами признаны правомерными Арбитражным судом Красноярского края (решение от 05.04.2023 по делу №А33-19970/2022), Третьим арбитражным апелляционным судом (постановление от 16.06.2023 по тому же делу), Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (постановление от 23.10.2023 по тому же делу). Предупреждение Красноярского УФАС России, выданное Администрации г. Красноярска оставлено в силе.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями ФЗ «О защите конкуренции».

Целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В части 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2); создание дискриминационных условий (пункт 8).

Установленный частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Дискриминационные условия, согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 04.03.2021 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании части 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении дела №024/01/15-2752/2022 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования определен периодом с 16.04.2021 (дата Распоряжения Администрации г. Красноярска №44-орг о переименовании МАУ «Центр реализации социальных проектов» и утверждении Устава учреждения в новой редакции, предусматривающей наделение МАУ «Татышев-парк» правом осуществления проката инвентаря для досуга, предоставление иных услуг, связанных с организацией досуга и отдыха) по 26.10.2023 (дата составления аналитического отчета).

Согласно пункту 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности, или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

МАУ «Татышев-парк» наделено правом осуществления досуговой деятельности, в том числе проката спортивного инвентаря.

Перечень платных услуг, оказываемых МАУ «Татышев-парк» установлен Постановлением администрации г. Красноярска № 853 от 28.12.2017 «Об утверждении тарифов (цен) на услуги (работы), предоставляемые муниципальным автономным учреждением города Красноярска «Татышев-парк»» (далее – Перечень). Согласно Перечню, а также сведениям, представленным на заседании Комиссии представителем МАУ «Татышев-парк», учреждение осуществляет: велопрокат, предоставление телескопических палок, посещение катка, предоставление поддерживающего устройства для детей для катания на коньках, предоставление роликовых коньков, заточка коньков, предоставление лыж, предоставление коньков, предоставление детских электрических средств передвижения, предоставления комплекта защиты для катания на роликах/велосипедах, предоставление шезлонга, катание на электрическом паровозике, предоставление спортивного инвентаря, предоставление инвентаря для плавания, предоставление инвентаря для отдыха, посещение пляжно-развлекательного комплекса.

Таким образом, оказание услуг велопроката, проката электрических средств передвижения (электропаровозик, детские электрические средства передвижения), предоставление инвентаря для плавания, предоставление различного инвентаря (коньки, лыжи, палки телескопические и др.) для отдыха, услуг пляжно-развлекательного комплекса может рассматриваться как товар (93.2 ОКВЭД «Деятельность в области отдыха и развлечений»).

Продуктовые границы товарного рынка –  оказание услуг велопроката, проката электрических средств передвижения (электропаровозик, детские электрические средства передвижения), предоставление инвентаря для плавания, проката инвентаря (коньки, лыжи, палки телескопические и др.) для отдыха, услуг пляжно-развлекательного комплекса.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка проведено с применением метода установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах). В данном случае рассматривается территория, на которой покупатели имеют возможность приобрести определенный товар и отсутствие такой возможности за ее пределами.

Уровень исследуемого товарного рынка – локальный, ограничен территориальной границей общественного пространства, находящихся в ведении МАУ «Татышев-парк».

Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией острова Татышев г. Красноярска в границах общественного пространства - земельных участков, находящихся в ведении МАУ «Татышев-парк».

Предоставление права осуществления проката спортивного инвентаря МАУ «Татышев-парк» повлекло невозможность осуществления деятельности проката спортивного инвентаря иными хозяйствующими субъектами в тех пунктах проката, в которых осуществляет деятельность учреждение, создало необоснованные преимущественные условия доступа автономному учреждению на вышеуказанный товарный рынок.

Из заявления ИП Солдатов И.Л. следует, что он на протяжении длительного времени осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере оказания населению услуг по предоставлению в прокат спортивного инвентаря (велосипеды, ролики, веломобили и т.п.) на острове Татышев. Вместе с тем, в результате наделения МАУ «Татышев-Парк» правом осуществления деятельности проката спортивного инвентаря произошло вытеснение с рынка оказания услуг проката спортивного инвентаря предпринимателей, ранее осуществлявших на острове Татышев коммерческую деятельность.

Как указано выше с обращениями об увеличении количества пунктов проката спортивного инвентаря на острове Татышев в МАУ «Татышев-парк» и к Уполномоченному по защите предпринимателей в Красноярском крае обращались в марте, апреле 2021 года предприниматели Ассоциации по координации деятельности в сфера проката спортинвентаря «Продвижение».

В соответствии с правовой позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 05.04.2023 по делу №А33-19970/2022, учитывая конкурентность данного рынка, антимонопольный орган обоснованно пришел к вводу, что в результате наделения МАУ «Татышев-парк» правом осуществления деятельности по прокату спортивного инвентаря созданы необоснованные препятствия деятельности иным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке (имеющих намерение войти) на рынок оказания услуг проката спортивного инвентаря, в части тех пунктов проката, которые занимает МАУ «Татышев-парк» для осуществления вышеуказанной деятельности.

Таким образом, соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию.

Ввиду указанного не могут быть приняты доводы Администрации г. Красноярска об отсутствии влияния на конкуренцию, ввиду прекращения заявителем — ИП Солдатовым И.Л предпринимательской деятельности на рынке оказания услуг велопроката и отсутствия влияния действий Адиминистрации г. Красноярска на законные права и интересы Солдатова И.Л. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку антимонопольный орган действует в защиту на частно-правового, а публично-правого интереса.

Таким образом, в результате наделения МАУ «Татышев-парк» правом осуществления деятельности проката спортивного инвентаря созданы необоснованные препятствия деятельности иным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, в части тех пунктов проката, которые занимает МАУ «Татышев-парк» для осуществления вышеуказанной деятельности.

Кроме того, наделение МАУ «Татышев-парк» правом осуществления иной досуговой деятельности также влечет необоснованные преимущественные условия доступа автономному учреждению на вышеуказанный товарный рынок и в отсутствие правовых оснований быть субъектом соответствующего товарного рынка.

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, в действиях Администрации г. Красноярска усматривается нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в Устав МАУ «Татышев-парк» вида деятельности – организация досуга, в том числе прокат спортивного инвентаря, не предусмотренного для целей создания учреждения с типом автономное, что обусловило неправовой доступ учреждения на рынок оказания услуг проката спортивного инвентаря, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на указанном рынке и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг в сфере проката спортивного инвентаря и иного досуга, а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг, вследствие непредоставления права пользования пунктами проката спортивного инвентаря, необоснованно занимаемых Учреждением, иным хозяйствующим субъектам, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, посредством организации конкурентной процедуры.

Кроме того, частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Частями 8 и 9 статьи 2 Закона об автономных учреждениях определено, что автономные учреждения являются хозяйствующими субъектами.

Таким образом, согласно положениям Устава МАУ «Татышев-парк» является хозяйствующим субъектом, исходя из определения пункта 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ создание условий для организации досуга относится к вопросам местного значения городского округа.

В городском округе Красноярск в области создания условий для организации досуга в соответствии с Положением о Главном управлении культуры администрации г. Красноярска, утвержденном распоряжением администрации г. Красноярска от 22 мая 2009 г. № 108-р (далее - Положение о Главном управлении культуры администрации г. Красноярска) уполномоченным является Главное управлении культуры администрации г. Красноярска.

Таким образом, создание условий для организации досуга в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ относится к полномочиям (функциям) органа местного самоуправления, реализация которых на территории города Красноярска возложена на Главное управление культуры администрации г. Красноярска.

В соответствии с Положением о Главном управлении культуры администрации г. Красноярска, утвержденном распоряжением администрации г. Красноярска от 22 мая 2009 г. № 108-р (далее - Положение о Главном управлении культуры администрации г. Красноярска), Главное управлении культуры администрации г. Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления помимо прочего в области создания условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры.

В соответствии с разделом III Положения о Главном управлении культуры администрации г. Красноярска в соответствии с возложенными задачами Управление создает условия для организации досуга жителей города и обеспечения их услугами организаций культуры (пункт 3.3).

Таким образом, согласно уставу, МАУ «Татышев-парк» осуществляет предпринимательскую деятельность, а, кроме того, осуществляет функцию органа местного самоуправления по организации досуга на территории о. Татышев города Красноярска.

Согласно материалам дела МАУ «Татышев-парк» заключает договоры аренды мест проката инвентаря (с ООО «Запад» (договоры аренды №14 от 24.05.2021, №37 от 20.09.2021, №38 от 20.09.2021), с ИП Горбачевым Д.С. (договоры аренды №11 от 24.05.2021, №2020.8610 от 09.12.2020, №2020.8617 от 09.12.2020, №2020.8621 от 09.12.2020), с ИП Ошаровым М.В. (договор аренды №2023.4135 от 07.04.2023), с ИП Макаровым И.С. (договоры аренды №2023.19586 от 14.06.2023, 2023.20480 от 15.06.2023).

Поскольку вышеуказанные договоры заключало МАУ «Татышев-парк», то соответственно оно осуществляло в отношении иных хозяйствующих субъектов властные полномочия, а именно - допускало или не допускало желающих осуществлять прокат на территорию острова Татышев и организовывало деятельность иных хозяйствующих субъектов по решению задачи, возложенной на муниципальный орган, то есть приняло на себя функцию (полномочие) органа местного самоуправления по разрешению деятельности иных хозяйствующих субъектов в целях создания условий для организации досуга - массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения.

В связи с этим установлено, вопреки доводам Администрации г. Красноярска, что МАУ «Татышев-парк», являющееся хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в объеме, закрепленном пунктом 2.4 Устава, осуществляет в силу Устава функции (полномочия), предусмотренные статьей 17 Закона № 131-ФЗ.

Выводы предупреждения №11255 от 12.07.2022 о наличии в действиях Администрации г. Красноярска, связанных совмещением функций МАУ «Татышев-парк», являющегося хозяйствующим субъектом, с функциями органа местного самоуправления в области создания условий для организации досуга, признаков нарушения части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренций» по результатам судебного обжалования признаны обоснованными и соответствующими положениям ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, обстоятельства совмещения МАУ «Татышев-парк» (ранее МАУ «Дирекция СММ») вышеуказанных функций хозяйствующего субъекта и функций органа местного самоуправления ранее уже являлись предметом рассмотрения Красноярского УФАС России в решении от 19.09.2012 по делу №106-15/16-12, выводы которого о наличии в рассматриваемом случае нарушения положении части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» оставлены арбитражными судами без изменений (дело №А33-18821/2012).

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушения Администрацией города Красноярска требований части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совмещении функций органа местного самоуправления по организации досуга и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том рынке, в отношении которого наделено функциями органа местного самоуправления, а именно на рынке оказания услуг по прокату спортивного инвентаря. Указанное стало возможным, в том числе вследствие неправомерного создания МАУ «Татышев-парк» в сфере, не предусмотренной ФЗ «Об автономных учреждений», а именно в сфере создания условий для организации досуга населения, что в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения городского округа.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 024/01/15-2752/2022, пришла к выводу о наличии в действиях Администрации г. Красноярска нарушения пунктов 2 и 8 части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части  включения в Устав МАУ «Татышев-парк» вида деятельности – организация досуга, в том числе прокат спортивного инвентаря, не предусмотренного для целей создания учреждения с типом автономное, что обусловило неправовой доступ учреждения на рынок оказания услуг в сфере досуга, в том числе проката спортивного инвентаря, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на указанном рынке и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг в сфере проката спортивного инвентаря и иного досуга, а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам на указанный рынок, вследствие непредоставления права пользования пунктами проката спортивного инвентаря, необоснованно занимаемых Учреждением, иным хозяйствующим субъектам, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, посредством организации конкурентной процедуры (пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»); в части совмещения МАУ «Татышев-парк» функций органа местного самоуправления по организации досуга и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том рынке, в отношении которого наделено функциями органа местного самоуправления, а именно на рынке оказания услуг по прокату спортивного инвентаря и иного досуга (часть 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»).

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что на момент принятия решения нарушение пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» не прекращено Комиссия, на основании подпунктов «в –г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать Администрации г. Красноярск обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Кроме того, Комиссия отмечает, что действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации г. Красноярска дела об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 024/01/15-2752/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию г. Красноярска нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части включения в Устав МАУ «Татышев-парк» вида деятельности – организация досуга, в том числе прокат спортивного инвентаря, не предусмотренного для целей создания учреждения с типом автономное, что обусловило неправовой доступ учреждения на рынок оказания услуг в сфере досуга, в том числе проката спортивного инвентаря, что создает учреждению преимущественные (внеконкурентные) условия доступа и осуществления деятельности на указанном рынке и приводит к созданию дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг в сфере проката спортивного инвентаря и иного досуга, а также служит необоснованным препятствием доступа хозяйствующим субъектам на указанный рынок, вследствие непредоставления права пользования пунктами проката спортивного инвентаря, необоснованно занимаемых Учреждением, иным хозяйствующим субъектам, действующих на рынке (имеющих намерение войти на рынок) оказания услуг проката спортивного инвентаря, посредством организации конкурентной процедуры (пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»).

2. Признать Администрацию г. Красноярска нарушившей часть 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части совмещения МАУ «Татышев-парк» функций органа местного самоуправления по организации досуга и функций хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на том рынке, в отношении которого наделено функциями органа местного самоуправления, а именно на рынке оказания услуг по прокату спортивного инвентаря и иного досуга.

3. Выдать Администрации г. Красноярска обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации г. Красноярска надлежит в срок до 31.12.2023:

- совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Устав МАУ «Татышев-парк» в части исключения из видов деятельности, которые Учреждение вправе осуществлять, деятельность по организации досуга, в том числе организацию и осуществление проката инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха, предоставление иных услуг, связанных с организацией досуга и отдыха горожан.

4. Передать в необходимом объеме копии материалов дела № 024/01/15-2752/2022 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации г. Красноярска дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП.

 

Решение в полном объеме подлежит изготовлению в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23, 52 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ИП Солдатов И.Л.
ИНН 246522409291, ОГРН 319246800036104
Администрация г. Красноярска
ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758
МАУ «Татышев-парк»
ИНН 2460075249, ОГРН 1062460035648