Письмо №АГ/9924/23 РЕШЕНИЕ по делу № 024/01/16-1003/2023 (таловский сс и ип ч... от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 024/01/16-1003/2023

 

09.06.2023

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Годованюк А.А., руководитель управления; члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Алибутаева Э.С., специалист-эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело № 024/01/16-1003/2023, возбужденное в отношении Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края (ул. Советская, 12, с. Таловка, Большемуртинский район, Красноярский край, 663062) и ИП Чимова Ю.В. (ИНН 240800207799; ОГРИП 304243512700010) по признакам нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»)

в отсутствие представителей Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края, ИП Чимова Ю.В., привлеченных в качестве ответчиков к участию в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствие заявителя - Прокуратуры Большемуртинского района Красноярского края, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено приказом Красноярского УФАС России № 101/23 от 13.04.2023 по результатам рассмотрения обращения Прокуратуры Большемуртинского района Красноярского края (исх. № Исорг-20040015-24-23/-20040015 от 08.02.2023; вх. № 2914/23 от 13.02.2023) в отношении Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимова Ю.В. по признакам нарушения абзаца 1 пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий деятельности ИП Чимову Ю.В., ограничению доступа на товарный рынок ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту моста иным хозяйствующим субъектам, путем заключения без проведения публичных процедур муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13.

Определением от 24.04.2023 о назначении дела № 024/01/16-1003/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Администрация Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимов Ю.В., в качестве заявителя привлечена Прокуратура Большемуртинского района, рассмотрение дела назначено на 10.05.2023.

Определением от 12.05.2023 об отложении рассмотрения дела, рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 08.06.2023.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. № АГ/7869/23 от 12.05.2023). Возражений на указанное заключение от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Дело № 024/01/16-1003/2023 рассмотрено 08.06.2023 по существу в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении дела № 024/01/16-1003/2023 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

Между Администрацией Таловского сельсовета и ИП Чимовым Ю.В. заключены муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13, идентичные по предмету, выполнение которых предусмотрено на одном объекте – деревянный мост в с. Таловка.

Таким образом, Администрация Таловского сельсовета без проведения торгов заключила следующие муниципальные контракты с единственным поставщиком ИП Чимовым Ю.В.:

- Муниципальный контракт от 25.08.2021 № 11 – демонтаж моста в с. Таловка на сумму 272 869 руб.;

- Муниципальный контракт от 26.08.2021 № 12 – поставка пиломатериала на мост в
с. Таловка на сумму 324 005 руб.;

- Муниципальный контракт от 28.08.2021 № 13 – монтаж моста в с. Таловка на сумму 452 126 руб.

Общая сумма по указанным Контрактам составила 1,049 млн. руб.

В соответствии с пунктами 1.1. муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13, закупка услуг (работ) осуществляется в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно:

- локальному сметному расчету от 25.08.2021 к муниципальному контракту от 25.08.2021 № 11, подрядчик принимает на себя обязательства по демонтажу деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из брусьев, демонтаж деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из бревен (лафет);

- локальному сметному расчету от 26.08.2021 к муниципальному контракту от 26.08.2021 № 12, подрядчик принимает на себя обязательства по поставке пиломатериала обрезного хвойных пород;

- локальному сметному расчету от 28.08.2021 к муниципальному контракту от 28.08.2021 № 13, подрядчик принимает на себя обязательства по разработке грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами; группа грунтов 1, засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям, группа грунтов 1; устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом до 5 м3: бетон тяжелый, крупность заполнения более 40 мм, класс В7, 5 (М 100); приготовление тяжелого бетона на гравии класса В 25 (М 300); арматура –сетка из арматурной стали класса А-I диаметром 12-14 мм; устройство деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из бревен (лаги); лесоматериалы круглые хвойных пород для свай гидротехнических сооружений и элементов мостов, диаметром 22-34 см, длиной 8,5 м; лесоматериалы круглые хвойных пород для строительства диаметром 14-24 см, длиной 3-6,5; бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, III сорта; бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-100 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта; доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-100 мм, 32-40 мм, II сорта; доски обрезные хвойных пород длиной 4-6.5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 32-40 мм, III сорта, устройство деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из брусьев (отбойный брус 150х180, деревянный настил);лесоматериалы круглые хвойных пород для свай гидротехнических сооружений и элементов мостов, диаметром 22-34 см, толщиной 100, 125 мм, III сорта; бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, III сорта; бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-100 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта; доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 32-40 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта; доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 32-40 мм, III сорта; устройство по фермам настила рабочего толщиной 50 мм сплошного; доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 32-40 мм, III сорта.

Таким образом, локальные сметные расчеты к муниципальным контрактам от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 содержат перечни работ по капитальному ремонту деревянного моста в с. Таловка.

Помимо того, что работы, предусмотренные муниципальными контрактами от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 технологически и функционально связаны, они заключены в течение одной недели (в короткий временной промежуток), направлены на достижение единой цели.

Кроме того, было установлено, что Глава Таловского сельсовета – Чимов Е.Ю. является сыном индивидуального предпринимателя Чимова Ю.В., являющегося исполнителем по заключенным контрактам, что подтверждается ответом на запрос, представленным Администрацией Таловского сельсовета (вх. № 4043-ЭП/23 от 01.03.2023) и Объяснениями И.о. главы Таловского сельсовета Грунько А.А., представленными в адрес антимонопольной службы Прокуратурой Большемуртинского района (вх. № 4920-ЭП/23 от 14.03.2023).

Указанные муниципальные контракты были заключены между ИП Чимовым Ю.В. и Администрацией Таловского сельсовета в лице И.о. главы Таловского сельсовета Грунько Альбины Алексеевны, действующей на основании Устава.

Лицами, участвующими в деле, были даны следующие устные и письменные пояснения.

В адрес Красноярского УФАС России от Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края поступили письменные пояснения (вх. № 8700-ЭП/23 от 28.04.2023).

Согласно указанным пояснениям, мост в с. Таловка является единственной дорогой, которая обеспечивает передвижение людей и техники до части ул. Центральной, ул. Лесхозной, КФХ ИП Нарутто В.В. и сельского кладбища. Для оперативного решения вопроса по ремонту моста, а также по причине отсутствия денежных средств, Администрация Таловского сельсовета обратилась к ИП Чимову Ю.В. в срок до 25.06.2021, то есть до заключения муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13, был произведен частичный ремонт моста в с. Таловка и восстановлено движение. Факт частичного ремонта моста до заключения указанных муниципальных контрактов подтверждается фотографией от 05.08.2021, сделанной депутатом Законодательного собрания Красноярского края Скурихиным Михаилом во время рабочего визита в с. Таловку.

Муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 были заключены Администрацией Таловского сельсовета с ИП Чимовым Ю.В. по следующим основаниям:

- на момент заключения контрактов ИП Чимовым Ю.В. было выполнено не менее 40% от общего объема работ по ремонту моста в с. Таловка;

- муниципальные контракты были заключены на сумму не превышающую 600 тысяч рублей, что соответствует положениям ФЗ-44 «О контрактной системе»;

- от лица заказчика при заключении контрактов выступала исполняющая обязанности Главы сельсовета – Грунько А.А., которая, в свою очередь, не является родственником Чимову Ю.В.;

- на территории Таловского сельсовета отсутствуют иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по выполнению ремонтно-строительных работ.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией ответчиков, отмечает следующее.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Независимо от способа закупки принципы ФЗ «О контрактной системе» должны соблюдаться в полной мере.

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При проведении закупок имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору закупок наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно закупки позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе закупок.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» (в ред. действовавшей на момент заключения муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13), осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Таким образом, ФЗ «О контрактной системе» не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе», в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер.

Кроме того, формальное соблюдение требований статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» само по себе не свидетельствует об отсутствии угрозы нарушения, ограничения, недопущения конкуренции на соответствующем товарном рынке, как того требуют положения ФЗ «О контрактной системе», и не освобождает заказчика от обязанности соблюдения иных требований действующего законодательства, в том числе касающихся обеспечения конкуренции.

Частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» установлен запрет совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно подпункту 14.2 пункта 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Таким образом, капитальный ремонт включает в себя этапы его проведения неразделимые друг от друга, что свидетельствует о том, что работы, проводимые на объекте «деревянный мост в с. Таловка» взаимосвязаны друг с другом и объединяются одним понятием – капитальный ремонт. В связи с этим, можно прийти к выводу о том, что разделение указанных работ соответствующими муниципальными контрактами является нарушением законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства. Заказчик и подрядчик, заключая данные контракты, преследуют лишь одну цель – уход от конкурентных процедур.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм ФЗ «О контрактной системе», противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Указанная правовая позиция отражена в ряде судебных актов: Постановлении Верховного суда РФ от 07.20.2019 № 73-АД19-2, в также в ряде решений Арбитражных судов РФ - Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019 № Ф01-259/2019 по делу № А38-5835/2018, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2020 № Ф06-59493/2020 по делу № А49-5897/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.09.2020 № Ф10-2743/2020 по делу № А36-3763/2019, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу № А33-34368/2018.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В Письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФАС России обращает внимание, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе», конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Таким образом, муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – взаимосвязанные работы, в связи с чем, они фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных договоров без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением ФЗ «О контрактной системе», так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения, повлекшего недопущение устранение конкуренции за право исполнения муниципального контракта на выполнение строительных работ по ремонту моста в с. Таловка.

Согласно представленной Прокуратурой Большемуртинского района информации (вх. № 4920-ЭП/23 от 14.03.2023), а также сведениям от Администрации Таловского сельсовета (вх.№ 4658-ЭП/23 от 10.03.2023) был установлен круг хозяйствующих субъектов, которые могли выполнить или ранее выполняли работы в сфере строительства и кому действиями Администрации Таловского сельсовета и ИП Чимова Ю.В. был ограничен доступ на соответствующий товарный рынок – ИП Ибатов Р.З. (ИНН 240801816176), ИП Торосян А.О. (ИНН 246525196563), ООО «Жилищно-коммунальная компания» (ИНН 2435006033; КПП 243501001), АО «Большемуртинские ДРСУ» (ИНН 2408006098; КПП 240801001), ИП Чимов С.И. (ИНН 240802402450), ООО «АЗБУКА ДОМА 24» (ИНН 2465335074; КПП 246501001).

Кроме того, в соответствии с представленной Прокуратурой Большемуртинского района телефонограммой от 10.04.2023 (вх. № 7311-ЭП/23 от 12.04.2023), ИП Ибатов Р.З. (ИНН 240801816176) и ИП Торосян А.О. (ИНН 246525196563) сообщили, что при наличии предложения приняли бы участие в конкурентной закупке на выполнение всего комплекса работ по ремонту моста в с. Таловка.

Указанный круг субъектов не является исчерпывающим, ввиду того, что в публичных процедурах, проводимых в порядке ФЗ «О контрактной системе» принять участие может любой хозяйствующий субъект, соответствующий требованиям, установленным ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, не проведение Администрацией Таловского сельсовета конкурентной закупки на выполнение комплекса работ на объекте – «деревянный мост в с. Таловка», нарушило права хозяйствующих субъектов (в том числе ИП Ибатова Р.З., ИП Торосяна А.О.), заинтересованных в выполнении работ, предусмотренных вышеуказанными контрактами.

Соответственно довод Администрации Таловского сельсовета об отсутствии иных хозяйствующих субъектов, оказывающие услуги по выполнению ремонтно-строительных работ, несостоятелен.

Кроме того, было установлено, что Глава Таловского сельсовета – Чимов Е.Ю. является сыном индивидуального предпринимателя Чимова Ю.В., являющегося исполнителем по заключенным контрактам, что подтверждается ответом на запрос, представленным Администрацией Таловского сельсовета (вх. № 4043-ЭП/23 от 01.03.2023) и Объяснениями И.о. главы Таловского сельсовета Грунько А.А., представленными в адрес антимонопольной службы Прокуратурой Большемуртинского района (вх. № 4920-ЭП/23 от 14.03.2023).

Не смотря на то, что муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 были заключены со стороны Администрации и.о. главы Таловского сельсовета Грунько А.А., а не главой сельсовета Чимовым Е.Ю., это не опровергает факт того, что Администрация Таловского сельсовета создала необоснованные преимущественные условия в осуществлении деятельности ИП Чимову Ю.В., что в том числе подтверждается фактом допуска к выполнению работ до заключения контрактов (на момент заключения контрактов уже было выполнено не менее 40% от общего объема работ по ремонту моста), что исключило возможность организации аукциона, а также выбор иного подрядчика по контракту.

Также из представленных Администрацией Таловского сельсовета пояснений (вх. № 8700-ЭП/23 от 28.04.2023) следует, что одной из причин выбора Чимова Ю.В. в качестве исполнителя муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 являлось отсутствие денежных средств у Администрации Таловского сельсовета. Однако, согласно Объяснениям И.о. главы Таловского сельсовета Грунько А.А., представленными в адрес антимонопольной службы Прокуратурой Большемуртинского района (вх. № 4920-ЭП/23 от 14.03.2023) следует, что денежные средства в размере 1,049 млн. рублей были доведены Администрации Таловского сельсовета районом с целевым использованием на строительство моста, что также указано в «уведомлении об изменении бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств)» № 2203 от 29.06.2021, распорядителем которого выступает Финансовое управление Администрации Большемуртинского района.

Кроме того, из данных Объяснений следует, что Грунько А.А. созвонилась с ИП Чимовым Ю.В. и сообщила, о том, что сельсовету выделяются денежные средства на ремонт моста, и обговорила с ним (Чимовым Ю.В.) сможет ли он оказать помощь в строительстве моста, что подтверждает предварительную договоренность ответчиков.

Также А.А. Грунько в Объяснениях указала, что изначально сельсовет не планировал выходить на торги, так как понимали (сотрудники сельсовета), что Чимов Ю.В. не стал бы выходить на торги, что также подтверждает создание для ИП Чимова Ю.В. необоснованных и не предусмотренных законом преимущественных условий.

Таким образом, заключение контрактов между ИП Чимовым Ю.В. и Грунько А.А. также указывает на намеренность действий сторон контракта обойти конкурентные процедуры и довод Администрации Таловского сельсовета о том, что Грунько А.А. и Чимов Ю.В. не являются родственниками не влечет изменения квалификации вменяемого нарушения.

Администрацией Таловского сельсовета ранее уже осуществлялись конкурентные закупки на ремонтно-строительные работы иного характера, что подтверждается муниципальным контрактом № 10 от 23.07.2021 (идентификационный код закупки 213240800233624080100100130014321244), заключенным с ООО «АЗБУКА ДОМА 24», представленным Администрацией Таловского сельсовета в адрес Красноярского УФАС России (вх.№ 4658-ЭП/23 от 10.03.2023). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Администрация Таловского сельсовета при заключении муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 с ИП Чимовым Ю.В. осознавала (должна была осознавать), что указанные правоотношения (заключение контрактов без проведения публичных процедур) в силу закона заключить с ИП Чимовым Ю.В. невозможно, ввиду того, что такие действия влекут за собой нарушение ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О контрактной системе».

ИП Чимов Ю.В., в свою очередь, также понимал, что не имеет законных оснований для заключения муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 с Администрацией Таловского сельсовета, ввиду того, что он являясь отцом Главы Таловского сельсовета – Чимова Е.Ю., имел преимущества на осуществление ремонтно-строительных работ по отношению к иным хозяйствующим субъектам, приступив к исполнению работ без проведения конкурентных процедур и до заключения контрактов, но вместе с тем каких-либо действий по устранению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о закупках не предпринимал.

Таким образом, при определении правовых оснований для совершения сделки Администрация Таловского сельсовета и ИП Чимов Ю.В. обладали информацией о характере и объеме требуемых работ и были обязаны руководствоваться положениями ФЗ «О контрактной системе», с соблюдением иных требований действующего законодательства, в том числе касающихся обеспечения конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

Таким образом, Администрация Таловского сельсовета в интересах и по соглашению с ИП Чимовым Ю.В., умышлено отказалась от проведения публичных конкурентных процедур, заключив муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 идентичные по предмету, выполнение которых предусмотрено на одном объекте – «деревянный мост в с. Таловка», фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную, с целью заключить указанные муниципальные контракты именно с ИП Чимовым Ю.В., который в силу подпункта «а» пункта 9 части 1 ФЗ «О контрактной системе», не мог быть участником в конкурентных закупках и формального соблюдения специальных норм ФЗ «О контрактной системе».

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Таким образом, в действиях Администрации Таловского сельсовета и ИП Чимова Ю.В. установлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в достижении соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий деятельности ИП Чимова Ю.В., ограничению доступа на товарный рынок строительных работ по капитальному ремонту моста иным хозяйствующим субъектам, путем заключения без проведения публичных процедур муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13.

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо также установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его продуктовых и географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на указанном рынке в период допуска ИП Чимова Ю.В. к выполнению работ по ремонту моста в с. Таловка Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и составил промежуток времени с июня по август 2021 года (с момента фактического начала выполнения работ до сдачи работ по контракту).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке ремонтно-строительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции» понимаются ремонтно-строительные работы.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Местонахождение заказчика – с. Таловка, Большемуртинский район, Красноярский край. Вместе с тем, в случае, если бы Администрация Таловского сельсовета проводила закупку конкурентными способами определения поставщика (исполнителя, подрядчика), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно осуществляющие данный вид работ (ремонтно-строительные работы).

При этом необходимо принимать во внимание, что Администрация Таловского сельсовета, чья потребность в соответствующем товаре не может быть реализована вне места нахождения администрации, осуществляет свою деятельность только на территории с. Таловка, Большемуртинского района, Красноярского края. Таким образом, географические границы указанного товарного рынка охватываются территорией данного муниципального образования.

Потенциальными исполнителями (подрядчиками) могут быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно выполняющие или имеющие возможность выполнить подобные работы на территории с. Таловка, Большемуртинского района, Красноярского края. Следовательно, потенциально имеется неограниченное число продавцов товара на анализируемом рынке.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке выполнения ремонтно-строительных работ в пределах географических границ с. Таловка, Большемуртинского района, Красноярского края. Рынок выполнения ремонтно-строительных работ, в пределах географических границ является конкурентным.

Не проведение Администрацией Таловского сельсовета публичных процедур на право заключения контракта на выполнение ремонтно-строительных работ деревянного моста в с. Таловка, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ИП Чимову Ю.В. при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок, что также подтверждается представленной Прокуратурой Большемуртинского района информацией (вх. № 4920-ЭП/23 от 14.03.2023), а также сведениям от Администрации Таловского сельсовета (вх.№ 4658-ЭП/23 от 10.03.2023) о круге хозяйствующих субъектов, которые могли выполнить или ранее выполняли ремонтро-строительные работы – ИП Ибатов Р.З. (ИНН 240801816176), ИП Торосян А.О. (ИНН 246525196563), ООО «Жилищно-коммунальная компания» (ИНН 2435006033; КПП 243501001), АО «Большемуртинские ДРСУ» (ИНН 2408006098; КПП 240801001), ИП Чимов С.И. (ИНН 240802402450), ООО «АЗБУКА ДОМА 24» (ИНН 2465335074; КПП 246501001).

Кроме того, в соответствии с представленной Прокуратурой Большемуртинского района телефонограммой от 10.04.2023 (вх. № 7311-ЭП/23 от 12.04.2023), ИП Ибатов Р.З. (ИНН 240801816176) и ИП Торосян А.О. (ИНН 246525196563) при наличии предложения по демонтажу, закупке материалов, строительстве моста в с. Таловка приняли бы участие в конкурсной закупке на выполнение всего комплекса работ.

Таким образом, поскольку вышеназванные закупки ремонтно-строительных работ были произведены без соблюдения норм ФЗ «О контрактной системе», отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

Учитывая изложенную совокупность фактических обстоятельств и правовых норм Комиссия приходит к выводу, что между Администрацией Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимовым Ю.В. имел место сговор на выполнение работ по ремонту деревянного моста в с. Таловка в обход конкурентных процедур.

Исходя из этого, Комиссия полагает, что между Администрацией Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимовым Ю.В. достигнуто антиконкурентное соглашение, запрет на достижение которого установлен абзацем 1 пунктом 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции». Реализация данного соглашения произведена путем допуска ИП Чимова Ю.В. к выполнению ремонтно-строительных работ деревянного моста в с. Таловка без проведения публичных процедур.

Доход, полученный в результате достижения антиконкурентного соглашения (нарушения антимонопольного законодательства) составил 1 049 000,00 рублей (сумма исполненных муниципальных контрактов).

Таким образом, в действиях Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимова Ю.В, усматривается нарушение абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий деятельности ИП Чимову Ю.В., ограничению доступа на товарный рынок ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту моста иным хозяйствующим субъектам, путем заключения без проведения публичных процедур муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13.

Учитывая, что на момент вынесения решения муниципальные контракты от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13 исполнены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения указанных контрактов.

Кроме того, действия по заключению недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), ввиду чего Комиссия пришла к выводу о необходимости передачи в необходимом объеме материалов дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ответчиков и виновных должностных лиц ответчиков дел об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимова Ю.В. дел об административном правонарушении.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 024/01/16-1003/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 16, 23, 39, 41, 45, 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края и ИП Чимова Ю.В. нарушившими абзац 1 пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к созданию преимущественных условий деятельности ИП Чимову Ю.В., ограничению доступа на товарный рынок ремонтно-строительных работ по капитальному ремонту моста иным хозяйствующим субъектам, путем заключения без проведения публичных процедур муниципальных контрактов от 25.08.2021 № 11, от 26.08.2021 № 12, от 28.08.2021 № 13.

2. Ввиду того, что установленное нарушение является оконченным, вышеуказанные контракты исполнены предписание по результатам рассмотрения дела не выдавать.

3. Передать копии материалов дела № 024/01/16-1003/2023 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц (ответчиков) дел об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23, 52 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Таловского сельсовета Большемуртинского района Красноярского края
ИНН 2408002336, ОГРН 1032400890060
Индивидуальному предпринимателю Чимову Ю.В.
ИНН 240800207799, ОГРН 304243512700010
Прокуратура Большемуртинского района Красноярского края
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734