Письмо №ВМ/5828/23 Решение №024/07/3-711/2023 от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение №024/07/3-711/2023

3 апреля 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии  (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ООО «Энергия» на действия организатора закупки – ООО «Туруханская энергетическая компания» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку подготовленной нефти в п. Бор (извещение № 32312163487) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 14.03.2023 поступила жалоба ООО «Энергия» на действия организатора закупки, выразившиеся в составлении закупочной документации с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 15:00 22.03.2023 до 12:00 24.03.2023 и с 12:00 часов 24.03.2023 до 17:00 часов 03.04.2023 в связи с необходимостью получения от организатора закупки информации, необходимой для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ.

Жалоба рассмотрена с участием представителя подателя жалобы  (доверенность). Организатор закупки, должным образом уведомленный о дате, времени и способе рассмотрения жалобы, участие своего представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил.

Согласно доводам жалобы Приложение № 4 к закупочной документации (Техническое задание) содержит характеристики товара – подготовленной нефти, противоречащие положениям ГОСТ 51858-2020. Также в Техническом задании и разделе 3 проекта договора установлены требования к порядку поставки товара, исключающие возможность поставки подготовленной нефти, которая, согласно предмету закупки, является ее предметом.

Организатор закупки представил возражения на доводы жалобы, в которых указал на то, что пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) допускает установление в документации не нормируемых ГОСТом требований к товару. Спецификация № 2 «Особые требования к качеству и количеству подготовленной нефти» определяет физические и химические свойства, а также состояние топлива (температуру, давление), подаваемого в двигатель. Указанные данные устанавливаются исходя из требований Инструкции по эксплуатации и техобслуживанию двигателей W6L20 - W9L20, которые используются заказчиком.

Также из письменных возражений организатора закупки следует, что требования к порядку поставки товара в пункте доставки (температура, давление, мероприятия, связанные с обеспечением взрывобезопасности) установлены исходя из требований Инструкции по эксплуатации и техобслуживанию двигателей W6L20 - W9L20.

Требования к минимальным объемам хранения запаса неподготовленной нефти на промежуточном складе хранения, неснижаемым запасам подготовленной нефти, объему подачи нефти при пиковых нагрузках являются существенными условиями, гарантирующими выполнение обязательств поставщика в погодных условиях Крайнего Севера.

Включение оспариваемых подателем требований в закупочную документацию обусловлено, в первую очередь, спецификой работы энергетического оборудования заказчика, нахождением заказчика и объектов генерации электрической энергии в районах Крайнего Севера, высокими отрицательными температурами наружного воздуха в зимний период (до -55С), отсутствием круглогодичного, бесперебойного транспортного сообщения с другими территориями, из которых доставляются топливно-энергетические ресурсы (ежегодно, в осенне-зимний и весенне-летний период по несколько месяцев, отсутствует какое-либо транспортное сообщение, кроме малой авиации).

Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителя подателя жалобы, установила следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, Положением о закупках, утвержденном в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 3 информационной карты закупочной документации предметом закупки (договора) является поставка подготовленной нефти в п. Бор.

Из пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также в пункте 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как указывалось выше, предметом закупки является поставка подготовленной нефти.

Из анализа пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и предмета закупки следует, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) нефти, являющейся предметом закупки, должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в данном случае с ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия». В случае же использования иных характеристик товара, закупочная документация должна содержать обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Описание предмета закупки, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), содержится в Техническом задании (Приложение № 4 к Информационной карте), в частности:

п/п

Наименование

Един измер.

Миним. знач.

Максим. знач

1

Обеспечение суточной потребности при пиковых нагрузках

кг

 

16 000

2

Давление топлива перед двигателем

бар

6

8

3

Температура на входе в двигатель

град.С

40

50

4

Кинематическая вязкость перед инжекционными насосами

мм2/c

2

24

5

Плотность при 20°C, макс.

кг/см3

840

1010

6

Вода

%-об.

0

0,5

7

Зольность

%-масс.

<0,15

0,15

8

Ванадий (V)

мг/кг

<450

450

9

Натрий (Na

мг/кг

<100

100

10

Натрий (Na

мг/кг

<30

30

11

Al + Si

мг/кг

<30

30

12

Кальций (Ca) + Фосфор (P) + Магний (Mg)

мг/кг

<50

50

13

Коксовый остаток

%-масс.

<20

20

14

Асфальтены

%-масс.

<14

14

15

Давление ненасыщенных паров по Рейду, при 37.8 oC

кПа

<65

65

18

Осадки

%-масс.

<0,1

0,1

19

Сероводород

мг/кг

<2

2

20

Кислотное число

мг/кг

<2,5

2,5

21

Точка воспламенения (PMCC), мин.

°C

60

 

22

Цинк (Zn).

мг/кг

<15

15

23

Никель

мг/кг

<15

15

 

Из анализа требований установленных в техническом задании, положений ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» следует, что требования Технического задания содержат, в том числе, иные характеристики поставляемого товара. При этом, обоснование потребности установления иных характеристик товара, непоименованных в ГОСТ Р 51858-2002, в закупочной документации отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении организатором закупки требований пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Также в Техническом задании закупочной документации установлены следующие «особые требования к качеству и количеству подготовленной нефти».

1. При подготовке сырой нефти в пункте доставки товара, определенного пунктом 3.1 договора, допускается использование оборудования только во взрывозащитном исполнении.

2. Обеспечить подготовку сырой нефти в пункте доставки товара, в части химического состава, согласно предельных значений, указанных в табл.1 Спецификации.

3. Обеспечить давление подаваемой подготовленной нефти в пункте доставки товара должно соответствовать данным, указанным в табл.1 настоящей Спецификации.

4. Обеспечить температуру подготовленной нефти в пункте доставки товара +40 … +50 С.

5. В целях исключения создания условий для взрыва газов, выделяющихся в процессе подготовки, подачи по трубопроводам, сгорания в цилиндрах двигателей обеспечить добавление в нефть инертного газа азота.

6. Обеспечить наличие промежуточного склада хранения запаса (емкостного парка) неподготовленной сырой нефти, оборудованного системой подогрева с неснижаемым остатком неподготовленной сырой нефти в количестве не менее 200 тонн.

7. Обеспечить наличие промежуточного склада хранения запаса (емкостного парка) подготовленной нефти, оборудованного системой подогрева с неснижаемым остатком подготовленной нефти в количестве не менее 80 тонн.

8. Для обеспечения потребностей покупателя при пиковой нагрузке обеспечить подачу подготовленной нефти в пункте доставки товара не менее 32 тонн в сутки.

Анализ вышеуказанных требований позволяет сделать вывод, что потребностью заказчика является не поставка готового продукта – подготовленной нефти, а поставка сырой нефти и услуги по ее подготовке, что противоречит предмету закупки, определенному в пункте 3 информационной карты закупочной документации.

Таким образом, при указанных выше обстоятельствах не представляется возможным сделать вывод об истинном предмете закупки (договора), что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о нарушении организатором закупки требований части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ, Комиссия Красноярского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энергия» на действия организатора закупки – ООО «Туруханская энергетическая компания» при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку подготовленной нефти в п. Бор (извещение № 32312163487) обоснованной.

2. Признать организатора закупки нарушившим требования часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

3. Выдать организатору закупки предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в закупочную документацию.

4. Передать материалы жалобы в контрольный отдел для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Туруханская энергетическая компания»
ИНН 2437005236, ОГРН 1177031074032
ООО «Энергия»
ИНН 7017425389, ОГРН 1177031074032