Решение б/н Решение по делу № 91-14.8-17 от 12 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 91 -14.8-17

12 декабря 2017 года

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 30 ноября 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2017 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – «…», заместитель руководителя управления; члены Комиссии – «…», начальник контрольного отдела; «…», специалист-эксперт отдела контроля закупок, рассмотрев дело №91-14.8-17, возбужденное в отношении муниципального унитарного предприятия «Сельскохозяйственный рынок Шарыповского района» «…» (далее — МУП «СРШР») по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя МУП «СРШР» — «…»

в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в рассмотрении настоящего дела, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления Депутата Законодательного собрания Красноярского края «…», Депутата Красноярского городского совета Депутатов «…» с просьбой провести проверку в отношении Администрации г. Красноярска по факту предоставления МУП «Сельскохозяйственный рынок Шарыповского района» муниципального земельного участка без проведения торгов, а так же обращение Прокуратуры Советского района г. Красноярска «…» с просьбой провести проверку в отношении МУП «Сельскохозяйственный рынок Шарыповского района», обращение Прокуратуры г. Красноярска «…».

По результатам рассмотрения вышеназванного заявления, в связи с выявлением в действиях МУП «СРШР» признаков нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в допуске к продаже товаров, не являющихся сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных, дачных, садовых земельных участках, произведенной в личных подсобных хозяйствах, а также изделиями народных художественных промыслов вопреки целям размещения временных сооружений, в адрес МУП «СРШР» было направлено предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что в установленный для исполнения предупреждения срок от МУП «СРШР» сведений об исполнении указанного предупреждения в адрес Красноярского УФАС России не поступило, приказом Красноярского УФАС России от 24.07.2017 № 189 возбуждено настоящее дело.

Определением от 08.08.2017 о назначении дела №91-14.8-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению  к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено МУП «СРШР», в качестве заявителей привлечены Депутат Законодательного собрания Красноярского края «…», Депутат Красноярского городского Совета депутатов «…», Прокуратура Советского района г. Красноярска, в качестве заинтересованного лица Департамент социально-экономического развития администрации г.Красноярска (далее Департамент), а рассмотрение дела назначено на 23 августа 2017 года.

23 августа 2017 года дело №91-14.8-17 рассмотрено в присутствии Депутата Законодательного собрания Красноярского края «…», представителей Департамента, Прокуратуры Советского района г. Красноярска, в отсутствие МУП «СРШР», не уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. 

Определением от 23 августа 2017 года рассмотрение дела отложено на 18 сентября 2017 года.

Определением от 18 сентября 2017 года, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц:  «…», ООО «Гран-Авелс», Главы КФХ «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», ИП «…», ООО «Трэнэкс», Главы КФХ «…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…», рассмотрение дела отложено на 11.10.2017.

Определением от 11 октября 2017 года рассмотрение дела отложено на 21 ноября 2017 года.

21 ноября 2017 года в деле №91-14.8-17 объявлен перерыв до 28 ноября 2017 года  в целях выяснения обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела и  проведения осмотра территории «Фермерского  рынка», расположенного по адресу: ул. 9 мая,12, г. Красноярск.

28 ноября 2017 года в присутствии представителя МУП «СРШР», в отсутствии иных лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела настоящее дело было рассмотрено по существу.

При рассмотрении дела №91-14.8-17 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства

Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), муниципальное унитарное предприятия Шарыповского района «Сельскохозяйственный рынок Шарыповского района» (сокращенное наименование МУП «СРШР») создано и зарегистрировано в МИФНС №23 по Красноярскому краю 16.02.2015, «…». Юридический адрес МУП «СРШР»: Красноярский край, город Шарыпово, улица Привокзальная, 7, директор – «…».

Учредителем МУП «СРШР» с размером доли 100% Уставного фонда является Администрация Шарыповского района Красноярского края.

Основным видом деятельности МУП «СРШР» является Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава МУП «СРШР», утвержденного постановлением администрации Шарыповского района от 28.01.2015 №64-п (далее — Устав) МУП «СРШР» создано на основании постановления  администрации Шарыповского района №64-п от 28.01.2015.

Согласно Постановлению администрации Шарыповского района №64-п от 28.01.2015, а также пунктам 3.1.1. - 3.1.4. Устава МУП «СРШР» создано в целях решения социальных задач - оказания услуг субъектам сельскохозяйственного производства по предоставлению торговых мест и оборудования для реализации сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия; решения социальных задач по снижению розничных цен на отечественные сельскохозяйственные товары, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий жителям района для реализации сельхозпродукции; получения прибыли.

Согласно пункту 3.4 Устава для достижения целей  МУП «СРШР» вправе осуществлять следующие виды деятельности:

3.4.1. сдача в наем нежилого недвижимого имущества;

3.4.2. управление эксплуатацией нежилого фонда;

3.4.3. аренда торгового оборудования;

3.4.4. услуги по розничной торговле через палатки и рынки;

3.4.5. закупка сельскохозяйственной продукции от частных лиц с последующей перепродажей.

В ходе работы по созданию «пилотного проекта» «Губернский продовольственный комплекс», реализуемого Министерством сельского хозяйства Красноярского края, администрацией г. Красноярска, администрацией Советского района г. Красноярска и администрацией Шарыповского района, МУП «СРШР» было поручено создание «Фермерского рынка» на территории г. Красноярска (ул. 9 мая,12)  в рамках реализации «пилотного проекта» «Губернский продовольственный комплекс».

С целью реализации проекта администрацией г. Красноярска специально осуществлен подбор и высвобождение земельного участка для возведения комплекса временных сооружений. 15.12.2016  Администрацией г. Красноярска принято распоряжение №24-соц « О проведении фестивалей, ярмарок, базаров и расширенных продаж на территории г. Красноярска в 2017 году», которым организованы места расширенных продаж.  

11 апреля 2016 года между МУП «Сельскохозяйственный рынок Шарыповского района» и Администрацией г. Красноярска заключен договор №2309 на размещение временного сооружения, в соответствии с предметом которого Администрация предоставляет Владельцу (МУП «СРШР») право размещения временного сооружения: комплекса временных объектов, в соответствии с номером 4552 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 №595, по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 12, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а Владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение.

В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного договора Владелец обязан в течение 14 дней с момента заключения настоящего договора обратиться в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения.

В целях исполнения указанного пункта 31 мая 2016 года на основании договора №2309 на размещение временного сооружения от 11.04.2016 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и МУП «СРШР» заключен договор аренды земельного участка №616, в соответствии с предметом которого Арендодатель (ДМИиЗО Администрации г. Красноярска) предоставляет, а Арендатор (МУП «СРШР») принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с учетным номером «…», находящийся по адресу: «…», для использования в целях размещения временного сооружения.

Одновременно 11.04.2016 МУП «СРШР» заключило договоры: с ООО «Гран-Авелс» №2309/1 и 2309/2 на размещение временного сооружения, в соответствии с которым МУП «СРШР» предоставляет ООО «Гран-Авелс» право размещения временного сооружения, торгового павильона №1 и № 2 соответственно; с главой КФХ «…». №2309/3 на размещение временного сооружения, в соответствии с которым МУП «СРШР» предоставляет Главе КФХ «…» право размещения временного сооружения, торгового павильона №3; с ИП «…»№2309/4 на размещение временного сооружения, в соответствии с которым МУП «СРШР» предоставляет ИП «…»  право размещения временного сооружения, торгового павильона №4; с ИП «…» №2309/5 на размещение временного сооружения, в соответствии с  которым МУП «СРШР» предоставляет ИП «…» право размещения временного сооружения, торгового павильона №5; с ИП «…» №2309/6 на размещение временного сооружения, в соответствии с  которым МУП «СРШР» предоставляет ИП «…» право размещения временного сооружения, торгового павильона №6.

С указанными лицами также заключены соглашения, в силу которых на них возлагается обязанность по учету электроэнергии, холодного водоснабжения, оплаты её стоимости, а так же оплата ежемесячной суммы в размере 5500 рублей на содержание и обслуживание территории комплекса временных сооружений.

Из информации, поступившей из Прокуратуры Советского района г. Красноярска «…» на территории и в павильонах, принадлежащих МУП «СРШР» реализуется продовольственная продукция: мясо, рыба, овощи, произведенные на территории Шарыповского района, а также сопутствующие товары: газированные напитки, шоколад, майонезная продукция, специи, фрукты.

При этом представители МУП «СРШР» представили Комиссии, следующие пояснения относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Создание «Фермерского рынка» в г. Красноярске является «пилотным» проектом, имеющим социальную направленность по реализации сельскохозяйственной продукции от местных сельхозтоваропроизводителей (товаропроизводителей районов Красноярского края) жителям г. Красноярска, основанным на полномочиях муниципального образования по расширению рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию  развитию малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 06.10.2013  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и поручения губернатора Красноярского края, реализуемым совместно министерством сельского хозяйства Красноярского края, администрацией г. Красноярска, администрацией Советского района г. Красноярска и администрацией Шарыповского района. В результате реализации проекта, местные сельхозтоваропроизводители, в том числе Шарыповского района должны были получить дополнительный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, а жители г. Красноярска – качественную сельскохозяйственную продукцию от местных производителей. Кроме этого, на территории Советского района г. Красноярска (ул. 9 мая, 12) в результате размещения «Фермерского рынка», за счет внебюджетных источников финансирования планировалась ликвидация стихийного рынка, проведение благоустройства территории, а для граждан, реализующих сельскохозяйственную продукцию, выращенную на приусадебных, дачных, садовых земельных участках, произведенную в личных подсобных хозяйствах, а также изделия народных художественных промыслов — создание соответствующих требованиям законодательства торговых мест. Создание «Фермерского рынка» было поручено муниципальному предприятию, учрежденному администрацией Шарыповского района — МУП «СРШР». Учитывая социальную направленность проекта, цели извлечения прибыли предприятием не предусматривалось. На «Фермерском рынке» организовано 52 торговых места для граждан реализующих продукцию, произведенную в личных подсобных хозяйствах, и 6 торговых мест — павильонов для реализации продукции сельхозтоваропроизводителями, за счет которых было произведено строительство и размещение торговых объектов, проведено благоустройство территории «Фермерского рынка». Места для торговли предоставлены индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам с условием реализации не менее 80% сельскохозяйственной продукции от общего числа товаров, представленных на одном торговом месте. Предприятие совместно с администрацией Шарыповского района принимает меры по дальнейшему увеличению удельного веса реализованной сельскохозяйственной продукции в общем объеме продаж. С этой целью с ИП «…», самовольно переориентировавшимся с продажи собственной продукции на конфеты и печенье, расторгнут договор предоставления торгового места, что подтверждается соглашением от 01.08.2017 о расторжении договора №2309/4.

По мнению представителей МУП «СРШР», последним как не осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории «Фермерского рынка» в г. Красноярске, не получено каких-либо преимуществ, не причинено и не могло быть причинено убытков другим хозяйствующим субъектам.  Напротив, убытки причиняются сельхозтоваропроизводителям, реализующим продукцию на «Фермерском рынке в г. Красноярске», возобновившимся в непосредственной близости от «Фермерского рынка» «стихийного рынка» - места неорганизованной продажи продуктов питания, осуществляемой с нарушением действующего законодательства как в области торговли, так и санитарно -эпидемиологического благополучия населения, лицами, которые в связи с отсутствием затрат на организацию своих торговых мест в соответствии с требованиями закона получают преимущества.

          С целью обеспечения всестороннего рассмотрения данного вопроса для установления фактических обстоятельств Комиссии было принято решение выехать на место размещения рынка.

Так 23.11.2017 года члены Комиссии выехали на место размещения рынка (ул. 9 мая, 12, г. Красноярск), где в присутствии директора МУП «СРШР» «…» был проведен осмотр территории рынка и находящихся на нем временных сооружений.

При осмотре было установлено, что на «Фермерском рынке», расположенном по адресу: ул. 9 мая, 12, г. Красноярск, организовано 52 торговых места для  розничной торговли сельскохозяйственной продукции, в том числе 6 павильонов, в которых осуществляют розничную торговлю следующие хозяйствующие субъекты:

ИП «…» реализует мясную и молочную продукцию собственного производства и произведенную из сырья, закупленного у населения,  осуществляющего ведение личного подсобного хозяйства на территории Шарыповского района;

ИП «…» реализует овощи, приобретенные у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Шарыповского райна;

КФХ «…» реализует корма: пшеницу, овес, ячмень, муку; готовую продукцию: блины, пирожки, булочки, колбасные и мясные изделия, мясные полуфабрикаты, в том числе глубокой заморозки, производимые из сырья, закупленного у населения Шарыпоского района через сельскохозяйственные потребительские кооперативы «Малоозерский» и «Родниковский»;

ООО «ТРЭНЕКС» реализует мясную продукцию в широком ассортименте собственного производства и полуфабрикаты глубокой заморозки;

ООО «Рыбпром» реализует рыбную продукцию, выращенную в садовом хозяйстве на Берешнском водохранилище, расположенного на территории Шарыповского района.

46 граждан, торгующих продукцией, выращенной на приусадебных, дачных, садовых земельных участках.

На основании сведений, представленных МУП «СРШР» Комиссией установлено, что по результатам мониторинга объем продаж сельскохозяйственной продукции от общего объема продаж составил:

ООО «ТРЭНЕКС» - 100 %;

ИП «…» – 94,2 %;

ИП «…»– 81, 2 %;

КФХ «…»– 59%;

ООО «Рыбпром» – 53%.

Таким образом, в ходе осмотра территории «Фермерского рынка» было установлено, что на территории рынка и в нестационарных временных сооружениях, реализуется сельскохозяйственная продовольственная продукция производителей Красноярского края: мясо, рыба, овощи, а так же сопутствующие товары необходимые потребителям.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов  в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу части 1 и  части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации г. Красноярска от 28.11.2014 №809  утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее – Положение).

Так, в соответствии с пунктом 2 Положения под временными сооружениями в указанном Положении понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.

Согласно пункту 3 Положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением.

Пункт 4 Положения устанавливает, что к временным сооружениям относятся, в том числе  комплекс временных объектов - комплекс временных сооружений, выполненный в едином архитектурно-пространственном исполнении (подпункт 11);

Согласно пункту 8 Положения продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме.

Размещение временных сооружений, указанных в подпункте 11 пункта 4 настоящего Положения, в целях обустройства организуемых администрацией города мест расширенных продаж для реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной на приусадебных, дачных, садовых земельных участках, произведенной в личных подсобных хозяйствах, а также изделий народных художественных промыслов осуществляется без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20ЗК РФ, на праве оперативного управления.

Таким образом, договор №2309 на размещение временного сооружения от 11.04.2016, а так же договор аренды земельного участка №616 от 31.05.2016, заключены с МУП «СРШР» законно.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ( далее – ФЗ «О розничных рынках).

Согласно указанному правовому акту: розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли- продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О розничных рынках» под управляющей рынком компанией понимается юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, МУП «СРШР» является управляющей компанией «Фермерского рынка», расположенного по адресу ул. 9 мая, 12, г. Красноярск.

Оборудование и содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией при соблюдении требований установленных статьями 12 и 13 ФЗ «О розничных рынках».

Управляющей компанией:

- разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест;

- предоставляются торговые места юридическим лицам, ИП и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений;

- ведется реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест;

- соблюдение требований, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о ветеринарии, пожарной безопасности;

- осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Рынки подразделяются на универсальные и  специализированные.

Под универсальным рынком в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О розничных рынках» понимается розничный рынок, на котором  менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Специализированный рынок в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О розничных рынках» - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Таким образом, сельскохозяйственный рынок является специализированным рынком (пункт 5 статьи 3 ФЗ «О розничных рынках») на котором количество торговых мест для продажи товаров одного класса составляет 80% и более от их общего числа. При этом по смыслу ФЗ «О розничных рынках» на специализированных рынках не запрещается торговля продукцией иного класса.

Согласно части 1.1. статьи 15 ФЗ «О розничных рынках» при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест на универсальном рынке управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится рынок, в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ «О розничных рынках» торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений.

При заключении договоров о предоставлении торговых мест лицами, указанными в части 2 статьи 15 ФЗ «О розничных рынках», должны предоставляться сведения о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

10.01.2017 между  МУП «СРШР» и ООО «Гран-Авелс», главой КФХ «…», ИП «…»,  ИП «…», ИП «…»,«…» достигнуто соглашение в соответствии с которым последние обязуются осуществлять реализацию не менее 80% сельскохозяйственной продукции Шарыповского района и производителей западной группы районов Красноярского края от объема всех реализованных товаров.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит  к выводу, что по смыслу ФЗ «О розничных рынках» на специализированных рынках допускается продажа товаров иного класса, в том числе сопутствующей продукции. Единственным ограничением на специализированных рынках выступает требование о том, чтобы количество торговых мест, предназначенных для осуществления продажи товара одного класса, превышали 80 % от общего количества  торговых мест.

На «Фермерском рынке», расположенном по адресу: ул. 9 мая, 12, г. Красноярск, организовано 52 торговых места для  розничной торговли сельскохозяйственной продукции, в том числе 6 павильонов, в которых осуществляют розничную торговлю следующие хозяйствующие субъекты: ИП «…», ИП «…» , КФХ «…»,  ООО «ТРЭНЕКС», ООО «Рыбпром».

46 граждан, торгующих продукцией, выращенной на приусадебных, дачных, садовых земельных участках.

На основании сведений, представленных МУП «СРШР» Комиссией установлено, что по результатам мониторинга объем продаж сельскохозяйственной продукции от общего объема продаж составил:

ООО «ТРЭНЕКС» - 100 %;

ИП «…»– 94,2 %;

ИП «…»– 81, 2 %;

КФХ «…»– 59%;

ООО «Рыбпром» – 53%.

Данные сведения свидетельствуют о том, что объем продаж сельскохозяйственной продукции превышает общий объем продаж.

МУП «СРШР» принимаются меры по осуществлению контроля за исполнением условий договоров на размещение временного сооружения, что подтверждается соглашением от 01.08.2017 о расторжении договора с ИП «…», переориентировавшегося на продажу конфет и кондитерских изделий.

Согласно статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями ФЗ «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 Статьей 3 ФЗ «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Статья 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из законодательного определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте  9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», противоправными признаются любые действия хозяйствующих субъектов:

- имеющие направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречащие законодательству РФ и (или) обычаям делового оборота и (или) требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинившие или способные причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесшие или способные нанести вред их деловой репутации.

В качестве акта недобросовестной конкуренции могут быть признаны любого рода юридически значимые поступки, если они отвечают признакам, содержащимся в приведенном выше определении недобросовестной конкуренции.

Одним из обязательных признаков недобросовестной конкуренции в соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является причинение (возможность причинения) убытков  хозяйствующим субъектам-конкурентам.

При этом Комиссия соглашается с доводами МУП «СРШР»  о том, что МУП «СРШР» не является конкурентом по отношению к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим продажу сельскохозяйственной и иной продукции. МУП «СРШР» является управляющей компанией «Фермерского рынка», расположенного по адресу: ул. 9 мая, 12, г.Красноярск и не осуществляет деятельность по продаже сельскохозяйственной и иной продукции.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 10.7  Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) проведен анализ состояния конкуренции.

В соответствии с пунктом 10.7  Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом – земельным участком с категорией земель: земли населенных пунктов показал следующее.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 25.12.2015 (дата принятия распоряжения администрации г. Красноярска №24-соц « О проведении фестивалей, ярмарок, базаров и расширенных продаж на территории г. Красноярска в 2017 году», которым организованы места расширенных продаж, куда входит и земельный участок по адресу ул. 9 мая, 12, г. Красноярск) по 11.04.2017 (дата заключения договора №2309 на размещение временного сооружения  между Администрацией г. Красноярска и МУП «СРШР»).

Согласно статье 4 ФЗ «О защите конкуренции»  под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (земельным участком) может рассматриваться как товар.

Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования земельным участком, расположенным в границах Советского района г. Красноярска.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом муниципального образования г. Красноярск, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник имущества (уполномоченное собственником лицо)   - Администрация г. Красноярск. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географические границы рынка предоставление права пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией Советского района г. Красноярск.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.

Администрация г. Красноярска выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования земельными участками, принадлежащими муниципалитету, на территории муниципального образования г. Красноярска.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник (уполномоченное собственником лицо) – орган местного самоуправления – Администрация г. Красноярска.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих в качестве покупателей на товарном рынке, включается неограниченный круг физических и юридических лиц, заинтересованных в получении земельного участка для использования данного участка по основному и вспомогательному виду разрешенного использования. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара.

Вместе с тем, с учетом установленных выше фактических и правовых обстоятельства Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях МУП «СРШР» отсутствуют признаки нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции.

Размещение временного сооружения осуществлено в соответствии с правовыми актами города - постановлением администрации города от 28.11.2014 № 809 «Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска», схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города от 27.11.2012 № 595.  На территории «Фермерского рынка» реализуется продукция в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О розничных рынка» к специализированным рынкам - восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14.8, 23, 39, 41, 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №91-14.8-17 в связи с отсутствием в действиях МУП «СРШР» нарушения статьи 14.8 Ф3 «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны