Решение б/н Решение по делу № 3-16-16 от 17 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Прокуратура Эвенкийского района Красноярского края ул. Смидовича, 14, п.г.т.Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000
Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края ул. Советская, 2, п.г.т. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000
ООО «МонтажРегионСтрой» ул. Алексеева, 7, офис 116, г. Красноярск, 660118
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 3-16-16
г. Красноярск «17» июня 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 15 июня 2016 года. Полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления; члены комиссии – <...>, специалист-эксперт контрольного отдела; <...>, специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрев дело № 3-16-16, возбужденное в отношении Департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ул.Советская, 2, п.г.т. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000) (далее- Департамент капитального строительства Администрации ЭМР) и общества с ограниченной ответственностью «МонтажРегионСтрой» (ул.Алексеева, д.7, оф.116, г.Красноярск, 660118) (далее – ООО «МонтажРегионСтрой») по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения работ по капитальному ремонту блока № 5 (санитарно технический узел) МБО «Туринская средняя школа» и предоставило необоснованные преимущества ООО «МонтажРегионСтрой» при осуществлении хозяйственной деятельности.
При участии в заседании Комиссии представителей: Департамента капитального строительства Администрации ЭМР – <…> и ООО «МонтажРегионСтрой» - <…> .
В отсутствие представителя Прокуратуры Эвенкийского района Красноярского края (ул. Смидовича, 14, п.г.т. Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край, 648000) (далее- Прокуратура), уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. № 7/2-11-2015 от 14.12.2015; вх.№25242 от 29.12.2015) Прокуратуры с просьбой провести проверку на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Департамент капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой», связанных с проведением работ по капитальному ремонту блока №5 МБОУ «Туринская средняя школа».
В результате анализа документов, полученных от Прокуратуры, установлено, что 05.06.2015 между Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР с ООО «МонтажРегионСтрой» по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт №28 на выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» на сумму 5 339 784, 49 копеек.
В последующем, 26.08.2015 Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР без проведения торгов заключены 12 муниципальных контрактов с одним подрядчиком ООО «МонтажРегионСтрой» на выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа».
Как следует из содержания указанных контрактов, они заключены с ООО «МонтажРегионСтрой» как с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- ФЗ «О контрактной системе»).
Каждый из указанных контрактов предусматривает выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» на общую сумму 967 388, 56 рублей (при этом цена каждого из заключенных контрактов не превышает 100 000 рублей): от 26.08.2015 №70, от 26.08.2015 №71, от 26.08.2015 №72, от 26.08.2015 №75, от 26.08.2015 №76, от 26.08.2015 №77, от 26.08.2015 №78, от 26.08.2015 №79, от 26.08.2015 №80, от 26.08.2015 №81, от 26.08.2015 №82, от 26.08.2015 №83.
На основании указанных фактов приказом руководителя Красноярского УФАС России от 13.01.2016 №3 возбуждено дело № 3-16-16 в отношении Департамента капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой» по признакам нарушения п.4 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» - запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия.
Определением о назначении дела № 3-16-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.01.2016 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Департамент капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой», в качестве заявителя Прокуратура, а рассмотрение дела назначено на 01.02.2016.
Рассмотрение дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, неоднократно откладывалось: определением от 01.02.2016 на 12.04.2016, определением от 12.04.2016 на 04.05.2016, определением от 04.05.2016 на 08.06.2016.
08.06.2016 в связи с необходимостью изучения полученной информации, на основании ст. 46 ФЗ «О защите конкуренции», в деле был объявлен перерыв до 17 часов 45 минут 15 июня 2016 года.
При рассмотрении дела №3-16-16 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
05.06.2015 между Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР с ООО «МонтажРегионСтрой» по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт №28 на выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» на сумму 5 339 784, 49 копеек.
В последующем, 26.08.2015 Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР без проведения торгов заключены 12 муниципальных контрактов с одним подрядчиком ООО «МонтажРегионСтрой» на выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа».
Как следует из содержания указанных контрактов, они заключены с ООО «МонтажРегионСтрой» как с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе». Каждый из указанных контрактов предусматривает выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно-технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» на общую сумму 967 388, 56 рублей (при этом цена каждого из заключенных контрактов не превышает 100 000 рублей): от 26.08.2015 №70, от 26.08.2015 №71, от 26.08.2015 №72, от 26.08.2015 №75, от 26.08.2015 №76, от 26.08.2015 №77, от 26.08.2015 №78, от 26.08.2015 №79, от 26.08.2015 №80, от 26.08.2015 №81, от 26.08.2015 №82, от 26.08.2015 №83.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №70 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 67 871, 24 руб., в том числе НДС 10 353, 24 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №70 от 26.08.2015.
18.09.2015 платежным поручением №412140 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 67 871, 24 руб. по контракту №70 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №71 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 67 871, 24 руб., в том числе НДС 10 353, 24 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №71 от 26.08.2015.
18.09.2015 платежным поручением №412146 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 67 871, 24 руб. по контракту №71 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №72 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 67 871,24 руб., в том числе НДС 10 353,24 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №72 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382420 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 67 871,24 руб. по контракту №72 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №75 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 74 296, 34 руб., в том числе НДС 11 333,34 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №75 от 26.08.2015.
24.09.2015 платежным поручением №520500 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 74 296,34 руб. по контракту №75 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №76 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 74 296,34 руб., в том числе НДС 11 333,34 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №76 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382423 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 74 296,34 руб. по контракту №76 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №77 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 96 492,14 руб., в том числе НДС 14 719,14 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №77 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382421 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 96 492,14 руб. по контракту №77 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №78 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 87 225,60 руб., в том числе НДС 13 305, 60 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №78 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №390746 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 87 225,60 руб. по контракту №78 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №79 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 99 272,22 руб., в том числе НДС 15 143,22 руб.(п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №79 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382419 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 99 272,22 руб. по контракту №79 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №80 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 87 225,60 руб., в том числе НДС 13 305,60 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №80 от 26.08.2015.
23.09.2015 платежным поручением №487761 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 87 225,60 руб. по контракту №80 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №81 от 26.08.2015 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР поручает, а ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 74 378,94 руб., в том числе НДС 11 345,94 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №81 от 26.08.2015.
24.09.2015 платежным поручением №519101 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 74 378,94 руб. по контракту №81 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №82 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 96 291,54 руб., в том числе НДС 14 688,54 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №82 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382418 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 96 291,54 руб. по контракту №82 от 26.08.2015.
В соответствии с п. 1.1 Муниципального контракта №83 от 26.08.2015 ООО «МонтажРегионСтрой» принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», п. Тура, ул. Увачана, д. 7, Эвенкийского муниципального района, Красноярского края в строгом соответствии со сметным расчетом, утвержденным департаментом капитального строительства Администрации ЭМР, а Департамент капитального строительства Администрации ЭМР принять и оплатить работы по условиям настоящего контракта.
Цена контракта составляет 74 296,34 руб., в том числе НДС 11 333,34 руб. (п. 2.1 Контракта).
31.08.2015 подписан акт о приемке выполненных работ по контракту №83 от 26.08.2015.
17.09.2015 платежным поручением №382422 Департамент капитального строительства Администрации ЭМР перечислил на счет ООО «МонтажРегионСтрой» 74 296,34 руб. по контракту №83 от 26.08.2015.
Сроки выполнения работ пунктом 3.2.2. вышеназванных контрактов определены: с даты подписания по 31.08.2015.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела №3-16-16 пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся, в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» закупка товара, работы, услуги представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки. Государственным контрактом, муниципальным контрактом признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 9 статьи 3 1 ФЗ «О контрактной системе»).
При рассмотрении настоящего дела Управлением в целях определения состояния конкурентной среды на рынке выполнения работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» для муниципальных нужд ЭМР за 2015 год проведен анализ.
При проведении анализа за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» для муниципальных нужд. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала. Возможность реализации товара – капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» – имеется у неограниченного числа хозяйствующих субъектов, имеющих потенциальную возможность оказать названный вид услуг.
Департамент капитального строительства Администрации ЭМР является единственным покупателем ввиду исполнения функций органа местного самоуправления, в границах территории муниципального образования.
Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется наличием одного покупателя и нескольких продавцов, то есть данный рынок является монопсонией (то есть монополией потребителя).
Таким образом, Управлением был определен товарный рынок, на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства.
Целью заключения договоров является удовлетворение потребностей учреждения в работах по установке ограждения детского сада, следовательно, при заключении договора должны соблюдаться правила, предусмотренные ФЗ «О контрактной системе».
Статьей 93 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В частности пунктом 5 части 1 статьи 93 1 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Согласно пункту 13 статьи 22 1 ФЗ «О контрактной системе» идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе»).
В силу пункта 20 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Анализ содержания условий муниципальных контрактов, заключенных между сторонами свидетельствует о том, что выполнению подлежали работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа».
Дробление сторонами общего объема работ, подлежащих выполнению на одном объекте (работы по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа»), определение цены каждого договора в сумме, не превышающей 100 000 руб. свидетельствует о намерении сторон уйти от соблюдения процедуры торгов.
Таким образом, у Департамента капитального строительства Администрации ЭМР отсутствовали правовые основания для заключения договоров в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе».
Из содержания части 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» следует, что регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, преследует своими целями, помимо прочего, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заключение Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР с ООО «МонтажРегионСтрой» контрактов, по сути, открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход ФЗ «О контрактной системе». Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 № 18045/12 по делу № А40-37822/12-55- 344.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Вышеизложенное в целом позволяет сделать вывод о заключении сторонами контрактов на выполнение работ с нарушением порядка, предусмотренного ФЗ «О контрактной системе», что свидетельствует о злоупотреблении правом.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.
Не проведение Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР публичных процедур (конкурса/аукциона) на право заключения контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа», а заключение 12 муниципальных контрактов с ООО «МонтажРегионСтрой» на общую сумму 967 388, 56 рублей (при этом цена каждого из заключенных контрактов не превышает 100 000 рублей): от 26.08.2015 №70, от 26.08.2015 №71, от 26.08.2015 №72, от 26.08.2015 №75, от 26.08.2015 №76, от 26.08.2015 №77, от 26.08.2015 №78, от 26.08.2015 №79, от 26.08.2015 №80, от 26.08.2015 №81, от 26.08.2015 №82, от 26.08.2015 №83, в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе», свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «МонтажРегионСтрой» при осуществлении хозяйственной деятельности.
Установленные при рассмотрении заявления обстоятельства свидетельствуют о достижении между Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой» соглашения, направленного на ограничение доступа на рынок выполнения работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа».
Достигнутое между Департаментом капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой» соглашение, реализованное посредствам заключения муниципальных контрактов, создало: дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность осуществлять деятельность на вышеназванном рынке.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия Департамента капитального строительства Администрации ЭМР и ООО «МонтажРегионСтрой», выразившиеся в достижении соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» и предоставило необоснованные преимущества ООО «МонтажРегионСтрой» при осуществлении хозяйственной деятельности, нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с тем, что работы по вышеназванным контрактом исполнены Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вместе с тем, заключение органом, осуществляющим функции органа местного самоуправления и хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КОАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 16, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района и общество с ограниченной ответственностью «МонтажРегионСтрой» нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашения, которое привело к ограничению доступа хозяйствующим субъектам на рынок выполнения работ по капитальному ремонту блока №5 (санитарно технический узел) МБОУ «Туринская средняя школа» и предоставило необоснованные преимущества обществу с ограниченной ответственностью «МонтажРегионСтрой» при осуществлении хозяйственной деятельности.
2. Обязательное для исполнение предписание по делу не выдавать.
3.Передать копии материалов дела (в необходимом объеме) в прокуратуру Эвенкийского района для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «МонтажРегионСтрой» и виновных должностных лиц Администрации Эвенкийского муниципального района и ООО «МонтажРегионСтрой» дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии
<...>
<...>