Решение б/н Решение и предписание по делу № 105-10-11, возбужденному в о... от 12 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Министерство транспорта

 Красноярского края

ул. Сурикова, 47, г.Красноярск, 660049

 

ООО «Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта»

ГОС-5, а/я 108, г.Шарыпово, Красноярский край, 662315

 

ОАО «Э.ОН России»

ул. Энергостроителей, 23, сооружение 34, г.Сургута, Ханты-Мансийский автономный округ, 628422

 

«Березовская ГРЭС» филиал ОАО «Э.ОН России»

 а/я 6-3/40, г.Шарыпово, Красноярский край, 662313

 

 «Красноярская железная дорога»-

филиал ОАО «РЖД»

ул. Горького, 6, г.Красноярск, 660021

 

РЕШЕНИЕ

№105-10-11 от 28 июля 2011 года                                                                                        г. Красноярск

           Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 15 июля 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года.

           Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Капсудин Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля рассмотрела дело № 105-10-11, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта»   (юридический адрес: ул. Северная, 20, г.Шарыпово, Красноярский край, 662314; почтовый адрес: а/я 108, ГОС-5, г.Шарыпово, Красноярский край, 662314)  (далее - ООО «Шарыповское ПЖТ», Ответчик)  по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции»), в рамках рассмотрения заявления открытого акционерного общества «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ул.Энергостроителей, 23, сооружение 34, г.Сургута, Ханты-Мансийский автономный округ) (далее - ОАО «ОГК-4», Заявитель).

            при участии в  заседании Комиссии  генерального директора  ООО «Шарыповское ПЖТ»  <…>, действующего на основании Устава, представителей:

  ООО «Шарыповское ПЖТ» - <…>, по доверенности от 26.04.2011; <…>, по доверенности от 28.01.2011;

   ОАО «ОГК-4» – <…>, по доверенности №66 от 01.02.2011, <…>, по доверенности №329 от 25.04.2011

   в отсутствие представителей: Министерства транспорта Красноярского края (ул. Сурикова, 47, г.Красноярск, 660049) (далее- Министерство транспорта) и открытого акционерного общества  «Российские железные дороги» (ул. Новая Басманная, 2, г.Москва, 107144) (далее- ОАО «РЖД»), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №105-10-11.

установила:

         В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление (исх. №119-769  от 17.03.2011, вх. №4403 от 22.03.2011)  ОАО «ОГК-4» с жалобой на действия  ООО «Шарыповское ПЖТ», выразившиеся в  нарушении, по мнению Заявителя, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на транспортные услуги,    оказываемые    на подъездных      железнодорожных      путях      организациями      промышленного железнодорожного   транспорта.

          Из заявления и приложенных к нему документов следует, что ООО «Шарыповское ПЖТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке железнодорожных транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на фронты погрузки/выгрузки, расположенные на железнодорожных путях необщего пользования,  со станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

        Между ОАО «ОГК-4» и ООО «Шарыповское ПЖТ» заключен договор на подачу и уборку вагонов от 25.11.2010 №1/5-11-25 (далее - Договор №1/5-11-25), в соответствии с которым ООО «Шарыповское ПЖТ» оказывает ОАО «ОГК-4»  возмездные услуги по подаче вагонов на фронт выгрузки (погрузки) со станции Шарыпово Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», согласно поданного плана-заявки, который является неотъемлемой частью Договора №1/5-11-25, и уборке вагонов после проведения грузовых операций. Срок действия Договора  №1/5-11-25 определен сторонами с 01.01.2011 по 31.12.2011.

        Подпунктом 4.2 пункта 4 Договора №1/5-11-25 предусмотрено, что за перевозку грузов  и другие услуги железнодорожного транспорта для Заявителя устанавливаются договорные цены: 1) за подачу вагонов -20, 4 рублей за 1 т/км брутто (без учета НДС); 2) за уборку вагонов -20, 4 рублей за 1 т/км брутто (без учета НДС); 3) за маневровую работу, не совмещенную со времени подачи и уборки вагонов 1713 руб. за 1 маш/час (без учета НДС). За один машино-час принимается работа  от 15 минут и более до полного часа; 4) вызов локомотива - порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки-1271 руб. за 1 маш/час (без учета НДС); 5) перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» -210 руб. за операцию в летнее время и 338 руб.- за операцию в зимнее время  (без учета НДС).

        Согласно п.п. 4.3 п. 4 Договора №1/5-11-25 установленные тарифы могут изменяться в зависимости от увеличения цен на горюче-смазочные материалы, содержание подвижного состава, от изменения минимального размера оплаты труда, с уведомлением обслуживаемой организации в срок не более 10 дней с момента уведомления.

        В соответствии с ранее действующими договорами на подачу и уборку вагонов: №2/3 от 15.01.2008, №5/133 от 01.01.2009, №5/186 от 01.04.2009, №5/69 от 01.02.2010, №1/Б-11-25 от 25.11.2010, заключенными ОАО «ОГК-4» с ООО «Шарыповское ПЖТ», последнее  при оказании   транспортных   услуг,    оказываемых    на подъездных      железнодорожных      путях, также как и предусмотрено действующим договором, применяло договорные  цены, что нарушает установленный Указом Президента Российской Федерации  от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ Президента №221), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования    цен    (тарифов)» (далее - Постановление Правительства №239), Постановление Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п «О государственном  регулировании цен (тарифов) в крае»  (далее - Постановление Администрации №670-п) порядок ценообразования.

 

  

         

 

            Учитывая наличие в действиях ООО «Шарыповское ПЖТ» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся  в  нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на транспортные услуги,    оказываемые обществом   на подъездных      железнодорожных      путях, примыкающих к станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД», приказом Красноярского УФАС России от  06.04.2011  №192 возбуждено настоящее дело.

            Определением от 6 апреля 2011 года о назначении дела №105-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в  рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ООО «Шарыповское ПЖТ», в  качестве заявителя ОАО «ОГК-4», а в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах Министерство транспорта и ОАО «РЖД».  

             Определением от 05.07.2011 об отложении рассмотрения дела №105-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства и о продлении срока его рассмотрения, срок рассмотрения дела №105-10-11 продлен до 06.01.2012.

   Правомерность своих действий ООО «Шарыповское ПЖТ» по установлению договорных цен обосновывает тем, что не является субъектом естественной монополии и на него не распространяется необходимость государственного регулирования  цен,  тарифов,  услуг, которые оно оказывает ОАО «ОГК-4», не занимает доминирующее положение на товарном рынке, и в результате его действий (бездействия) не наступили: ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. ОАО «ОГК-4» имеет другие возможные способы получения грузов,  помимо использования ж/д путей необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ», а именно получать грузы: 1) автомобильным транспортом; 2) железнодорожным транспортом до станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; 3) железнодорожным транспортом до станции Дубинино Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»; 4) на контейнерной  ст. Ужур Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», контейнерами 3 - 5 тонн; 5) на контейнерной  ст. Ачинск Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», являющейся одной из основных станций  ОАО «РЖД», контейнерами 20 тонн; 6) в рамках договора на подачу и уборку вагонов локомотивом Перевозчика, заключенного с ОАО «РЖД» с использованием подъездных путей необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ». 

   Представитель Заявителя не согласился с доводами ООО «Шарыповское ПЖТ» и пояснил, что ООО «Шарыповское ПЖТ»  применяло  договорные цены  при оказании услуг ОАО «ОГК-4» в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.  Услуги по подаче и уборке вагонов на/с железнодорожные пути необщего пользования ОАО «ОГК-4», через пути необщего пользования Ответчика, примыкающие к станции Шарыпово Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», оказывает единственный хозяйствующий субъект - ООО «Шарыповское ПЖТ». Возможность получения грузов ОАО «ОГК-4» через другие подъездные железнодорожные пути необщего пользования, помимо путей необщего пользования Ответчика отсутствует, что подтверждается Ситуационным планом ГРЭС, Шарыповского промузла и города Черненко от 1985 года. Возможность получения грузов альтернативным (автомобильным) транспортом по части продукции (мазут топочный) от поставщиков отсутствует в связи со спецификой поставляемого товара. В случае, если данная возможность имеется по некоторым позициям товаров, в частности кислота серная улучшенная и натр едкий, то доставка автомобильным транспортом с экономической точки зрения является крайне не выгодной. Заявил ходатайство о выдаче Ответчику предписания о внесении в Договор №1/5-11-25 изменений в части цены договора, а именно, определить, что сборы за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях  Ответчиком, уплачиваются по тарифам, установленным  Министерством транспорта, которое было поддержано Ответчиком.

Кроме того, представитель Заявителя представил выписку из протокола №10 от 28.06.2011 годового Общего собрания акционеров ОАО «ОГК-4», в соответствии с которой решением общего собрания акционеров изменено фирменное наименование ОАО «ОГК-4» на открытое и акционерное общество «Э.ОН России» (далее- ОАО «Э.ОН России»), а также новую редакцию Устава, утвержденную ввиду изменения фирменного наименования.

Согласно пояснений ОАО «РЖД» (исх. №13-2227/ню-19 от 26.04.2011) возможность оказания услуг по подаче и уборке вагонов на/с железнодорожные пути необщего пользования ОАО «Э.ОН России» Перевозчиком не предусмотрена технической документацией Ответчика и технико-распорядительным актом  станции Шарыпово Красноярской железной дороги-филиала ОАО «РЖД». Потенциальной возможности получения грузов ОАО «Э.ОН России», через  другие железнодорожные пути необщего пользования, помимо железнодорожных  путей необщего пользования Ответчика, примыкающих к станции Шарыпово Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» отсутствует.

          Из пояснений Министерства транспорта (исх. №4876 от 06.04.2011) следует, что услуги, оказываемые Ответчиком Заявителю по Договору №1/5-11-25, входят в перечень  регулируемых  цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в  Красноярском крае, а Министерство транспорта является органом, регулирующим  цены (тарифы)     на     вышеназванные     услуги.      

           При рассмотрении дела №105-10-11 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

          ОАО «Э.ОН России», зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц под регистрационным №1058602056985, в соответствии с Уставом (новая редакция), утвержденным общим собранием акционеров от 24.06.2011 (протокол №10 от 28.06.2011),  учреждено по решению единственного акционера акционерного общества открытого типа Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации  «ЕЭС России» (далее- ОАО РАО «ЕЭС России») (распоряжение №34р от 02.03.2005 в соответствии с решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» (Протокол №181 от 26.11.2004), и зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа г.Югры, является юридическим лицом, действующим на основании Устава и законодательства Российской Федерации.

             Статьей 3 Устава определено, что  целями деятельности ОАО «Э. ОН России», является получение прибыли, для получения которой Заявитель вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: производство электрической и тепловой энергии и мощности; поставка (продажа) электрической энергии и мощности, в том числе на оптовом рынке электрической энергии (мощности); получение (покупка) электрической энергии и мощности с оптового рынка электрической энергии (мощности); строительство и эксплуатация объектов генерации  тепловой и электрической энергии (мощности). ОАО «Э.ОН России», является единственным поставщиком тепловой энергии для населения города Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края.

             ООО «Шарыповское ПЖТ» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Красноярскому краю 07.02.2003 за основным государственным регистрационным  номером 1032401730437. Согласно уставу ООО «Шарыповское ПЖТ», утвержденному в новой редакции решением Общего собрания участников ООО «Шарыповское ПЖТ» (протокол №22 от 05.10.2009),  целью деятельности  ООО «Шарповское ПЖТ» является получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами,  а одним из основных видов деятельности, является деятельность железнодорожного транспорта. Имеет пути необщего пользования, примыкающие к станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД», границей которых являются район «ст. Шарыпово-Пионерский» знак «Граница подъездного пути», установлен напротив изостыка маневрового светофора М-26, на расстоянии не менее 3100 мм, место примыкания стрелка №12 к продолжению 1 пути; район «ст.Шарыпово- Основные сооружения» знак   «Граница подъездного пути», установлен напротив изостыка входного светофора НГ, место примыкания стрелка №1 к продолжению 1 пути; район «ст. Шарыпово-Базыр» знак   «Граница подъездного пути», установлен напротив километражного столбика 65-66 км., место примыкания стрелка №4 к продолжению  пути №П.  

             16 февраля 2005 года постоянно действующей комиссией Красноярского железной  дороги- филиала ОАО «РЖД» был обследован подъездной путь ООО «Шарыповское ПЖТ» на предмет готовности для приемки в постоянную эксплуатацию, по результатам обследования комиссией дано заключение о соответствии железнодорожного пути необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ», примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» требованиям,  предъявляемым к объектам железнодорожного транспорта и о возможности его принятия в постоянную эксплуатацию, что подтверждается актом б/н «Обследования железнодорожного пути необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ». На основании названного акта, телеграммой от 14.04.2005 ОАО «РЖД», подтверждена приемка в постоянную эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ» и возложено техническое содержание  пути необщего пользования на ООО «Шарыповское ПЖТ».  

             Порядок обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Ответчика, примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» определен инструкцией, утвержденной  Ответчиком и согласованной  ОАО «РЖД», в соответствии с которой железнодорожные пути необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ» обслуживаются локомотивами и составителями поездов  Ответчика.

           С целью государственной регистрации права собственности на железнодорожные пути необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ» произведена государственная регистрация прав на земельные участки для размещения полосы отвода железнодорожного полотна (свидетельства о государственной регистрации права: 24 ЕИ №943189 от 10.05.2011  на  земельный участок, кадастровый номер <...> :57:0000007:172, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения полосы отвода железнодорожного полотна, общая площадь 8544 кв.м., по адресу: Красноярский край, г.Шарыпово, мкр-н Ашпыл, железнодорожные пути перегона №2, участок №5; 24 ЕИ №943170 от 10.05.2011 на земельный участок, кадастровый номер кадастровый номер <...> :57:0000005:1152, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения полосы отвода железнодорожного полотна, общая площадь 27693 кв.м., по адресу: Красноярский край, г.Шарыпово, мкр-н Ашпыл, железнодорожные пути перегона №2, участок №6; 24 ЕИ №943187 от 10.05.2011 на земельный участок, кадастровый номер <...> :57:0000042:232, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения полосы отвода железнодорожного полотна, общая площадь 40883 кв.м., по адресу: Красноярский край, г.Шарыпово, мкр-н Ашпыл, железнодорожные пути перегона №2, участок №4; 24 ЕИ №943171 от 10.05.2011  на  земельный участок, кадастровый номер <...> :57:000006:65, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения полосы отвода железнодорожного полотна, общая площадь 117 кв.м., по адресу: Красноярский край, г.Шарыпово, мкр-н Ашпыл, железнодорожные пути перегона №2, участок №3).

            Из письменных пояснений Ответчика (б/н б/д) следует, что в настоящее время производиться подготовка документов для государственной регистрации права собственности непосредственного на подъездные пути.

            Ранее, до государственной регистрации права на вышеназванные земельные участки, использование последних осуществлялось на основании договоров аренды, заключенных между Ответчиком и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города Шарыпово: №325 от 27.10.2010, №326 от 27.10.2010,  №327 от 27.10.2010, №328 от 27.10.2010, №381 от 22.12.2010, №383 от 22.12.2010,  №384 от 22.12.2010, №385 от 22.12.2010,  №386 от 22.12.2010.  

            25 ноября 2010 года, между Заявителем и Ответчиком,  в рамках реализации своих Уставных целей и задач, заключен Договор №1/5-11-25, в соответствии с которым ООО «Шарыповское ПЖТ» оказывает ОАО «Э.ОН России» возмездные  (транспортных   услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях )     услуги по подаче вагонов на фронт выгрузки (погрузки) со станции Шарыпово Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», согласно поданного плана-заявки, который является неотъемлемой частью Договора №1/5-11-25, и уборке вагонов после проведения грузовых операций. Срок действия Договора  №1/5-11-25 определен сторонами с 01.01.2011 по 31.12.2011.

           Подпунктом 4.2 пункта 4 Договора №1/5-11-25 предусмотрено, что за перевозку грузов  и другие услуги железнодорожного транспорта для Заявителя устанавливаются договорные цены: 1) за подачу вагонов -20, 4 рублей за 1 т/км брутто (без учета НДС); 2) за уборку вагонов -20, 4 рублей за 1 т/км брутто (без учета НДС); 3) за маневровую работу, не совмещенную со времени подачи и уборки вагонов 1713 руб. за 1 маш/час (без учета НДС). За один машино-час принимается работа  от 15 минут и более до полного часа; 4) вызов локомотива- порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки- 1271 руб. за 1 маш/час (без учета НДС); 5) перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» -210 руб. за операцию в летнее время и 338 руб.- за операцию в зимнее время  (без учета НДС).

           Согласно п.п. 4.3 п. 4 Договора №1/5-11-25 установленные тарифы могут изменяться в зависимости от увеличения цен на горюче-смазочные материалы, содержание подвижного состава, от изменения минимального размера оплаты труда, с уведомлением обслуживаемой организации в срок не более 10 дней с момента уведомления.

           В соответствии с ранее действующими договорами на подачу и уборку вагонов: №2/3 от 15.01.2008, №5/133 от 01.01.2009, №5/186 от 01.04.2009, №5/69 от 01.02.2010, №1/Б-11-25 от 25.11.2010, заключенными Заявителем с ООО «Шарыповское ПЖТ», последнее  при оказании   транспортных   услуг,    оказываемых    на подъездных      железнодорожных путях, также как и предусмотрено действующим договором, применяло договорные  цены.            

           Порядок обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования Заявителя, примыкающих к железнодорожным путям Ответчика, определен инструкцией, утвержденной 9 марта 2011 года Заявителем и согласованной 25 февраля 2011 года ООО «Шарыповское ПЖТ», в соответствии с которой железнодорожные пути необщего пользования Заявителя обслуживаются локомотивами, локомотивными и составительскими бригадами  Ответчика (далее- Инструкция).

         Пунктом 5.3 Инструкции предусмотрено, что железнодорожные пути необщего пользования Заявителя примыкают  к железнодорожным путям необщего пользования ООО «Шарыповское ПЖТ», границей железнодорожных путей необщего пользования  ОАО «Э.ОН России» является стрелка №16, знак «Граница подъездного пути» установлен напротив стыка рамного рельса стрелки №16.

          Расчет стоимости услуг, оказываемых ООО «Шарыповское ПЖТ» в период 2008-2011 годов (подача-уборка вагонов по железнодорожным путям, вызов локомотива – порожний пробег, маневровая работа, перевод стрелок не принадлежащих владельцу в зимнее время, перевод стрелок не принадлежащих владельцу в летнее время), произведенный инженером ООО «Шарыповское ПЖТ», утвержден генеральным директором Ответчика.

          Помимо Заявителя, через железнодорожные  пути необщего пользования, примыкающие к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и принадлежащие ООО «Шарыповское ПЖТ»,   осуществляется подача и уборка вагонов, следующим контрагентам: закрытому акционерному обществу «КРАСАВТОЧЕРМЕТ» (далее- ЗАО «Красавточермет»)  на условиях договоров: №7 от 13.01.2010 на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «Транс- Глобал» (далее- ООО «Транс-Глобал»)  на условиях договора №2 от 07.12.2010 на подачу  и уборку вагонов; открытому акционерному обществу  «Шарыповское ХПП» (далее- ОАО «ШХПП») на условиях договора №10 от 10.12.2010 на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «ТрансРегион» (далее- ООО «ТрансРегион») на условиях договора №8 от 31.12.2010  на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «Сибстройгарант» (далее- ООО «Сибстройгарант»)   на условиях договора №6 от 31.12.2010 на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «Втормет» (далее - ООО «Втормет») на условиях договора №3 от 15.12.2010 на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «Система» (далее- ООО «Система») на условиях договора №9 от 01.02.2011 на подачу и уборку вагонов; обществу с ограниченной ответственностью «Идея плюс» (далее- ООО «Идея плюс») на условиях договора №15 от 14.03.2011 на предоставление железнодорожных услуг; обществу с ограниченной ответственностью «АСтрой» (далее- ООО «АСтрой») на условиях договора №13 от 14.03.2011 на предоставление железнодорожных услуг. 

            В соответствии вышеназванными  договорами ООО «Шарыповское ПЖТ»  при оказании   транспортных   услуг,    оказываемых    на подъездных      железнодорожных путях, также как и предусмотрено Договором 1/5-11-25, применяет договорные  цены.    

           25 мая 2011 года, в период рассмотрения настоящего дела, Ответчик направил в адрес Министерства транспорта Красноярского края обращение  (исх. №65; вх. №3332 от 25.05.2011)   об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях.      

На основании проведенного анализа от 15.07.2011 и имеющихся материалов, в соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной  функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 и Методических рекомендаций по определению доминирующего положения,  Управлением,  сделан вывод о том, что   на рынке транспортных   услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях,  а именно услуг  по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, в географических границах территории Красноярского края, Шарыповского района в зоне расположения железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Ответчику, примыкающих к железнодорожной станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по границе балансовой принадлежности этих путей доля ООО «Шарыповское ПЖТ» по итогам работы за 2009, 2010 годов  и первое полугодие 2011 года составляет более 50%, ввиду чего Ответчик  имеет необходимые и достаточные признаки наличия доминирующего положения на товарном рынке услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования на локальном участке от выставочных путей станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» до погрузо-разгрузочных фронтов в зоне расположения железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Ответчику.

          Исследовав материалы дела №105-10-11, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

   В силу статьи  421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК-РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами

 Частью 1 статья 422 ГК РФ предусмотрено, что  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

  Указом Президента Российской Федерации  от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ Президента №221) в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

           В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования    цен    (тарифов)» (далее - Постановление Правительства №239)    транспортные    услуги,    оказываемые    на подъездных      железнодорожных      путях      организациями      промышленного железнодорожного   транспорта,   включены   в  Перечень  услуг,   по   которым органам      исполнительной      власти      субъектов      Российской      Федерации предоставляется  право  вводить  государственное регулирование  тарифов  и надбавок.

           Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта входят в Перечень  регулируемых  цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, утвержденный Постановлением Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п «О государственном  регулировании цен (тарифов) в крае»  (далее - Постановление Администрации №670-п).

 Постановлением Правительства Красноярского края от 02.04.2010 №149-п «О министерстве промышленности и энергетики Красноярского края и министерстве транспорта Красноярского края» создано Министерство транспорта и связи  Красноярского края. Постановлением Правительства Красноярского края от 27.05.2010 №285-п «О создании министерства информатизации и связи Красноярского края и переименовании министерства транспорта и связи Красноярского края» Министерство транспорта и связи Красноярского края переименовано в Министерство транспорта Красноярского края.

            Согласно положению о Министерстве транспорта Красноярского края,  утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 6 июля 2010 года №377-п «Об утверждении положения о министерстве транспорта» (далее - Положение), осуществление нормативного правового регулирования по вопросу цен (тарифов)     на     транспортные     услуги,      оказываемые     на     подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта,      отнесено     к     компетенции     Министерства     транспорта. В соответствии с пунктом 1.1 Положения  Министерство транспорта является органом исполнительной власти Красноярского края.

            Таким образом, Министерство транспорта является органом, регулирующим цены (тарифы)     на     транспортные     услуги,      оказываемые     на     подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта на территории Красноярского края, каковой в рассматриваемом случае является ООО «Шарыповское ПЖТ».

             Как установлено выше ООО «Шарыповское ПЖТ», на протяжении 2009-2011 годов,  при оказании   транспортных   услуг,    оказываемых    на подъездных      железнодорожных      путях,  применяло договорные цены,  что нарушает установленный Указом Президента №221, Постановлением Правительства №239, Постановление Администрации №670-п  порядок ценообразования и обратилось в Министерство транспорта об установлении тарифов только в период рассмотрения настоящего дела (исх. №65 от 25.05.2011; вх. №3332 от 25.05.2011).

           По мнению Комиссии, данные обстоятельства свидетельствуют о безразличном отношении ООО «Шарыповское ПЖТ» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

          

             В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

   При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

   В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК не  допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

              Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому  в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

    Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.

                 В соответствии с пунктом 10 части  1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

      При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК  и статей 3 и 10 ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, а также, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

   Комиссия отмечает, что, с учетом выявления нарушения ООО «Шарыповское ПЖТ» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования к обстоятельствам, подлежащим выяснению в целях установления рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства в рамках настоящего дела относится доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

            Как установлено выше, на основании проведенного Управлением  анализа от 15.07.2011 доля Ответчика на рынке услуг  (транспортных услуг, оказываемых на железнодорожных путях) по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, в географических границах территории Красноярского края, Шарыповского района в зоне расположения железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Ответчику, примыкающих к железнодорожной станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по границе балансовой принадлежности этих путей по итогам работы за 2009, 2010 годов  и первое полугодие 2011 года составляет более 50%, ввиду  чего ООО «Шарыповское ПЖТ»  имеет необходимые и достаточные признаки наличия доминирующего положения на товарном рынке услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования на локальном участке от выставочных путей станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» до погрузо-разгрузочных фронтов в зоне расположения железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Ответчику.

            Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что  действия ООО «Шарыповское ПЖТ», связанные с  нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на транспортные услуги,    оказываемые  последним    на подъездных      железнодорожных      путях,   примыкающих к станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» являются злоупотреблением ООО «Шарыповское ПЖТ»  своим доминирующим положением  на рынке оказания услуг (транспортных услуг, оказываемых на железнодорожных путях) по подаче и уборке вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, в географических границах территории Красноярского края, Шарыповского района в зоне расположения железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Ответчику, примыкающих к железнодорожной станции Шарыпово Красноярской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» по границе балансовой принадлежности этих путей.

                В связи с тем, что на момент принятия решения  злоупотребление ООО «Шарыповское ПЖТ» своим доминирующим положением продолжается, договор  с Заявителем  не приведен в соответствие с Указом Президента №221, Постановлением Правительства №239, Постановление Администрации №670-п, а ОАО «Э.ОН России» заявлено ходатайство о выдаче ООО «Шарыповское ПЖТ», обязательного для исполнения предписания об изменении условий Договора 1/5-11-25,  Комиссия на основании п.п. «б», «и» п. 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», считает необходимым выдать ООО «Шарыповское ПЖТ» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением,  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и изменении условий договора.

             Кроме всего, действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаваемое злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

             При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями  10, 23, 39, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

            1. Признать ООО «Шарыповское ПЖТ»  нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Выдать ООО «Шарыповское ПЖТ» обязательное для исполнения предписание о совершении  действий, направленных на прекращение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью ООО «Шарыповское ПЖТ» надлежит: с момента получения настоящего предписания формирование цен (тарифов, сборов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях  ООО «Шарыповское ПЖТ» (подача и уборка вагонов; маневровая работа, не совмещенная со временем подачи и уборки вагонов;  вызов локомотива - порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки; перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» и т.д.), осуществлять с соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; в  срок  до 30 августа 2011 года привести в соответствие  с Указом Президента Российской Федерации  от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования    цен    (тарифов)», Постановлением Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п «О государственном  регулировании цен (тарифов) в крае» договор на подачу и уборку вагонов от 25.11.2010 №1/5-11-25, а именно определить сборы за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях  ООО «Шарыповское ПЖТ» (подача и уборка вагонов; маневровая работа, не совмещенная со временем подачи и уборки вагонов;  вызов локомотива - порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки; перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» и т.д.) в соответствии с  тарифами, установленными  Министерством транспорта Красноярского края.

          3. Передать копии материалов дела №105-10-11 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении  ООО «Шарыповское ПЖТ», а также  виновного должностного лица ООО «Шарыповское ПЖТ»  дел об административных правонарушениях по  ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           

Председатель Комиссии

              Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

   

              Н.О. Высотина

 

              Е.В. Капсудин

 


 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта»

ГОС-5, а/я 108, г.Шарыпово, Красноярский край, 662315

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №105-10-11

 

28 июля 2011 года                                                                                                         г. Красноярск    

    

        Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Капсудин Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 28 июля 2011 года по делу №105-10-11 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта»   (юридический адрес: ул. Северная, 20, г.Шарыпово, Красноярский край, 662314; почтовый адрес: а/я 108, ГОС-5, г.Шарыпово, Красноярский край, 662314)  (далее - ООО «Шарыповское ПЖТ»)  пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

              ООО «Шарыповское ПЖТ» совершить действия, направленные на прекращение нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции», с этой целью ООО «Шарыповское ПЖТ» надлежит:

              - с момента получения настоящего предписания формирование цен (тарифов, сборов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях  ООО «Шарыповское ПЖТ» (подача и уборка вагонов; маневровая работа, не совмещенная со временем подачи и уборки вагонов;  вызов локомотива - порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки; перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» и т.д.), осуществлять с соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

              - в  срок  до 30 августа 2011 года привести в соответствие  с Указом Президента Российской Федерации  от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования    цен    (тарифов)», Постановлением Администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-п «О государственном  регулировании цен (тарифов) в крае» договор на подачу и уборку вагонов от 25.11.2010 №1/5-11-25, а именно определить сборы за транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях  ООО «Шарыповское ПЖТ» (подача и уборка вагонов; маневровая работа, не совмещенная со временем подачи и уборки вагонов;  вызов локомотива - порожний пробег к фронту  погрузки, выгрузки; перевод стрелок, не принадлежащих ООО «Шарыповское ПЖТ» и т.д.) в соответствии с  тарифами, установленными  Министерством транспорта Красноярского края.

         

                   Об  исполнении настоящего предписания ООО «Шарыповское ПЖТ»  надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г.Красноярск, пр. Мира, 81 «д») в течение пяти календарных дней с момента его исполнения, представив документальные доказательства его исполнения.

                  Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.

         Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации  частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

                   Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии

              Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии

 

              Н.О. Высотина                       

 

              Е.В. Капсудин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны