Письмо №АГ/17701/22 опредление от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

опредление

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №024/01/17-2818/2022

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

03.11.2022

г. Красноярск

 

Председатель Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела №024/01/17-2818/2022  на основании приказа Красноярского УФАС России от 21.10.2022 № 273/22 о возбуждении дела №024/01/17-2818/2022 в отношении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (ул. Ленина, 125, г. Красноярск, Красноярский край, 660009; ИНН/ОГРН – 2466187446/1172468071148) (далее – Министерство) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Красноярской природоохранной прокуратуры (вх. 15381 от 26.08.2022) в отношении действий Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее – Министерство), связанных с принятием необоснованного решения о присвоении статуса регионального оператора «ООО «Рециклинговая компания» (далее – ООО «РК»).

В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения было установлено следующее.

30.06.2022 на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru Министерством размещено извещение о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (извещение № 290622/25833875/01) (далее – конкурсный отбор).

Из конкурсной документации, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 30.06.2022 № 77-957-од, следует, что конкурсный отбор проводится в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Правила).

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками №1 от 22.07.2022 на момент окончания срока подачи заявок на участие в конкурсном отборе подано 4 заявки в запечатанных конвертах: ООО «Красноярская рециклинговая компания» (далее – ООО «КРК»), ООО «Вторичные ресурсы», ООО «ЛИКСО», ООО «РК»,

Согласно протоколу №2 от 29.07.2022 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе к конкурсному отбору допущены все вышеуказанные хозяйствующие субъекты.

По результатам первого этапа оценки заявок в соответствии с протоколом №3 от 02.08.2022 заявке ООО «РК» присвоен № 1, заявке ООО «ЛИКСО» присвоен № 2, заявке ООО «Вторичные ресурсы» присвоен № 3, ООО «КРК» присвоен № 4. Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе признана заявка № 1, предоставленная ООО «РК», предложившего наименьшую стоимость услуги регионального оператора.

Для участия во втором этапе в соответствии с протоколом №4 от 08.08.2022 подано также 4 уведомления об участии во втором этапе от вышеуказанных лиц.

По результатам рассмотрения уведомлений конкурсной комиссией Министерства в соответствии с протоколом №5 от 10.08.2022 принято решение о допуске ко второму этапу оценки и сопоставления заявок только ООО «РК».

Уведомление ООО «КРК» отклонено на основании требований п. 9.8 конкурсной документации и п. 58 Правил,  по причине указания стоимости услуг в размере, превышающем стоимость услуг, предложенную победителем первого этапа отбора – ООО «РК».

Уведомление ООО «ЛИКСО», признано несоответствующим конкурсной документации, Правилам, отклонено по причине предоставления недостоверных сведений, а именно:

- по объекту обработки: представлены технические документы, которые не позволяют соотнести паспорт на оборудование со зданием (по паспорту цех размером 30 м*60м (1800 м) – (техническая схема размещении оборудования) не может поместиться в здании объекта площадью 1440 кв.м (договор аренды комплекса от 29.07.22, выписка из ЕГРН));

- недостоверные сведения в части расчёта прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора: объёмы, направленные на утилизацию после обработки завышены и составляют от 20% в 23 году до 50% к 2030 году от объёма отходов направленных на обработку, что не соответствует данным территориальной схемы (8%-15%) и необоснованно занижает расходы на захоронение и как следствие на приведенную стоимость услуги регионального оператора;

- в обосновании расчетов определения стоимости услуги регионального оператора отсутствует информация о применении/не применении НДС.

Уведомление ООО «Вторичные ресурсы», признано несоответствующим конкурсной документации, Правилам, отклонено по причине предоставления недостоверных сведений, а именно:

-представлены сведения об объектах, не относящихся к объектам обработки и обезвреживанию в соответствии с определениями указанными в 1 ст. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Не предоставлена техническая документация, подтверждающая соответствие показателей мощности объектов.

- представлены недостоверные сведения в части расчёта прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора: объёмы направленные на утилизацию после обработки завышены и составляют от 20% в 23 году до 50% к 2030 году от объёма отходов направленных на обработку, что не соответствует данным территориальной схемы (8%-15%) и необоснованно занижает расходы на захоронение и как следствие на приведенную стоимость услуги регионального оператора.

- в обосновании расчетов определения стоимости услуги регионального оператора отсутствует информация о применении/не применении НДС.

В соответствии с протоколом №6 от 12.08.2022 победителем второго этапа признано – ООО «РК».

Согласно протоколу №7 от 12.08.2022 победителем конкурсного отбора признано ООО «РК».

Из вышеуказанного обращения Красноярской природоохранной прокуратуры (вх. 15381 от 26.08.2022) следует, что конкурсной комиссией допущены нарушения порядка проведения отбора регионального оператора, заключающиеся в отсутствии организации проверки документов и материалов, предоставленных в составе заявки ООО «РК» на предмет достоверности содержащихся в них сведений. В составе заявки ООО «РК» представлены недостоверные сведения о стоимости услуг региональным операторам. Комиссией не принято во внимание и не дана оценка отсутствия во владении ООО «РК» объектов по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 % массы отходов. ООО «РК» представлен только договор купли-продажи мусоросортировочного комплекса и объекта компостирования №34/22 от 02.08.2022, при этом сведений о фактической возможности его эксплуатации не представлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения обращения установлено, что ООО «КРК», ООО «ЛИКСО», не согласившись с решением Министерства, обратились с жалобой на действия Министерства в ФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «КРК» решением ФАС России по делу № 04/10/18.1-482/2022 от 05.09.2022 действия Министерства по допуску ООО «РК» ко второму этапу признаны неправомерными. Министерству выдано предписание о принятии следующих мер: об отмене протоколов, составленных в ходе конкурсного отбора, об изменении конкурсной документации, о назначении новых дат приема заявок и проведения первого и второго этапа конкурсного отбора.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «ЛИКСО» решением ФАС России по делу № 04/10/18.1-481/2022 от 05.09.2022 действия Министерства по недопуску ООО «ЛИКСО» ко второму этапу признаны неправомерными.

Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «КРК» установлено, что в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов в 2022 году составляют 455 367 000,26 рублей. В то же время в пояснительной записке порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора, содержащей критерии качества, стоимость транспортировки твердых коммунальных отходом в 2022 году определена в размере 852 277 633,16 рублей. Таким образом, информация о расходах на транспортирование твердых коммунальных отходов в расчете прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора и в пояснительной записке порядка расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора являлась различной, содержала противоречивые сведения, в связи с чем заявка ООО «РК» подлежала отклонению на основании подпункта «а» пункта 43 Правил и пункта 6.8.1 Конкурсной документации.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ЛИКСО» Комиссия ФАС России установила необоснованный недопуск ООО «ЛИКСО» ко второму этапу конкурсного отбора. В частности, признан необоснованным вывод Министерства о неподтверждении ООО «ЛИКСО» владения объектом по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов в составе уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора. ООО «ЛИКСО» представлен договор аренды комплекса и земельного участка от 29.07.2022 № б/н, которые являются объектами по обработке (обезвреживанию) твердых коммунальных отходов, позволяют обрабатывать (обезвреживать) более 50 % массы твердых коммунальных отходов и включены в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016№ 1/451-од (далее – Территориальная схема).При этом требования, на которое ссылается Министерство, к размещению завода сортировки твердых бытовых отходов в здании c определенной технологическим паспортом площадью (1 800 кв.м и более) абзацем 2 пункта 55 Правил, конкурсной документацией не было установлено

Кроме того, Министерство недопуск ООО «ЛИКСО» обосновало тем, что Обществом представлены недостоверные сведения в части расчета прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора по годам и приведенной стоимости услуги регионального оператора, а именно объем твердых коммунальных отходов, направленный на утилизацию после обработки завышен и составляет от 20% до 50%, что не соответствует данным Территориальной схемы (от 8 до 15%), вследствие чего необоснованно занижаются расходы на захоронение твердых коммунальных отходов и, соответственно, приведенная стоимость услуг регионального оператора. Вместе с тем, из решения Комиссии ФАС России следует, что в Территориальной схеме установлены ориентировочные (минимальные) значения объема твердых коммунальных отходов, который подлежат утилизации. Запрета на указание иных данных (объема твердых коммунальных отходов) при расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора не установлено. Кроме того, данные, указанные Заявителем в расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора, соответствуют данным, указанным в Национальном проекте «Экология». Конкурсной документацией также не установлены требования к объему твердых коммунальных отходов, подлежащих утилизации. Таким образом, у Министерства отсутствовали основания для недопуска ООО «ЛИКСО» к участию во втором этапе конкурсного отбора по указанному основанию.

В соответствии с решением Комиссии ФАС России также необоснован недопуск ООО «ЛИКСО» ко второму этапу конкурсного отбора на основании неверного вывода Министерства о том, что расчеты в составе в уведомления об участии во втором этапе конкурсного отбора не содержат информации об учете/не учете суммы НДС при проведении расчета, в связи с чем представленный ООО «ЛИКСО» расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора не соответствует требованиям конкурсной документации. Вместе с тем, ОООО «ЛИКСО» указано, что им предоставлены расчеты и пояснительная записка без НДС. Доказательств того, что ООО «ЛИКСО» осуществило расчет с учетом НДС, организатором торгов при рассмотрении жалобы не было представлено. Кроме того, пунктом 60 Правил не предусмотрено такое основания для недопуска заявителя к участию во втором этапе Конкурсного отбора как не указание в расчетах сведений о НДС.

Таким образом, совокупность вышеописанных действий Министерства свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.

Согласно статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

В соответствии с подпунктами 10, 13 пункта 3.5 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 №715-п, к компетенции Министерства отнесено проведение конкурсного отбора регионального оператора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и принятие на основании конкурсного отбора решения о присвоении юридическому лицу статуса регионального оператора, определение срока, на который присваивается статус регионального оператора, и зоны деятельности регионального оператора.

 Согласно пункту 1 Правил последние устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - региональный оператор, конкурсный отбор), требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе (далее - заявка).

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 9 конкурсная комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора проверяет документы и материалы, представленные в составе заявки и уведомления об участии во втором этапе на предмет достоверности сведений, содержащихся в этих документах и материалах, запрашивает дополнительную информацию, привлекает независимых экспертов в целях обеспечения экспертной оценки документации об отборе, оценки и сопоставления заявок, оценки соответствия участников конкурсного отбора требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами; устанавливает соответствие представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и настоящими Правилами.

Вместе с тем, как указано выше конкурсная комиссия Министерства необоснованно допустила ко второму этапу конкурсного отбора ООО «РК», не проверив достоверность и непротиворечивость представленной информации, а также необоснованно недопустила ко второму этапу конкурсного отбора ООО «ЛИКСО».

С учетом вышеизложенного, в действиях Министерства имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части нарушения порядка определения победителя при проведении конкурса по отбору регионального оператора (извещение № 290622/25833875/01).

На основании изложенного, Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства(приказ №  273/22 от 21.10.2022).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 15 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Дело №024/01/17-2818/2022 назначить к рассмотрению на 30 ноября 2022 г. в 12 часов 00 минут по адресу г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д», каб. 1.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя – Красноярскую природоохранную прокуратуру.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика - Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

4. Министерству в срок до 21 ноября 2022 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию, в том числе, надлежащим образом заверенные копии:

- письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием по существу вменяемого нарушения;

- копию приказа об утверждении комиссии конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края;

- сведения о внесении изменений в конкурсную документацию (извещение № 290622/25833875/01) по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края (с приложением измененной конкурсной документации);

- сведения об этапе проведения конкурсного отбора на дату предоставления сведений в соответствии с настоящим определением (с приложением поступивших заявок, результатов их рассмотрения, обращений о разъяснении документации и ответов на них );

- иные сведения имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148
Красноярская природоохранная прокуратура
ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734