Письмо №ВМ/5544/23 решение от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Решение № 024/07/3-629/2023

29 марта 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии  (далее – Комиссия Красноярского УФАС России), рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) жалобу ООО «Базис» на действия организатора закупки – Муниципального предприятия г.Красноярска «Городской транспорт» (далее – МП «Гортранс») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка комплектующих для нужд трамвайного депо МП «Гортранс» (извещение №32312160683) (далее – закупка), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 09.03.2023 поступила жалоба ООО «Базис» на действия организатора закупки, выразившиеся в неверном определении объекта закупки.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес подателя жалобы, организатора закупки направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы переносилось с 12:15 20.03.2023 до 12:00 29.03.2023 в связи с необходимостью получения дополнительной информации и сведений, необходимых для принятия решения по жалобе. Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы организатор закупки незаконно включил в один лот требование о поставке запасных частей для трамвая и полупантографа SOLO с запчастями к нему, поскольку производителем полупантографов SOLO является только одно лицо – ООО «ЧелябТрансСервис» (далее - ООО «ЧТС»), которое осуществляет продажу своей продукции только определенному узкому кругу лиц взаимосвязанных с ООО «ЧТС».

Также из доводов жалобы следует, что в Техническом задании к закупочной документации по товару «полупантограф SOLO» отсутствуют конкретные технические характеристики, указанных полупантографов и запчастей к ним. Кроме того, исходя из того, что производство «полупантографов SOLO» осуществляет только один производитель – ООО «ЧТС», отсутствует указание на возможность поставки эквивалента.

Организатор закупки с доводами жалобы не согласился, указав на то, что предметом закупки является поставка запасных частей и комплектующих трамвайных вагонов по предварительным заявкам заказчика согласно Техническому заданию к закупочной документации, которое состоит из 41 наименований. Товары, подлежащие поставке, относятся к одной товарной категории – ОКПД2: 30.20.40.120 «Комплектующие (запасные части) моторных трамвайных вагонов, не имеющие самостоятельных группировок». Товары, являющиеся предметом закупки, имеют схожие потребительские свойства, связаны между собой технологически и функционально, служат единой цели - надлежащему, своевременному и бесперебойному выходу на линию трамваев, вследствие чего, необходимы для обеспечения потребностей населения г. Красноярска в транспортных услугах.

Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. Закупаются расходные материалы к имеющемуся у заказчика оборудованию. Потребность в поставке запчастей, комплектующих трамвайных вагонов обусловлена обязанностью заказчика исполнения заключенных муниципальных контрактов от 20.10.2020 № 4тр/2021-2025, 5тр/2021-2025, бтр/2021-2025, 7тр/2021-2025 и выполнения муниципальной программы пассажирских перевозок по маршрутам с небольшой интенсивностью пассажиропотоков в г. Красноярске. Податель жалобы безосновательно выделяет из Технического задания к закупочной документации 4 наименования запасных частей (позиции 38-41 полупантограф SOLO и запасные части к нему), которые, в свою очередь, служат комплектующими для трамвайных вагонов модели №71-911 ЕМ.

Трамвайные вагоны модели №71-911 ЕМ получены в хозяйственное ведение заказчика в результате успешной реализации Федерального проекта «Чистый воздух (Красноярский край)», нацпроекта «Экология», и в течение 24 месяцев находятся на гарантийном обслуживании (до ноября-декабря 2023 года) у ООО «ПК Транспортные системы» (далее - ООО «ПК ТС»), которое выступало поставщиком по муниципальным контрактам на поставку трамваев – внесение изменений в конструкцию трамвайных вагонов, как и использование аналогов оригинальных комплектующих прекращает гарантию. Указанный факт свидетельствует о невозможности применения эквивалента при замене запасных частей вышеуказанных вагонов.

Полупантограф является запасной частью для трамвайных вагонов (производства ООО «ПК «ТС», АО «УКВЗ», АО «Уралтрансмаш» и др.), данное устройство является неотъемлемой частью трамвайного вагона, без полупантографа эксплуатация невозможна.

Также организатор закупки в письменных возражениях на доводы жалобы указывает, что выводы подателя жалобы об ограничении конкуренции не являются достоверными, поскольку ранее проводились аналогичные закупки, в которых принимали участие производители и поставщики из разных регионов России, в частности:

- извещение № 32211967604 на поставку запасных частей для троллейбуса для МУП Краснодарское ТТУ» (где полупантограф (токоприёмник) определён как запасная часть); участники: ООО «НОВОТЕХ» (г. Екатеринбург), ООО «ЭЛТРАНСМАШ» (г. Саратов), ООО «СПЕЦАВТОЗАПЧАСТЬ» (г. Батайск);

- извещение № 32211390648 на поставку полупантографов трамвайных и запасных частей к ним для «Спб. ГУП. Горэлектротранс»; участники: ООО «КОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ»; ООО «УК ВАГОНОСТРОИТЕЛЬ»; ООО «ЮЖУРАЛЭЛЕКТРОТРАНС».

Комиссией Красноярского УФАС России по результатам рассмотрения документов, размещённых на официальном сайте, представленных в материалы жалобы, а также пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установлено следующее.

Обжалуемая закупка проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), на основании утвержденного во исполнение части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ Положения о закупках.

Формирование предмета закупки определенным способом может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет установлено, что это условие (объединение в один лот товаров) включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

В рамках рассмотрения жалобы не установлено, что объединение в один предмет закупки запасных частей для трамвая (позиции в Техническом задании с 1 по 37) и полупантографов «SOLO» и запасных частей к нему (позиции в Техническом задании с 38 по 41), при том условии, что предметом закупки является поставка товаров, а не производство (изготовление), осуществлено организатором закупки для того, чтобы обеспечить победу в закупке конкретного хозяйствующего субъекта, в частности ООО «ЧТС», либо иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в закупке.

Кроме того, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что товары, указанные в Техническом задании к закупочной документации, связаны между собой технологически и функционально, отнесены к одной товарной категории в ОКПД2 и тем самым служат для единой цели, в частности, для надлежащего, своевременного и бесперебойного обеспечения работы трамвайных вагонов модели №71-911 ЕМ, на которые, согласно представленным организатором закупки документам, закупаются товары, определенные в Техническом задании к закупочной документации.

Частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Из материалов жалобы следует, что комплектующие, указанные в пунктах 1-42 Технического задания к закупочной документации, закупаются для имеющихся у заказчика трамвайных вагонов модели №71-911 ЕМ, на которых установлены полупантографы SOLO 120.69.00.000-37. Указанные трамвайные вагоны находятся на гарантийном обслуживании у ООО «ПК ТС» до ноября-декабря 2023 года.

Согласно ответу ООО «ПК ТС» от 23.03.2023 (исх. № И-2023-1587), представленному по запросу антимонопольного органа в материалы жалобы, эксплуатация трамвайного вагона модели 71-911ЕМ с полупантографом иного производителя возможна, однако гарантийные обязательства, в случае замены установленного полупантографа на полупантограф иного производителя либо некачественного полупантографа, в случае выхода из строя данного узла, со стороны ООО «ПК ТС» исполнены не будут.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований как к участникам закупки, так и предмету закупки.

В рассмотренном случае требование о поставке полупантографа конкретного производителя без указания на эквивалент вызвано необходимостью гарантийного обслуживания трамвайного вагона и сокращением финансовых издержек организатора торгов, т.е. прямо связано с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика, в связи с чем такое описание предмета закупки является обоснованным и осуществлено в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Красноярского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Базис» (вх. №4597-эп/23 от 09.03.2023) на действия организатора торгов - Муниципального предприятия г.Красноярска «Городской транспорт» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Поставка комплектующих для нужд трамвайного депо МП «Гортранс» (извещение №32312160683) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

МП "Гортранс"
ИНН 2451000381, ОГРН 1022402301690
БАЗИС Челябинск
ИНН 7452159617, ОГРН 1227400019000