Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 024/01/10-2651/2019 от 19 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «ТЗК Енисей»

район Аэропорта «Красноярск», соор. 1,

пгт. Емельяново, Емельяновский район,

Красноярский край, 663021

 

Красноярская транспортная прокуратура

ул. Бограда, д. 15, г. Красноярск, 660049

 

ktpzstp@yandex.ru; office@avia-tzk.ru

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 024/01/10-2651/2019

 

19 мая 2020 года

г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: <...>, начальника отдела естественных монополий, <...>, заместитель начальника отдела закупок, рассмотрев дело № 024/01/10-2651/2019 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Топливо-заправочная компания Енисей» (ИНН: 2411019700, ОГРН: 1092411000659, Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, район Аэропорта «Красноярск», сооружение 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Красноярской транспортной прокуратуры на действия ООО «ТЗК Енисей», выразившиеся в осуществлении в аэропортах Красноярск (Емельяново), Черемшанка деятельности по заправке воздушных судов по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом от 18.12.2019 № 321 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 024/01/10-2651/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ТЗК Енисей» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) в 2018, 2019 годах.

В рамках рассмотрения дела № 024/01/10-2651/2019 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В абзаце 2 статьи 2 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) указано, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях).

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвердило Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В соответствии с пунктом 5 указанного Перечня обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропортах отнесено к услугам, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Из вышеизложенного тарифы за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна гражданской авиации устанавливаются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

В силу пункта 5.2.2 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, к полномочиям Минтранса РФ относится принятие перечня тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за эти услуги, правил формирования указанных тарифов и сборов, правил взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (Приложение 1; далее – Перечень тарифов и сборов), а также Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (Приложение 2; далее – Правила взимания тарифов и сборов).

В соответствии с пунктом 1.1 Перечня тарифов и сборов аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами на маршрутах и/или в аэропортах.

Согласно пункту 1.3 Перечня тарифов и сборов аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.14.2 Перечня тарифов и сборов установлен тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна, как тариф за наземное обслуживание.

Тариф устанавливается за предоставление комплекса услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна, включая: предоставление персонала (включая инженерно-авиационный) и технических передвижных и/или стационарных средств для заправки воздушного судна авиационным топливом; аэродромный контроль качества авиационного топлива. Тариф устанавливается на одну тонну авиационного топлива. Плата за заправку авиационным топливом воздушного судна определяется на основе установленного тарифа и веса заправленного авиационного топлива. Цена авиационного керосина, бензина и ПВК жидкости устанавливается отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и в тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна не включается.

Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно (пункт 1.9 Перечня тарифов и сборов).

В силу пункта 1.12 Перечня тарифов и сборов в случае, если обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации обеспечивается двумя и более организациями ГА, аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются для каждой организации ГА отдельно – за предоставление соответствующих услуг (мероприятий).

Из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в случае, если на территории аэропорта услуги по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна гражданской авиации резидентов оказываются двумя или более организациями, тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливается для каждой такой организации отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (далее – Положение № 950).

Пунктом 6 Положения № 950 определено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Красноярского края осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Министерство тарифной политики Красноярского края, которое осуществляет, в том числе – установление цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п).

Пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1.

При этом в силу пункта 3 указанного Порядка предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа,  либо об отказе от ценового регулирования – инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифа является, в том числе – хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в условиях естественных монополий.

Из вышеизложенного у хозяйствующего субъекта, осуществляющего заправку авиационным топливом воздушного судна гражданской авиации резидентов, имеется обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

Обеспечение заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) осуществляют ООО «ТЗК Енисей», ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК Аэрофььюэлз».

Приказом ФСТ России от 26.11.2010 № 551-т ООО «ТЗК Енисей» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II «Услуги аэропортов», под регистрационным № 24/2/13, не включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

По данным аналитического отчета Красноярского УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению заправки  авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов в аэропорту Красноярск (Емельяново) за 2018-2019 годы от 14.05.2020 положение ООО «ТЗК Енисей» на указанном рынке признается доминирующим.

Из вышеизложенного на действия ООО «ТЗК Енисей» по заправке воздушных судов на территории аэропорта «Красноярск» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно абзацу 4 пункта 4 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На основании пункта 6 Положения № 950, пункта 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 № 380-п, обеспечение заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) надлежит осуществлять ООО «ТЗК Енисей» по установленным Министерством тарифной политики Красноярского края ценам (тарифам) или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В нарушение установленного порядка ценообразования ООО «ТЗК Енисей» оказывало услуги по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) в 2018-2019 годах по самостоятельно установленным ценам в размере 1270 руб/т без НДС.

В уполномоченный орган регулирования – Министерство тарифной политики Красноярского края в целях утверждения тарифов на услуги ООО «ТЗК Енисей» по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) на 2018, 2019 годы общество не обращалось.

Предельные максимальные цены (тарифы, сборы) на услуги в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемые ООО «ТЗК Енисей», в том числе – тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна в размере 1364,00 руб/т без НДС, установлены Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 10.03.2020 № 6-т «Об установлении предельных максимальных цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Топливо-заправочная компания Енисей» (Емельяновский район, пгт. Емельяново, ИНН 2411019700)».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 135 в Емельяновском районе и п. Кедровый Красноярского края от 19.08.2019 по делу № 5-678/19, оставленным в силе решением Емельяновского районного суда Красноярского края по делу об административном правонарушении от 24.10.2019, ООО «ТЗК Енисей» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения установленного порядка регулирования цен (тарифов) на рынке услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново).

Из вышеизложенного Комиссия приходит к следующим выводам:

1) о необходимости квалификации действий ООО «ТЗК Енисей» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке оказания услуг по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов гражданской авиации резидентов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) в 2018-2019 годах, январе-феврале 2020 года;

2) в связи с тем, что предельный максимальный тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) для ООО «ТЗК Енисей» уполномоченным органом регулирования установлен, предписание не выдавать;

3) в силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела № 024/01/10-2651/2019 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «ТЗК Енисей» дела об административном правонарушении не передавать.

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны