Письмо №ЮФ/15860/23 Решение козульский р-н от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 024/01/15-1973/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 

21 сентября 2023

г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании 20.09.2023

В полном объеме решение изготовлено 21.09.2023.

 

Комиссия Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – Фомушкина Ю.В., врио заместителя руководителя управления; члены Комиссии – Коваленко А.А., заместитель начальника контрольного отдела; Железнякова К.Ю., специалист – эксперт отдела информатизации и контроля рекламы, рассмотрев дело №024/01/15-1973/2023, возбужденное в отношении Администрации Козульского района Красноярского края (далее – Администрация) по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ПАО «Красноярскэнергосбыт»» (вх. № 13202 от 25.07.2022) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Администрации, связанных с передачей ООО «Люкс» объектов коммунального назначения по договору аренды муниципального имущества от 01.06.2022 №1/22 без проведения торгов.

По результатам рассмотрения заявления ПАО «Красноярскэнергосбыт» (вх. № 13202 от 25.07.2022), в связи с выявлением в действиях Администрации  признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в передаче на основании договоров аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022, № 2/22 от 01.07.2022, № 3/22 от 01.08.2022, № 4/22 от 01.09.2022, ООО «Люкс» муниципального имущества – объектов водоснабжения без проведения публичных процедур в нарушение порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»), что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «Люкс», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на товарный рынок водоснабжения в территориальных границах п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов, Красноярским УФАС России выдано предупреждение 15046 от 15.09.2022.

Вместе с тем, в связи с неисполнением вышеуказанного предупреждения в срок приказом Красноярского УФАС России №199/23 от 12.07.2023 возбуждено настоящее дело.

Определением от 12.07.2023 о назначении дела № 024/01/15-1973/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в дело в качестве заявителя привлечено ПАО «Красноярскэнергосбыт» (ИНН 2466132221), в качестве ответчика привлечена Администрация Козульского района (ИНН 2421000384), в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Люкс» (ИНН 2464121305), рассмотрение дела назначено на 15.08.2023.

Дело №024/01/15-1973/2023 рассмотрено 15.08.2023 в присутствии Главы Администрации – Кривенкова Игоря Викторовича, в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, уведомленных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

Комиссия, рассмотрев 15.08.2023 материалы дела, признала их достаточными для вынесения заключения об обстоятельствах дела.

Копия заключения об обстоятельствах дела направлена в адрес лиц, участвующих в деле (исх. № АГ/14046/23 от 21.08.2023 ).

Определением от 15.08.2023 об отложении рассмотрения дела рассмотрение дела отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела на 20.09.2023.

Дело № 024/01/15-1973/2023 рассмотрено 20.09.2023 по существу в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении дела №024/01/15-1973/2023 установлено следующее.

В соответствии с соглашениями о передаче части полномочий от 23.12.2019, от 29.06.2021, полномочия по осуществлению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также осуществлению контроля за подготовкой к отопительному сезону на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края переданы Администрации Козульского района.

Между Администрацией и ООО «Люкс» заключен договор аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022. Предметом указанного договора являются объекты коммунального назначения, а именно:

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:0501013:172, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, ул. Партизанская, 101А, протяженностью 1,6 кв. м., год завершения строительства – 1968 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:0501002:181, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, ул. Набережная, 38А, протяженностью 22,5 кв. м., год завершения строительства – 1972 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:0501022:40, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, ул. Красноармейская, 11А, протяженностью 0,3 кв.м., год завершения строительства – 1985 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня № 4, кадастровый номер 24:21:0501004:105, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, ул. Партизанская, 177Б, протяженностью 1,6 кв. м., год завершения строительства – 1989 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, протяженностью 17 700 кв.м. (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:0501002:100, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский, ул. Переездная, 8, протяженностью 16,9 кв. м. (собственность муниципального образования Новочернореченский сельсовет Козульского района Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101024:462, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Коммунальная, 1А, протяженностью 10 кв.м., год завершения строительства – 1981 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

-скважина, кадастровый номер 24:21:1101024:514, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Коммунальная, 1А, год завершения строительства – 1963 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:0000000:1235, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Свердлова, 46В, протяженностью 6 кв.м., год завершения строительства – 1985 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1101026:375, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Свердлова, 46В, год завершения строительства – 1970 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101023:264, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. 40 лет Победы, 65Г, протяженностью 2,1 кв.м., год завершения строительства – 1989 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1101023:310, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. 40 лет Победы, 65Г, год завершения строительства – 1963 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101025:300, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Свердлова, 75Б, протяженностью 15,7 кв.м., год завершения строительства – 1991 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1101025:338, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Свердлова, 75Б, год завершения строительства – 1970 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101013:241, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Советская, 1И, протяженностью 55,4 кв.м., год завершения строительства – 1987 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101003:330, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Северная, 9Б, протяженностью 30,6 кв.м., год завершения строительства – 1985 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1101003:325, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Нагорная, 30А, протяженностью 16,4 кв.м., год завершения строительства – 1966 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1101003:417, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Нагорная, 30А, год завершения строительства – 1963 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

-станция 2-го подъема, нежилое 2-этажное, кадастровый номер 24:21:1101014:537, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Восточная, 1А, протяженностью 126,6 кв.м., год завершения строительства – 1990 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Восточная, 1А (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водопровод и скважина №1, № 2, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Лазурный (на Восточную, 1А) (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- нежилое здание, скважина, кадастровый номер 24:21:0000000:1349, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Школьная, 21, протяженностью 88,5 кв.м., год завершения строительства – 1976 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

-водонапорная башня и скважина, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Линейная, 12А;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, протяженностью 33 281 кв.м., год завершения строительства – 1980 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водопроводные сети, кадастровый номер 24:21:0000000:1470, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Школьная, ул. Фестивальная от д. №2 до №16, протяженностью 3 322 кв.м., год завершения строительства – 1976 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водопроводные сети, кадастровый номер 24:21:1101024:473, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, от ул. Комарова, д. 39 до ул. Комарова, д. 103, протяженностью 1 109 кв.м., год завершения строительства – 2013 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водозаборное сооружение, кадастровый номер 24:21:1101026:350, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Заводская, 33Б, протяженностью 33 кв.м., год завершения строительства – 2013 (собственность муниципального образования поселок Козулька Козульского района Красноярского края);

- водозаборная скважина № 10266, кадастровый номер 24:21:1101021:221, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Погрузпункт, 6 (собственность муниципального образования поселок Козулька Козульского района Красноярского края);

- водонапорная башня, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Кедровый, ул. Центральная (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1006001:178, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Козулька, ул. Центральная, 1 (собственность муниципального образования поселок Козулька Козульского района Красноярского края);

- скважина с водонапорной башней, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Кедровый, ул. Новая, 1А (собственность муниципального образования поселок Козулька Козульского района Красноярского края);

- скважина, кадастровый номер 24:21:1006001:182, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Кедровый, ул. Таежная, 12Б (собственность муниципального образования поселок Козулька Козульского района Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:21:1001002:89, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Лазурный, ул. Центральная, 1А, протяженностью 17 кв.м., год завершения строительства – 1991 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Лазурный, протяженностью 3 100 кв.м., год завершения строительства – 1994 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- скважина и водопровод, кадастровый номер : 24:21:1004001:129, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, д. Старая Козулька, ул. Трактовая 66А, протяженностью 36 074 кв.м., год завершения строительства – 1989 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- сети водоснабжения, кадастровый номер 24:21:0000000:1808, расположенные по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Заречный в/г № 2 (собственность муниципального образования Козульский район Красноярского края);

- водонапорная башня, кадастровый номер 24:121:0000000:1372, расположенная по адресу: Красноярский край, Козульский район, п. Заречный, № 16 ул. Центральная, 1А, протяженностью 17 кв.м., год завершения строительства – 1991 (собственность муниципального образования Жуковский сельсовет Козульского района Красноярского края).

Срок ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, являющихся предметом договора аренды муниципального имущества №1/22 от 01.06.2022, составляет более 5 лет, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, а также свидетельствами о регистрации права собственности.

Из пункта 2.1 договора аренды муниципального имущества от 01.06.2022 №1/22 следует, что договор заключен на период до момента заключения концессионного соглашения.

При этом согласно письменным пояснениям, представленным Администрацией (вх. № 14964 от 05.09.2022; вх. № 15989 от 06.09.2022), между Администрацией и ООО «Люкс» также был заключен договор аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022. В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора срок действия договора установлен с 01.06.2022 по 30.06.2022.

Администрация указывает, что договор аренды № 1/22 от 01.06.2022 сроком действия до заключения концессионного соглашения, заключен в целях получения технических условий и присоединения объектов коммунального назначения к электроснабжению, поскольку на основании договора аренды № 1/22 от 01.06.2022 сроком действия с 01.06.2022 по 30.06.2022 ПАО «Красноярскэнергосбыт» было отказано ООО «Люкс» во включении дополнительных объектов коммунального назначения в договор энергоснабжения № 1050004745.

Кроме того, Администрация указывает, что между Администрацией и ООО «Люкс» на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - ФЗ «О защите конкуренции») заключены следующие договоры аренды муниципального имущества:

  1. договор аренды муниципального имущества № 2/22 от 01.07.2022 сроком действия с 01.07.2022 по 31.07.2022;

  2. договор аренды муниципального имущества № 3/22 от 01.08.2022 сроком действия с 01.08.2022 по 31.08.2022;

  3. договор аренды муниципального имущества № 4/22 от 01.09.2022 сроком действия с 01.09.2022 по 30.09.2022.

Предмет вышеуказанных договоров аренды совпадает с предметом договора аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022.

Документов, подтверждающих расторжение договора № 1/22 от 01.06.2022, заключенного на период до заключения концессионного соглашения, в адрес Красноярского УФАС не представлено.

Таким образом, Администрация при наличии действующего договора аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022, заключенного на период до заключения концессионного соглашения, заключила договоры аренды муниципального имущества № 2/22 от 01.07.2022, № 3/22 от 01.08.2022 , № 4/22 от 01.09.2022.

Из пояснений Администрации (вх. № 15989 от 06.09.2022) следует, что на момент направления указанных пояснений объекты коммунального назначения, являвшиеся предметом договора аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022, переданы в пользование ООО «Люкс» на основании договора аренды муниципального имущества № 4/22 от 01.09.2022.

До заседания Комиссии ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило письменные пояснение (исх.№ б/н от 07.08.2023, вх. 15931-ЭП/23 от 07.08.2023), из которых следует, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» поддерживает ранее направленное заявление, считает обоснованным возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, ПАО «Красноярскэнергосбыт» сообщило о том, что ООО «Люкс» направило в адрес ПАО «Красноярскэнергосбыт» письмо от 26.04.2023 №496 с договором аренды муниципального имущества №9/22 от 01.11.20232,? заключенного с Администрацией, в целях внесения изменений в оговор энергоснабжения.

На заседании Комиссии 15.08.2023 Глава Администрации Козульского района Кривенков И.В. поддержал ранее представленные пояснения (исх.№ ик-2924-11 от 28.07.2023, вх.№15439-ЭП/23 от 28.07.2023), а также сообщил о том, что с 01.09.2023 договор аренды муниципального имущества № 9/22 от 01.11.2022?, будет расторгнут и объекты планируется передать в хозяйственное введение муниципальному предприятию. При этом Администрацией осуществляется подготовка необходимых документов для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального назначения, расположенных на территории Козульского района.

Кроме того, в адрес Красноярского УФАС России Администрацией Козульского района 19.09.2023 были направлены письменные пояснения (вх: 18767эЭП/23 от 19.09.2023), из которых следует, что все указанные выше муниципальные объекты водоснабжения в территориальных границах Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края изъяты у ООО «Люкс» Администрацией Козульского района, что подтверждается актом приема – передачи от 31.08.2023.

Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим права собственника по распоряжению объектами водоснабжения и водоотведения, является ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 1 статьи 41.1. ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Часть 3 указанной статьи предусматривает положение, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответственно, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Вследствие указанного, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Передача объектов ЖКХ по договорам доверительного управления в эксплуатацию хозяйствующему субъекту действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширение возможностей для получения заинтересованными лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Учитывая изложенное, Администрация Козульского района не имела права передавать вышеуказанные объекты водоснабжения Козульского района ООО «Люкс» без проведения публичных процедур, в частности конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Заключение вышеуказанных договоров без проведения публичных процедур свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Люкс», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.

Более того, в соответствии со статьей 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество, определенное этим соглашением, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Таким образом, при заключении концессионного соглашения хозяйствующий субъект, получивший муниципальное имущество, обязан произвести комплекс мероприятий по ремонту, обновлению оборудования, что является гарантией того, что имущество, срок эксплуатации которого более 5 лет, будет модернизировано и приведено в соответствие с технологиями, предъявляемыми в настоящее время к таким объектам.

Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка является недействительной по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка в соответствии со статьей 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Следовательно, договор аренды муниципального имущества № 9/22 от 01.11.2022??, а также договоры аренды муниципального имущества № 2/22 от 01.07.2022, № 3/22 от 01.08.2022, № 4/22 от 01.09.2022, заключенные в нарушение требований законодательства, предъявляемых к объектам водоснабжения и водоотведения, в частности о необходимости их передачи по концессионному соглашению, являются ничтожными.

Статьей 1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия, согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

При рассмотрении дела № 024/01/15-1973/2023 о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 01.06.2022 (с момента заключения договора аренды муниципального № 1/22 от 01.06.2022 между Администрацией и ООО «Люкс») и по 15.08.2023 (дата составления аналитического отчета).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

В соответствии с соглашениями о передаче части полномочий от 23.12.2019, от 29.06.2021 полномочия по осуществлению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также осуществлению контроля за подготовкой к отопительному сезону на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края переданы Администрации Козульского района.

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом – объекты водоснабжения в территориальных границах п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края, следовательно, единственным продавцом такого права может быть Администрация, осуществляющая полномочия по осуществлению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществлению контроля за подготовкой к отопительному сезону на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края. В связи с тем, что в границах муниципальных образований существует только один продавец муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края.

Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимается – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом - объектами водоснабжения на территории п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края.

Передаваемое муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг по водоснабжению потребителям на территории п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края.

Географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены местом нахождения объектов водоснабжения (п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность по оказанию услуг водоснабжения на территории п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края.

Согласно списку организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, размещенному на официальном сайте Министерства тарифной политики Красноярского края (http://mtpkrskstate.ru/about/spisok-reguliemykh-organizatsiy.php), в список регулируемых организаций на территории Козульского района Красноярского края в сфере водоснабжения входят следующие хозяйствующие субъекты: АО «Транснефть - Западная Сибирь» (ИНН 5502020634), МУП «Родник» (ИНН 2421003723). Кроме того, перечень потенциальных пользователей указанного имущества не ограничивается данными лицами.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения без проведения торгов создала преимущественные условия ООО «Люкс» в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и приводит к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок водоснабжения в территориальных границах (п. Новочернореченский, п. Козулька, п. Лазурный, п. Кедровый, д. Старая Козулька, п. Заречный Козульского района Красноярского края). Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Относительно доводов Администрации о том, что объекты коммунального назначения, расположенные на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края во избежание возникновения чрезвычайной ситуации в указанных населенных пунктах, с учетом того, что ни одна из ресурсоснабжающих организаций на территории Козульского района Красноярского края не направила инициативного предложения о заключении концессионного соглашения в отношении указанных объектов коммунального назначения, Комиссия отмечает, что исполнение органом местного самоуправления полномочий по организации услуг водоснабжения и водоотведения населению не исключает обязанности по соблюдению им требований действующего законодательства, в том числе требований ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О концессионных соглашениях». Кроме того, отсутствие инициативных предложений о заключении концессионного соглашения не является препятствием для организации Администрацией открытого конкурса на право заключения концессионных соглашений во исполнение возложенных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия, согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

При указанных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Администрации усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в пользование ООО «Люкс» на основании договоров аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022, № 2/22 от 01.07.2022, № 3/22 от 01.08.2022, № 4/22 от 01.09.2022 объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края, что свидетельствует о предоставлении необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Люкс», ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на товарные рынки водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края, а также иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно подпунктам «в-г» пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела не были приняты организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанного муниципального имущества коммунального назначения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленный на принятие организационных меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанного муниципального имущества коммунального назначения, так как вышеуказанные объекты предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края и не могут находиться в казне муниципального образования.

Кроме того, действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеуказанным, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении должностного лица Администрации дела об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 49, 50, 51 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Козульского района Красноярского края нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части передачи в пользование ООО «Люкс» на основании договоров аренды муниципального имущества № 1/22 от 01.06.2022, № 2/22 от 01.07.2022, № 3/22 от 01.08.2022, № 4/22 от 01.09.2022, ООО «Люкс» муниципального имущества – объектов водоснабжения без проведения публичных процедур в нарушение порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ «О концессионных соглашениях»), что свидетельствует о предоставлении необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Люкс», ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на товарные рынки водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края – потенциальным участникам торгов.

1. Выдать Администрации Козульского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, а именно в срок до 19.12.2023 Администрации надлежит:

- с учетом того обстоятельства, что объекты коммунального назначения, являющиеся предметом указанных договоров аренды предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края, п. Козулька Козульского района Красноярского края и не могут находиться в казне муниципального образования необходимо принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанного муниципального имущества коммунального назначения.

2. Передать копии материалов дела № 024/01/15-1973/2023 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица Администрации Козульского района Красноярского края дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 23, 52 ФЗ «О защите конкуренции», в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «Люкс»
ИНН 2464121305, ОГРН 1152468036951
Администрации Козульского района Красноярского края
ИНН 2421000384, ОГРН 1022400664956
ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692