Решение б/н Решение по делу № 245-16-15 от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края

ул. Советская, 109, п. Мотыгино, Мотыгинский район, Красноярский край, 663400

 

ООО «Мотыгинский водоканал»

ул. Промысловая, 12, п. Мотыгино, Мотыгинский район, Красноярский край, 663400

 

ООО «Энергия»

ул. Лесопильная, 32 «А»,
пгт. Раздолинск, Красноярский край, 663415

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 245-16-15

 

28 августа 2015 года                                                                                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 19 августа 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2015 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 245-16-15 о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: председатель Комиссии – <...>., руководитель управления, члены Комиссии: <...>, начальник отдела контроля органов власти, <...>, ведущий специалист-эксперт правового отдела, рассмотрев дело № 245-15-15, возбужденное в отношении Администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Мотыгинский водоканал» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившимся в заключении дополнительных соглашений от 01.01.2013, 31.12.2013 к договору аренды № 04-АР от 10.08.2010 без проведения процедуры торгов и согласования с антимонопольным органом, что ограничило (могло ограничить) конкуренцию за право пользования муниципальным имуществом, являющимся предметом вышеуказанного договора.

Настоящее дело рассмотрено с участием представителя заявителя ООО «Энергия» –генерального директора общества <…>, представителя ответчика ООО «Мотыгинский водоканал» – <…> (доверенность от 26.03.2015 № б/н).

Ответчик - Администрация поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явился, своего представителя не направил. Дело рассмотрено в его отсутствие.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение
ООО «Энергия» (вх. № 9090 от 15.05.2015) с просьбой о проведении проверки законности передачи ООО «Мотыгинский водоканал» муниципального имущества без проведения торгов.

В результате анализа информации, приложенной к заявлению, установлено следующее.

Между Администрацией поселка Мотыгино (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Мотыгинский водоканал» (арендатор) заключен договор аренды № 04-АР от 10.08.2010 (договор), в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель принял на себя обязательства передать арендатору во временное владение и пользование имущество - тепловую сеть от котельной № 4 по адресу: п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая в соответствии с актом приема-передачи (приложение № 1); основные средства в соответствии с актом приема-передачи (приложение № 2).

Срок действия договора установлен с момента подписания до 01.07.2011 (пункт 8.1. договора).

По актам приема-передачи имущества от 10.08.2010 арендодатель передал, а арендатор принял следующее муниципальное имущество:

- тепловая сеть от котельной № 4, расположенной по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000:0000:04:235:002:001001600:0002;

- трансформатор сварочный, емкость 25 куб.м., дымосос ДН-9-Л, емкость 12 куб.м., котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел УВр-1,2 (к), расположенные в котельной № 4.

Дополнительными соглашениями от 01.07.2011, 01.01.2012, 01.01.2013 срок действия договора продлевался до 31.12.2011, 31.12.2012 и 31.12.2013 соответственно.

Дополнительным соглашением от 31.12.2013 в договор аренды № 04-АР от 10.08.2010 внесены изменения, согласно которым пункт 1.1. изложен в новой редакции: «Арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование следующее имущество: тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4 по адресу: п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая и основные средства в соответствии с актами приема-передачи (приложения №№ 1 и 2)».

Срок действия договора продлен до 30.12.2014.

В соответствии с актом приема передачи объекта недвижимости от 31.12.2013 арендодателем арендатору передано следующее муниципальное имущество:

- тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенная по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000:0000:04:235: 002:001001600:0002.

По данному факту Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю было возбуждено дело № 245-16-15 в отношении Администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Мотыгинский водоканал» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Рассмотрение указанного дела было назначено на 17.07.2015.

Ответчик – ООО «Мотыгинский водоканал» письменных пояснениях (исх. от 09.07.2015 № б/н) указал на то, что в течение 5 лет использования переданного по вышеуказанному договору имущества отдельные единицы оборудования котельной № 4 выходили из строя по причине физического износа. Окончательное списание оборудования было произведено Распоряжением Администрации п. Мотыгино № 35-р и № 36-р от 30.09.2014.

Заявитель ООО «Энергия» в ходе рассмотрения дела поддержал заявленные требования о признании Администрации поселка Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Мотыгинский водоканал» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдать предписание о возврате незаконно переданного ООО «Мотыгинский водоканал» имущества.

Дополнительно Комиссией было установлено следующее.

Распоряжениями Администрации п. Мотыгино № 35-р и № 36-р от 30.09.2014, на основании проведенной инвентаризации муниципального имущества, актов о списании объектов основных средств универсальной формы № ОС-4 из муниципальной казны были списаны следующие объекты:

  1. Трансформатор сварочный (инв. № 600321);
  2. Котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95 (инв. № 600308);
  3. Котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95 (инв. № 600309);
  4. Дымосос ДН-9 (инв. № 600201);
  5. Котел КВШ-20 (инв. № 600204);
  6. Котел КВр-1,2 (к) (инв. № 600322).

Остальное имущество, переданное ООО «Мотыгинский водоканал» договору аренды № 04-АР от 10.08.2010 и дополнительному соглашению от 31.12.2013 находится в пользовании ООО «Мотыгинский водоканал» по настоящий момент, в муниципальную казну имущество не возвращено, а именно:

1. Тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенная по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000: 0000:04:235: 002:001001600:0002;

2. Емкость 25 м3 (инв. № 600200);

3. Емкость 12 м3 (инв. № 600202).

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в деле, отмечает:

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления должны осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, собственник может осуществлять в отношении своего имущества действия, не противоречащие закону.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции», настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.

 Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС России № 67).

Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России № 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России № 67, который вступил в действие 7 марта 2010 года.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями ФЗ «О защите конкуренции», а именно по результатам проведения торгов, поскольку проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование  и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении данного имущества.

Как установлено Комиссией между Администрацией п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Мотыгинский водоканал» было достигнуто соглашение о передаче/получении ООО «Мотыгинский водоканал» следующего муниципального имущества - тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенная по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000:0000:04:235: 002:001001600:0002, трансформатор сварочный, емкость 25 куб.м., дымосос ДН-9-Л, емкость 12 куб.м., котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел УВр-1,2 (к), расположенные в котельной № 4, что подтверждается договором аренды мунципального имущества № 04-АР от 10.08.2010; дополнительными соглашениями к договору от 01.07.2011, 01.01.2012, 01.01.2013 о продлении срока действия договора до 31.12.2011, 31.12.2012 и 31.12.2013 соответственно, а также дополнительным соглашением от 31.12.2013 об изменении предмета договора и продлении срока действия договора до 30.12.2014, а также актами приема-передачи имущества от 10.08.2010, 31.12.2013.

При заключении указанных соглашений торги в отношении мунципального имущества, являющегося предметом договора, не проводились. Вышеуказанное имущество на настоящий момент в казну не возвращено, находится в пользовании ООО «Мотыгинский водоканал» (за исключением списанного в соответствии с Распоряжениями Администрации п. Мотыгино № 35-р и № 36-р от 30.09.2014 имущества).

Таким образом,  ответчики  заключили договор аренды № 04-АР от 10.08.2010  и все дополнительные соглашения к договору  с нарушением требований ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции»  запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 названного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на  муниципальное имущество, не допускает конкуренцию между хозяйствующими субъектами за право получения в пользование муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к   муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Стороны соглашения могли заключить указанный выше договор, а также дополнительные соглашения к нему только по результатам конкурсных процедур. Однако договор и дополнительные соглашения заключены в нарушение порядка, установленного статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», что также противоречит статье 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Сама возможность заключения соглашения  между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Достигнутое соглашение между Администрацией п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и ООО «Мотыгинский водоканал» без проведения публичных процедур противоречит положениям статьи 16 и 17.1 Закона о защите конкуренции и свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий ООО «Мотыгинский водоканал» при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества.

С учетом изложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и
ООО «Мотыгинский водоканал» нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижения соглашения о передаче обществу вышеуказанного имущества без проведения публичных процедур, что привело к недопущению конкуренции между хозяйствующими субъектами за право получения во владение /пользование данного муниципального имущества и ограничило доступ хозяйствующих субъектов на рынки теплоснабжения, водоснабжения поселка Мотыгино.

Таким образом, Комиссия в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства считает необходимым выдать обязательное к исполнению предписание Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и
ООО «Мотыгинский водоканал» о возврате переданного ООО «Мотыгинский водоканал» муниципального имущества в муниципальную казну, с учетом того обстоятельства, что часть переданного имущества была списана.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края и
ООО «Мотыгинский водоканал» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции», в части достижении соглашения о передаче/получении ООО «Мотыгинский водоканал» следующего муниципального имущества - тепловая сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенная по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000:0000:04:235: 002:001001600:0002, трансформатор сварочный, емкость 25 куб.м., дымосос ДН-9-Л, емкость 12 куб.м., котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел стальной водогрейный КВ пр-ФС-1, 16-95, котел УВр-1,2 (к), расположенные в котельной № 4, без проведения публичных процедур - торгов, что привело к недопущению конкуренции между хозяйствующими  субъектами за право получения во владение/пользование данного муниципального имущества, и ограничило доступ хозяйствующих субъектов на рынки теплоснабжения, водоснабжения поселка Мотыгино.

2. Выдать Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, согласно которому Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края в срок до 31.12.2015 надлежит принять меры, направленные на возврат переданного ООО «Мотыгинский водоканал» по договору аренды № 04-АР от 10.08.2010 с дополнительным соглашением от 31.12.2013 муниципального имущества в муниципальную казну, а именно: тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенные по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000: 0000:04:235: 002:001001600:0002; емкость 25 м3 (инв. № 600200); емкость 12 м3 (инв. № 600202).

3. Выдать ООО «Мотыгинский водоканал» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, согласно которому ООО «Мотыгинский водоканал» в срок до 31.12.2015 надлежит возвратить Администрации п. Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края по акту приема-передачи переданное ООО «Мотыгинский водоканал» по договору аренды № 04-АР от 10.08.2010 с дополнительным соглашением от 31.12.2013 муниципальное имущество, а именно: тепловую сеть и сеть холодного водоснабжения котельной № 4, расположенные по адресу: Красноярский край, п. Мотыгино, ул. Юбилейная, Кооперативная, Дорожная, Дачная, Новая, общая протяженность 2 710,7 м., кадастровый номер <...> :26:000000: 0000:04:235: 002:001001600:0002; емкость 25 м3 (инв. № 600200); емкость 12 м3 (инв. № 600202).

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края  в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                              <...>

 

 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны