Письмо №ВМ/17225/23 РЕШЕНИЕ № 024/07/3-2776/2023 от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 024/07/3-2776/2023

10 октября 2023 года г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров в составе:

председатель Комиссии – Мерзляков В.Л., заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Чайкун И.А., начальник отдела контроля закупок, Галимов В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти (далее – Комиссия),

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) жалобу ИП Краснюковой Ю.Ю. (вх. 19621-ЭП/23 от 02.10.2023) на действия организатора торгов – МАУ «Центр спортивных клубов», при проведении запроса предложений в электронной форме, на право выполнения работ по скосу травы на о. Отдыха (извещение № 32312751179) (далее – закупка).

при участии: от организатора торгов Гагариной С.Е. (доверенность б/н от 09.09.2023), Корчагиной И.А. (доверенность б/н от 09.09.2023), в отсутствие представителя заявителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Красноярского УФАС России 02.10.2023 поступила жалоба ИП Краснюковой Ю.Ю. на действия организатора торгов, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки на участие в закупке.

Красноярским УФАС России в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ в адрес заявителя и организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы состоялось в 15:00 10.10.2023.

Жалоба рассмотрена в сроки, установленные частью 14 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Согласно доводам жалобы закупочная комиссия организатора торгов необоснованно отклонила заявку заявителя на участие в закупке, за непредставление заполненного проекта договора, требование к заполнению которого, по мнению заявителя не конкретизировано организатором торгов.

Кроме того, основанием для отклонения заявки послужило также отсутствие описи документов, при этом, по мнению заявителя, опись документов была представлена в составе заявки на участие в закупке.

Организатор торгов представил возражения на доводы жалобы, в которых указал на то, что заявка заявителя на участие в закупке была отклонена, обосновано, поскольку заявитель в составе заявке не предоставил заполненный проект договора (по форме Приложения № 4 к закупочной документации). Кроме того заявитель не предоставил опись документов в составе заявки, требование к предоставлению которой установлена в закупочной документации обжалуемой закупки.

Комиссия, рассмотрев представленные документы и сведения, документы, размещенные на официальном сайте в сети «Интернет», выслушав представителей организатора торгов, участвующего в рассмотрении жалобы, установила следующее.

Обжалуемые торги проводятся в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупках МАУ «Центр спортивных клубов», утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и в соответствии с закупочной документацией.

Согласно части 1 статьи 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для проведения запроса предложений в электронной форме по указанной выше закупке организатором торгов разработана и размещена на официальном сайте https://zakupki.gov.ru Документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по скосу травы на о. Отдыха (далее – Закупочная документация).

Исходя из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в запросе предложений (заявку в двух частях) № 2851429 заявка заявителя была признана не соответствующей требованиям и отклонена на основании подпунктов 1 и 2 пункта 18 (не заполнен проект договора (в части цены договора) Закупочной документации.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 18 Закупочной документации, при рассмотрении предложений на участие в закупке закупочной комиссией отклоняются предложения, а заинтересованное лицо не допускается к участию в закупке в случае:

1) непредставления документов, указанных в настоящей документации о закупке;

2) несоответствия предложения на участие в закупке требованиям настоящей документации о закупке, в том числе:

- не соответствие предложения установленной форме (Приложение №2 к настоящей документации о закупке);

- предложение не имеет обязательной информации, документы не оформлены или не подписаны надлежащим образом;

- наличие в предложении предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;

- указание срока выполнения работ выше установленных в настоящей документации о закупке;

- не указана страна происхождения товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ) включённого в Перечень товаров, утверждённый Правительством Российской Федерации и для которых установлена обязательная минимальная доля закупок.

По первому доводу жалобы, Комиссия установила следующее.

Согласно разделу «Ценовое предложение» пункта 12 Закупочной документации, ценовое предложение должно содержать следующие сведения: заполненный проект договора (по форме Приложения № 4 к настоящей документации) с приложением к нему Технического задания (по форме Приложения № 1 к проекту договора).

Организатор торгов предоставил заявки всех участников обжалуемой закупки. Комиссия, изучив заявку заявителя, установила, что в составе заявки заявителя действительно проект договора не заполнен в части указания цены, при этом сведения о цене договора указаны в самой заявке.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что само по себе установление требования о предоставлении в составе заявки на участие заполненной формы проекта договора является неправомерным, так как указанный документ заполняется непосредственно заказчиком и направляется лишь победителю закупки для подписания.

Кроме того, участник, подавая свою заявку на участие, выразил согласие с условиями извещения и документации заказчика. Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в Документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке Заказчика и настоящей Документации о закупке. Следовательно, при определении его победителем он согласился заключить договор оказания услуг в соответствии с требованиями заказчика на условиях, указанных, в том числе в проекте договора.

Более того, согласно части 28 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Исходя из части 29 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Исходя из пункта 14.4 раздела XIV Положения о закупках, Заказчик не ранее чем через десять дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, передает победителю конкурентной закупки второй экземпляр итогового протокола и два экземпляра проекта договора, составленного путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурентной закупки, в проект договора, прилагаемый к извещению о проведении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке.

Из системного толкования вышеуказанных норм Закона № 223-ФЗ, а также из прямого толкования норм Положения о закупках следует, что проект договора должен направляться именно заказчиком после проведения процедуры торгов и только в адрес победителя конкурентной закупки.

Таким образом, требование организатора торгов о представлении всеми участниками торгов заполненного проекта договора в составе заявки является излишним и необоснованным, а довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

По второму доводу жалобы, Комиссия установила следующее.

Исходя пункта 12 Закупочной документации, для участия в закупке участник закупки подает предложение только в электронной форме.

Согласно разделу «вторая часть предложения» пункта 12 Закупочной документации, на участие в запросе предложений в электронной форме заполняется в соответствии с Приложением №2 к настоящей документации о закупке и должна содержать: опись документов, приложенных к предложению.

В пункте 13 приложения № 2 закупочной документации указано, что настоящее предложение дополняется следующими документами, включая неотъемлемые приложения: опись документов, приложенных к предложению.

Из представленной организатором торгов заявки ИП Краснюковой Ю.Ю. следует, что ею в составе заявки отдельный документ в виде описи действительно не составлялся, при этом такая опись с перечислением наименований документов и количества листов указана в тексте самого предложения на участие в закупке (согласно установленной формы) и тем самым она фактически представлена заявителем и могла быть вполне оценена.

Кроме того, по своей сути опись является не документом, а списком (перечнем) представляемых в составе заявки документов.

Возможность заполнения описи документов и представление ее приложением к заявке направлено на удобство оформления заявки заявителями, в целях контроля перечня представляемых документов и само по себе ее отсутствие не может признаваться фактом непредставления какого-либо документа и являться основанием для отклонения заявки.

В этой связи действия закупочной комиссии организатора торгов по отклонению заявки заявителя, представившего необходимые и достаточные документы, оформленные в соответствии с требованиями закупочной документации, необоснованно ограничивает круг участников процедуры проведения закупки. Отклонение заявки по формальному признаку не отвечает целям закупки.

Более того, поскольку в рассматриваемом случае заявки подаются только в электронном виде, требование о предоставлении описи документов (наряду с такими требованиями как нумерация листов, прошитие и заверение печатью листов и т.д.), не имеет практического значения, поскольку такие требования целесообразны лишь при подаче заявок в бумажном виде, а сам факт подачи документов в электронном формате исключает возможность как потери необходимых для участия в конкурсе документов, так и необходимости подтверждения количества листов представленных документов.

Таким образом, довод заявителя о необоснованности отклонения заявки заявителя лишь из-за отсутствия описи представленных в электронном виде документов, признается Комиссией обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Краснюковой Ю.Ю. на действия организатора торгов – МАУ «Центр спортивных клубов», при проведении запроса предложений в электронной форме, на право выполнения работ по скосу травы на о. Отдыха (извещение № 32312751179) обоснованной.

2. Признать организатора торгов нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

3. Выдать организатору торгов предписание об устранении нарушений порядка организации запроса предложений в электронной форме.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Связанные организации

МАУ "ЦСК"
ИНН 2464244890, ОГРН 1122468035612
ИП Краснюкова Ю.Ю.
ИНН 246215125629, ОГРН 322246800033915