Письмо №ЕК/19103/22 РЕШЕНИЕ от 25 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

21 ноября 2022 года №024/01/14.3-1694/2022 г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 ноября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 ноября 2022 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Е.В. Куштысева, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – Ю.Н. Егорова, начальник отдела информатизации и контроля рекламы, Ю.Н. Миклашевская, главный специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело № 024/01/14.3-1694/2022, по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») обществом с ограниченной ответственностью Краевое агентство инвентаризации, кадастра, картографии и мониторинга зданий «Бюро технической инвентаризации Красноярского края» (ОГРН 1122468065169) (далее – ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края»), выразившегося в размещении на официальном сайте ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» информации, которая содержит некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов и обозначений, являющихся ложными,

установила:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ГПКК «Красноярский технический центр» (вх.№ 23179 от 17.12.2021) на действия общества с ограниченной ответственностью Краевое агентство инвентаризации, кадастра, картографии и мониторинга зданий «Бюро технической инвентаризации Красноярского края» (ОГРН 1122468065169) (далее - ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края»), выразившиеся в совершении акта недобросовестной конкуренции путем размещения на официальном сайте ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» информации, которая, по мнению заявителя, вводит в заблуждение потребителей о сфере оказываемых услуг.

Приказом Красноярского УФАС России №179 от 27.06.2022 в отношении ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» возбуждено дело №024/01/14.3-1694/2022 по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением от 12.07.2022 рассмотрение дела №024/01/14.3-1694/2022 назначено на 15:30 22.08.2022, в качестве заявителя привлечено государственное предприятие Красноярского края «Красноярский технический центр» (ОГРН 1032402944122, далее - ГПКК «Красноярский технический центр»), ответчика – ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края».

Определением от 22.08.2022 рассмотрение дела №024/01/14.3-1694/2022 отложено на 15:30 11.10.2022.Определением от 11.10.2022 рассмотрение дела №024/01/14.3-1694/2022 отложено на 15:30 07.11.2022.

Определение от 11.10.2022 ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» получено не было, (почтовый идентификатор 80095877261599), также определение было направлено на адрес электронной почты arh91@yandex.ru, ГПКК «Красноярский технический центр» определение 11.10.2022 получено 28.10.2022 (почтовый идентификатор 80095877261865).

В рассмотрении дела 07.11.2022, приняли участие законный представитель ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края», директор Чебкасов А.Г., представитель ГПКК «Красноярский технический центр» Бобрикова О.А., действующая на основании доверенности №4 от 15.04.2022.

Таким образом, стороны надлежащим образом уведомлены о времени и способе рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено следующее.

ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» на главной странице официального сайта Общества https://bti24.ru/ разместило следующую информацию: «Внимание! КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» - единственное БТИ в Красноярском крае, которое имеет право изготовления проектов перепланировок квартир, паспортов и заключений о состоянии строительных конструкций объектов недвижимости. Единственный офис БТИ находится по ул. Академика Вавилова, № 1, каб. 305. Остерегайтесь мошенников! Любые виды кадастровых, проектных, обследовательских и технических работ с гарантией внесения сведений в официальный архив БТИ и Росреестр».

Исходя из выписки из ЕГРЮЛ от 16.12.2021 в отношении ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края», основным видом деятельности по ОКВЭД является «71.1 Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях», к дополнительным видам деятельности отнесены следующие виды деятельности: «63.1 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет», «63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов», «68.3 Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», «69 Деятельность в области права и бухгалтерского учета», «71.12.5 Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения», «71.12.6 Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции», «71.2 Технические испытания, исследования, анализ и сертификация», «72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», «82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

Пунктом 4.2.1 Устава ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» установлено, что ответчик осуществляет любую предпринимательскую деятельность, не запрещенной действующим законодательством Российской Федерации.

На указанном сайте https://bti24.ru/ перечислены следующие виды услуг: техническая инвентаризация объектов; кадастровые работы; строительно-технические заключения и акты; проектная документация; межевание и землеустройство; справки о площадях и износе конструкций; перепланировка квартир; заключение об оценке соответствия объектов требованиям пожарной безопасности; юридические услуги.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании документов, подготовленных в результате проведения кадастровых работ.

Кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в соответствии с положениями части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Ранее приказом Красноярского УФАС России от 18.03.2022 №87 в отношении ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» возбуждено дело № 024/01/14.4-1124/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пояснениям ответчика, полученных в рамках указанного дела, ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» является многопрофильным техническим, проектным, обследовательским и кадастровым бюро. Общество осуществляет проектно-обследовательские, технические и кадастровые работы, в том числе работы по технической инвентаризации объектов строительства, на территории Красноярского края. В материалы дела представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 21.04.2022, согласно которой ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» является членом Ассоциации СРО «ЭкспертПроект», с 18.12.2017 вправе осуществлять, в том числе, инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства.

ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» в пояснениях указало, что «БТИ», «Бюро технической инвентаризации» являются общепринятыми и являются обозначением вида деятельности Общества, в данном случае технической инвентаризации для подготовки технических паспортов объектов строительства, а именно: жилых, нежилых, линейных, дорог, объектов незавершенного строительства, гаражей, сооружений, некапитальных, временных и т.д. Общество вправе производить техническую инвентаризацию строительных объектов и выдавать по ним технические паспорта. Государственный технический учет жилищного фонда ответчиком не осуществляется. Также было указано, что «БТИ», «Бюро технической инвентаризации» являются неохраняемыми элементами и не являются товарными знаками.

Согласно пояснениям заявителя, ГПКК «Красноярский технический центр» осуществляет, в том числе на территории Красноярского края, следующие виды деятельности:

- кадастровая деятельность;

- землеустройство;

- деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества;

- геодезическую и картографическую деятельность.

Таким образом, заявитель и ответчик являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на ранке осуществления кадастровой деятельности, а также деятельности по технической инвентаризации недвижимого имущества на территории Красноярского края.

Антимонопольным органом 18.02.2022 был проведен осмотр сайта в сети Интернет по адресу: https://bti24.ru/, который подтверждает изложенное заявителем.

Так, из акта осмотра сайта от 18.02.2022 следует, что на исследуемом сайте в сети Интернет представлено наименование Единый портал БТИ Красноярского края. Краевое Агентство инвентаризации, кадастра, картографии и мониторинга зданий. Бюро технической инвентаризации Красноярского края. Около надписи «Единый портал БТИ Красноярского края» содержится графическое изображение, схожее с официальной символикой (гербом) Красноярского края. Организационно-правовая форма не указана. В разделе «Контакты» указан адрес: г. Красноярск, улица Академика Вавилова № 1, каб. 305 (3-й этаж), номера телефонов: +7 (391) 214-88-71, +7 (391) 214-88-61, адрес электронной почты: krasbti@yandex.ru, часы работы офиса: пн-пт: с 8:00 до 16:30, сб: с 8:00 до 13:00, вс: выходной. Кроме того, данный раздел содержит следующую запись: «Внимание! КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» - единственное БТИ в Красноярском крае, которое имеет право изготовления проектов перепланировок квартир, паспортов и заключений о состоянии строительных конструкций объектов недвижимости. Единственный офис БТИ находится по ул. Академика Вавилова, №1, каб. 305. Остерегайтесь мошенников!».

Вкладка «Главная» содержит следующую запись: «Внимание! КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» - единственное БТИ в Красноярском крае, которое имеет право изготовления проектов перепланировок квартир, паспортов и заключений о состоянии строительных конструкций объектов недвижимости. Единственный офис БТИ находится по ул. Академика Вавилова, №1, каб. 305. Остерегайтесь мошенников! Любые виды кадастровых, проектных, обследовательских и технических работ с гарантией внесения сведений в официальный архив БТИ и Росреестр».

Кроме того, вкладка «Главная» содержит информацию о том, что «Мы имеем всю необходимую документацию для осуществления деятельности. Все сведения о проделанных работах (услугах) вносятся в официальный архив БТИ». Из документации прикреплены следующие файлы в формате «.pdf», которые можно скачать на свое устройство: свидетельство о членстве в проектном и обследовательском СРО и сертификат соответствия ГОСТ ISO 9001-2011. Указанные документы выданы ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» (ОГРН 1122468065169), что подтверждает осуществление Обществом предпринимательской деятельности с использованием данного сайта.

Также исходя из сведений, размещенных в сервисе 2ГИС-Красноярск, сайт https://bti24.ru/ является официальном сайтом ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края».

На указанном сайте перечислены следующие виды услуг: техническая инвентаризация объектов; кадастровые работы; строительно-технические заключения и акты; проектная документация; межевание и землеустройство; справки о площадях и износе конструкций; перепланировка квартир; заключение об оценке соответствия объектов требованиям пожарной безопасности; юридические услуги.

Статьей 3 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что настоящий федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Письмом ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» установлено, что такой вид некорректного сравнения имеет отношение к неограниченному кругу хозяйствующих субъектов-конкурентов и (или) их товаров, является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности. Перечень обстоятельств, относительно которых потребитель может быть введен в заблуждение, является открытым.

Размещение информации на сайте в сети интернет с доменным именем https://bti24.ru/ о том, что Общество является «единственным» БТИ в Красноярском крае является недостоверным ввиду того, что на территории Красноярского края осуществляют деятельность иные лица - специализированные организации технической инвентаризации (заявитель ГП КК «Красноярский технический центр» является аккредитованным лицом на осуществление технического учета и технической инвентаризации).

Размещение данной информации может повлечь необоснованное привлечение клиентов, ввести в заблуждение потребителей относительно сферы деятельности в части осуществления Обществом технической инвентаризации и технического учета в единственном числе на территории Красноярского края и причинить вред хозяйствующим субъектам-конкурентам путем необоснованного оттока введенных в заблуждение потребителей.

Таким образом, действия ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края», выразившиеся в размещении на сайте в сети Интернет с доменным именем https://bti24.ru/ сведений о том, что Общество является «единственным» БТИ в Красноярском крае, содержат признаки нарушения пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Порядок выдачи предупреждений о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержден Приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16.

Согласно части 1.1 раздела I Порядка выдачи предупреждений о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства разработан в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, настоящий Порядок регулирует вопросы выдачи антимонопольным органом хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждения в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.03.2020, № 0001202003010005).

Согласно части 1.4 раздела I Порядка, принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами и на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» было выдано предупреждение (исх. № 4099 от 17.03.2022) о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем удаления с сайта в сети интернет с доменным именем https://bti24.ru/ сведений о том, что Общество является единственным БТИ в Красноярском крае, учитывая доводы антимонопольного органа, в десятидневный срок с момента получения предупреждения, и сообщить о выполнении предупреждения с приложением документальных доказательств в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение получено ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» 31.05.2022 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80084872422548).

Вместе с тем, определением 27.06.2022 было установлено, что в выданном ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» предупреждении о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 17.03.2022, на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» (исх. № 4099 от 17.03.2022) на странице 5 ошибочно указано на нарушение пункта 3 статьи 14.3 вместо пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

Также в данном определении от 27.06.2022 было указано следующее:

«В связи с наличием в действиях общества с ограниченной ответственностью Краевое агентство инвентаризации, кадастра, картографии и мониторинга зданий «Бюро технической инвентаризации Красноярского края» (ОГРН 1122468065169), признаков нарушения пунктов 2, 3 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанных действий путем удаления с сайта в сети интернет с доменным именем https://bti24.ru/ изображений, схожих с гербом г. Красноярска, сведений о возможности внесения сведений в официальный архив БТИ и Росреестра, сведений о том, что сайт является единым порталом БТИ Красноярского края, а также сведений о том, что Общество является единственным БТИ в Красноярском крае в десятидневный срок с момента получения предупреждения».

Указанное определение было получено ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» 13.07.2022 (почтовый идентификатор 800809074074197).

Учитывая указанные обстоятельства, срок исполнения предупреждения установлен до 23.07.2022. 23.07.2022 в соответствии с производственным календарем, выпадает на нерабочий день, то есть днем окончания срока исполнения предупреждения считается ближайший следующий за ним рабочий день – 25.07.2022.

ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» 25.07.2022 представило уведомление об исполнении предупреждения в части удаления сведений о том, что Общество является единственным БТИ в Красноярском крае. В подтверждение представленной информации были представлены скриншоты с сайта https://bti24.ru/.

И, исходя из пояснений ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края», сайт https://bti24.ru/ был разработан ИП Матвеевым И.Ю. (ИНН: 246315594649, ОГРНИП: 318246800026427). После поступления предупреждения обратиться к индивидуальному предпринимателю не представлялось возможным ввиду того, что ИП Матвеев И.Ю. более не осуществляет деятельность по разработке сайтов. Сотрудники ООО КАИККиМ3З «БТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» не имеют специальных познаний, чтобы самим исправить код сайта самостоятельно.

ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» указало о том, что директор Чебкасов А.Г. начал поиск исполнителей и вести переговоры с потенциальными исполнителями. Многие исполнители заявили, что не могут сразу же взяться за работу, так как существует очередь на услуги. На сайте Яндекс-услуги нашли подходящего исполнителя Шлыкову Н.С.

Исполнителю услуги были необходимы пароли от хостинга и другая информация в целях работы с сайтом, которой обладал ИП Матвеев И.Ю. После получения всей необходимой информации Шлыковой Н.С. работа по изменения сайта https://bti24.ru/ была выполнена.

В рассмотрении 07.11.2022 директором ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» были представлены устные пояснения согласно письменным, а также было указано, что предупреждение было исполнено ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» было исполнено в полном объеме.

Представитель ГПКК «Красноярский технический центр» также подтвердила, что недостоверная информация с сайта была удалена. Также было указано, что заявитель осуществлял мониторинг исполнения предупреждения, том числе, 09.06.2022 осуществлен осмотр сайта https://bti24.ru/. В более позднюю дату осмотры не проводились.

С учетом того обстоятельства, что ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края» исполнило предупреждение в части удаления с сайта https://bti24.ru/ сведений о том, что Общество является единственным БТИ в Красноярском крае, антимонопольным органом не установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 23, 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 024/01/14.3-1694/2022 в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края».

 

Примечание:

В соответствии с частью 1 статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ГП КК «Красноярский технический центр»
ИНН 2466032160, ОГРН 1032402944122
ООО КАИККиМЗ «БТИ Красноярского края»
ИНН 2462223936, ОГРН 1122468065169