Решение б/н Решение по результатам рассмотрения дела № 122-16-18 от 27 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             27.03.2019          4640

Администрация Шушенского района

ул. Ленина, 64, п. Шушенское,

Красноярский край, 662710

 

Государственное предприятие

Красноярского края «Краевое АТП»

ул. Парашютная, 90, г. Красноярск, 660079

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 122-16-18

 

27 марта 2019 года                                                                                                            г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2019 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Бехтерева Т.Ю., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрела дело № 122-16-18, возбужденное в отношении Администрации Шушенского района Красноярского края (далее – Администрация) и ГПКК «Краевое АТП» (ИНН 2442002030) по признакам нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, в результате которого ГП КК «Краевое АТП» в период с 30.11.2016 по 05.04.2018 путем заключения муниципальных контрактов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- ФЗ «О контактной системе», Закон о контрактной системе) без проведения торгов предоставлялось право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальным маршрутам Шушенского района, а именно: «Шушенское – Майск», «Шушенское - Белозеровка», «Шушенское – Средняя Шушь» (лот № 1); «Шушенское – Сизая», «Шушенское – Саянск – Шарып» (лот № 2), «Шушенское – В. Ключи», «Шушенское – Синеборск», «Шушенское – Н. Коя – Лыткино», «Шушенское – Казанцево», «Шушенское – Козлово» (лот № 3); «Шушенское – Труд»,  «Шушенское – Иджа», «Шушенское – Каптырево» (лот № 4), «Шушенское – Корнилово», «Шушенское – Ермолаево», «Шушенское – Ильичево (лот № 5), что создало преимущественные условия деятельности ГП КК «Краевое АТП», привело к необоснованному препятствованию доступа на рынок муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в Шушенском районе иным хозяйствующим субъектам – перевозчикам, действующим на территории Красноярского края  и за его пределами 

с участием представителей Администрации Шушенского района - <...> , ГПКК «Краевое АТП» - <...>

УСТАНОВИЛА:

Красноярским УФАС России в период с 21 мая по 21 июня 2018 года была проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией Шушенского района Красноярского края.

В ходе проведения проверки инспекцией Красноярского УФАС России исследовался вопрос организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального района.

В результате анализа полученной информации было установлено следующее. Постановлением администрации Шушенского района от 29.10.2013 № 1263 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы». Приложением № 2 к вышеуказанной муниципальной программе утверждена подпрограмма «Развитие транспортного комплекса Шушенского района», которой предусмотрено, что пассажирские перевозки на территории района осуществляются преимущественного предприятиями государственной формы собственности. Всего в районе функционирует 20 городских и межмуниципальных маршрутов. Указанной подпрограммой также предусмотрено субсидирование маршрутов с низким пассажиропотоком.

Постановлением администрации Шушенского района от 10.05.2017 № 436 утвержден Порядок формирования  и ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Шушенском районе, кроме того, утвержден Реестр регулярных перевозок автомобильным транспортом в Шушенском районе (далее – Реестр). Согласно Реестру на территории района имеется 16 межмуниципальных маршрутов, перевозку по которым осуществляет ГП КК «Краевое АТП».

Сведения о заключенных контрактах (договорах) с ГП КК «Краевое АТП» приведены в таблице 1.

п/п

Контракт/ договор

Срок действия/ по доп. соглашениям

Цена руб. по договору (контракту)/ по доп. соглашению

Предмет

Соглашение о субсидиях (сумма руб.)

Порядок (способ) заключения

1.

Договор № 1 от 29.02.2016

До 31.12.2016

2 125 000

Лот № 1*

 

Конкурс

2.

Договор № 2 от 29.02.2016

До 31.12.2016

4 164 760/

3 873 299, 36

Лот № 2*

 

Конкурс

3.

Договор № 3 от 29.02.2016

До 31.12.2016

3 045 810/ 2 798 832, 72

Лот № 3*

 

Конкурс

4.

Договор № 4 от 29.02.2016

До 31.12.2016

2 316 650/

2 161 950, 08

Лот № 4*

 

Конкурс

5.

Договор № 5 от 29.02.2016

До 31.12.2016

2 008 370/

1 844 588, 56

Лот № 5*

 

Конкурс

6.

Контракт № 4-01-2016 от 30.11.2016

До 31.12.2016

0

Лот № 1*

 

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

7.

Контракт № 4-02-2016 от 30.11.2016

До 31.12.2016

0

Лот № 2*

 

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

8.

Контракт № 4-03-2016 от 30.11.2016

До 31.12.2016

0

Лот № 3*

 

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

9.

Контракт № 4-04-2016 от 30.11.2016

До 31.12.2016

0

Лот № 4*

 

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

10.

Контракт № 4-05-2016 от 30.11.2016

До 31.12.2016

0

Лот № 5*

 

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

11.

Контракт №1-01-2017 от 12.01.2017

До 31.03.2017

0

Лот № 1*

524 273, 04

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

12.

Контракт №1-02-2017 от 12.01.2017

До 31.03.2017

0

Лот № 2*

1 020 866, 48

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

13.

Контракт №1-03-2017 от 12.01.2017

До 31.03.2017

0

Лот № 3*

749 232, 36

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

14.

Контракт №1-04-2017 от 12.01.2017

До 31.03.2017

0

Лот № 4*

569 232, 56

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

15.

Контракт №1-05-2017 от 12.01.2017

До 31.03.2017

0

Лот № 5*

492 404, 64

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

16.

Контракт №2-01-2017 от 30.03.2017

До 30.06.2017

0

Лот № 1*

531 933, 48

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

17.

Контракт №2-02-2017 от 30.03.2017

До 30.06.2017

0

Лот № 2*

1 041 190, 80

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

18.

Контракт №2-03-2017 от 30.03.2017

До 30.06.2017

0

Лот № 3*

760 885, 32

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

19.

Контракт №2-04-2017 от 30.03.2017

До 30.06.2017

0

Лот № 4*

579 791, 68

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

20.

Контракт №2-05-2017 от 30.03.2017

До 30.06.2017

0

Лот № 5*

501 402, 72

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

21.

Контракт №3-01-2017 от 30.06.2017

До 30.09.2017

0

Лот № 1*

535 763, 70

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

22.

Контракт №3-02-2017 от 30.06.2017

До 30.09.2017

0

Лот № 2*

1 051 352, 96

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

23.

Контракт №3-03-2017 от 30.06.2017

До 30.09.2017

0

Лот № 3*

766 711, 80

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

24.

Контракт №3-04-2017 от 30.06.2017

До 30.09.2017

0

Лот № 4*

584 369, 76

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

25.

Контракт №3-05-2017 от 30.06.2017

До 30.09.2017

0

Лот № 5*

505 901, 76

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

26.

Контракт №4-01-2017 от 29.09.2017

До 31.12.2017

0

Лот № 1*

354 279, 78

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

27.

Контракт №4-02-2017 от 29.09.2017

До 31.12.2017

0

Лот № 2*

698 260, 96

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

28.

Контракт №4-03-2017 от 29.09.2017

До 31.12.2017

0

Лот № 3*

506 638, 92

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

29.

Контракт №4-04-2017 от 29.09.2017

До 31.12.2017

0

Лот № 4*

390 170, 56

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

30.

Контракт №4-05-2017 от 29.09.2017

До 31.12.2017

0

Лот № 5*

336 030, 24

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

31.

Контракт №1-01-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 1*

244929,60+269161,60+263429,80+269161,60+262429,80 =

1 309 112, 40

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

32.

Контракт №1-02-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 2*

346704,00+ 384543,20+373545,60+384543,20+368699,20 =

1 858 035, 20

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

33.

Контракт №1-03-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 3*

248227,20+273639,60+266947,20+274154,40+265636,80 =

1 328 605, 20

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

34.

Контракт №1-04-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 4*

226620,80+252884,80+242660,60+251196,40+240878,40 = 1 214 241

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

35.

Контракт №1-05-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 5*

165650,80+183425,90+177563,40+183238,30+177563,40 = 887 441, 8

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

*Лот № 1 – «Шушенское – Майск», «Шушенское - Белозеровка», «Шушенское – Средняя Шушь»

*Лот № 2 – «Шушенское – Сизая», «Шушенское – Саянск – Шарып»;

*Лот № 3 – «Шушенское – В. Ключи», «Шушенское – Синеборск», «Шушенское – Н. Коя – Лыткино», «Шушенское – Казанцево», «Шушенское – Козлово»;

*Лот № 4 – «Шушенское – Труд»,  «Шушенское – Иджа», «Шушенское – Каптырево»;

*Лот № 5 – «Шушенское – Корнилово», «Шушенское – Ермолаево», «Шушенское – Ильичево».

В соответствии с условиями вышеуказанных муниципальных контрактов Исполнитель (ГП КК «Краевое АТП») оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении; в том числе наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления средств по безналичному расчету за предоставление права льготного проезда отдельным категориям граждан, установленным законами Красноярского края.

Кроме того, Администрацией Шушенского района неоднократно объявлялись электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на перевозку пассажиров по вышеуказанным муниципальным маршрутам, начальная (максимальная) цена контрактов сформирована с учетом субсидии, предоставляемой ввиду небольшой интенсивностью пассажиропотока:

Лот № 1 – извещение № 0119300016818000034 от 05.04.2018, извещение № 0119300016818000051 от 16.05.2018, извещение № 0119300016818000034 от 18.06.2018;

Лот № 2 – извещение № 0119300016818000037 от 05.04.2018, извещение № 0119300016818000056 от 21.05.2018, извещение № 0119300016818000070 от 18.06.2018;

Лот № 3 – извещение № 0119300016818000035 от 05.04.2018, извещение № 011930001681800052 от 16.05.2018, извещение № 0119300016818000072 от 20.06.2018;

Лот № 4 – извещение № 0119300016818000038 от 05.04.2018, извещение № 0119300016818000054 от 16.05.2018, извещение № 0119300016818000071 от 18.06.2018;

Лот № 5 – извещение № 0119300016818000036 от 05.04.2018, извещение № 0119300016818000053 от 16.05.2018, извещение № 0119300016818000069 от 18.06.2018.

Однако, на участие в вышеуказанных аукционах не поступило ни одной заявки, в том числе действующего перевозчика ГП КК «Краевое АТП».

В связи с вышеизложенным, Красноярским УФАС России по результатам проведения выездной плановой проверки деятельности Администрации Шушенского района Красноярского края в действиях Администрации Шушенского района и ГП КК «Краевое АТП» были установлены признаки нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, в результате которого ГП КК «Краевое АТП» в период с 30.11.2016 по 05.04.2018 путем заключения муниципальных контрактов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения торгов предоставлялось право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальным маршрутам Шушенского района, а именно: «Шушенское – Майск», «Шушенское - Белозеровка», «Шушенское – Средняя Шушь» (лот № 1); «Шушенское – Сизая», «Шушенское – Саянск – Шарып» (лот № 2), «Шушенское – В. Ключи», «Шушенское – Синеборск», «Шушенское – Н. Коя – Лыткино», «Шушенское – Казанцево», «Шушенское – Козлово» (лот № 3); «Шушенское – Труд»,  «Шушенское – Иджа», «Шушенское – Каптырево» (лот № 4), «Шушенское – Корнилово», «Шушенское – Ермолаево», «Шушенское – Ильичево (лот № 5), что создало преимущественные условия деятельности ГП КК «Краевое АТП», привело к необоснованному препятствованию доступа на рынок муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в Шушенском районе иным хозяйствующим субъектам – перевозчикам, действующим на территории Красноярского края  и за его пределами. 

Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом к возбуждению настоящего дела (приказ №282 от 10.10.2018).

Определением от 11.10.2018 рассмотрение дела назначено на 20.11.2018.

Определением от 20.11.2018 рассмотрение дела № 122-16-18 отложено, назначено на 15.01.2019.

21.12.2018 срок рассмотрения дела № 122-16-18 продлен до 11.07.2019.

Определением от 15.01.2019 рассмотрение дела № 122-16-18 отложено, назначено на 12.02.2019.

12.02.2019 Комиссией, в соответствии с требованиями статьи 46 ФЗ «О защите конкуренции», в деле объявлен перерыв до 19.02.2019.

Определением от 19.02.2019 рассмотрение дела № 122-16-18 отложено, назначено на 13.03.2019.

13.03.2019 на заседании Комиссии представитель ГПКК «Краевое АТП» сообщила, что поддерживает доводы, изложенные в ранее представленных пояснениях.

Предприятию не известно, по каким причинам Администрация не проводила публичные процедур на заключение контракта на осуществление межмуниципальных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, а предлагала заключать ГПКК «Краевое АТП» контракты на осуществление пассажирских перевозок в течении 2017 года краткосрочное контракты поквартально.

Решение о выборе способа определения подрядчика на выполнение работ по перевозке пассажиров Администрация предпринимала самостоятельно и единолично, никакой заинтересованности в том, чтобы Администрация не организовывала и не проводила публичные процедуры у ГПКК «Краевое АТП» не было и не могло быть, предприятие никогда прежде не отказывалось от участия в торгах до апреля 2018 года, что, по мнению предприятия, исключает заключение антиконкурентного соглашения между Администраций и ГПКК «Краевое АТП».

В обосновании своих доводов КПКК «Краевое АПТ» сообщает Комиссии, что в апреле-июне  2018 года Администрация разместила извещение о проведении аукционов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам Шушенского района (извещения: № 0119300016818000034 от 05.04.2018, 0119300016818000035 от 05.04.2018, 0119300016818000036 от 05.04.2018, № 0119300016818000037 от 05.04.2018, № 0119300016818000038 от 05.04.2018, № 0119300016818000051 от 16.05.2018, № 011930001681800052 от 16.05.2018, № 0119300016818000053 от 16.05.2018, № 0119300016818000054 от 16.05.2018, № 0119300016818000056 от 21.05.2018, № 0119300016818000069 от 18.06.2018, № 0119300016818000070 от 18.06.2018, № 0119300016818000071 от 18.06.2018, № 0119300016818000072 от 20.06.2018).

После изучения вышеуказанных аукционов ГПКК «Краевое АТП» было принято решение  о невозможности участия в публичных процедурах, поскольку:

1) для участия в аукционах предприятию в соответствии с условиями аукционной документации было необходимо внести задаток в размере 605 265,26 руб., что являлось существенной суммой для предприятия;

2) в предлагаемых проектах не было указано, должен ли подрядчик перечислять полученную им плату за проезд и провоз багажа заказчику или оставлять в своем распоряжении;

3) НМЦК была рассчитана неверно – неверно был указан источник финансирования – субсидия, предоставляемая из бюджета МО Шушенского района, а также не была учтена плата  за проезд и провоз багажа. Более того, по мнению предприятия, НМЦК была рассчитана с нарушением положений, предусмотренных Приказом Минтранса России от 08.12.2017 №513 «О порядке определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом» (далее – Приказ Минтранса  «О порядке определения НМЦК»).

В связи с изложенным ГПКК «Краевое АТП» считает, что правомерно отказалось от участия в проводимых Администрацией аукционах, поскольку такие аукционы проведены с существенным нарушением закона.

Согласно пояснениям ГПКК «Краевое «АТП» и представленным документальным доказательствам, предприятие неоднократно поднимало вопрос о прекращении муниципальных перевозок из-за недобросовестных действий Администрация (отсутствия заключенных договоров, нарушения порядка проведения итогов торгов, недостаточное субсидирование и т.д.), однако в связи с отсутствием альтернативных перевозчиков прекращение ГПКК «Краевое АТП» муниципальных перевозок на территории МО Шушенского района нанесло бы существенный ущерб интересам населения Шушенского района и общественным отношениям, что, по сути, противоречит уставной деятельности предприятия.

Представитель Администрации считает, что в целях исключения риска прекращения перевозок по муниципальным маршрутам Администрация сделала все возможное, чтобы избежать дестабилизации рынка регулярных перевозок и роста социальной напряженности, а также сохранить конкурентную среду пассажирских перевозок: провела аукционы в апреле – июне 2018 года (извещения: № 0119300016818000034 от 05.04.2018, 0119300016818000035 от 05.04.2018, 0119300016818000036 от 05.04.2018, № 0119300016818000037 от 05.04.2018, № 0119300016818000038 от 05.04.2018, № 0119300016818000051 от 16.05.2018, № 011930001681800052 от 16.05.2018, № 0119300016818000053 от 16.05.2018, № 0119300016818000054 от 16.05.2018, № 0119300016818000056 от 21.05.2018, № 0119300016818000069 от 18.06.2018, № 0119300016818000070 от 18.06.2018, № 0119300016818000071 от 18.06.2018, № 0119300016818000072 от 20.06.2018), признанные несостоявшимися по причине отсутствия заявок для участи в них; заключила договоры с единственным поставщиком – ГПКК «Краевое АТП».

Также представитель Администрации сообщил, что в январе-феврале 2019 года Администрацией были проведены аукционы в отношении муниципальных маршрутов: № 203 «Шушенское – Майский», № 200  «Шушенское – Белозеровка», № 111 «Шушенское – Средняя Шушь» (Идентификационный код закупки – 1932442006820244201001 0013 013 4931 811), № 201 «Шушенское – Веселый ключ», № 109 «Шушенское – Синеборск», № 108 «Шушенское – Нижняя Коя – Лыткино», № 100 «Шушенское – Казанцево», № 112 «Шушенское – Козлово» (Идентификационный код закупки – 1932442006820244201001 0015 015 4931 811), № 106 «Шушенское – Корнилово», № 101 «Шушенское – Ермолаево»,  № 102 «Шушенское – Ильичево» (Идентификационный код закупки – 1932442006820244201001 0017 017 4931 811), № 204 «Шушенское-Сизая», № 113 «Шушенское-Саянск - Шарып» (Идентификационный код закупки – 1932442006820244201001 0014 014 4931 811), № 103 «Шушенское – Труд», № 104 «Шушенское – Иджа», № 105 «Шушенское – Каптырево» (Идентификационный код закупки – 1932442006820244201001 0016 016 4931 811).

Единственным участником проводимых аукционов являлось ГПКК «Краевое АТП», с которым и были заключены муниципальные контракты по итогам проведенных аукционов.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы  лиц,  участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, является  Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).

Под муниципальным маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района, что предусмотрено пунктом 7 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ.

При этом в силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (далее – Закон о контрактной системе).

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ).

Из системного толкования положений частей 2, 5-7 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что муниципальные контракты на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам могут заключаться как посредством публичных процедур, так и при закупке у единственного поставщика, но в любом случае с соблюдением требований Закона о контрактной системе.

При этом начальная (максимальная) цена контракта может определяться несколькими способами: в случае перечисления платы за проезд пассажиров и провоз багажа государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена контракта формируется без учета указанной платы (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ); в случае предоставления подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена контракта формируется с учетом указанных субсидий (часть 7 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ). Пунктом 3 части 5 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что документацией о закупках вышеуказанных работ или муниципальным контрактом может устанавливаться порядок оплаты государственного или муниципального контракта исходя из фактически выполненного объема таких работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом, по цене единицы работы, предусмотренной контрактом.

Одним из основополагающих принципов Закона о контрактной системе является принцип обеспечения конкуренции, содержащийся в статье 8, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как следует из части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относятся конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений, или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Администрацией Шушенского района с апреля 2018 года неоднократно объявлялись электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на перевозку пассажиров по вышеуказанным муниципальным маршрутам, начальная (максимальная) цена контрактов сформирована с учетом субсидии, предоставляемой ввиду небольшой интенсивностью пассажиропотока.

Отличительной особенностью документации и проекта контракта является то, что цена контракта сформирована с учетом предоставляемой субсидии, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Оплата производится заказчиком ежемесячно путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.

Вместе с тем, в соответствии с условиями муниципальных контрактов, заключаемых с ГПКК «Краевое АТП» без проведения публичных процедур, перевозчик оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении; в том числе наличные денежные средства, полученные от пассажиров, перечисления средств по безналичному расчету за предоставление права льготного проезда отдельным категориям граждан, установленным законами Красноярского края.

Таким образом, из условий аукционной документации и проекта контракта не следует, каким образом перевозчик распоряжается полученной платой от пассажиров: перечисляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставляет ее в своем распоряжении.

Кроме того, согласно условиям аукционной документации, для участия в электронном аукционе участнику закупки необходимо внести денежные средства в качестве обеспечения заявки в размере 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, участник считается уклонившимся от заключения контракта.

ГПКК «Краевое АТП» заявки на участие в электронных аукционах не подавало, с февраля 2016 года (с момента проведения конкурсов в 2016 году) непрерывно осуществляло муниципальные перевозки в Шушенском районе.

При этом при рассмотрении настоящего дела Комиссия согласилась с доводами ГПКК «Краевое АТП» об отсутствии умысла предприятия совершать действия, направленные на ограничение конкуренции путем заключения антиконкурентного соглашения с Администрацией Шушенского района на осуществление пассажирских перевозок на территории Шушенского района.

Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что, действительно, у ГПКК «Краевое АТП» заинтересованности в том, что бы Администрация не организовывала и не проводила публичные процедуры не было, поскольку предприятие с 2016 года осуществляло пассажирские перевозки на территории Шушенского района; при проведении Администрацией публичных услуг на рассматриваемую услугу до апреля 2018 года предприятие участвовало в торгах.

Кроме того, ГПКК «Краевое АТП» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим межмуниципальные пассажирские перевозки на территории Шушенского района, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность за пределами МО Шушенского района, в проводимых Администрацией публичных процедурах не участвовали, интереса к осуществлению деятельности на территории Шушенского района не высказывали.  

Так, согласно письменным пояснениям ООО «СибАвто», ООО «Ермаковскагроавтотранс», ИП Неупокоевой Л.А., указанные хозяйствующие субъекты не участвовали в торгах (извещения: № 0119300016818000034 от 05.04.2018, 0119300016818000035 от 05.04.2018, 0119300016818000036 от 05.04.2018, № 0119300016818000037 от 05.04.2018, № 0119300016818000038 от 05.04.2018, № 0119300016818000051 от 16.05.2018, № 011930001681800052 от 16.05.2018, № 0119300016818000053 от 16.05.2018, № 0119300016818000054 от 16.05.2018, № 0119300016818000056 от 21.05.2018, № 0119300016818000069 от 18.06.2018, № 0119300016818000070 от 18.06.2018, № 0119300016818000071 от 18.06.2018, № 0119300016818000072 от 20.06.2018) по причине отсутствия материальной и технической возможности.

Иные лица, желающие осуществлять межмуниципальные пассажирские перевозки на территории Шушенского района, при рассмотрении настоящего дела установлены не были.

Анализ аукционной документации (извещения: № 0119300016818000034 от 05.04.2018, 0119300016818000035 от 05.04.2018, 0119300016818000036 от 05.04.2018, № 0119300016818000037 от 05.04.2018, № 0119300016818000038 от 05.04.2018, № 0119300016818000051 от 16.05.2018, № 011930001681800052 от 16.05.2018, № 0119300016818000053 от 16.05.2018, № 0119300016818000054 от 16.05.2018, № 0119300016818000056 от 21.05.2018, № 0119300016818000069 от 18.06.2018, № 0119300016818000070 от 18.06.2018, № 0119300016818000071 от 18.06.2018, № 0119300016818000072 от 20.06.2018) показал, что НМЦК Администрацией была рассчитана с нарушением приказа Минтранса России «О порядке определения НМЦК» (расчет НМЦК производился в соответствии с порядком, утратившим силу 01.07.2018).

Таким образом, доводы ГПКК «Краевое АТП» о правомерности отказа от участия в проводимых в период с апреля по июнь 2018 года, поскольку такие аукционы проведены с существенным нарушением закона, нашли свое подтверждение.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства Комиссия пришла к выводу о том, в действиях ГПКК «Краевое АТП»  и Администрации отсутствуют признаки нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения с Администрацией, в результате которого ГПКК «Краевое АТП» в период с 30.11.2016 по 05.04.2018 путем заключения муниципальных контрактов на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения торгов предоставлялось право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальным маршрутам Шушенского района, а именно: «Шушенское – Майск», «Шушенское - Белозеровка», «Шушенское – Средняя Шушь» (лот № 1); «Шушенское – Сизая», «Шушенское – Саянск – Шарып» (лот № 2), «Шушенское – В. Ключи», «Шушенское – Синеборск», «Шушенское – Н. Коя – Лыткино», «Шушенское – Казанцево», «Шушенское – Козлово» (лот № 3); «Шушенское – Труд»,  «Шушенское – Иджа», «Шушенское – Каптырево» (лот № 4), «Шушенское – Корнилово», «Шушенское – Ермолаево», «Шушенское – Ильичево (лот № 5), что создало преимущественные условия деятельности ГП КК «Краевое АТП», привело к необоснованному препятствованию доступа на рынок муниципальных регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в Шушенском районе иным хозяйствующим субъектам – перевозчикам, действующим на территории Красноярского края  и за его пределами. 

Пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

В силу вышеизложенного, производство по делу № 122-16-18, возбужденному в отношении ГПКК «Краевое АТП» и Администрации по признакам нарушения  абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Ответчиков.

При этом Комиссией при рассмотрении дела были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Шушенского района, выразившиеся в следующем.

Между Администрацией и ГПКК «Краевое АТП» как единственным поставщиком 28.12.2017 года были заключены контракты (Таблица №2) на осуществления межмуниципальных пассажирских перевозок по регулируемому тарифу. 

Таблица №2

п/п

Контракт/ договор

Срок действия/ по доп. соглашениям

Цена руб. по договору (контракту)/ по доп. соглашению

Предмет

Соглашение о субсидиях (сумма руб.)

Порядок (способ) заключения

1

Контракт №1-01-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 1*

244929,60+269161,60+263429,80+269161,60+262429,80 =

1 309 112, 40

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

2

Контракт №1-02-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 2*

346704,00+ 384543,20+373545,60+384543,20+368699,20 =

1 858 035, 20

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

3

Контракт №1-03-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 3*

248227,20+273639,60+266947,20+274154,40+265636,80 =

1 328 605, 20

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

4

Контракт №1-04-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 4*

226620,80+252884,80+242660,60+251196,40+240878,40 = 1 214 241

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов) 

5

Контракт №1-05-2018 от 28.12.2017

До 31.01.2018/

31.06.2018

0

Лот № 5*

165650,80+183425,90+177563,40+183238,30+177563,40 = 887 441, 8

п. 4 ст. 93 Закона о закупках (без торгов)  

*Лот № 1 – «Шушенское – Майск», «Шушенское - Белозеровка», «Шушенское – Средняя Шушь»

*Лот № 2 – «Шушенское – Сизая», «Шушенское – Саянск – Шарып»;

*Лот № 3 – «Шушенское – В. Ключи», «Шушенское – Синеборск», «Шушенское – Н. Коя – Лыткино», «Шушенское – Казанцево», «Шушенское – Козлово»;

*Лот № 4 – «Шушенское – Труд»,  «Шушенское – Иджа», «Шушенское – Каптырево»;

*Лот № 5 – «Шушенское – Корнилово», «Шушенское – Ермолаево», «Шушенское – Ильичево».

Инициатором заключения контрактов, указанных в таблице №2 была Администрация.

При этом правовые основания для заключения указанных контрактов в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе отсутствовали.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определен перечень случаев, при которых осуществляется закупка у единственного поставщика, при этом такой способ является исключением, не относится к конкурентным и применяется в строго установленных случаях, к которым относится осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, плата пассажира остается в распоряжении перевозчика, а муниципальные маршруты являются субсидируемыми, следовательно, начальная (максимальная) цена контракта должна формироваться с учетом указанных субсидий (часть 7 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ) вследствие чего заключение контракта с единственным поставщиком по цене 0 рублей по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (ввиду непревышения суммы контракта ста тысяч рублей), является неправомерным.

Иных случаев, при которых возможна закупка у единственного поставщика, Администрацией не приведено.

Кроме того, исходя из положений действующего законодательства, единственным возможным законным способом входа на рынок регулярных муниципальных пассажирских маршрутных перевозок является заключение договора (контракта) с уполномоченным органом местного самоуправления – Администрацией Шушенского района Красноярского края, таким образом, существует административный барьер, преодолеть который при неконкурентном способе выбора перевозчика – закупки у единственного поставщика, безосновательно определенном Администрацией в качестве приоритетного, не представляется возможным.

Непроведение конкурентных процедур на право заключения договоров на организацию регулярных пассажирских муниципальных маршрутных перевозок и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить договор в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, поскольку хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения указанного договора, наличие которого является необходимым условием для входа на рынок пассажирских муниципальных перевозок по регулируемым тарифам.

В силу части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, создающие дискриминационные условия.

Ввиду изложенного, в действиях Администрации Шушенского района усматриваются признаки нарушения абзаца 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в непроведении публичных процедур на заключение контрактов об организации регулярных пассажирских перевозок, указанных у Таблице №2, что в свою очередь привело (могло провести) к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам в Шарыповском районе и создало необоснованные преимущественные условия деятельности на рынке перевозки пассажиров ГПКК «Краевое АТП».

При установлении признаков нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», Красноярское УФАС России, на основании статьи  39.1 ФЗ «О защите конкуренции», выносит предупреждение о необходимости устранения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается в целях пресечения неоконченного, либо длящегося или продолжаемого нарушения антимонопольного законодательства, поскольку содержит требование о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо в целях устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и принятия мер по устранению последствий такого нарушения.

Вместе с тем, срок действия контрактов, указанных в таблице №2,  истек 31.12.2018, Администрацией в январе-феврале 2019 проведены публичные процедуры на заключение контрактов об организации регулярных пассажирских перевозок, установленное Комиссией при рассмотрении настоящего дела нарушение является оконченным, что исключает возможность применения мер антимонопольного реагирования (в том числе выдачи предупреждения) в отношении Администрации Шушенского района.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 16, 23, 39.1, 41, 48, ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного  законодательства

РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 122-16-18, возбужденному в отношении Администрации Шушенского района Красноярского края и ГПКК «Краевое АТП» по признакам нарушения  абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Предупреждение Администрации Шушенского района Красноярского края о необходимости устранения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение является оконченным.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения. 

 

 

Председатель Комиссии

                                                                                                   <...>

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны