Письмо №ИС/21888/23 РЕШЕНИЕ № 024/01/10-1551/2022 от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

024/01/10-1551/2022

 

30 ноября 2023 года г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2023 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 024/01/10-1551/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Сергань И.А., заместитель руководителя управления, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела, Блинцова А.С., главный специалист-эксперт контрольного отдела (далее - Комиссия), рассмотрев дело 024/01/10-1551/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Эталон-Сити» (ИНН 2465326256, 663020, Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Кооперативная, д. 2А, строение 1) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 024/01/10-1551/2022 возбуждено приказом Красноярского УФАС России № 175 от 23.06.2022 по признакам нарушения ООО «Эталон-Сити» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании ООО «Эталон-Сити» платы за предоставление услуг водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования Солонцовский сельсовет без установленных тарифов, посредством применения тарифов, утвержденных для АО «КЭК».

Определением от 05.07.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 назначено на 17.08.2022 в 15:00. К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика – ООО «Эталон-Сити» (ИНН 2465326256, 663020, Красноярский край, Емельяновский район, пгт. Емельяново, ул. Кооперативная, д. 2А, строение 1), в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: Министерство тарифной политики Красноярского края (660049, г. Красноярск, пр. Мира, 10), Администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (663020, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 1-2).

Определением от 17.08.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 12.10.2022 в 15:00.

Определением от 12.10.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 15.11.2022 в 15:00, срок рассмотрения дела продлен до 05.04.2023.

Определением от 15.11.2022 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 17.01.2023 в 15:00.

Определением от 17.01.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 16.02.2023 в 15:00.

Определением от 16.02.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 04.04.2023 в 15:00.

Определением от 04.04.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 15.05.2023 в 15:00.

Определением от 15.05.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 20.06.2023 в 11:00.

Определением от 20.06.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 02.08.2023 в 15:00.

Определением от 02.08.2023 рассмотрение дела № 024/01/10-1551/2022 отложено на 21.09.2023 в 15:00.

Определением от 28.09.2023 рассмотрение дела отложено на 16.11.2023 в 15:00.

Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, ООО «Эталон-Сити» уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые идентификаторы 80080989073772, 80080989073789 соответственно).

Рассмотрение дела состоялось 16.11.2023 в присутствии представителя ООО «Эталон-Сити» Маленкова О.В., действующего на основании доверенности № 02/23 от 11.01.2023.

Ввиду необходимости анализа информации, представленной ООО «Эталон-Сити», Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении дела до 20.11.2023 до 12:00.

Согласно части 2 статьи 46 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства после перерыва в ее заседании продолжается с того момента, на котором оно было прервано.

После перерыва, на рассмотрение 20.11.2023 дела № 024/01/10-1551/2022 явился представитель ООО «Эталон-Сити» Маленков О.В., действующий на основании доверенности № 02/23 от 11.01.2023. Иные лица в рассмотрении дела участие не приняли.

В ходе рассмотрения дела №024/01/10/1551/2022 Комиссией установлено следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Жданова В.А., направленное депутатом Законодательного собрания Красноярского края Глисковым А.А. (вх. № 2892 от 17.02.2022), на действия ООО «Эталон-Сити», выразившиеся в установлении завышенной, по мнению заявителя, цены, на организацию водоснабжения частного сектора в п. Солонцы (далее – Заявление).

При рассмотрении Заявления гр Жданова В.А. от Министерства тарифной политики Красноярского края (вх. № 7896 от 04.05.2022) поступила информация о том, что ООО «Эталон-Сити» в адрес Министерства с заявлением об установлением тарифов на подвоз воды и на «прочие виды услуг» не обращалось.

Согласно информации, представленной администрацией Емельяновского района, система централизованного водоснабжения п. Солонцы представляет собой магистральные и квартальные сети водоснабжения, присоединенные к системе централизованного водоснабжения г. Красноярска. Централизованным водоснабжением обеспечены следующие улицы: Новостроек, Молодежная, Виноградная, Высотная, Весенняя, Кирпичная, Лучистая, Школьная, Северная, Светлая, Полевая, Нефтяников, Нагорная, Дубовичкого, Дружная, Домашняя, Гаражная.

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 30.07.2021 № 348 (далее – Постановление), гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения, предназначенной для транспортировки и подачи питьевой воды собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений определено ООО «Эталон-Сити» (ОГРН 1192468028752, ИНН 2465326256, 660037, г. Красноярск, ул. Крайняя, 14 кв. 6), с 01.08.2021 (пункт 1 Постановления).

Пунктом 2 Постановления определена зона деятельности гарантирующей организации – п. Солонцы Емельяновского района Красноярского края (за исключением мкр. Новалэнд п. Солонцы).

В соответствии с пунктом 3 Постановления гарантирующей организации необходимо обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды потребителям на территории п. Солонцы Емельяновского района и работоспособность централизованной системы холодного водоснабжения.

Красноярское УФАС России инициировало дополнительную проверку в отношении администрации Солонцовского сельсовета и ООО «Эталон-Сити» на предмет формирования цены на оказание услуги по водоснабжению на территории п. Солонцы.

В адрес администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (исх. № 8179 от 18.05.2022), Министерства тарифной политики Красноярского края (исх. № 8178 от 18.05.2022), ООО «Эталон-Сити» (исх. № 8180 от 18.05.2022) направлены дополнительные запросы о представлении информации.

Согласно информации, предоставленной Министерством тарифной политики Красноярского края (исх. № 72/1529 от 26.05.2022; вх. № 9413 от 26.05.2022), по состоянию на 23.05.2022 ООО «Эталон-Сити» в адрес Министерства с заявлением об установлении тарифов на подвоз воды и прочие виды коммунальных услуг не обращалось.

Согласно информации, представленной Администрацией Солонцовского совета (исх. № 396 от 265.05.2022; вх. № 9418 от 26.05.2022), постановлением Солонцовского сельсовета от 09.09.2021 № 421 ООО «Эталон-Сити» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края и определена зона деятельности – территория муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (за исключением жилмассива «Новаленд», ДНТ «Малые Никитки» п. Солонцы) (пункт 1 указанного постановления).

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления гарантирующей организации рекомендовано:

- в своей деятельности по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения руководствоваться Законом о водоснабжении и водоотведении;

- обеспечить холодное водоснабжение абонентам объекты капитального строительства которых присоединены в установленном порядке к сетям водоснабжения, эксплуатируемым гарантирующей организацией;

- обеспечивать водоотведение абонентам объекты капитального строительства которых присоединены в установленном порядке к сетям водоотведения, эксплуатируемым гарантирующей организацией;

- заключить с абонентами осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановление № 348 от 30.07.2021 признано утратившим силу (пункт 3 указанного Постановления).

Согласно информации, представленной администрацией Солонцовского сельсовета ООО «Эталон-Сити» пользуется муниципальным имуществом (сети водоснабжения и водоотведения) на основании договора аренды муниципального имущества от 30.07.2021. Сторонами 01.08.2021 подписан акт приема-передачи имущества.

Пунктом 1.1 дополнительного соглашения к договору от 07.09.2021 определено, что администрация Солонцовского сельсовета передает, а ООО «Эталон-Сити» принимает во временное пользование муниципальное имущество: сооружение коммунального хозяйства (сети водопровода), сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), сооружение – канализационная насосная станция.

В силу пункта 1.3 дополнительного соглашения имущество предоставляется ООО «Эталон-Сити» во временное пользование с целью его технического обслуживания, для осуществления водоснабжения и водоотведения в п. Солонцы.

Сторонами 07.09.2021 подписан акт приема-передачи имущества (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 07.09.2021). Согласно указанному акту администрация Солонцовского сельсовета передает, а ООО «Эталон-Сити» принимает по договору аренды следующее недвижимое имущество:

- сооружение коммунального хозяйства – сети водопровода, протяженностью 11855,0 м,

с кадастровым номером 24:00:0000000:6019, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы;

- сооружение – канализационная насосная станция, площадью 25,2 кв.м, с кадастровым номером 24:11:0090104:1852, расположенное по адресу: Красняорский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Новая, 2А;

- сооружение канализации (канализация хозяйственно-бытовая), с кадастровым номером 24:11:0000000:17192, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы.

Согласно информации, представленной администрацией Солонцовского сельсовета ООО «Эталон-Сити» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению населению п. Солонцы с использованием централизованных систем по тарифам, установленным Министерством тарифной политики Красноярского края для АО «КЭК».

Оценка действий администрации Солонцовского сельсовета, связанные с передачей ООО «Эталон - Сити» в аренду муниципального имущества, а именно: объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, без проведения торгов, приведена в решении Красноярского УФАС России по делу № 024/01/15-3356/2021 (исх. № 2494 от 17.02.2022) и выданном на основании указанного решения предписанием (исх. № 2495 от 17.02.2022).

Решением Красноярского УФАС России по делу № 024/01/15-3356/2021 установлено следующее.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Законом, ограничивающим права собственника по распоряжению объектами водоснабжения и водоотведения, является Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Часть 3 указанной статьи предусматривает положение, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Ввиду указанного, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения и водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Передача объектов ЖКХ, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) которых превышает 5 лет, по договору аренды в пользование хозяйствующему субъекту действующим законодательством не предусмотрена.

Срок эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, переданных по договору аренды ООО «Эталон - Сити», согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, составляет более 5 лет.

Учитывая изложенное, Администрация не имела права передавать вышеуказанные объекты водоснабжения и водоотведения АО «КЭК» без проведения публичных процедур, в частности, конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка является недействительной по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка в соответствии со статьей 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Следовательно, договор аренды муниципального имущества от 30.07.2021, заключенный между Администрацией и ООО «Эталон – Сити», в нарушение требований законодательства, предъявляемых к объектам водоснабжения и водоотведения, в частности о необходимости их передачи по концессионному соглашению, являются ничтожными.

Таким образом, ООО «Эталон – Сити» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения, что предоставило необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынки водоснабжения и водоотведения в территориальных границах п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края.

По результатам рассмотрения дела № 024/01/15-3356/2021 администрация Солонцовского сельсовета признана нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части передачи в пользование ООО «Эталон – Сити» по договору аренды муниципального имущества от 30.07.2021 объектов водоснабжения и водоотведения, заключенному в нарушение требований законодательства, предъявляемых к объектам водоснабжения и водоотведения, в частности о необходимости их передачи по концессионному соглашению, что свидетельствует о предоставлении необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Эталон – Сити», ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на товарные рынки водоснабжения и водоотведения в территориальных границах п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, а именно в срок до 01.08.2022 Администрации надлежит:

- принять меры, направленные на возврат объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, переданных ООО «Эталон-Сити» по ничтожному договору аренды муниципального имущества б/н от 30.07.2021;

- с учетом того обстоятельства, что объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом ничтожного договора аренды муниципального имущества б/н от 30.07.2021, предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения п. Солонцы Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края и не могут находиться в казне муниципального образования, Администрации необходимо принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке указанного муниципального имущества коммунального назначения.

Как указано в пояснениях ООО «Эталон-Сити» (вх.№23072/23 от 14.11.2023) в связи с передачей централизованной системы водоснабжения, Администрацией Солонцовского сельсовета издано постановление от 30.07.2021 № 348 о наделении ООО «Эталон-Сити» гарантирующей организацией для централизованной системы п. Солонцы, за исключением мкр. Новалэнд, с 01.08.2021.

Как пояснило ООО «Эталон-Сити» (вх.№23072/23 от 14.11.2023), в связи с несогласованием порядка определения объема потребления воды, а также сточных вод, спор между ООО «КрасКом» и ООО «Эталон-Сити» был передан на рассмотрение Арбитражного суда Красноярского края, который не рассмотрен до настоящего времени (дело № АЗЗ-159/2022, объединенное дело за расчетные периоды с августа 2021 по август 2023 гг.).

В ходе оказания услуг водоснабжения в Общество начали обращаться абоненты мкр. Новалэнд п. Солонцы ул. Весенняя, Лесная, Пригорная, Парковая, Каминная, Еловая Аллея, с просьбой устранить аварийную ситуацию, при том, что в мкр. Новалэнд гарантирующей организацией являлось ООО «КрасКом».

ООО «Эталон-Сити», не являясь гарантирующей организацией на указанной территории, с сентября 2021 г. фактически осуществляло содержание и ремонт бесхозяйной водопроводной сети протяженностью 1 435 м., после чего Администрация Солонцовского сельсовета 25.07.2022 г. зарегистрировало право муниципальной собственности на данный участок бесхозяйного водопровода с кадастровым номером 24:11:0000000:27190.

Также в ходе оказания услуг в Общество начали поступать обращения жителей с просьбой устранить аварийные ситуации и принять на себя содержание бесхозяйной водопроводной сети в мкр. СНТ «Ветерок» п. Солонцы, протяженностью 29700 м., и в мкр. квартал Надежды, протяженностью 1417 м., которые были поставлены Администрацией Солонцовского сельсовета на учет в качестве бесхозяйного имущества 23.08.2023.

Указанные водопроводные сети переданы Администрацией Солонцовского сельсовета по актам приема-передачи в ООО «Эталон-Сити» 17.10.2023.

До определения ООО «Эталон-Сити» гарантирующей организацией по водоснабжению в п. Солонцы, на указанной территории существовала практика ремонта бесхозяйных сетей, не переданных по акту приема – передачи гарантирующей организации, силами и средствами абонентов, присоединенных к соответствующему участку сети, поскольку гарантирующие организации ООО «КрасКом» и АО «КЭК» отказывались содержать и ремонтировать бесхозяйные водопроводные сети, которые им небыли переданы по акту приема-передачи.

В связи с тем, что после смены гарантирующей организации АО «КЭК» и ООО «КрасКом» на ООО «Эталон-Сити», абоненты отказались самостоятельно содержать бесхозяйные водопроводные сети, Общество вынуждено было обеспечить содержание и ремонт указанных сетей в целях обеспечения функционирования централизованной системы водоотведения п. Солонцы в целом в течении всего периода оказания услуг водоснабжения в п. Солонцы, хотя эти сети не были переданы Обществу по акту приема – передачи.

Таким образом, наряду с переданным по договору аренды участком централизованной системы водоснабжения протяженностью 11 855 м. (к/н 24:00:0000000:6019), Общество фактически содержало и ремонтировало вышеуказанные бесхозяйные водопроводные сети, не поставленные в качестве таковых на учет в Росреестр, и не переданных по акту приема-передачи, общей протяженностью (1 435 + 29700 + 1417 + 1500 + 4000) 38052 м., то есть более чем в 3 раза больше чем официально передано.

В долгосрочных параметрах регулирования и тарифе на водоснабжение, установленном Министерством тарифной политики Красноярского края Приказом от 17.12.2020 г. № 948-в была учтена протяженность центральной системы водоснабжения 11 855 м., годовой объем водоснабжения исходя из ежемесячного 33327,90 куб. м. Затраты на ремонт и содержание водопроводных сетей протяженностью 38052 м. при установлении тарифа АО «КЭК» небыли учтены.

ООО «Эталон-Сити» подготовлен проект инициативной концессии на участок водопроводной сети 11 855 м. (к/н 24:00:0000000:6019), включающий в себя расчет долгосрочных параметров регулирования, являющийся обязательным существенным условием концессионного соглашения, исходя из общей протяженности централизованной системы водоснабжения 107 000 м. и годового объема потребления воды исходя из среднемесячного 53 328 куб. м., с учетом переданных по актам приема – передачи бесхозяйных участков водопроводной сети, а также переданных ООО «КрасКом» и СНТ «Золотые Ключи» частных водопроводных сетей в аренду ООО «Эталон-Сити».

На дату представления ООО «Эталон-Сити» пояснений (вх.№23072/23 от 14.11.2023), разница между тарифом на водоснабжение АО «КЭК», установленным Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.2020 № 948-в, который ООО «Эталон-Сити» использует при начислении платы абонентам, и тарифом на водоснабжение ООО «КрасКом», установленным Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 16.11.2022 № 659-в, составляет (42,74 - 30,85) 11,89 руб./куб.м.

При начислении потребителям платы за коммунальные услуги до установления соответствующих тарифов ООО «Эталон-Сити», применяется размер тарифа на водоснабжение и водоотведение предыдущей ресурсоснабжающей организации АО «КЭК», в пределах периода его действия, в связи с тем, что ООО «Эталон-Сити» перешло имущество (водопроводные и канализационные централизованные сети), учтенное при формировании соответствующего тарифа, с использованием которого АО «КЭК» ранее осуществляло оказание коммунальных услуг.

В материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства от Министерства тарифной политики Красноярского края поступили дополнительные пояснения (вх.№21062-ЭП/23 от 19.10.2023), в которых указано, что до настоящего времени с заявлением и обосновывающими документами об установлении тарифов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края ООО «Эталон-Сити» не обращалось.

В связи с этим обязанность представить концесионное соглашение (иные документы, подтверждающие права владения объектами системы водоснабжения и водоотведения), актуализированную схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края на ООО «Эталон-Сити» Министерством не возлагалось.

При этом уполномоченный орган со ссылкой на Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения»), указал на необходимость при подаче заявления об установлении тарифа представления документов, подтверждающих законные основания владения объектами, в отношении которых осуществляются водоснабжения и водоотведения.

Рассмотрев материалы дела №024/01/10-1551/2022 Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение.

Пунктом 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

В силу пункта 1 части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод.

Пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что регулированию в сфере водоотведения подлежит тариф на водоотведение.

ФАС России в письме от 07.02.2019 № ВК/8443/2019 (вх. от 18.02.2019 № 680) в данной ситуации придерживается аналогичной позиции, ссылаясь на разъяснения Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 10 (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17).

Так, в соответствии с указанными разъяснениями завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе их предельных уровней, а также самостоятельное определение (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) таких цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т.п.) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, приводит или может привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей, а, следовательно, свидетельствует о нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения») (далее – Правила №406), тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию.

Подпунктом «а» пункта 17 Правил №406 установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Органом регулирования тарифов могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию;

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и подтверждающие отсутствие снижения надежности и качества водоснабжения (водоотведения) и нарушения требований, установленных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии);

о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования;

п) для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно водопроводных и (или) канализационных сетей, протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и (или) транспортировка сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года;

р) для гарантирующих организаций, в зоне деятельности которых имеются организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод, тарифы для которых устанавливаются с применением метода сравнения аналогов, - расчет размера удельных текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод;

с) копии документов и иная информация, подтверждающие соответствие собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям;

т) материалы, обосновывающие возникновение экономии расходов, достигнутой регулируемой организацией в соответствии с абзацем третьим пункта 67 Основ ценообразования в предыдущем периоде регулирования, и подтверждающие достижение регулируемой организацией плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и реализацию мероприятий, включенных в утвержденную инвестиционную программу (в том числе скорректированную в установленном порядке);

у) материалы, подтверждающие экономию расходов, достигнутую регулируемой организацией в соответствии с абзацем четвертым пункта 67 Основ ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 указанной статьи в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Как указывалось ранее, договор аренды муниципального имущества от 30.07.2021, заключенный между Администрацией и ООО «Эталон – Сити», в нарушение требований законодательства, предъявляемых к объектам водоснабжения и водоотведения, в частности о необходимости их передачи по концессионному соглашению, является ничтожным.

Следовательно, у ООО «Эталон – Сити» не возникло в силу закона право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Эталон-Сити» представлены документы, в том числе копии квитанций об оплате за услуги водоснабжения, подтверждающие применение ООО «Эталон-Сити» тарифа, утвержденного ранее для АО «КЭК», начиная с 2019 года.

Применение ресурсоснабжающей организацией тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем водоснабжения, водоотведения, действующим законодательством не предусмотрено, за исключением организаций-правопреемников, в отношении которых применяются тарифы, установленные для организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке (не до окончания срока действия тарифов) (пункт 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406).

Учитывая сложившуюся судебную практику (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2007 по делу № А10-1459/06-Ф02-393/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2010 по делу № А38-1911/2008, ФАС Московского округа от 11.11.2015 № Ф05-13390/2015 по делу № А41-83912/14, определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 № ВАС-10798/11), вопрос о стоимости регулируемой услуги, потребленной до установления органом регулирования соответствующего тарифа для конкретной организации, оказывающей коммунальные услуги, может быть разрешен в гражданско-правовом порядке, то есть по соглашению сторон, исходя из принципа соразмерности и экономической обоснованности понесенных на оказание услуг расходов.

При этом указанная стоимость может соответствовать, в том числе как величине тарифов, установленных для организаций, ранее эксплуатировавших объекты коммунальной инфраструктуры, с использованием которых осуществлялось ресурсоснабжение потребителей, так и величине тарифов, утвержденных для конкретной организации позднее, при условии, что не произошло существенного изменения экономических показателей, влияющих на обоснованность расходов по оказанию услуг.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

В силу вышеизложенного ООО «Эталон-Сити» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района.

Поскольку согласно подпункту «а» пункта 17 Правил №406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, с учетом ничтожности договора аренды муниципального имущества от 30.07.2021, ООО «Эталон Сити» не могло исполнить свою обязанность по обращению в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об установлении тарифов на оказание услуги по водоснабжению и водоотведению, так как заявление бы не соответствовало требованиям Правил №406 в части требований, установленных к форме заявления об установлении тарифа и документам, которые являются обязательными приложениями при обращении с таким заявлением.

Следовательно, независимо от обращения ООО «Эталон-Сити» в Министерство тарифной политики Красноярского края с заявлением об установлении тарифов с имеющимся пакетом документов, регулирующие тарифы Обществу не могли быть установлены.

Как указано ООО «Эталон-Сити» в представленных пояснениях (вх.№23072/23 от 14.11.2023), применение тарифа, установленного для АО «КЭК», учитывая, что протяженность обслуживаемых водопроводных сетей более, чем в 3 раза меньше при том же количестве абонентов, является для ООО «Эталон-Сити» убыточным.

Таким образом, убыточность деятельности свидетельствует о невозможности злоупотребления доминирующим положением, а само по себе занятие доминирующего положения не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 024/01/10-1551/2022 в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Эталон-Сити».

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края
ИНН 2411003107, ОГРН 1022400663670
ООО «Эталон-Сити»
ИНН 2465326256, ОГРН 1192468028752