Решение б/н Решение и предписание по делу № 114-16-10, возбужденному в о... от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство

 промышленности и энергетики

Красноярского края

660017, г. Красноярск,

ул. Ленина, 125

 

ООО «Дэстэни»

660115, г. Красноярск,

ул.  Норильская, 9 а

 

Некоммерческое партнерство  

    «Енисейская алкогольная ассоциация»

660053,   г. Красноярск,

ул. Марковского, 56

                                                                     

                                                                                         

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

«30» декабря  2010 г.                                                                                                    г. Красноярск

      

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на   заседании   Комиссии   16  декабря 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 30 декабря  2010 г.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии –  Деревягина О.Е. начальник контрольного отдела, Амосова Е.В, государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрела дело  № 114-16-10, выделенное из дела № 475-11-10 о нарушении антимонопольного законодательства. В качестве ответчиков в дело были привлечены некоммерческое партнерство «Енисейская алкогольная ассоциация (далее - НП «ЕАА»), Министерство промышленности и энергетики Красноярского края (далее  - Министерство).

Дело № 114-16-10 рассмотрено с участием представителей:

ООО «Сингл» - <…>  (доверенность № 43 от 15.12.2009 г.);

Министерства – <…> (доверенность от 26 апреля 200 г.)

ООО «Дэстэни»  - <…> (доверенность б/н от 11.01.2010 г.) и <…> (доверенность б/н от 11.01.2010 г.)

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

27.01.2005 года ряд хозяйствующих субъектов решил создать некоммерческое партнерство «Енисейская алкогольная ассоциация». На заседании общего собрания членов НП «ЕАА», состоявшемся 19.12.2005 года было принято решение об утверждении «знака качества НП «Енисейская алкогольная ассоциация».

Как следует из протокола № 1 общего собрания членов НП «ЕАА» от 06.03.2006 г. Члены партнерства большинством голосов решили с  апреля 2006 года перейти на использование знака «Гарантия качества».

В соответствии со свидетельством № 1816 о регистрации произведения – объекта интеллектуальной собственности от 27.06.2006 г., в ООО «Сибкопирайт» зарегистрирован объект интеллектуальной собственности – информационно-художественное произведение под названием: этикетка «Гарантия качества», автором которого является <...> .

Патент на промышленный образец № 65415 (этикетку самоклеящуюся «Гарантия качества») был получен НП «ЕАА», автором является <...>.

21 сентября 2008 г. между НП «ЕАА» и Государственным предприятием Красноярского края «Оптовый алкогольный центр» (далее - ГП КК «ОАЦ») было заключено соглашение № 3 на использование промышленного образца. В соответствии с вышеуказанным соглашением НП «ЕАА», являющееся владельцем патента (промышленный образец - этикетка самоклеящаяся «Гарантия качества»), на безвозмездной основе передает ГП КК «ОАЦ» право на использование вышеуказанного промышленного образца. На основании данного соглашения ГП КК «ОАЦ» получает право на изготовление и применение продукции с использованием этикетки самоклеящейся «Гарантия качества» (именуемой в соглашении в качестве Знака) в качестве знака соответствия в рамках Системы добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества».

Система добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества» зарегистрирована ГП КК «ОАЦ» 18 апреля 2006 года.

13 февраля 2009 года Министром промышленности и энергетики Красноярского края        Д.Г. Пашковым было подписано письмо № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке». В данном письме сообщается о выявленных фактах поставки в розничную продажу алкогольной продукции со стороны ООО «Дэстэни» с поддельным знаком «Гарантия качества». Кроме того  в письме указывается на то, что продукция не имеющая знака «Гарантия качества» может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан, содержать в себе вредные примеси, технические спирты и другие небезопасные вещества.

Как следует из письменных объяснений, полученных от министерства промышленности и энергетики Красноярского края (от 09.03.2010 г № 04-564), указанное письмо было размещено на информационном стенде в Министерстве, а информация, отраженная в письме, являлась лишь предположениями Министерства.

ООО «Дэстэни» представили письма, поступившие в адрес ООО «Дэстени» от хозяйствующих субъектов – контрагентов, согласно которым от работников Министерства поступали рекомендации о возврате алкогольной продукции ООО «Дэстэни» и о прекращении работы с указанным обществом (письмо от директора ООО «Мечта» <…>, письмо ООО «Виват» от 13.04.2009 г.; письмо ООО «Акцент» от 07.12.2009 г.; письмо ООО  «Татьяна» от 02.12.2009 г.; письмо Богучанского потребительского кооператива «Райкоопторг» от 19.10.2009 г.,  письмо ООО «Меркурий»).

Кроме этого из межмуниципального управления внутренних дел «Ачинское» получены объяснения хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией алкогольной продукции. Как следует из указанных объяснений работники Министерства при проведении проверок хозяйствующих субъектов  информировали о том, что ООО «Дэстэни» занимается реализацией некачественной продукции, и рекомендовали отказаться от сотрудничества с указанным обществом.

 Как следует из письменных пояснений  Министерства знак «Гарантия качества» системы добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества» - это обозначение, служащее для информирования  приобретателей о соответствии качества алкогольной продукции. Потребители Красноярского края, приобретая алкогольную продукцию с нанесенным на нее знаком, уверены в качестве и безопасности такой алкогольной продукции.

Также Министерством было отмечено, что в течение октября 2008 - января 2009 года, в том числе при проверках, проводимых сотрудниками отдела лицензирования и контроля Министерства, были выявлены неоднократные факты поставок в розничную продажу со стороны ООО «Дэстэни» алкогольной продукции с поддельным знаком «Гарантия качества».

Министерство подготовило обращение к лицензиатам именно с просьбой учитывать при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции информацию о том, что продукция с поддельным знаком может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан, содержать в себе вредные примеси, технические спирты и другие небезопасные вещества, так как не подвергалась проверке качества и безопасности в рамках СДС, но оклеена поддельным знаком.

Кроме этого Министерство отметило, что в соответствии с пунктом 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество, целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Фальсифицированной или не прошедшей проверку на качество и безопасность алкогольной продукцией может быть нанесен вред здоровью потребителей.

Относительно писем хозяйствующих субъектов о получаемых от сотрудников Министерства рекомендациях Министерство пояснило, что  БПК «Райкоопторг» осуществило возврат продукции в связи с тем, что в ходе проверки выявлено нарушение лицензионных требований и условий – а именно, отсутствует надпись на указанной продукции о пищевой ценности и о вреде при чрезмерном употреблении данной продукции. Алкогольная продукция поставляется ООО «Дэстэни» указанному лицензиату до настоящего времени. Следовательно, по мнению Министерства, заявление БПК «Райкоопторг» не соответствует действительности и не может являться доказательством по настоящему делу.

Как следует из объяснений Министерства, возврат поставщику алкогольной продукции был предложен ООО «Татьяна» сотрудниками Министерства при проведении контрольных мероприятий вследствие выявленных нарушений по данной продукции в части документов, подтверждающих легальность оборота. Министерство отрицает факт угроз со стороны сотрудников Министерства о проведении необоснованных проверок. ООО «Дэстэни» была возвращена продукция, на которую были представлены товарно-сопроводительные документы, составленные с нарушением установленных требований.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы дела и пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции;

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными указанным Федеральным законом марками не допускается.

Статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ установлен перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон «О техническом регулировании») добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Согласно статье 22 Федерального закона «О техническом регулировании» система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.01.2004 № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» сведения о лице (лицах), создавших систему добровольной сертификации, о правилах функционирования системы добровольной сертификации, знаке соответствия и порядке его применения включаются в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации.

В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 25.12.2007 № 570 сведения о зарегистрированных системах добровольной сертификации, содержащиеся в едином реестре, включают в себя сведения о знаке соответствия системы добровольной сертификации, а именно изображение знака соответствия, применяемого в системе добровольной сертификации и сведения о порядке его применения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что созданная ГП КК «ОАЦ» система добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества», прошедшая государственную регистрацию, предусматривает применение знака соответствия «Енисейская гарантия качества». Именно данным знаком соответствия может оклеиваться продукция, прошедшая добровольную сертификацию в рамках системы. Применение какого-либо иного знака системой добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества» не предусмотрено.

Однако Комиссией установлено, что при прохождении добровольной сертификации в ГП КК «ОАЦ» продукция, прошедшая такую сертификацию, оклеивается знаком «Гарантия качества». При этом продукция оклеивается непосредственно самим заявителем, а не органом по сертификации. Следовательно, правильность оклейки алкогольной продукции зависит от добросовестности и внимательности лица, прошедшего добровольную сертификацию.

Таким образом, довод Министерства о том, что продукция оклеенная знаком «Гарантия качества», который подтверждает прохождение продукции проверки на соответствие качеству в рамках системы добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества», не может представлять угрозу жизни и здоровья потребителей алкогольной продукции, не соответствует действительности.

Прохождение сертификации в рамках системы «Енисейская гарантия качества» должно носить добровольный характер, однако Министерством при проведении проверок контролируется наличие знаков «Гарантия качества» на алкогольной продукции и более того, проверяется их подлинность.

Рекомендации Министерства о продаже алкогольной продукции оклеенной знаком «Гарантия качества» и о необходимости отказываться от сотрудничества с ООО «Дэстэни» могут повлечь для хозяйствующих субъектов, занимающихся розничной реализацией алкогольной продукции  ограничение выбора контрагентов, осуществляющих поставки алкогольной продукции.

Довод Министерства о том, что хозяйствующими субъектами ООО «Дэстэни» возвращалась продукция не соответствующая требованиям действующего законодательства, по мнению Комиссии, не свидетельствует об отсутствии устных рекомендаций от сотрудников Министерства о необходимости продажи алкогольной продукции, оклеенной знаком «Гарантия качества» и об информировании о продаже ООО «Дэстэни» некачественной продукции.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими  субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия, рассмотрев пояснения сторон, представленные в рамках заседания Комиссии по рассмотрению дела № 114-16-10, пришла к выводу об отсутствии признаков нарушения  ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях Министерства и НП «ЕАА» в связи с тем, что кроме полученных объяснений, свидетельствующих о том, что НП «ЕАА» обратилось в Министерство с просьбой довести информацию до розничных продавцов о том, что продукция именно с поддельным знаком может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан, отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о наличии нарушения ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».  

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Министерства и НП «ЕАА» состава правонарушения, предусмотренного статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Министерства нарушения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Действия Министерства по распространению письма и по даче устных рекомендаций могли привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам, поскольку прохождение добровольной сертификации и, следовательно, оклейка алкогольной продукции знаком соответствия носит добровольный, а не обязательный характер. Распространение сведений о том, что продукция не оклеенная знаком «Гарантия качества» может представлять угрозу для здоровья и жизни граждан, содержать в себе вредные примеси, технические спирты и другие небезопасные вещества, может создать препятствия для реализации алкогольной продукции хозяйствующим субъектам не проходящим добровольную сертификацию в ГП КК  «ОАЦ» и не получающим знак  «Гарантия качества».

Кроме этого, устные рекомендации, полученные хозяйствующими субъектами, занимающимися розничной реализацией продукции от сотрудников органа, к полномочиям которого отнесено осуществление в установленном порядке лицензирования, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции, о необходимости реализации алкогольной продукции, оклеенной знаком «Гарантия качества», может ограничить  для приобретателей товаров выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, лишь теми, кто реализует алкогольную продукцию, оклеенную знаком «Гарантия качества».                                                                                                                                                                                                                                                                                  

На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4      

статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство промышленности и энергетики Красноярского края нарушившим   п. 2 ч. 1 ст. 15 и п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».  

2.  Выдать Министерству промышленности и энергетики Красноярского края предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство,  выразившихся в  распространении письма от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке» и даче устных рекомендаций воздерживаться от договорных отношений по поставкам алкогольной продукции с ООО «Дэстэни», которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В этих целях Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит:

1. В срок до 01.03.2011 отозвать письмо от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке»  и информацию об отзыве письма  от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке» довести до его адресатов способом, не запрещенным законодательством Российской Федерации.

             2. С момента получения предписания запретить сотрудникам министерства давать рекомендации хозяйствующим субъектам воздерживаться от договорных отношений по поставкам алкогольной продукции с ООО «Дэстэни».

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  Е.Л. Лужбин

Члены Комиссии                                                                                                         О.Е. Деревягина

                                                                                                                                    Е.В. Амосова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство промышленности и энергетики

Красноярского края

 

660017, г. Красноярск,

ул. Ленина, 125

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ N 114-16-10 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

"30" декабря 2010 г.                                                                                                         г. Красноярск

 

Комиссия Красноярского УФАС России по  рассмотрению  дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии –  Деревягина О.Е. начальник контрольного отдела, Амосова Е.В, государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании  своего  решения  от  "30"  декабря 2010 г. по делу N 114-16-10 о нарушении Министерством промышленности и энергетики Красноярского края (660017,  г. Красноярск, ул. Ленина, 125) пунктов 2 и 5части 1статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство,  выразившиеся в  распространении письма от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке» и даче устных рекомендаций воздерживаться от договорных отношений по поставкам алкогольной продукции с ООО «Дэстэни», которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В этих целях Министерству промышленности и энергетики Красноярского края надлежит:

1. В срок до 01.03.2011 отозвать письмо от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке»  и информацию об отзыве письма  от 13.02.2009 г. № 04-0144 «О ситуации на алкогольном рынке» довести до его адресатов способом, не запрещенным законодательством Российской Федерации.

             2. С момента получения предписания запретить сотрудникам министерства давать рекомендации хозяйствующим субъектам воздерживаться от договорных отношений по поставкам алкогольной продукции с ООО «Дэстэни».

3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                                                    Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии:                                                                                                               О.Е. Деревягина

     

                                                                                                                                              Е.В. Амосова

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны